31.03.2020

Драгунский В. "Надо иметь чувство юмора"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Надо иметь чувство юмора" и их характеристика

  1. Дениска. 7 лет. Ученик 1 класса. Добрый, умный, веселый. Любит мечтать и фантазировать.
  2. Мишка. Его друг. Забавный озорник, веселый и хитрый.
  3. Папа. Добрый, умный, все понимающий.

План пересказа рассказа "Надо иметь чувство юмора"

  1. О лемурах и упражнении
  2. Смешные ошибки
  3. Задача про яблоки и компот
  4. Папина задача
  5. Обида Дениски
  6. Покоритель целины
  7. Извинения

Кратчайшее содержание рассказа "Надо иметь чувство юмора" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики переписывали упражнение и сделали много ошибок.
  2. Дениска задал задачу про яблоки и компот.
  3. Папа рассказал задачу про ленивого мальчика.
  4. Дениска обиделся, спрятался и стал мечтать о целине.
  5. Папа нашел его за одеждой и сказал, что пошутил.
  6. Дениска понял, что надо иметь чувство юмора, и перестал обижаться.

Главная мысль рассказа "Надо иметь чувство юмора"
Надо уметь не только шутить, но и понимать чужие шутки.

Чему учит рассказ "Надо иметь чувство юмора"
Рассказ учит не отвлекаться, выполняя домашнее задание. Учит делать одно дело, а потом уже другое. Учит уметь шутить и уметь смеяться над чужими шутками. Учит не обижаться по пустякам. Учит не быть лентяем.

Отзыв на рассказ "Надо иметь чувство юмора"
Мне очень понравился этот рассказ и понравился Дениска. Он был добрым и веселым, хотя и имел свои недостатки. Мальчик не любил, когда ему указывают на недостатки, и часто обижался. Но потом понял, что над шутками надо смеяться, и делать для себя выводы.

Пословицы к рассказу "Надо иметь чувство юмора"
Шутка шутке рознь, иную хоть брось.
Не начавши дело - думай, а начавши - делай.
Всякое дело результатом славится.
Кто ленится, тот не ценится.
На обиженных воду возят.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Надо иметь чувство юмора"
Как-то Дениска и Мишка писали домашнее задание. При этом Дениска рассказывал о том, какие интересные звери лемуры. А потом мальчики поменялись тетрадями и стали проверять ошибки.
Оказалось, что каждый допустил немало смешных ошибок и друзья посмеялись друг над другом. А потом переписали упражнение, уже не разговаривая про лемуров.
Затем они взялись за математику. В это время пришел папа и Дениска задал свою задачу. Он спросил как разделить два яблока между тремя людьми. Все задумались, а Дениска засмеялся и сказал, что нужно сварить компот.
Тогда папа тоже решил рассказать задачу про ленивого мальчика, который долго просыпался, долго чистил зубы и потому опаздывает на уроки. Дениска обиделся, так как понял, что папа намекает на него, и спрятался в гардеробе.
Он стал мечтать, как станет покорителем целины и к нему приедет папа. И он будет говорить с папой как взрослый, а тот скажет, что мама очень скучает.
В это время папа нашел сына и сказал, что про ленивого мальчика он все выдумал, и что надо иметь чувство юмора. И Дениска засмеялся.

30.03.2020

Пантелеев Л. "Свинка"

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа "Свинка" и их характеристика

  1. Свинка. Копилка. Большая любительница денег.
  2. Дети. Старательные, серьезные, экономные.

План пересказа рассказа "Свинка"

  1. Свинья-копилка
  2. Монетки
  3. Свинья полнеет
  4. Гора мелочи
  5. Мечты детей
  6. Предложение свинки
  7. Покупка свиньи и поросят

Кратчайшее содержание рассказа "Свинка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жила прекрасная свинка-копилка.
  2. Все кидали в нее мелочь, а свинка полнела и полнела.
  3. И вот ее вскрыли и высыпали гору мелочи на стол.
  4. Стали дети мечтать, что купят на эти деньги.
  5. Свинка попросила купить еще одну свинью.
  6. Купили дети еще свинью и двенадцать поросят.

Главная мысль рассказа "Свинка"
Чем больше копишь, тем больше достанется.

Чему учит рассказ "Свинка"
Рассказ учит рачительности и экономии. Учит заранее думать о своем будущем, копить деньги. Учит тому, как разбогатеть.

Отзыв на рассказ "Свинка"
Мне понравился этот практичный рассказ о свинье-копилке. Она поняла главное в жизни - чтобы стать богатым, нужно экономить и увеличивать капиталы. И она научила этой премудрости детей. Когда дети вырастут, они станут банкирами и миллионерами.

Пословицы к рассказу "Свинка"
Копейка рубль бережет.
Курочка по зернышку клюет.
Был бы хлеб,а зубы сыщутся.
Мило тому, у кого много всего в дому.
Не учись пиво пить, а учись деньги копить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Свинка"
Жила-была свинка с дыркой на спинке. И в эту дырку дети кидали монеты, какие только у них были. Кто копеечку, кто две, кто пять, а кто и целый гривенник.
И свинка ни от одной монеты не отказывалась. Все в себя принимала. И толстела.
И вот надоело свинке толстеть, стала она полной. И открыли ее дети и высыпали на стол монеты. Там были копейки, гривенники, пятиалтынные, и даже один серебряный рубль. Много-много мелочи.
И стали дети спорить, что можно на эти деньги купить. Кто-то предлагал купить пушку, кто-то Петрушку, кто-то шоколадку, другой пожарную каску. Один мальчик просил купить дудочку, а другой удочку.
Свинка послушала эти споры и сказала детям не маяться дурью, а сходить на колхозный рынок и купить еще одну свинку-копилку. А то скучно ей было одной стоять.
Так дети и сделали. Купили еще одну большую свинку и двенадцать маленьких поросят. И стоят они все теперь на подоконники, да деньги копят.

29.03.2020

Осеева В. "Потерянный день"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:
"Хорошее"

Главные герои рассказа "Потерянный день" и их характеристика

  1. Витя. Маленький мальчик. Добрый, настойчивый, целеустремленный.
  2. Брат Вити. Умный, толковый, добрый.

План пересказа рассказа "Потерянный день"

  1. Расстроенный товарищ
  2. Непонятная фраза
  3. Объяснения брата
  4. Подведение итогов

Кратчайшее содержание рассказа "Потерянный день" для читательского дневника в 6 предложений

  1. К брату Вити пришел товарищ.
  2. Он был расстроен и называл день потерянным.
  3. Витя стал спрашивать, как понять эту фразу.
  4. Брат ответил, что дни бывают разными по делам.
  5. Потерянным будет день, когда человек не сделал ничего полезного.
  6. Витя старался каждый день проводить с пользой.

Главная мысль рассказа "Потерянный день"
Время дорого, и нельзя тратить его впустую.

Чему учит рассказ "Потерянный день"
Рассказ учит ценить свое время и проводить его с пользой. Учит творить добро, овладевать новыми знаниями и умениями. Учит ответственности и целеустремленности.

Отзыв на рассказ "Потерянный день"
Этот небольшой рассказ оказался очень интересным и нужным. Он объясняет, как должен жить человек, чтобы не терять время зря, чтобы приносить пользу и себе и другим людям.

Пословицы к рассказу "Потерянный день"
Делу время, потехе час.
Время как воробей, упустишь - не поймаешь.
Неполезный себе и другим бесполезен.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Потерянный день"
К Витиному брату пришел друг, с досадой бросил на стул шапку и сказал, что день у него сегодня был потерянным.
Когда друг ушел, Витя спросил у брата, как это понимать. Брат ответил, что дни бывают одинаковыми по времени, но разными по делам. И если человек в какой-то из дней ничего не сделал полезного, ничему не научился, ничего нового не узнал, то такой день оказывается потерянным.
И Витя стал каждый вечер рассказывать брату о том, что сделал за день и спрашивать, не потерял ли он этот день.

10.03.2020

Бунин И. "Помню долгий зимний вечер"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ и текст других стихотворений Ивана Бунина:
"На пруде"
"Детство"

Главные герои стихотворения "Помню долгий зимний вечер" и их характеристика

  1. Автор. Лирический герой. Помнит себя маленьким мальчиком. Доверчивый.
  2. Мама. Добрая, ласковая, находчивая.

План пересказа стихотворения "Помню долгий зимний вечер"

  1. Воспоминание
  2. Лампада и буря
  3. Шепот мамы
  4. Березы и рожь
  5. Доверчивость
  6. Засыпание

Главная мысль стихотворения "Помню долгий зимний вечер"
Если сон долго не идет, надо вспомнить что-то приятное.

Чему учит стихотворение "Помню долгий зимний вечер"
Учит не бояться бури, и вообще ничего на свете. Учит абстрагироваться от неприятного, учит медтировать. Учит находчивости. Учит слушать умные советы.

Отзыв на стихотворение "Помню долгий зимний вечер"
Это красивое стихотворение про детство поэта. В нем Бунин вспоминает, как его пугали зимние бури, и как мама помогла ему справиться со своими страхами. Он просто начинал думать о чем-то приятном и страхи уходили прочь. Это замечательный способ вернуть хорошее настроение, успокоиться, перестать бояться.

Анализ стихотворения "Помню долгий зимний вечер"
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1887 году.
По жанру это бытовая и природная лирика.
В стихотворении поэт обращается к воспоминаниям раннего детства. Он вспоминает зимнюю бурю, которая пугала его и не давала уснуть. Но мама посоветовала мальчику вспоминать что-то приятное, не думать о буре. Мальчик вспомнил жаркое лето, шумные березы, поля ржи, и быстро уснул. Его уже не пугала зимняя буря, ведь мыслями он был далеко от нее.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Помню долгий зимний вечер"
Эпитеты: долгий зимний вечер, тихий шепот, полдневный летний зной, золотые волны, тихим сном, зреющих колосьев, невнятный шум.
Метафоры: льется свет, шепот леса, шумят березы, волны ржи, обвеянный мечтами, сливалось убаюкивание, шум берез.
Олицетворения: буря плачет, воет вьюга, ходят волны, убаюкивание грез, шепот колосьев.

Пословицы к стихотворению "Помню долгий зимний вечер"
Будет зима, будет и лето.
Страхов много, а жизнь одна.
Зима без вьюги не бывает.
Лег - свернулся, встал - встрепенулся.
Слаще сна только жизнь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Помню долгий зимний вечер"
Автор вспоминает зимний вечер, свет лампады и бурю за окном.
Мама шепчет ему, что для того чтобы заснуть и быть утром веселым, нужно забыть про бурю. И вспомнить лето, березы и поля ржи.
Автор верил маем и потихоньку засыпал. И снились ему поля ржи.


Читать стихотворение "Помню долгий зимний вечер"
Помню – долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, – шепчет мама,
– Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять,
– Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз…

09.03.2020

Симонов К. "Третий адъютант"

Жанр: рассказ о войне

Главные герои рассказа "Третий адъютант" и их характеристика

  1. Комиссар дивизии. Суровый, решительный, смелый человек. Жесткий и безжалостный руководитель.
  2. Третий адъютант. Молодой, лейтенант, смелый, исполнительный.
  3. Начальник штаба. Старый друг комиссара. 

План пересказа рассказа "Третий адъютант"

  1. Теория комиссара
  2. Два адъютанта
  3. Молодой адъютант
  4. Под пулями и минами
  5. Оборонительные бои
  6. Спор комиссара и начальника штаба
  7. Доклад адъютанта
  8. Назад в роту
  9. Немецкий десант
  10. Трупы трусов и храбрецов
  11. Раненный адъютант
  12. Зависть комиссара

Кратчайшее содержание рассказа "Третий адъютант" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Комиссар верил, что храбрые умирают реже, чем трусы.
  2. У него погибло два адъютанта, и вот появился третий.
  3. Комиссар объяснил адъютанту свою теорию.
  4. Комиссар посылает адъютанта в пятую роту, на передовую.
  5. После боя комиссар обходит мертвых и находит раненого адъютанта.
  6. Адъютант выжил, потому что был храбрым.

Главная мысль рассказа "Третий адъютант"
Храброго и смерть боится.

Чему учит рассказ "Третий адъютант"
Рассказ учит мужеству и отваге, учит смело смотреть в лицо опасности, не боятся смерти. Учит твердости духа и вере в победу. Учит не отступать и делать то, что должно делать.

Отзыв на рассказ "Третий адъютант"
Это интересный рассказ в котором мне больше всего понравилась теория комиссара о том, что храбрые умирают реже, чем трусы. А если и вспоминают потом только погибших храбрецов, то лишь потому, что трусов забывают.

Пословицы к рассказу "Третий адъютант"
Храбрец в день битвы познается.
Смерть бежит от штыка храброго.
Трус умирает тысячу раз, а герой лишь однажды.
Пуля дура, а штык молодец.
Храбрый в атаку, а трус на травку.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Третий адъютант"
Комиссар был убежден, что на войне смелых убивают реже, чем трусов. Его боялись в дивизии. С новыми людьми он предпочитал знакомиться на поле боя.
У комиссара убили двух адъютантов. Одного, когда тот струсил и стал вылезать из окопа. Его срезала пулеметная очередь, и вечером комиссар даже не посмотрел на его тело, когда проходил мимо.
Второго убило во время атаки. Адъютант лежал в отбитом окопе и просил пить. Комиссар в бинокль посмотрел на фляжку, пристегнутую к поясу убитого фашиста, вылез из окопа и пошел за ней. Немцы не стреляли, пока комиссар не отстегнул фляжку и не не повернулся спиной. Они стреляли в спину комиссару, но лишь дважды пробили фляжку. А комиссар принес фляжку, затыкая дырки пальцами, и приказал напоить раненого адъютанта.
Потом он словно забыл про него, отдавшись бою, но минут через пятнадцать потребовал, чтобы раненого унесли в санбат.
И двое солдат понесли раненого адъютанта, пригибаясь под пулями. Но комиссар знал, что они дойдут, ведь они не были трусами.
Вечером комиссар сам пришел в санбат и спросил про адъютанта. Узнав, что тот умер от потери крови, комиссар сильно удивился, и сказал, что врачи плохо работают.
Хирург долго смотрел вслед комиссару, и вдруг ему показалось, что они действительно работают плохо.
На следующее утро комиссару дали третьего адъютанта - совсем молодого тоненького паренька, впервые оказавшегося на фронте. Адъютант шел рядом с комиссаром, а вокруг рвались мины. Но адъютанту казалось, что грузный комиссар неуязвим, и с ним было не страшно.
Комиссар показывал адъютанту воронки от мин и говорил, что если бы они не спешили, то эта мина досталась бы им. Адъютанту казалось, что комиссар шутит, но тот был серьезен.
Прошел месяц. Дивизия вела кровавые оборонительные бои. Командир дивизии был тяжело ранен. Начальник штаба привычно спорил с комиссаром, говоря, что храбрые тоже умирают. Комиссар не возражал, он лишь повторял, что в одной и той же ситуации храбрые умирают реже трусов. И говорил, что если начальник штаба помнит имена умерших, то лишь потому, что это храбрецы. Про смерть труса всегда забывают.
Зашел усталый адъютант. Он доложил обстановку в передовых частях. Комиссар налил ему водки и сказал снова отправляться на передовую. Адъютант должен был быть его глазами и ушами.
Адъютант вышел, а комиссар сказал, что тот хороший человек и с ним ничего не случится.
Утром комиссар отправился на полуостров. Ночью там был немецкий десант, и фашисты перебили всю пятую роту. Комиссар трижды лично водил оставшихся в живых в атаку и немцы были уничтожены.
Комиссар обходил позиции и смотрел на мертвых красноармейцев. Те, кто лежали в окопах, с винтовками в руках, умерли храбро. Но попадались и тела трусов, бежавших в поле. И вот в поле комиссар нашел адъютанта. Тот лежал с наганом с руке.
Комиссар попросил посмотреть, что за рана у адъютанта. Сам он не мог, был ранен в руку и этот факт бесил комиссара больше всего.
Солдат посмотрел рану и сказал, что она штыковая и что адъютант еще дышит.
Комиссар велел скорее отнести адъютанта в санчасть, гадая, отчего тот оказался в поле. Но комиссар знал, что если адъютант струсил, то он умрет, а если был храбр, то выживет.
И через месяц поправившийся адъютант стоял напротив комиссара. Он говорил, что в тот день не дошел до пятой роты, но комиссар прервал его. Он с знал, что адъютант был храбр, раз выжил, и с завистью смотрел на его молодое и здоровое тело. Рука комиссара заживала куда дольше.

06.03.2020

Астафьев В. "Монах в новых штанах"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Астафьева:
"Деревья растут для всех"
"Белогрудка"

Главные герои рассказа "Монах в новых штанах" и их характеристика

  1. Витя. Мальчик добрый, доверчивый, мечтательный, легкомысленный, озорной.
  2. Санька. Его друг. Проказник, озорник, хулиган, беспечный и немного злой.
  3. Бабушка Катерина. Заботливая, справедливая, работящая, аккуратная.
  4. Дедушка. Молчаливый, трудолюбивый, спокойный.

План пересказа рассказа "Монах в новых штанах"

  1. Перебирание картошки
  2. Мечты о новых штанах
  3. Деревенские бабы и мужики
  4. Бабушкин сундук
  5. Болезнь бабушки
  6. Новые штаны
  7. По деревне и соседям
  8. По лесу
  9. На заимке
  10. Бочаг
  11. Спасение Вити
  12. Болезнь и выздоровление

Кратчайшее содержание рассказа "Монах в новых штанах" для читательского дневника в 6 предложений

  1. За то, что Витя перебрал картофель, бабушка обещала ему новые штаны.
  2. Но она заболела и штаны сшила уже ближе к лету.
  3. Витя хвастал штанами, пока шел по деревне.
  4. На заимке у дедушки над Витей стал смеяться Санька, и повел его в поле.
  5. Витя поддался Саньке и оказался в бочаге, где чуть не утонул.
  6. После этого у Вити разболелись отмороженные ноги, но летом он поправился.

Главная мысль рассказа "Монах в новых штанах"
Жизнь прекрасна, даже если иногда сильно бьет по носу.

Чему учит рассказ "Монах в новых штанах"
Рассказ учит не быть доверчивыми лопухами и не вестись на подначки друзей. Учит думать своей головой и не делать явные глупости. Учит не бояться показаться трусливым и глупым. Учит дорожить вещами и здоровьем.

Отзыв на рассказ "Монах в новых штанах"
Это еще один автобиографический рассказ Виктора Астафьева, из которого мы узнаем, почему у мальчика впоследствии так сильно болели ноги. Оказалось, что Витя застудил их, когда чуть не утонул в болоте. Витя в рассказе поддался на провокацию хулиганистого Саньки и снова оказался в беде. А ведь будь Витя больше уверен в себе, ему было бы смешно слушать подначки Саньки. Только слабые люди ведутся на слабо.

Пословицы к рассказу "Монах в новых штанах"
Руками слаб, да головой силен.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не подумавши ничего не начинай.
Сначала задумай, потом сделай.
Кто голову теряет, тот в дураках бывает

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Монах в новых штанах"
Бабушка дала Вите задание - спуститься в погреб и перебрать картошку, отбирая крупную на продажу. Бабушка указала внуку сколько нужно картошки и ушла, а Витя остался перебирать. Мальчику было скучно и немного страшно, но его грела мысль о новых штанах, которые обещала сшить ему бабушка за эту работу.
Витя никогда не носил ничего нового, ему всю одежду перешивали из старого и Левонтьевские часто над ним смеялись из-за этого.
Витя поел морковки, соленой капусты, огурцов и рыжиков и стал петь. Он сам не закончил, как перебрал отмеренную норму.
Конечно Витя немного смухлевал, и перенес брюквы, отмечавшие границы его упряга, но бабушка только посмеялась над хитрецом и погнала обедать.
Все ценные вещи бабушка хранила на дне сундука. туда же она складывала вещи, которые приносили соседки, когда их мужья уходили в запой. В этом сундуке и хранила бабушка отрез материи, под названием трико. Витя радовался, что у него скоро будут синие штаны с карманом, и просил бабушку сшить их поскорее, к первому маю.
Но бабушка неожиданно слегла и не успела сшить штаны к маю. Но понимая, что подвела внука, еще больная бабушка стала шить штаны. Те вышли на загляденье и Витя был счастлив.
Бабушка отправила его к дедушке на заимку, и Витя гордо прошел по всей деревне, хвастаясь новыми штанами.
Потом он долго шел через лес, пока не добрался до Маны, еще одной реки, впадающей в Енисей. Здесь находилась заимка дедушки. Санька, сын Левонтия, жил на заимке, и первым делом назвал Витю монахом в новых штанах.
Потом ребята побежали по полям, и Санька рассказывал, как научился пахать. Он показал Вите бочаг с остатками воды и пробежал по его краю. Потом стал дразнить Витю, говоря, что тому слабо пробежать так же.
Витя повелся на уловку и побежал по середине бочага и провалился в грязь. Его засосало вместе с сапогами и штанами. Санька насмехался, но вскоре ему стало не до шуток, когда он понял, что Витя не станет плакать, и лучше утонет, чем позовет на помощь.
Ноги мальчика замерзли и потеряли чувствительность, он мог упасть и утонуть в любой момент. И Санька, после неудачных попыток самому вытащить Витю, побежал за дедушкой.
На помощь пришла и бабушка, которая словно что-то почувствовала и пошла вслед за внуком. Дедушка вытащил Витю, но у тот сильно переохладился и заболел. Особенно сильно болели ноги. Жалко было пропавшие сапоги и полинявшие новые штаны.
Только летом бабушка простила Саньку и тот пришел проведать Витю. Мальчик почти поправился и вышел с Санькой во двор. А потом они пошли на речку, купать коня. И дедушка смотрел на детей с пригорка, напоминая собой русского богатыря, и все вокруг было хорошо.

05.03.2020

Есенин С. "Я покинул родимый дом"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Я покинул родимый дом" и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Нежный, верный сын.

План пересказа стихотворения "Я покинул родимый дом"

  1. Расставание с домом
  2. Березняк в три звезды
  3. Луна в воде
  4. Седина в бороде
  5. Клен
  6. Поцелуи
  7. Сходство с поэтом

Главная мысль стихотворения "Я покинул родимый дом"
Дома всегда остаются те, кто нас никогда не забудет и всегда будет любить, наши родители.

Чему учит стихотворение "Я покинул родимый дом"
Стихотворение учит любить родной дом, любить и чтить отца и мать. Учит помнить о своих близких и никогда их не забывать. Учит не покидать родной дом без особой нужды.

Отзыв на стихотворение "Я покинул родимый дом"
Это очень красивое и трогательное стихотворение о своей малой родине, о своих родителях. Поэт находит очень искренние и теплые слова, чтобы описать свои чувства, и выразить сожаление о том, что ему пришлось покинуть дом.

Анализ стихотворения "Я покинул родимый дом"
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1918 году.
По жанру это бытовая лирика.
Стихотворение пронизано грустью и ностальгией поэта о родном доме, о тех, кого он больше всего любит, и кто любит его - о родителях поэта. Поэт понимает, что не может вернуться домой еще очень долгое время, и часто вспоминает о своих отце и матери. Он представляет как поседела борода отца и как грустит мать, целуя старый клен только оттого, что его кудрявые листья напоминают ей сына.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Я покинул родимый дом"
Эпитеты: родимый дом, голубую Русь, матери старой, золотой лягушкой, тихой воде, яблонный цвет, старый клен,
Метафоры: в три звезды березняк, лягушкой Луна, распласталась на воде, седина пролилась, звенеть пурге, клен на одной ноге, листьев дождь
Сравнения: седина словно яблонный цвет
Олицетворения: березняк теплит грусть, петь пурге, стережет клен, головой на меня похож.

Пословицы к стихотворению "Я покинул родимый дом"
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Живы мать-отец, почитай их, умерли - вспоминай.
Кто родителей почитает, век счастливым живет.
Нет в мире краше Родины нашей.
В гостях хорошо, а дома лучше.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Я покинул родимый дом"
Поэт покинул родной дом и березняк над прудом теплит материнскую грусть.
Как лягушка луна распласталась в воде, а у отца поэта в бороде появилась седина.
Не скоро вернется поэт домой, а пока старый клен стережет его голубую Русь.
И родители целуют листья клена, радуясь, что он похож на кудрявую голову поэта.


Читать стихотворение "Я покинул родимый дом"
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

04.03.2020

Раскин А. "Как папа бросил мяч под автомобиль"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Как папа бросил мяч под автомобиль" и их характеристика

  1. Маленький папа. Жадный, задавака. 
  2. Дядя. Умный и добрый.

План пересказа рассказа "Как папа бросил мяч под автомобиль"

  1. Новый мяч
  2. Гордость папы
  3. Папа играет один
  4. Подначка мальчишек
  5. Мяч под машиной
  6. Тряпка 
  7. Наказание
  8. Разговор с дядей
  9. Новый мяч

Кратчайшее содержание рассказа "Как папа бросил мяч под автомобиль" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папе подарили очень красивый мяч и он зазнался
  2. Папа никому не давал поиграть с мячом и все от папы отвернулись.
  3. Мальчишки сказали, что мяч лопнет, если попадет под машину.
  4. Папа не поверил и бросил мяч под машину.
  5. Мяч лопнул и папу наказали.
  6. Дядя дал папе совет не жадничать и купил новый мяч.

Главная мысль рассказа "Как папа бросил мяч под автомобиль"
С жадными никто играть не будет.

Чему учит рассказ "Как папа бросил мяч под автомобиль"
Рассказ учит не жадничать, не задаваться, не считать себя лучше других. Учит беречь вещи. Учит не идти на поводу у других людей. Учит делиться.

Отзыв на рассказ "Как папа бросил мяч под автомобиль"
Мне очень понравился этот рассказ и больше всего понравились слова дяди о том, что тот, кто жадничает, всегда остается один. Папа послушался мудрого совета дяди и стал играть с другими мальчишками. Ведь он больше не жадничал и делился с друзьями тем, что имел.

Пословицы к рассказу "Как папа бросил мяч под автомобиль"
Жадность всякому горю начало.
Жадный сам себе покою не дает.
На щедрую руку и сокол садится.
Богатство без щедрости, что дерево без плодов.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Как папа бросил мяч под автомобиль"
Когда папа был маленьким и жил в городе Павлово-Посад, ему подарили большой и красивый мяч, привезенный из самой Москвы. Мяч был четырех цветов и такого мяча не было ни у кого.
Папа очень обрадовался и побежал на улицу, чтобы всем показать свой мяч. Взрослые и дети удивлялись папиному мячу и поздравляли его. Но когда мальчишки предложили поиграть с новым мячом, папа им отказал. Он решил, что никому не даст мяч, и будет играть с ним один.
И папа стал один играть с мячом.
Мальчишки сказали, что он жадина и перестали с папой играть. А через два дня мальчишки сказали папе, что если его мяч бросить под машину, то он лопнет, точно также, как и обыкновенный мяч.
Папа оскорбился, сказал, что его мяч никогда не лопнет, и бросил его под машину.
Машина наехала на мяч задним колесом и тот остался цел. Но когда радостный папа побежал к мячу, тот вдруг лопнул и остался лежать невзрачной тряпкой.
Папа в слезах прибежал домой и рассказал обо всем бабушке. Бабушка отшлепала папу, а вечером его отшлепал дедушка.
Только дядя не шлепал папу, а расспросив как все случилось, печально сказал, что папа оказался жадиной и что с ним никто никогда не будет играть.
Папа очень испугался такой перспективе и решил исправиться. Дядя купил ему новый мяч, самый обыкновенный, и папа играл в мяч со всеми мальчишками.

03.03.2020

Рубцов Н. "Родная деревня"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Родная деревня" и их характеристика

  1. Поэт, лирический герой. Романтик, человек влюбленный в малую Родину, патриот.
  2. Мальчишка. Сорванец, беззаботный, легкомысленный.

План пересказа стихотворения "Родная деревня"

  1. Проезжий
  2. Деревня Никола
  3. Пыльный мальчишка
  4. По следу
  5. Похвальба с пеленок
  6. Что случится
  7. Снова Никола

Главная мысль стихотворения "Родная деревня"
Нет ничего краше своей Родины.

Чему учит стихотворение "Родная деревня"
Стихотворение учит любить свой дом, свою Родину. Учит быть патриотом своего отечества. Учит не хвалится раньше времени. Учит не брать дурной пример с других, а думать своей головой.

Отзыв на стихотворение "Родная деревня"
Это очень трогательная и назидательная элегия, в которой поэт признается в любви к своей родной деревне. Он осуждает тех, кто торопится покинуть отчий дом в погоне за чужим счастьем, и предупреждает о том, что придет время, когда эти торопыги пожалеют о поспешности своих шагов.

Анализ стихотворения "Родная деревня"
Стихотворение написано Николаем Рубцовым в 1970 году
По жанру бытовая лирика.
В стихотворении поэт рассказывает о своей родной деревне, которая может казаться проезжим скучной и неухоженной, но все равно остается Родиной, горячо любимой и незаменимой. На примере легкомысленного мальчишки, который торопится покинуть деревню, мечтая о столице и крупных городах, поэт показывает, что рано или поздно любой человек вспоминает о своей Родине. И только Родина вызывает в человеке самые искренние чувства, самую искреннюю привязанность.
Автор предрекает мальчишке скорое прозрение и понимание того, что нет в мире места дороже и роднее своего дома.
Стихотворные размер амфибрахий, рифмовка параллельная, во второй строфе - перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Родная деревня"
Эпитеты: пыльный мальчишка, удивленных девчонок
Метафоры: проклинает проезжий, за гостем по следу, по провинции шляться, посмотрит на жизнь.
Гипербола: храбрится, едва из пеленок.

Пословицы к стихотворению "Родная деревня"
Хвали заморье, а сиди дома.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Нет в мире краше Родины нашей.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не подумавши - не начинай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Родная деревня"
Несмотря на то, что всякий прохожий проклинает бездорожье родных поэту побережий, он любит деревню, в которой кончил начальную школу.
Бывает, что мальчишки, глядя в след проезжим, тоже порываются уехать из деревни, и храбрятся перед девчонками, мечтая о столице.
Но когда этот мальчик вырастет, посмотрит на столицу и на заграницу, то он оценит свою родную деревню, где кончил начальную школу.


Читать стихотворение "Родная деревня"
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…

02.03.2020

Пантелеев Л. "На ялике"

Жанр: рассказ о войне

Главные герои рассказа "На ялике" и их характеристика

  1. Автор. Военный. Наблюдательный. Добрый.
  2. Мотя. Матвей Капитонович. Адмирал Нахимов. 11-12 лет. Трудолюбивый, серьезный, взрослый, очень смелый.
  3. Манька. Его сестра.

План пересказа рассказа "На ялике"

  1. На берегу
  2. Странный перевозчик
  3. Сдача
  4. Зенитный обстрел
  5. Бесстрашный Мотя
  6. На батарее
  7. История семьи перевозчиков
  8. Снова на берегу
  9. Разговор с Мотей
  10. Манька

Кратчайшее содержание рассказа "На ялике" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор на ялике переплавлялся на другой берег.
  2. Ялик попал под обстрел и только перевозчик мальчик Мотя не боялся.
  3. На батарее автор узнал, что у Моти убило отца-перевозчика.
  4. На обратном пути автор спросил мальчика про страх, но тот усмехнулся.
  5. Мотя сказал, что если убьют его, то на весла сядет его младшая сестра.
  6. Манька позвала Мотю обедать, а сама заменила его на ялике.

Главная мысль рассказа "На ялике"
Дети должны жить под мирным небом, никогда не знать войны.

Чему учит рассказ "На ялике"
Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны. Учит мужеству и стоицизму. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться страху.

Отзыв на рассказ "На ялике"
Мне очень понравился этот рассказ про мужественного капитана ялика Мотю. Мальчик понимал, что от того, станет он бояться смерти или нет, ничего не измениться, и потому не боялся. Мне очень понравился этот решительный и немного грубый мальчик, так рано ставший взрослым.

Пословицы к рассказу "На ялике"
Воды бояться в море не бывать.
У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.
Смелый умирает один раз, а трус - тысячу.
Чему быть, того не миновать.
Хорошей войны не бывает

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "На ялике"
Автору нужно было переплыть на другой берег, чтобы попасть на зенитную батарею. Он ждал приближающийся ялик и любовался небом. Ему не хотелось думать о том, что рядом идет война.
Женщины на пристани кричали перевозчику и просили Матвея Капитоновича поторопиться. Но когда ялик пристал, автор увидел, что перевозчиком работает мальчик 11-12 лет. Мальчик сурово покрикивал на женщин и руководил посадкой.
Автор дал ему рубль за проезд и хотел не брать сдачи. Но мальчик Мотя усмехнулся и отсчитал сдачу, сказав, что лишние деньги нужно хранить в сберкассе.
Лодка поплыла к другому берегу, но тут начался зенитный обстрел. Бабы втянули головы. Автору тоже было не по себе, он привык к обстрелу на земле, когда не видишь, куда летят осколки, а на воде падающие осколки поднимали огромные фонтаны.
Когда ялик достиг другого берега, испуганные бабы рванули подальше от пристани. Автор задержался и спросил у мальчика, спокойно собирающего весла, не было ли ему страшно. Мальчик обиделся и заругался на автора. Тот поспешил уйти.
На батарее автор разговорился с командиром, и рассказал про осколки. Командир смутился и сказал, что от осколков никуда не деться, и что осколочные осадки в этих местах выпадают чаще метеорологических. Командир сказал, что месяц назад ими убило перевозчика.
Автор рассказал про мальчика, и командир заулыбался. Он сказал, что они зовут мальчика Адмиралом Нахимовым, и что он сын убитого перевозчика.
Автор отправился на берег и с нетерпением стал дожидаться ялика. Мотя показался ему совсем исхудавшим. Мотя улыбнулся автору, как старому знакомому, а когда тот назвал его Нахимовым, понял, что автор побывал у зенитчиков.
По дороге к другому берегу автор вновь стал расспрашивать мальчика про страх. Но Мотя ответил, что бойся - не бойся, а от осколка это не спасет. А когда автор спросил про погибшего отца, добавил, что воды бояться - в море не бывать.
Автор спросил, что будет если в Мотю попадет осколок. Мотя ответил, что тогда за весла сядет его младшая сестренка Манька. Она даром что мала, но сильная и Неву легко переплывает.
А с берега уже кричала милая девочка, звала Мотю обедать. Ялик пристал к берегу, Мотя сдал весла сестре, и теперь уже эта маленькая девочка басом стала покрикивать на пассажиров, торопя их сесть в ялик.
Автор протянул Моте руку, тот неуверенно пожал ее и поспешил домой. А ялик уже удалялся от берега и маленькая девочка усердно работала веслами.

01.03.2020

Есенин С. "Низкий дом с голубыми ставнями"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями" и их характеристика

  1. Лирический герой - автор. Патриот родного края. Ностальгирует по прошлому.

План пересказа стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями"

  1. Низкий дом
  2. Поле и лес
  3. Северное небо
  4. Восхищение
  5. Русская душа
  6. Журавли
  7. Березы и ракиты
  8. Родимая выть
  9. Не юные года
  10. Голубые ставни

Главная мысль стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями"
Чем больше лет проходит, тем сильнее человек грустит по своей родине.

Чему учит стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями"
Стихотворение учит любить свой отчий дом, свою малую родину. Учит понимать прекрасное, видеть красоту окружающей природы. Учит любить свою страну, учит быть патриотом.

Отзыв на стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями"
Это очень красивое и проникновенное стихотворение о любви к своей малой родине. Поэт показывает простую, но такую милую сердцу картины родных краев, строгую, но очаровательную природу. И он признается, что сколько бы лет не прошло, образ родного дома никогда не покинет его сердце.

Анализ стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями"
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1924 году.
По жанру это пейзажная и патриотическая лирика, тема - любовь к малой родине.
Главным образом этого стихотворения становится родной дом поэта, низенький, с голубыми ставнями, такой родной и милый. Поэт не может его забыть, хотя давно покинул отчий дом. Но картины прошлого постоянно мелькают в его памяти, он вспоминает родную природу, журавлей, березы, и понимает, что это лучшее, что было в его жизни.
Картину малой родины поэт рисует в свойственной ему манере - с большим количеством ярких выразительных эпитетов, с использованием умилительных уменьшительных суффиксов и разговорного языка. От этого стихотворения веет стариной, но стариной горячо любимой.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная, в некоторых строфах кольцевая.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Низкий дом с голубыми ставнями"
Эпитеты: низкий дом, голубыми ставнями, бедных небес, нежность грустную, седых журавлей, тощие дали, сытных хлебов, ракитник кривой и безлистый, разбойные свисты, дешевеньким ситцем, родимая выть.
Метафоры: отзвучавшие года, принакрытые луга и лес, веют года.
Олицетворения: нежность грустную, ты родимая выть.

Пословицы к стихотворению "Низкий дом с голубыми ставнями"
Нет в мире краше Родины нашей.
Хорошо тому, кто в своем дому.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Лучше дома своего нет на свете ничего.
Родина краше солнца, дороже золота.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями"
Автор признается, что ему не забыть низкий дом с голубыми ставнями, сколько бы лет не прошло. Ему и сейчас снятся поля и луга, и северные небеса. Он признается, что не умеет восхищаться и не хочет пропасть где-либо, но нежность у него в русской душе.
Любит он журавлей и их курлыканье, но те не видали сытных хлебов. А видели ракиты и березы, слышали свист разбойников.
И хотя поэту хотелось бы научиться не любить, ему все равно мила родная выть (кусок родной земли, природы). Ведь его года уже не юные. И он любит дом с голубыми ставнями.

Читать стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями"

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.