28.11.2023

Джек Лондон "На берегах Сакраменто", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "На берегах Сакраменто"

Автор: Джек Лондон.

Название: "На берегах Сакраменто".

Жанр: рассказ.

Число страниц: 12.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Малыш Джерри. Мужественный и очень смелый мальчик. Добрый и отзывчивый.

Второстепенные герои

  • Холл. Сторож на руднике. Старик, который любит охоту.
  • Спиллен. Фермер. Торопливый, самоуверенный, неосторожный.
  • Жена Спиллена. Молчаливая.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Отец Джерри уехал в Сан-Франциско, а Холл ушёл на охоту.
  2. Спилленам надо было срочно попасть на другой берег реки и они уговорили Джерри.
  3. Спиллены сели в вагонетку канатной дороги, но она застряла на полпути.
  4. Джерри осмотрел барабаны и понял, что дело в пустой вагонетке.
  5. Под дождём и ветром он добрался по тросу до вагонетки и починил её.
  6. Он был горд, тем, что сделал доброе дело.

Главная мысль

Помогая другим, забываешь о собственных страхах.

Чему учит

Учит не торопиться и не совершать необдуманных поступков; быть смелыми и мужественными, помогать попавшим в беду.

Краткий отзыв

Этот рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление. Его герой - мальчик Джерри проявил небывалое мужество, настоящий героизм, когда рискуя собственной жизнью спас глупых торопливых фермеров, которые не хотели подождать хорошей погоды и взрослых.

Мне не понравилось, что Спиллен не слушал голос разума и рисковал своей жизнью и жизнью жены. А ведь он мог также как Джерри добраться до другой, более надёжной канатной дороги и спокойно перебраться на другой берег. В итоге чуть не погибли сами Спиллены и чуть не погубили мальчика. Лишь благодаря героизму и самоотверженности Джерри трагедии удалось избежать.

Автору очень удался динамизм рассказа, когда читатель словно видит события своими глазами и сопереживает герою.

Пословицы

Хороша помощь вовремя.
Кто храбр и стоек - десятерых стоит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Смелость города берёт.
Поспешишь - людей насмешишь.

Краткое содержание, пересказ рассказа "На берегах Сакраменто"

Старый Джерри долгое время был моряком, но потом услышал песню про богатства Сакраменто и переехал туда. Он стал работать на руднике "Золотая греза", помог соорудить канатную дорогу через реку Сакраменто, а потом остался при ней сторожем, когда рудник закрылся.

У Старого Джерри был сын - Малыш Джерри, а его жена давно умерла.

В тот день Малыш Джерри был один. Отец уехал в Сан-Франциско решать вопросы с наследством умершего брата. Мальчик весело напевал песню, когда пришёл Холл - сторож на соседнем руднике "Жёлтый дракон", где также была канатная дорога.

Холл сообщил, что идёт охотиться на оленя в каньон Колченогой коровы. Джерри предупредил Холла о дожде, но тот не боялся промокнуть.

Холл ушёл, и вскоре действительно начался сильный ливень с ветром.

В такую непогоду в дом Джерри ввалились фермеры Спиллены. Они были в отчаянии. Отец жены Спиллена был при смерти после несчастного случая в шахте, и им срочно нужно было на тот берег.

Узнав, что ни Старого Джерри, ни Холла нет и не будет, Спиллен стал уговаривать мальчика самому переправить их на тот берег. Джерри упирался, но не смог устоять перед уговорами.

Он посадил супругов в вагонетку и велел им крепко держаться за края, чтобы не выпасть при порывах ветра. Потом отправил вагонетку в путь на другой берег. Стена дождя вскоре скрыла вагонетку из глаз.

Неожиданно канат дёрнулся и остановился. Пустая вагонетка качалась в 250 футах от Джерри. Где-то под дождём также стояла и раскачивалась вагонетка в фермерами.

"На берегах Сакраменто", рисунок

Джерри пришёл в отчаяние и не знал, что делать. Он осмотрел барабан, который крутил канат, но тот был в порядке. Мальчик решил, что дело в барабане на другом берегу.

Джерри добежал до рудника "Жёлтый дракон" и там по канатной дороге без проблем переправился на другой берег. Он добрался до барабана и увидел, что он также в порядке. Дело было в вагонетках.

Джерри смог докричаться до Спиллена и попросил его проверить колёсики вагонетки. Спиллен ответил, что с ними всё в порядке. Проблема была в пустой вагонетке.

Джерри было жутко страшно, но он не колебался ни минуты. Из верёвки он соорудил петлю, в которую уселся сам и стал руками перебирать по тросу. Он прополз мимо вагонетки со Спилленами и мужчина посоветовал мальчику быть осторожным, раскаиваясь, что сам навлёк на себя беду.

Наконец Джерри добрался до пустой вагонетки и увидел, что одно колесико сорвалось с троса и заклинило его. С помощью молотка и гвоздя Джерри сумел починить вагонетку, забрался в неё и доехал до дома.

Он не видел Спилленов, но знал, что они также благополучно оказались на другом берегу. Джерри переполняла гордость, он понимал, что сделал доброе дело и жалел лишь о том, что отец не видит его.

Непонятные слова и выражения

Уснула непробудным сном - умерла.
Старый Свет - Европа.
Ёкнуло сердце - стало тревожно.

23.11.2023

Носов Е. "Радуга", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Радуга"

Автор:  Носов Евгений Иванович.

Название: "Радуга".

Жанр: рассказ.

Число страниц: 8.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Автор. Добрый и наблюдательный человек.
  • Евсейка. Мальчик 10 лет. Не по годам серьёзный, но романтик, верящий в чудо.

Второстепенные герои

  • Деревенский парнишка. Попал под горячую руку Евсейке.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. На станции автор познакомился с Евсейкой, и тот предложил подвезти автора.
  2. Шёл дождь, они ехали укутавшись в дождевики, и автор задремал.
  3. Проснулся он от толчка мальчика - тот указывал на радугу.
  4. Радуга была огромной, яркой и совсем рядом, в соседней деревне.
  5. Евсейка погнался за радугой, но та уходила всё дальше.
  6. Автор объяснил мальчику, что радугу не догнать, но Евсейка ему не поверил.

Главная мысль

Всегда надо верить в чудо.

Чему учит

Рассказ учит верить в чудеса; не отступать перед трудностями; бороться до конца; быть романтиками.

Краткий отзыв

Мне очень понравился этот добрый и немного грустный рассказ. Грустным он мне показался из-за того, что мальчик Евсейка радугу не поймал, хотя очень старался. Так человек всю жизнь гонится за какой-нибудь мечтой, но та всё равно остаётся недостижимой. А добрым я назвала рассказ потому, что он пронизан ощущением чуда, чуда природы, которое всегда остаётся с нами, которым можно любоваться, не пытаясь поймать.

Пословицы

Поживи на свете - погляди чудес.
Чудные чудеса - радугой небеса.
Без мечты не проживёшь.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Каждый человек стремится к счастью.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Радуга"

С Евсейкой автор познакомился на маленькой железнодорожной станции. Стояла осень. Шёл дождь. Автор сошёл с поезда и искал укрытие от дождя на станции.

Там он увидел парнишку в дождевике, который пил чай, закусывая бубликом.

Они разговорились и автор узнал, что мальчика зовут Евсейка, что ему минуло 10 лет и он отвозил брата на станцию.

Узнав, что автору нужно на Свободинскую МТС, Евсейка предложил подвезти. Он вышел к коновязи, осмотрел телегу и лошадь. Потом дал автору дождевик, которым укрывался брат. Автор сел на телегу и они поехали.

Всё ещё шёл мелкий дождь, а Евсейка нахваливал родные места, говоря что летом здесь благодать и отдыхающие приезжают из самой Москвы.

Постепенно автор задремал под шум дождя, а потом его разбудил Евсейка. Мальчик возбуждённо показывал на радугу, которая встала над рекой Тускарь и упиралась другим концом в сады какой-то деревеньки. Радуга была огромная и яркая. Такой радуги автор не видел даже летом.

Носов "Радуга", рисунок

А потом Евсейка заметил, что радуга движется. Один её конец всё также упирался в реку, а второй набежал на село, и дома в деревне зажглись золотом и багрянцем.

Евсейка неожиданно поворотил лошадь и погнал её напрямик к радуге, через поле, заросшее клевером. Но чем быстрее они скакали, тем быстрее радуга уходила прочь. И автор остановил расстроенного мальчика. Он объяснил, что радугу невозможно догнать, даже на автомобиле или самолёте.

Евсеёка не хотел верить автору, и когда они вкатили в деревню, стал осматривать стены домов, ища следы радуги. Он даже спросил местного парнишку про радугу, но тот ответил, что радуга здесь не проходила.

Евсейка назвал парнишку слепой тетерей и в сердцах хлестнул свою лошадь.

Непонятные слова и выражения

Куща - группа деревьев, небольшой лес.
Хлюпкая - раскисшая, с лужами, грязь.
Вожжи - верёвки для управления лошадью.

19.11.2023

Мирнев В. "Ночью", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Ночью"

Автор: Мирнев Владимир Никанорович.

Название: "Ночью".

Жанр: рассказ.

Число страниц: 12.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Костя. Юноша, окончивший 10 класс, 18 лет. Застенчивый, влюблённый, совестливый. Испугался, но сам себя наказал.
  • Харлампий, дядя Кости. Был мальчику вместо отца. Простой, деревенский мужик.

Второстепенные герои

  • Марья Кузьминична. Двоюродная тётка Кости. Городская, суетливая, гостеприимная.
  • Уля, мать Кости.
  • Евдокия, жена Харлампия.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Костя и Харлампий поехали в райцентр в магазин и в гости к родственникам.
  2. Нади, в которую был влюблён Костя, не было, и этот визит не доставил ему радости.
  3. На обратном пути на них напали волки, и Костя убежал, бросив Харлампия.
  4. Харлампий залез на дерево и дождался помощи, которую позвал Костя.
  5. Он сильно обморозился, но пришёл в себя и хотел выпороть Костю.
  6. Но Костя сам наказал себя муками совести, и Харлампий простил его.

Главная мысль

Один раз поступив плохо, второй раз не захочешь.

Чему учит

Учит смелости; не бросать друзей в беде; не стыдиться своих родных ни при каких обстоятельствах; не считать себя лучше других; раскаиваться в своих ошибках и не повторять их.

Краткий отзыв

Мне понравился этот рассказ про мальчика Костю, который перепугался и бросил в беде дядю, человека, который любил его как родного сына. На меня произвело огромное впечатление описание страданий Кости, когда он понял, что натворил. Костя сильно раскаивался, мучился стыдом и готов был понести любое наказание во искупление своей вины. И мне понравилось, что мудрый Харлампий понял состояние юноши и не стал его наказывать. Он знал, что совесть - лучший палач человека, и что Костя больше никогда не бросит другого человека в беде.

Пословицы

Совесть без зубов, а загрызёт.
В ком есть стыд, в том и совесть.
Была вина, да прощена.
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познаётся в беде.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Ночью"

Рано утром Костя и Харлампий выехали из Кутузовки в районный центр Шербакуль. Они ехали на лошадях по заснеженной, укатанной машинами дороге.

В райцентре они первым делом зашли в магазин. Костя мечтал о пыжиковой шапке, но все они были ему малы. Харлампий предлагал сшить ему шапку из мерлушки, но Костя с досадой отмахивался.

Харлампий купил подарков жене, а Косте новую зажигалку - в утешение. Потом они поехали в гастроном и там купили сладостей для родственников - двоюродной Костиной тётки Марьи Кузьминичне и её дочери Наденьке.

Подъезжая к дому тётки, Костя наставлял Харлампия вести себя хорошо, по-городскому и много не говорить. Он мечтал увидеть Наденьку.

Но Наденьки дома не было. У неё заболели почки и она с бабушкой уехала на курорт. Марья Кузминична усадила гостей за стол и всё рассказывала про болезнь дочери. Харлампий, которому было жарко, постепенно разделся до майки, несмотря на неудовольствие Кости.

Костя был хмур и тётка заподозрила, что он влюблён в Наденьку. Но Костя сумел отвертеться.

Вскоре гости собрались домой. Но уже выезжая из райцентра, Харлампий вспомнил, что не наколол куме дров. Они вернулись и кололи дрова до самых сумерек.

Домой они ехали в темноте. Харлампий услышал лай собак и рассказал, как одного мужика задрали волки, когда его пёс в страхе убежал. Костю поразил этот случай, а Харлампий предложил показать то роковое место и свернул с дороги.

На углу леса лошади забеспокоились. Выскочили волки. Костя в страхе заколотил лошадь ногами и она помчалась прочь, не разбирая дороги. 

Мирнев В. "Ночью", рисунок

Всю дорогу Костя в страхе оглядывался назад. Только подъехав к дому, он успокоился и вспомнил о Харлампии.

Харлампия не было. Косте стало невыносимо стыдно, что он бросил дядю одного с волками. Он не находил себе оправдания. Костя забежал в дом и поднял тревогу. Через десять минут три сына Никанора мчались к лесу на лошадях, а следом бежал с ружьём ошалевший от стыда Костя.

***

Оставшись один, Харлампий попытался ускакать, но волки окружили и повалили лошадь. Харлампий задавил своим весом волка, вырвался и залез на дерево. Волки смотрели на него и жрали лошадь.

Харлампий долго сидел на берёзе, сильно замёрз. Но вот из села прискакали верховые. Волки разбежались. Костя увидел целого Харлампия и выстрелил в Луну из двух стволов.

Дома Харлампия стали согревать и растирать его жена Евдокия и мать Кости. Пальцы на ногах Харлампия стали совсем чёрными.

Харлампий храбрился, говоря, что сильнее замёрз, когда искал отца Кости. Тот замёрз насмерть.

Но вот Харлампий вспотел и объявил, что простуда прошла. Он встал и спросил, отец ли он Косте. Ульяна ответила, что он мальчику вместо погибшего отца. Тогда Харлампий позвал Костю в сарай.

Он хотел выпороть Костю в наказание и юноша признал это наказание справедливым. Он крикнул: "Бей!" и заплакал.

Харлампий сказал, что не будет, потому что Костя сам себя наказал.

Мальчик всё плакал и теперь уже Харлампий просил у него прощения. Он тоже заплакал, но от радости, что такое больше не повторится.

Непонятные слова и выражения

Заиндевевших - покрытых инеем.
Пыжиковая шапка - из меха оленя.
Мерлушка - шкура ягнёнка.
Окоченел - замёрз.

15.11.2023

Чехов А. "Пересолил", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Пересолил"

Автор: Чехов Антон Павлович.

Название: "Пересолил".

Жанр: юмористический рассказ.

Число страниц: 4.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Смирнов Глеб Гаврилович, землемер. Трусливый человек.
  • Клим, возница. Простой мужик, здоровый, но совершенно безобидный.

Второстепенные герои

  • Жандарм, ленивый.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Чтобы добраться до нужной усадьбы Смирнов нанял возницу, здорового мужика.
  2. Они ехали по полю, вокруг была глушь и Смирнову стало страшно.
  3. Чтобы Клим не напал на него, Смирнов стал рассказывать страшные истории про себя.
  4. Про то, что у него три револьвера, что он много разбойников одолел и прочие.
  5. Когда Смирнов сделал вид, что достаёт револьвер, Клим перепугался и убежал в лес.
  6. Два часа звал его Смирнов, чтобы продолжить дорогу, и едва убедил, что не душегуб.

Главная мысль

Чтоб другого напугать, достаточно и самому бояться.

Чему учит

Учит не видеть во всех разбойников; не бояться и не пугать других; не хвастать.

Краткий отзыв

Меня очень насмешил этот рассказ про землемера, который так боялся быть ограбленным, что до смерти запугал смирного возницу. Я пришла к выводу, что невозможно постоянно жить в трусости, нужно смело смотреть в лицо опасностям, тем более, что они часто существуют лишь в нашем воображении.

Пословицы

Волков бояться - в лес не ходить.
Страхов много, а жизнь одна.
Трус и таракана принимает за великана.
Не страшись, да и не хвались.
Пуганная ворона и куста боится.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Пересолил"

Землемер Смирнов прибыл на станцию "Гнилушки". Ему нужно было в далёкое имение и он спросил у жандарма почтовых лошадей. Жандарм посоветовал поискать мужиков.

Землемер нанял здорового и угрюмого мужика, и с трудом залез в телегу, не совсем понимая, где у той зад, а где перёд.

Они неспешно двинулись, хотя Клим, так звали мужика, обещал, что кобылка ещё разгонится.

Смеркалось. С одной стороны было бескрайнее поле, с другой - то ли стога сена, то ли деревня. Землемеру стало страшно. Он подумал, что такому здоровяку, как Клим, достаточно его пальцем тронуть, чтобы вышибить душу.

Тогда он стал врать. Рассказал про три револьвера, которые взял с собой на случай нападения. Поведал о разбойниках, одного из которых убил, а двух отправил на каторгу. Клим вздрагивал всей спиной и не оборачивался.

Чехов "Пересолил", рисунок

А землемер разошёлся не на шутку. Он рассказал, что все судьи его друзья, что за его поездкой следят урядники. Тут начался лес. Кобылка побежала быстрее. Это ещё сильнее напугало землемера. Он потребовал придержать лошадь, говоря, что его должны догнать четыре товарища, все с револьверами.

После этого землемер сделал вид, что достаёт револьвер, чтобы показать Климу. Этого Клим не выдержал, вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще леса. Он кричал "Караул!".

Землемер растерялся и стал звать Клима. Он уже думал, что придётся ночевать в тёмном лесу, как Клим слабо отозвался. Землемер стал убеждать, что пошутил из страха, что он не разбойник и мёрзнет.

Клим вернулся и землемер пристыдил его - чего испугался. Клим признался, что едва не умер от страха.

Они поехали дальше, и больше дорога и Клим не казались землемеру опасными.

Непонятные слова и выражения

Межевание - определение границ участка.
Сермяга - грубый кафтан.
К чёрту на кулички - далеко, неизвестно куда.
Окаянный - плохой, проклятый.
Реприманд - неожиданность.
Целковый - рубль.

09.11.2023

Нестор "Принятие христианства на Руси", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к отрывку "Принятие христианства на Руси"

Автор: Нестор.

Название: отрывок из "Повести временных лет" "Принятие христианства на Руси".

Жанр: летопись.

Число страниц: 8.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Владимир. Князь Киевский. Мужественный, честный, решительный.
  • Анна. Сестра царей Византии. Верная христианка.

Второстепенные герои

  • Цари Византии. Боялись Владимира.
  • Анастас. Житель Корсуни.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Долго не мог взять Владимир город Корсунь, пока не помог ему Анастас.
  2. Отвел Владимир воду от города и сдались защитники.
  3. А Владимир решил принять христианство и потребовал руку сестры царя Византии.
  4. Отправили к Владимиру царевну Анну и крестился Владимир в Корсуни.
  5. А вернувшись в Киев, велел сжечь идолы, а Перуна в реку бросить.
  6. А на следующий день крестились все жители в Днепре и радовался Бог.

Главная мысль

Истинная вера помогает править и творит добро.

Чему учит

Учит слушать умные советы; держать слово; ответственности; принимать непростые решения; не отступать от выбранного пути.

Краткий отзыв

Это очень интересный рассказ о том, как принял крещение князь Владимир и как он крестил Русь. Мне понравились решительность и упорство князя, который раз приняв какое-то решения не отступал, пока не выполнит его. На меня произвело впечатление поругание, которое оказал Владимир Перуну. Мне показалось это действие жестоким, ведь этому богу молились многие. Но история показала, что Владимир сделал правильный выбор, который помог Руси стать великой.

Пословицы

Мы русские - с нами Бог!
С верой нигде не пропадёшь.
Бог полюбит, так не погубит.
На Бога положишься, не облажишься.
Богом пойдёшь - до блага дойдёшь.

Краткое содержание, пересказ летописи "Принятие христианства на Руси"

В году 988 осадил Владимир город Корсунь, но долго не мог его взять. Его воины насыпали насыпь, но корсунцы раскапывали её. Но потом корсунец Анастас послал Владимиру стрелу, в которой посоветовал отвести от города воду. Владимир дал слово, что если этот план сработает, он примет христианство.

Он отвёл воду от крепости и её жители сдались.

А Владимир послал царям Василию и Константину в Византию письмо, в котором потребовал руки их царственной сестры. Опечалились цари, но решели выполнить требование, если Владимир примет христианство.

Владимир сказал, что в том и его желание. Тогда цари уговорили Анну отправиться в Корсунь к Владимиру.

Когда Анна приплыла в Корсунь, Владимир болел. У него ничего не видели глаза. Анна сказала, что как только Владимир крестится, его болезнь пройдёт. Владимир крестился и болезнь прошла.

Поставил Владимир церковь в Корсуни, а сам отправился в Киев. Корсунь же вернул грекам в качестве выкупа за царицу.

крещение Руси, рисунок

В Киеве Владимир велел изрубить и сжечь идолы, а Перуна привязать к хвосту коня и волочить до реки. Так Владимир сделал, чтобы наказать беса, который в этом облике обманывал людей.

Перуна бросили в Днепр и он уплыл за пороги, пристав к берегу там, где ныне находится Перунова отмель.

Владимир же велел всем людям идти завтра к реке. С радостью отправился народ на Днепр и вошёл в воду. Там были все: попы, князья, бояре, простой народ во множестве. Крестились они и была радость на небе. А дьявол стенал и рыдал от горя.

Владимир же обратился к Богу, прося укрепить веру этих людей, и поставил церковь Святого Василия на холме, где раньше стоял идол Перуна.

Стали его люди и в других городах ставить церкви, а детей отдавать в учение.

Непонятные слова и выражения

Перейми - отними.
Полон - плен.
Вено - выкуп.
Стеная - плача.

27.10.2023

Тэффи "Дедушка Леонтий", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Дедушка Леонтий"

Автор: Тэффи.

Название: "Дедушка Леонтий".

Жанр: рассказ.

Число страниц: 8.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Леонтий. Старик, бедный, добрый, никому не хочет мешать, мечтатель.
  • Валька и Гуля. Две сытые, ухоженные девочки. Любопытные.
  • Отец. Строгий, важный, сердитый.

Второстепенные герои

  • Эльвира Карловна. Гувернантка.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Девочки увидели на террасе странного старичка с узелком.
  2. Это был их дедушка, который пешком пришёл погостить.
  3. Дедушка отобедал со всеми, а потом подружился с девочками.
  4. Он мечтал о десяти рублях и о том, что купит табака.
  5. Но когда помещица дала дедушке денег, отец вышел из себя и велел вернуть деньги.
  6. Печальный и очень старенький дедушка ушёл.

Главная мысль

Своих родных нельзя забывать и бросать в старости.

Чему учит

Учит любить родителей, дедушек и бабушек; милосердию и состраданию; помогать малоимущим и беспомощным; не сердиться и не ругаться.

Краткий отзыв

Меня очень тронул этот простой рассказ о старике, который пришёл к дальней родне в надежде на гостеприимство и поддержку. Его не прогнали, нет, но помещик всем своим видом показывал пренебрежение к дедушке. А дедушка был такой славный! Подружился с девочками, дочками помещика, обещал им подарков. Но отец девочек стыдился старика, ему казалось, что бедность дедушки бросает тень на него. И он прогнал дедушку. А ведь мог просто помочь и принять в дом. Ведь дедушка был не чужим человеком. Мне стыдно за помещика, человека неблагодарного и чёрствого душой.

Пословицы

Не смейся над старым - сам стар будешь.
Старость не радость, не красные дни.
Всякая помощь хороша вовремя.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе тело питает и душу, и тело.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Дедушка Леонтий"

Валя и Гуля увидели на террасе незнакомого старичка. Они спросили о нём у Эльвиры Карловны и та недовольно объяснила, что это их дедушка Леонтий.

Странно было девочкам, что дедушка сидит один у грязных тарелок, что он пришёл пешком, а не на лошади, и они во все глаза смотрели на старичка.

Но вот подали обед и спустился отец девочек. Он небрежно поздоровался с дедушкой и пригласил его к столу. Дедушка робко сел на уголок, положив свёрток под стул. Дедушка осторожно ел суп и рассказывал, что пришёл от помещицы Крышкиной, которая строит новую мельницу. Он говорил быстро и пугливо.

После обеда дети стали расспрашивать Эльвиру Карловну про дедушку. Оказалось, что он не родной брат другого их дедушки, а по матери. Что дедушкин зять отобрал у дедушки дом.

Девочки вышли к дедушке, который на крыльце разговаривал с собачкой. Они заинтересовались разговором и вскоре увлечённо слушали рассказ про всех соседских собак.

Потом разговор перешёл на детей. Дедушка рассказал про платья, шалости и китайский танец мальчика Коли. Даже предложил станцевать его. Стало весело.

На другой день дети совсем подружились с дедушкой и доверили ему свои мечты. Валька хотела пояс с пряжкой и скакалку, Гуля тоже. Дедушка рассказал, что Крышкина обещала дать ему десять рублей. Он мечтал о табаке, которого давно не курил. И пообещал купить девочкам пояса и банку сардинок.

Тэффи "Дедушка Леонтий" рисунок

Четыре дня они мечтали, а на пятый с утра дедушка ушёл. На следующий день утром дедушку привезли на бричке. Он был весел и сразу стал хвастать десятью рублями.

Отец внезапно рассердился. Он закричал и заругался. А потом отобрал деньги и велел отвезти их назад Крышкиной. Отец называл дедушку приживальщиком и говорил, что он позорит семью.

Дедушка сидел виноватый и потерянный и вновь разговаривал с собакой. Увидев девочек, он смутился и стал торопливо говорить, что ему пора уходить, что его приглашали другие помещики.

Дедушка медленно уходил, а собачка проводила его до ворот и несколько раз тявкнула вслед.

Непонятные слова и выражения

Бричка - лёгкая повозка.
Моцион - прогулка для аппетита.
Приживальщик - человек, живущий за чужой счёт.
Сконфузился - смутился.


18.10.2023

Саша Чёрный "Люся и дедушка Крылов" краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Люся и дедушка Крылов"

Автор: Саша Чёрный.

Название: "Люся и дедушка Крылов".

Жанр: рассказ для детей.

Число страниц: 10.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Люся. Маленькая, но очень умная девочка из Парижа. Пытливая и наблюдательная. Добрая.
  • Крылов Иван Андреевич, баснописец. Добрый дедушка.

Второстепенные герои

  • Китайская фарфоровая собака. Важная и справедливая.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Девочке Люсе во сне приснился Крылов.
  2. Люся рассказала ему, как следует переделать басни.
  3. Крылов обещал снова прийти в воскресенье.
  4. В воскресенье Крылов рассказывал Люсе о Петербурге.
  5. Люся рассказала Крылову о новых изобретениях.
  6. Крылов ушёл, а Люся пожалела, что ничего ему не продекламировала.

Главная мысль

Времена меняются, а люди всегда остаются теми же.

Чему учит

Учит читать вдумчиво, разбираясь в мыслях автора; находить противоречия и предлагать неожиданные решения; верить в чудеса.

Краткий отзыв

Мне очень понравился этот смешной рассказ и его главная героиня - девочка Люся. Она была очень умной и находчивой, любила читать, но не верила написанному на слово, а проверяла изложенные факты. Мне нравится такой подход к чтению, потому что он помогает лучше понять мир, сделать собственные выводы. Я бы хотела быть такой же наблюдательной и пытливой, как Люся.

Пословицы

Книгу читай - разум набирай.
Знание - солнце, книга - окно.
Будешь книжки читать, будешь всё знать.
Старого учить - только портить.
Что стар, что млад.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Люся и дедушка Крылов"

Перед сном Люся любила думать о разном. Она думала о мышах и о Северном полюсе, который можно было бы растопить и засадить деревьями. Потом подумала о баснях и о морали. И уснула.

Люся открыла глаза и увидела добродушного старика. Она сразу его узнала, ведь он был точь в точь как на памятнике. Крылов сказал, что имя Люся очень подходит девочке, а Люся назвала его Василием Андреевичем.

Потом Люся стала рассказывать о баснях. Она сказала, что предлагала лисице в зоопарке сыр, но лиса отказалась есть сыр. Поэтому Люся предложила, чтобы Бог послал вороне кусок мяса.

Потом Люся рассказала, что лиса отказалась и от винограда. А потому предложила заменить виноград в басне на цыплят, которые прыгали бы по ветке.

Потом Люся рассказала, как Боря привязал к телеге собаку, гуся и котёнка. Но животные не смогли сдвинуть телегу. Поэтому Люся предложила в басне использовать вола, медведя и лошадь.

Затем Люся попеняла Крылову на разбитый медведем череп пустынника и предложила чтобы Мишка промахнулся. А пустынник объяснил бы медведю, что муху надо сгонять веточкой, а не булыжником.

Не забыла Люся и муравья, сказав, что ненавидит его за жестокость. Крылов признался, что муравей ему тоже не нравится, и он думает, что потом муравей всё-таки приютил стрекозу.

Фарфоровая собачка сказала, что Люся странная. Лисица у неё сыр не есть, а куклу она кормит супом, божью коровку запрягает в пушку, а Борю называет ослом.

Крылов прикрикнул на собачку и стал прощаться. Он пообещал, что придёт в воскресенье.

Саша Чёрный "Люся и дедушка Крылов", рисунок

В воскресенье Люся заснула и вновь увидела Крылова. Она сразу извинилась, что перепутала имя, ведь на самом деле Крылова зовут Иван Андреевич. А Василием Андреевичем звали Жуковского, чью балладу Люся читала перед сном.

Крылов в ответ рассказал, как ему приснился Зевс, устроивший ему экзамен по греческому языку. И когда Зевс спросил фамилию баснописца, тот дрожащим голосом сказал: "Иван Крылович Андреев.

Потом Крылов рассказал про пожары в Петербурге. Про каланчу, сигнальные шары, пожарных коней.

Люся удивилась и рассказала, что в Париже пожары тушат иначе. Про пожарные машины и телефон.

Теперь удивился Крылов. А Люся рассказала про аэроплан и граммофон. Она поставила пластинку и актёр стал читать басню "Квартет".

Крылов сильно удивлялся, но успокоился, узнав, что граммофон сам басни не сочиняет. Люся предложила ему по телефону вызвать пожарную команду, а Крылов спросил, можно ли вызывать китайского дракона.

Фарфоровая собачка попросила не трогать нашего дракона, Люся топнула ногой и проснулась.

Она очень корила себя за то, что не успела продекламировать Крылову ни одной басни.

Непонятные слова и выражения

Булонский лес - лес возле Парижа.
Консьержка - домашняя прислуга.
Воструха - непоседа.
Врозь - в разные стороны.
Сконфузился - смутился.
Каланча - пожарная башня.


13.10.2023

Короленко В. "Последний луч", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Последний луч"

Автор: Короленко Владимир Галактионович.

Название: "Последний луч".

Жанр: рассказ.

Число страниц: 8.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Автор. Человек любопытный, дотошный, интересующийся жизнью простого народа.
  • Старик Авдеев. Грамотный, усталый, доживающий жизнь.
  • Внук старика. Маленький мальчик, живой и любознательный.

Второстепенные герои

  • Ямщик. Один из жителей станка.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Будучи в Нойском станке автор познакомился с дедом и его внуком.
  2. Он вместе с ними провожал последний луч солнца, оставившего станок на всю зиму.
  3. Старик расспрашивал автора о Чернышове, говоря, что мальчик его внук.
  4. Автор знал генерала Чернышова, но тот жил в другое время и не был на Лене.
  5. Автор стал искать информацию и узнал о декабристе Черношове, но и тот не был в тех местах.
  6. Автор вспомнил легенду о декабристе, к которому приехала жена, а тот упал в пропасть.

Главная мысль

Плох тот народ, который не помнит о своём прошлом.

Чему учит

Учит хранить память о людях, которые делали историю, быть добрым, сострадательным и принимать жизнь такой, как она есть.

Краткий отзыв

Это очень трогательный рассказ, который так и остался без раскрытия основной интриги. Мы так и не узнали, кем же был мальчик, встреченный автором на берегах Лены. Но мне было жаль несчастного ребёнка, который целую зиму жил без солнца. Я не думала, что жить на севере так печально и трудно, и это описание произвело на меня сильное впечатление.

Пословицы

Помни своих, не забывай наших.
Доброму добрая память.
Доброе дело два века живёт.
Что мне золото - светило бы солнышко.
От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Последний луч"

Однажды автор заночевал в крохотном Нойском станке, что приютился в ущелье на берегах Лены. Мрачные то были места. По утрам приходили плотные туманы, вокруг росли лиственницы и редкие сосны. Вода реки была тёмной.

Утром автор проснулся и при свете лампы, стоящий на столе, увидел, как старик учил читать своего внука. Мальчик был необычным, с белыми волосами.

Он с трудом пробирался сквозь незнакомые слова, то и дело спрашивая у старика, что такое соловей или черёмуха. Автору стало жаль малыша, для которого единственной знакомой птицей была ворона.

Но мальчик спешил. Он с нетерпением ждал чего-то и торопил дедушку. Наконец, тот поднялся и вместе с внуком вышел из избы.

Автор решил посмотреть, чего же ждали местные. Он вышел и увидел, что старик и внук стоят на крыльце и смотрят на скалы на краю ущелья. Вскоре вершины скал стали гореть огнём - это всходило солнце. Оно осветило горы, лес и на краткий миг коснулось лучами воды в реке. Вода заиграла красками. Но солнце уже скрывалось.

В. Короленко "Последний луч", рисунок

Вокруг раздавались голоса соседей. Оказывается многие вышли посмотреть на последний в этом году луч солнца.

В избе автор стал расспрашивать старика. Тот признался, что сам местный, но внук не простого рода и носит фамилию Чернышов. Старик спросил автора про Чернышовых, и тот признался, что при Екатерине жил такой генерал, но он никогда не был в ссылке.

Старик сказал, что их Чернышов был грамотей, и детям велел за книгу держаться. А дочь старика вышла за Чернышова замуж. Но и дочь, и сам Чернышов умерли, оставив на старика двух маленьких детей - мальчика и девочку.

Вернувшись в Россию, автор провёл поиски Чернышова. Но никто ничего не знал о таком ссыльном. Даже найденный декабрист Чернышов никогда не был на Лене.

Автор подумал, что много жизней затерялось в Сибири, и много родов спустились со сверкающих вершин в холодные ущелья и туманные долины, чтобы навсегда исчезнуть.

Он вспомнил легенду о декабристе, жившем возле Якутска. Однажды он поднимался по крутой тропинке с дровами, а навстречу ему вышла жена, приехавшая в ссылку. Декабристу сделалось дурно и он упал в пропасть.

Непонятные слова и выражения

Станок - посёлок, селение.
Худосочность - тщедушность.
Божница - место для икон и свечи.
Третьеводни - три дня назад.
Кволый - слабый, хилый.
Изноем - погибнем, умрём.

08.10.2023

"Повесть об отроке тверского князя", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к "Повести об отроке тверского князя"

Автор: неизвестный автор.

Название: "Повесть об отроке тверского князя".

Жанр: повесть.

Число страниц: 8.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Отрок Георгий. Смиренный, почтительный, уважает князя
  • Ксения. Дочь пономаря, обладает ясновидением. Умная, весёлая, благочестивая.
  • Ярослав Ярославич. Князь Тверской, брат Александра Невского. Уверенный, с твёрдым характером, человек дела.

Второстепенные герои

  • Афанасий. Пономарь, отец Ксении.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Отрок хотел женится на дочери простого пономаря и князь дал своё согласие.
  2. Ксения знала, что её мужем станет не отрок, а князь.
  3. Князь на охоте гнался за своим соколом и приехал в деревню Ксении.
  4. Он увидел Ксению и женился на ней, а отрок ушёл странствовать.
  5. Три года странствовал отрок, а потом вернулся и попросил князя помочь строить монастырь.
  6. Князь помог построить монастырь, отрок стал монахом и скоро умер.

Главная мысль

Как Бог положил, так и будет, не людям противиться божьей воле.

Чему учит

Учит смирению и принятию своей судьбы.

Краткий отзыв

Мне понравилась эта древнерусская повесть про отрока и князя, которые полюбили одну девушку. На меня произвел большое впечатление дар предвидения, который проявила Ксения. Она знала, что Богом её предназначен в мужья князь, а не отрок. Мне было жаль разочарованного отрока, но мне понравилось, что он не стал мстить, а посвятил свою жизнь Богу. В этой повести нашло своё отражение вера простых людей в судьбу, в предназначение, от которого человеку не уйти.

Пословицы

Богу божье, а кесарю - кесарево.
Что позволено Юпитеру, не позволено быку.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Чему быть, того не миновать.
Суженый и на печи найдёт.

Краткое содержание, пересказ "Повести об отроке тверского князя"

Был у князя Ярослава Ярославича отрок Григорий, которого князь очень любил и часто посылал для сбора повинностей.

Случилось отроку жить в селе Едимоново у пономаря Афанасия. Увидел отрок дочь пономаря Ксению и сильно влюбился. Стал он просить пономаря отдать за него Ксению, но боялся пономарь гнева княжьего.

Однако, Ксения сказала отцу, чтобы он соглашался, потому что знала, что быть ей женой другого. Согласился Афанасий и решили молодые венчаться в церкви Дмитрия Солунского, тут же в селе.

Отрок вернулся к князю и попросил разрешения на свадьбу. Князь пытался отговорить отрока от неравного брака, но потом согласился. Он отправил отрока по реке в село, а сам поехал на охоту.

Накануне видел князь сон про сокола, который поймал ему удивительной красоты голубку, но значение этого сна не понял.

Достиг отрок пристани возле села, но Ксения не спешила его звать к себе - она ждала князя.

А князь целый день охотился и заночевал в поле. Ночью он снова увидел сон про голубку.

Отрок, не дождавшись Ксении, отправился к ней домой, и девушка посадила его за стол, говоря, что сейчас и настоящий жених придёт.

В это время, любимый сокол князя погнался за голубкой и сел на шпиль церкви, где должно было состояться венчание. Князь приехал в деревню, и узнав, что там находится его отрок, отправился к молодым.

повесть об отроке тверского князя, рисунок

Когда он вошёл в дом, Ксения сказала отроку пересесть, потому что пришёл настоящий жених, а он был только сватом. Князь увидел Ксению и влюбился. Он велел отроку искать другую невесту, а сам быстро обвенчался с Ксенией.

Опечаленный Георгий снял княжескую одежду, одел крестьянскую, и ушёл куда глаза глядят. Князь же возвратился в Тверь, где с большими почестями была принята его княжна.

Отрок странствовал три года и вернулся к Твери. Он уснул и увидел сон, в котором Богородица велела ему воздвигнуть на этом месте монастырь, для чего попросить помощи у князя.

Утром отрока нашли княжеские слуги и отвели к князю. Отрок рассказал про сон и князь помог ему построить монастырь, выделил игумена и монахов. Сам отрок принял постриг и имя Гурий. Вскоре он тихо скончался, а монастырь стали называть Отрочий.

Непонятные слова и выражения

Отрок - княжеский дружинник.
Дивился - удивлялся.
Увещевал - уговаривал.
Насад - речное судно.
Тешится - развлекается.
Кручина - печаль.



06.10.2023

Ушинский К. "Зима"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Константина Ушинского:
"Лето"

Главные герои рассказа "Зима" и их характеристика
  1. Зима, суровое время года.
План пересказа рассказа "Зима"
  1. Зима в России.
  2. Хвойные и лиственные деревья.
  3. Насекомые и птицы.
  4. Звери и домашние животные.
  5. Человек зимой.
  6. Нищие.
  7. Метели.
  8. Крещенские морозы.
Краткое содержание рассказа "Зима" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Зима в России очень холодная и реки замерзают.
  2. Лиственные деревья стоят голые, а хвойные зелёные.
  3. Насекомые погибают и прячутся, а перелётные птицы улетают на юг.
  4. Многие звери спят, а другие питаются запасами.
  5. Человек топит печи, но нищие замерзают.
  6. Самые сильные морозы случаются на Крещенье.
Главная мысль рассказа "Зима"
Хорошо зимой тому, у кого есть тёплый дом.

Чему учит рассказ "Зима"
Рассказ учит не бояться зимы, а заранее к ней готовится. Он знакомит читателя с особенностями зимней погоды, призывает к состраданию и милосердию.

Отзыв на рассказ "Зима"
Мне понравился этот рассказ о зиме. Автор рассказал, как встречают зиму деревья, насекомые, звери и птицы. Он описал особенности жизни человека зимой. И не забыл рассказать о тех, кто особенно нуждается в нашей помощи в это суровое время года.

Пословицы к рассказу "Зима"
В зимний холод всякий молод.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Готовь летом сани, а телегу зимой.
Зима не лето, в шубу одета.
Без шубы и валенок и зима без конца.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Зима"
Зимой дни короткие, а солнце едва греет. Поэтому зимы у нас холодные. Реки промерзают так, что по ним можно ходить. Всё укутывает снег и это хорошо. Потому что под снегом не вымерзают травы.
Деревья стоят без листвы, лес становится прозрачным. Только ели и сосны остаются зелёными. Это хвойные деревья.
Зимой нет насекомых. Некоторые погибают, другие прячутся далеко-далеко, как муравьи. Многие насекомые засыпают, а весной просыпаются. А птицы улетают на юг. Такие птицы называются перелётными. Но есть и птицы, которые остаются. Их называют оседлыми, зимующими.
Звери прячутся в норы и берлоги. Некоторые, как медведь, засыпают на всю зиму. Другие, как белка, не спят. Домашние животные спасаются в построенных человеком сараях.
Человек тоже готовится к зиме. Вставляет вторые рамы, топит печь, достаёт сани. По заснеженным дорогам вереницей тянутся обозы, мчатся почтовые тройки. Крестьяне нанимаются на работу на фабрики, а крестьянки прядут. Только дети весело играют и лепят снеговиков.
Весело зимой тем, кто сыт, у кого есть тёплый дом. Но несчастные, нищие и слепые страдают зимой. Пустите их согреться, накормите, дайте приют.
А ещё зимой бывают метели. Плохо тогда приходится путешественнику. Многие сбиваются с пути и замерзают в полях. А самые сильные, трескучие морозы случаются на Крещенье, потому их зовут крещенскими. В такие морозы трескаются брёвна и падают на лету птицы. Особо морозную зиму зовут лютой.

27.04.2023

Шекспир "Ромео и Джульетта"

Как заполнить читательский дневник к трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта"

Автор: Уильям Шекспир.

Название: "Ромео и Джульетта".

Жанр: трагедия.

Число страниц: 160 (издательство "Аркадия", 2021 год).

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Ромео Монтекки, безумно влюблённый юноша. Романтичный, добрый, честный.
  • Джульетта Капулетти, молодая красавица 13 лет. Верная, смелая, решительная.

Второстепенные герои

  • Меркуцио, друг Ромео, родственник герцога Вероны. Смелый и непримиримый.
  • Бенволио, друг Ромео. Разумный и осторожный.
  • Тибальд, племянник жены Капулетти. Горячий и агрессивный юноша.
  • Парис, граф, родственник герцога Вероны. Мечтает жениться на Джульетте.
  • Лоренцо, монах, знаток ядов, умный и опытный. Готов помочь молодым влюблённым.
  • Монтекки, Капулетти и их жены. Главы родов, старики.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Семьи Капулетти и Монтекки враждуют, и только воля герцога останавливает их от кровопролития.
  2. Ромео на празднике видит Джульетту, и молодые люди влюбляются друг в друга.
  3. Они тайно венчаются, но Ромео убивает Тибальда, мстя за смерть Меркуцио.
  4. Ромео изгоняют из города, а Джульетту заставляют выйти замуж за Париса.
  5. Джульетта с помощью Лоренцо имитирует свою смерть, но Ромео считает, что она умерла на самом деле.
  6. Он убивает Париса и принимает яд, а Джульетта, очнувшись, закалывается кинжалом.

Главная мысль

От поступков родителей всегда страдают их дети.

Чему учит

Учит не держать на сердце зла, не копить обиды, уметь прощать и жить в мире со всеми людьми. Учит не спешить, действовать с умом и осторожно, не принимать решения второпях. Учит не заставлять детей делать то, чего они не хотят, не относиться с пренебрежением к их чувствам.

Краткий отзыв

Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" была написана в 1595 году.

В центре сюжета история любви двух подростков, Ромео и Джульетты, принадлежащих к разным, враждующим между собой семьям. Вражда родителей заставляет детей пойти на смелое, но поспешное решение, что приводит к большой трагедии. Гибнут не только молодые влюблённые, но и многие их друзья, а родители остаются в страшном горе.

Автору удалось очень точно прописать характеры своих героев. Среди них пылкий и смелый Ромео, не менее отважная и решительная для своих лет Джульетта, горячие Меркукцио и Тибальд, для которых честь выше страха смерти, авторитарные родители, которые заботятся о себе больше, чем о нуждах своих детей.

Мне понравились поступки главных героев, несмотря на весь их юношеский максимализм. Ромео и Джульетта поступали по велению сердца, для них не было иного пути и они были честны друг перед другом. Принятый священный обет заставил их идти по выбранному пути навстречу гибели, но в надежде на великое счастье. Они заслуживают нашего уважения и преклонения.

Автор специально до предела обострил ситуацию, чтобы показать, как жестоки могут оказаться родители, не обращающие на детей должного внимания. И в этом актуальность этой трагедии в наши дни. Ведь и сейчас немалое число родителей подменяют своими мечтами мечты своих детей, делая последних несчастными.

Я всем рекомендую прочитать эту пьесу и разделить с её героями их любовь, надежду, боль и отчаяние.

Пословицы

Любовь зла, полюбишь и козла.
Муж и жена - одна сатана.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Кто не спешит, от того ничего не убежит.
Горячность мешает, спокойствие помогает.

Краткое содержание, пересказ трагедии "Ромео и Джульетта"

Действие 1

Верона. Две могущественные семьи находятся во вражде. Ругаются между собой их слуги, дерутся Бенволио и Тибальд. Только появление герцога Вероны останавливает драку. Он велит Капулетти явится к нему на суд и уводит Монтекки.

Монтекки спрашивает Бенволио о Ромео, но тот сам не знает, где его друг. Вскоре является Ромео и рассказывает Бенволио о любви. Ромео страдает, ведь его избранница Розалина дала обет безбрачия.

Старик Капулетти рассказывает Парису о красоте Джульетты и предлагает ему её в жёны. Потом даёт слуге записку с указанием пригласить указанных в ней людей.

Но слуга не умеет читать и просит прочесть записку подвернувшегося Ромео. Тот узнаёт о роскошном ужине, который хочет устроить Капулетти, и решает сходить туда.

Мать Джульетты предлагает дочери подумать о замужестве и на ужине посмотреть на Париса. Джульетта соглашается исполнить просьбу матери.

Ромео, Меркуцио и Бенволио в масках решают проникнуть на ужин к Капулетти. Ромео признаётся друзьям, что его терзают нехорошие предчувствия.

На празднике Ромео видит Джульетту и забывает о прошлой любви. Тибальд узнает его по голосу, но Капулетти останавливает племянника, не давая разгореться драке. Старик хвалит Ромео, как честного юношу.

На балу Ромео дважды целует Джульетту, ещё не зная её имени. Узнав, что она дочь Капулетти, он сильно переживает. Но и Джульетта, узнав, что целовалась с Ромео, боится, что полюбила врага семьи.

Действие 2

Ромео перелезает через стену сада и оказывается под балконом Джульетты. Он горячо говорит о своей любви, и слышит, как Джульетта объявляет о своих чувствах. Она готова отказаться от своей семьи, если Ромео не откажется от своей. Ромео открывается Джульетте и Луной клянется в своей любви. Но Джульетта не принимает клятву, данную именем изменчивого светила. Она отказывается от всяких клятв. Молодые люди долго не могут расстаться, а Джульетта обещает прислать за Ромео завтра утром.

Ромео приходит к монаху Лоренцо, большому специалисту по ядам, и признаётся в своей любви к Джульетте.

В это время Бенволио и Меркуцио ищут Ромео. Тибальд прислал тому вызов и юноши не сомневаются, что Ромео не станет увиливать от драки. Но Тибальд гораздо лучший фехтовальщик, чем Ромео и это беспокоит его друзей.

Кормилица Джульетта находит Ромео, и юноша просит передать возлюбленной, что будет её ждать в келье Лоренцо, чтобы тайно обвенчаться.

Кормилица возвращается к Джульетте и передает ей просьбу Ромео. Окрылённая Джульетта спешит в келью. В келье её уже ждут Ромео и Лоренцо.

Действие 3

На площади встречаются юные Монтекки и Капулетти. Тибальд начинает оскорблять Ромео, а тот отвечает кротко и со смирением, называя бывшего врага милым. Меркуцио не в силах слышать эти слова и выхватывает шпагу. Они начинают драться с Тибальдом, но Ромео разнимает их. Тибальд уходит, а Меркуцио обнаруживает царапину на руке.

Рана отравлена и Меркуцио умирает, обвиняя в своей смерти Ромео. Вновь появляется Тибальд и взбешенный смертью друга Ромео убивает его. Ромео бежит, а Бенволио рассказывает герцогу Вероны подробности смертоубийства. Герцог решает изгнать Ромео из города.

Джульетта, не зная о смерти кузена Тибальда, с нетерпением ждёт вечера и Ромео. Кормилица рассказывает о смерти Тибальда. Джульетта оплакивает изгнание Ромео и признаётся, что он уже три часа как её муж. Она просит кормилицу передать Ромео кольцо и попросить прийти проститься.

Ромео признаётся Лоренцо, что для него изгнание и разлука с Джульеттой хуже смерти. Лоренцо стыдит Ромео и обещает со временем выхлопотать у герцога прощение для него. Кормилица передаёт Ромео кольцо Джульетты.

Старик Капулетти решает обвенчать Джульетту с Парисом. Ромео всю ночь провёл с Джульеттой и ушёл лишь утром. Мать Джульетты хочет отравить Ромео, а Джульетта притворно соглашается помочь ей. Мать девушки объявляет дочери волю отца. Джульетта наотрез отказывается венчаться с Парисом.

Капулетти не хочет слушать дочь, настаивая на браке. Джульетта в отчаянии мечтает о смерти. Кормилица предлагает ей нарушить клятву и выйти за Париса. Джульетта гонит кормилицу прочь и отправляется к Лоренцо.

Шекспир "Ромео и Джульетта", иллюстрация

Действие 4

Лоренцо даёт Джульетте склянку и велит выпить её вечером. После этого девушка впадёт в состояние неотличимое от смерти. Её отнесут в склеп, куда монах приведёт Ромео. После этого молодые уедут из Вероны.

Вернувшись домой, повеселевшая Джульетта объявляет отцу о согласии на венчание. Она выбирает платья и украшения, а оставшись одна выпивает склянку.

Утром Джульетту обнаруживают бездыханной. Старик Капулетти в отчаянии рвёт на себе волосы и велит готовить погребальную церемонию.

Действие 5

Ромео в Монтуе ждёт вестей от Джульетты и вдруг узнаёт о её смерти. Ромео, не получив письма от Лоренца, принимает всё за чистую монету и покупает у аптекаря яд. Он отправляется обратно в Верону.

Лоренцо узнаёт, что его письмо Ромео не было отправлено, и торопится в склеп, пробуждать Джульетту.

Парис приходит к склепу Джульетты с цветами и видит Ромео. Они дерутся и Ромео убивает Париса. Обезумев от горя  Ромео принимает яд и умирает. Лоренцо опаздывает и видит уже трупы. Он будит Джульетту и девушка, увидев мёртвого мужа, целует Ромео, надеясь, что на его губах остался яд. Потом хватает кинжал и наносит себе удар.

Прибегает стража, приходит герцог и Капулетти. Они видят мёртвых. Приходит старик Монтекки, у которого только что умерла старушка-жена. Он видит мёртвого сына и обвиняет Ромео, что тот умер прежде него.

Герцог проводит расследование и со слов Лоренцо и из письма Ромео узнаёт правду. Старики Капулетти и Монтекки примиряются в общем горе. Они решают похоронить молодых супругов вместе и воздвигнуть Джульетте памятник из золота.


23.04.2023

Мольер "Мещанин во дворянстве"

Как заполнить читательский дневник к комедии "Мещанин во дворянстве"

Автор: Мольер, Жан-Батист Поклен.

Название: "Мещанин во дворянстве".

Жанр: комедия в пяти действиях.

Число страниц: 82 (издательство АСТ, 2022 год).

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Г-н Журден. Богатый мещанин, мечтающий о дворянстве, тщеславный, глупый.
  • Г-жа Журден. Его супруга. Умная и рассудительная женщина, которую достали сумасбродства мужа.
  • Люсиль. Их дочь. Кроткая и добрая красавица
  • Клеонт. Влюблён в Люсиль. Умный и находчивый молодой человек, плебей.
  • Доримена. Маркиза. Красивая и весёлая.
  • Дорант. Граф, влюблённый в Доримену. Большой шутник. Беден и пользуется деньгами Журдена.
  • Николь. Служанка Журдена. Бойкая на язык, независимая.
  • Ковьель. Слуга Клеонта. Хитрый и изворотливый.

Второстепенные герои

  • Учителя музыки, танцев, фехтования, философии. Пользуются доверчивостью Журдена. Непримиримы к мнению других учителей, заносчивы и задиристы.
  • Портной. Стремится обмануть Журдена и содрать с него больше денег.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Богатый мещанин Журден всеми силами старается походить на дворянина.
  2. Он отказывается выдать дочь за простолюдина Клеонта, мечтая выдать её за маркиза.
  3. Клеонт и Кавьель, заручившись поддержкой Доранта и Доримены, решают разыграть Журдена.
  4. Клеонт переодевается в сына турецкого султана, а Журдена производят в мамамуши.
  5. Журден велит дочери выйти за турка, а Люсиль, узнав Клеонта, соглашается.
  6. Г-жа Журден поддерживает шутников и Журден посылает за нотариусом.

Главная мысль

Не стыдись быть самим собой.

Чему учит

Учит не строить из себя того, кем не являешься, не слушать льстецов, не быть надменным и высокомерным. Учит гордиться тем, что имеешь, не хвастать, не строить из себя мудреца.

Краткий отзыв

Комедия "Мещанин во дворянстве" была написана Жан-Батистом Мольером в 1670 году по личному заказу короля Людовика XIV.

Людовика сильно обидело пренебрежение, которое высказали ему турецкие послы, и он потребовал от знаменитого драматурга высмеять османцев. Мольер принял заказ, но выполнил его по-своему. В его комедии досталось всем - и туркам, и дворянам-аристократам, и богатым купцам-мещанам. И лишь простые люди в этой комедии выглядят достойно и кажутся настоящими героями.

В этой комедии Мольер предстаёт перед нами настоящим новатором своего времени. Он писал классическую комедию, но при этом сознательно отступил от принятых норм и правил. Мольер сохранил единство места - дом Журдена, единство времени - действие развивалось на протяжении одного дня, и единство действия, которое развивается вокруг образа главного героя.

Но при этом отступлением от канонов стало внесение в комедию элементов народного театра - гротеск, балаган, тарабарщину. Такого до Мольера не делал никто. Да и сцены балета, добавленные по просьбе короля, также нарушают принципы классицизма

В результате комедия получилась по-сатирически острой и смешной. Мне очень понравилось, как достоверно автор изобразил Журдена, тщеславного до безумия человека. Журден богат и наверняка человек умный. Но стоит ему услышать о дворянстве - он совершенно теряет разум и творит одно безумие за другим.

Самое забавное, что таких как он сейчас стало ещё больше. После прочтения этой комедии мне стало казаться, что я живу среди Журденов: один старается казаться богатым, другой - крутым, третий - знаменитым и талантливым. Но все они просто тщеславные хвастуны.

Мне понравилось в комедии и сцена с тарабарщиной. Она вызывает искренний смех и подчеркивает безумие Журдена, воспринимающего всё неадекватно.

Мне очень понравилось это произведение, в котором автор высмеял тщеславие, чванство, лесть и многое другое.

Пословицы

Выше головы не прыгнешь.
Залетела птица выше своего полёта.
Выше себя не вырастешь.
Хвастливого от богатого не распознаешь.
Хотел чёрт на Луну влезть, да сорвался.

Краткое содержание, пересказ комедии "Мещанин во дворянстве"

Действие 1

Учителя музыки и танцев обсуждают Журдена и приходят к выводу, что он для них сущий клад. Они радуются его деньгам, но хотят привить ему немного вкуса.

Журден хвастает перед учителями новым халатом и пренебрежительно относится к песне, которую исполняет певица. Зато сам поёт ужасную песенку. Учителя танцев и музыки доказывают Журдену, что в мире нет ничего важнее их предметов.

Действие 2

Учитель фехтования начинает учить Журдена и нелестно отзывается о музыке и танцах. Между тремя учителями едва не завязывается потасовка. Приходит учитель философии и объявляет, что его наука стоит выше всех. Остальные учителя набрасываются на философа.

Философ пытается учить Журдена логике, физике, но тот просит научить его правописанию. Философ объясняет Журдену, как рождаются гласные звуки, и тот приходит в полный восторг. Потом учитель объясняет Журдену разницу между стихами и прозой и помогает написать письмо маркизе, в которую Журден влюблён.

Приходит портной и Журден примеряет вычурный костюм.

Действие 3

Николь смеётся над костюмом Журдена, а г-жа Журден называет мужа шутом. Журден сердится, ругается и пытается рассказать, что он узнал от учителя философии.

Приходит граф Дюрант и всячески расхваливает Журдена и его костюм. Он спрашивает, сколько уже должен Журдену денег, а потом берет в долг ещё.

Дюрант рассказывает Журдену о маркизе и о бриллианте, который он якобы передал маркизе от лица Журдена. Они договариваются о представлении, которое Журден хочет подарить маркизе. Дюрант сообщает, что уже придумал сценарий балета.

В это время г-жа Журден велит Николь позвать Клеонта, которому симпатизирует.

Клеонт с Ковьелем обсуждают коварство своих возлюбленных - Люсиль и Николь. Господин и слуга одинаково недовольны их вероломством и пренебрежением. Приходят Люсиль и Николь, влюблённые сперва ссорятся, потом мирятся. Г-жа Журден советует Клеонту просить руки своей дочери у Журдена.

Журден, узнав, что Клеонт не дворянин, отказывается выдавать за него Люсиль и объявляет, что его дочь станет маркизой. Г-жа Журден осуждает мужа, но тот её не слушает.

Кавьель предлагает сыграть с Журденом шутку и проучить его. Для этого им потребуются маскарадные костюмы.

Дорант приводит в дом Журдена Доримену и маркиза с удивлением наблюдает за попытками Журдена казаться величественным.

Мольер "Мещанин во дворянстве", иллюстрация

Действие 4

Граф, маркиза и Журден садятся обедать, появляется г-жа Журден. Она стыдит Журдена за траты, а графа за его потакание дурачествам мужа. Доримена в гневе убегает, граф за ней, а Журден ругает супругу.

Приходит переодетый Кавьель и объявляет, что знал отца Журдена и готов свидетельствовать, что тот был настоящим дворянином, а не купцом. Журден этим тронут и поражён.

А Кавьель объявляет, что сын турецкого султана влюблён в дочь Журдена. Кавьель говорит, что сын султана хорошо отзывался о Журдене и разговаривает тарабарщиной. Он добавляет, что сын султана скоро сам придёт в гости к Журдену.

Входит переодетый турком Клеонт и на тарабарщине требует, чтобы Журден готовил дочь к свадебному обряду. Кавьель выступает переводчиком. Журден убегает, а вернувшийся Дорант соглашается помочь Клеонту в его планах.

Появляются ряженые: муфтий, турки, дервиши. Они ведут бритого налысо Журдена, одетого турком, и поют полную галиматью про турка Джиурдина. Муфтий надевает на Журдена тюрбан, даёт саблю и объявляет дворянином. После это турки бьют Журдена саблями плашмя.

Действие 5

Г-жа Журден в шоке от вида мужа, она требует объяснений. Журден говорит, что он теперь мамамуши, то есть паладин. Г-жа Журден называет мужа балдой и решает, что тот рехнулся.

Приходят Дорант и Доримена и восторгаются Журденом. Тот знакомит их с сыном султана, потом зовёт Люсиль. Девушка отказывается выходит за турка, но вдруг узнает Клеонта и мигом меняет мнение.

Г-жа Журден наотрез отказывается выдавать дочь за турка, пока Ковьель не объясняет ей суть розыгрыша. Довольная г-жа Журден объявляет о своём согласии, все радуются, а Журден велит послать за нотариусом. Потом он сообщает Кавьелю, что отдаст за него свою служанку Николь.


21.04.2023

Драгунский В. "Как я гостил у дяди Миши"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Драгунского:
"Денискины рассказы"

Главные герои рассказа "Как я гостил у дяди Миши" и их характеристика
  1. Дениска. Добрый и любознательный мальчик. Ему всё интересно.
  2. Димка. Его двоюродный брат. Любит покушать и плохо учится.
  3. Ира Родина. Красивая девочка с большими глазами.
  4. Дядя Миша. Гостеприимный и весёлый.
План пересказа рассказа "Как я гостил у дяди Миши"
  1. Нежданные выходные.
  2. Приглашение дяди Миши.
  3. На поезде в Ленинград.
  4. Знакомство с Димкой.
  5. "Аврора" и кафе.
  6. Знакомство с Ирой.
  7. В Эрмитаже.
  8. Впечатления мальчика.
Краткое содержание рассказа "Как я гостил у дяди Миши" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На выходных дядя Миша взял Дениску в Ленинград.
  2. Дениска с братом Димой ходили к "Авроре" и кушали в кафе.
  3. Утром к Диме пришли девочки, чтобы помочь с уроками.
  4. Ребята вместе пошли в Эрмитаж, а Дениске очень понравилась Ира.
  5. Полный впечатлений Дениска вернулся в Москву.
  6. Он забыл взять адрес Иры, чтобы написать ей письмо.
Главная мысль рассказа "Как я гостил у дяди Миши"
Путешествия дарят множество положительных эмоций.

Чему учит рассказ "Как я гостил у дяди Миши"
Рассказ учит любить путешествовать, наслаждаться историческими памятниками и произведениями искусства. Учит знать историю. Учит ничего не забывать и везде успевать. Учит гостеприимству.

Отзыв на рассказ "Как я гостил у дяди Миши"
Мне очень понравился этот рассказ о путешествии Дениски в Ленинград. Мне понравилось, что мальчик много знал об истории страны, о знаменитых художниках, что он много читал. Поэтому, то, что он видел в музеях, было ему понятно и близко. Мне понравилось, что Дениска такой влюбчивый. Это говорит об его открытости и доброте. Он легко находит новых друзей.

Пословицы к рассказу "Как я гостил у дяди Миши"
Гость не много гостит, да много видит.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Наш пострел везде поспел.
Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто больше видел.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Как я гостил у дяди Миши"
Однажды у Дениски выпала целая неделя внеплановых каникул - все учителя в школе заболели.
Когда об этом узнал дядя Миша, он обрадовался и стал уговаривать Денискину маму отпустить мальчика в Ленинград. Мама поупиралась, но отпустила.
Дениска с дядей Мишей на поезде поехали в Ленинград и были там уже утром. Потом Дениска познакомился со своим братом Димкой, который очень любил пельмени.
Дядя Миша ушёл на работу, а Димка повёл Дениску на экскурсию.
Мальчики посмотрели Неву и крейсер "Аврору". Потом зашли в кафе и вкусно поели. Они ещё погуляли, а когда вернулись домой, Димка предложил ещё покушать и сходить в "Эрмитаж". Но Дениска очень устал и лёг спать.
Утром пришли две девочки, которые подтягивали отстающего Димку. Одна из девочек, Ира Родина, очень понравилась Дениске. У неё были очень большие глаза.
Девочки позанимались с Димкой, а потом ребята все вместе пошли в Эрмитаж.
Дениске очень понравилось в музее. Особенно он был впечатлён картиной Эль Греко. А на египетских вазах у людей были такие же большие глаза, как у Иры.
Потом Дениска с Димкой побывали ещё во многих интересных местах и музеях. Дядя Миша свозил их даже в Царское село.
Вернувшись домой в Москву, Дениска с упоением рассказывал о своих впечатлениях и об Ирочке Родиной. Он хотел написать ей письмо, но забыл взять адрес. Но Дениска решил, что напишет Димке, а тот перешлёт ему адрес девочки.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Как я гостил у дяди Миши"