Жанр: стихотворение
Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
"В бурю"
Главные герои стихотворения "Бабушка и внучек" и их характеристика- Внучек. Любознательный, добрый, послушный. Очень хотел в школу.
- Бабушка. Милая, ласковая, отпускает внука с наказом.
План пересказа стихотворения "Бабушка и внучек" - Мальчик в углу.
- Предложение поиграть.
- Хороший день.
- Предложение гостинца.
- Подозрения старушки.
- Предложение подарка.
- Купи сумку.
- Рассказ о школе и учителе.
- Божие внушение.
- За сумкой.
Главная мысль стихотворения "Бабушка и внучек"Каждый должен учиться и учиться с радостью.
Чему учит стихотворение "Бабушка и внучек"
Стихотворение учит стремиться к знаниям. Учит любознательности и пытливости.
Отзыв на стихотворение "Бабушка и внучек"
Мне понравилось это стихотворение и понравилось, как настойчиво внук уговаривает старую бабушку отпустить его в школу. Ему понравилось то, что он видел в школе. Его заинтересовали слова учителя. Мальчик понял, что мир огромен и прекрасен, и захотел больше узнать об окружающем его мире.
Мне понятно это стремление, я и сама очень люблю узнавать новое.
Анализ стихотворения "Бабушка и внучек"
Стихотворение написано Алексеем Плещеевым в 1878 году.
Тема: стремление к учёбе.
Жанр: бытовая лирика.
Стихотворение построено в форме диалога старушки и её маленького внука.
Бабушка любит мальчика и проявляет беспокойство, видя его грусть и непонятную задумчивость. Она пытается заставить мальчика пойти поиграть на улице, ведь стоят последние тёплые дни уходящего лета, предлагает угощения и подарки. Но мальчик мечтает о школьной сумке.
Он делится с бабушкой сокровенной мечтой - он хочет учиться в школе. И рассказывает, как слушал через окно слова учителя, как видел других детей, увлечённо что-то рисующих в тетрадках. И как ему самому нестерпимо захотелось в школу.
И бабушка благословляет внука.
Это стихотворение является одновременно гимном любви к знаниям, и советом молодому поколению не проводить время в беспечных играх и забавах, а уже сейчас подумать о своём будущем.
Стихотворный размер: хорей.
Рифмовка перекрестная: АВАВ, где нечетные строки написаны белым стихом.
Средства художественной выразительности в стихотворении "Бабушка и внучек"
Эпитеты: кудрявый мальчик, благодатного денёчка, дальними морями, злыми, страшными зверями, картинок распрекрасных, глазки бойкие, морщинистую шею, тёмным людом, резвый мальчик.
Метафоры: на лице забота, взгляд устремился, клонит ветер, будет на орехи,
Сравнения: свет - ученье.
Олицетворения: глядят лукаво, стоят морозы
Пословицы к стихотворению "Бабушка и внучек"
Ученье - свет, неученье - тьма.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Век живи, век учись.
Добро того учить, кто слушает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Бабушка и внучек"
Бабушка вязала чулок и с подозрением косилась в угол, где молча стоял маленький кудрявый мальчик.
Наконец старушка не выдержала. Она предложила внуку поиграть в саду с сестрёнкой, пока стоит хорошая тёплая погода.
Внучок лукаво улыбнулся.
Старушка стала предлагать ему виноград, а потом забеспокоилась, не набедокурил ли мальчик. Может он уже сам взял виноград без спросу, или задул свечи перед образами?
Мальчик отвечал, что был послушным. Бабушка предлагает ему выбрать подарок и мальчик просит школьную сумку.
Бабушка смеется и предлагает лучше сказку рассказать. Но мальчик упрям и рассказывает, как шёл мимо школы и остановился послушать рассказы учителя.
Тот говорил о дальних странах, о далёком прошлом, а потом все стали петь. Учитель втащил мальчика через окно и тоже заставил петь.
Бабушка говорит, что это божий знак и ведёт мальчика покупать сумку.
Читать стихотворение "Бабушка и внучек", текст
Под окном чулок старушка
Вяжет в комнатке уютной
И в очки свои большие
Смотрит в угол поминутно.
А в углу кудрявый мальчик
Молча к стенке прислонился;
На лице его забота,
Взгляд на что-то устремился.
«Что сидишь всё дома, внучек?
Шёл бы в сад, копал бы грядки
Или кликнул бы сестрёнку,
Поиграл бы с ней в лошадки.
Кабы силы да здоровье,
И сама бы с вами, детки,
Побрела я на лужайку;
Дни такие стали редки.
Уж трава желтеет в поле,
Листья падают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!
Присмирел ты что-то, Ваня,
Всё стоишь сложивши ручки;
Посмотри, как светит солнце,
Ни одной на небе тучки!
Что за тишь! Не клонит ветер
Ни былинки, ни цветочка.
Не дождёшься ты такого
Благодатного денёчка!»
Подошёл к старушке внучек
И головкою курчавой
К ней припал; глаза большие
На неё глядят лукаво…
«Знать, гостинцу захотелось?
Винных ягод, винограда?
Ну поди возьми в комоде».
—
«Нет, гостинца мне не надо!»
— «Уж чего-нибудь да хочешь…
Или, может, напроказил?
Может, сам, когда спала я,
Ты в комод без спросу лазил?
Может, вытащил закладку
Ты из святцев для потехи?
Ну постой же… За проказы
Будет внучку на орехи!»
— «Нет, в комод я твой не лазил;
Не таскал твоей закладки».
— «Так, пожалуй, не задул ли
Перед образом лампадки?»
— «Нет, бабуся, не шалил я;
А вчера, меня целуя,
Ты сказала: «Будешь умник —
Всё тогда тебе куплю я…»»
— «Ишь ведь память-то какая!
Что ж купить тебе? Лошадку?
Оловянную посуду
Или грабли да лопатку?»
— «Нет! уж ты мне покупала
И лошадку, и посуду.
Сумку мне купи, бабуся,
В школу с ней ходить я буду».
— «Ай да Ваня! Хочет в школу,
За букварь да за указку.
Где тебе! Садись-ка лучше,
Расскажу тебе я сказку…»
— «Уж и так мне много сказок
Ты, бабуся, говорила;
Если знаешь, расскажи мне
Лучше то, что вправду было.
Шёл вчера я мимо школы.
Сколько там детей, родная!
Как рассказывал учитель,
Долго слушал у окна я.
Слушал я — какие земли
Есть за дальними морями…
Города, леса какие
С злыми, страшными зверями.
Он рассказывал: где жарко,
Где всегда стоят морозы,
Отчего дожди, туманы,
Отчего бывают грозы…
И ещё — как люди жили
Прежде нас и чем питались;
Как они не знали бога
И болванам поклонялись.
Рисовали тоже дети,
Много я глядел тетрадок, —
Кто глаза, кто нос выводит,
А кто домик да лошадок.
А как кончилось ученье,
Стали хором петь. В окошко
И меня втащил учитель,
Говорит: «Пой с нами, крошка!
Да проси, чтоб присылали
В школу к нам тебя родные,
Все вы скажете спасибо
Ей, как будете большие».
Отпусти меня! Бабусю
Я за это расцелую
И каких тебе картинок
Распрекрасных нарисую!»
И впились в лицо старушки
Глазки бойкие ребёнка;
И морщинистую шею
Обвила его ручонка.
На глазах старушки слёзы:
«Это божие внушенье!
Будь по-твоему, голубчик,
Знаю я, что свет — ученье.
Бегай в школу, Ваня; только
Спеси там не набирайся;
Как обучишься наукам,
Тёмным людом не гнушайся!»
Чуть со стула резвый мальчик
Не стащил её. Пустился
Вон из комнаты, и мигом
Уж в саду он очутился.
И уж русая головка
В тёмной зелени мелькает…
А старушка то смеётся,
То слезинку утирает.