30.03.2021

Осеева В. "Кто хозяин"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "Кто хозяин" и их характеристика

  1. Коля. Добрый, смелый, ответственный мальчик.
  2. Ваня. Добрый, упрямый, трусоватый мальчик.
План пересказа рассказа "Кто хозяин"
  1. Подобранная собака.
  2. Споры мальчиков.
  3. Аргументы каждого.
  4. Встреча в лесу.
  5. Мужество Коли.
Краткое содержание рассказа "Кто хозяин" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Коля и Ваня подобрали собаку с перебитой лапой. 
  2. Они вылечили Жука и стали спорить.
  3. Каждый хотел быть единственным хозяином.
  4. Коля первым увидел Жука, а Ваня больше его лечил.
  5. В лесу на Жука напали овчарки, и Ваня забрался на дерево.
  6. Коля стал защищать Жука, и стал его хозяином.
Главная мысль рассказа "Кто хозяин"

Свою собаку, питомца, нужно любить больше себя.

Чему учит рассказ "Кто хозяин"

Рассказ учит ответственности перед тем, кого мы приручили. Учит смелости и мужеству. Учит защищать слабых.

Отзыв на рассказ "Кто хозяин"

Мне понравился этот рассказ и особенно мальчик Коля, который стал защищать своего щенка. Он не испугался овчарок, не думал о себе, а потому и получил моральное право быть его единственным хозяином.

Пословицы к рассказу "Кто хозяин"

Собака друг человека.
Кто в деле, тот в ответе.
Плохой поступок к хорошему не приведёт.
Хорошего хозяина по собаке узнают.
Друг познаётся в беде.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Кто хозяин"

Однажды два друга, два пионера Коля и Ваня подобрали на улице собаку.

У собаки была перебита лапа.

Друзья назвали собаку Жук и выходили её.

А потом стали решать, кто из них будет хозяином собаки. Каждый их спор заканчивался ссорой. Коля утверждал, что первый увидел собаку, а значит она его. Ваня говорил, что перевязал Жуку лапу и лечил его, а значит собака его.

Один раз они шли по лесу и спорили. Впереди бежал Жук.

Вдруг навстречу выбежали две огромные овчарки и повалили Жука.

Ваня бросился на дерево. Он кричал Коле, чтобы тот лез к нему, но Коля схватил палку и бросился на овчарок.

Тут появился лесник и отозвал своих собак. Он строго спросил, чья собака Жук, и Коля ответил, что его. А Ваня промолчал с дерева.

27.03.2021

Васильев С. "Белая берёза"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Белая берёза" и их характеристика
  1. Автор. Лирический герой. Воин и патриот.
План пересказа стихотворения "Белая берёза"
  1. Ранило берёзу.
  2. Изувеченная кора.
  3. Дым пороховой.
  4. Спасли берёзу.
  5. Рано весной.
  6. Землю украшать.
  7. Ответ на угрозы.
  8. Не дадим в обиду.
Главная мысль стихотворения "Белая берёза"
Родину нужно защищать и не давать в обиду.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Белая берёза"
Стихотворение учит любить Родину, любить родную природу. Учит защищать свою страну. Учит быть патриотом.

Отзыв на стихотворение "Белая берёза"
Мне очень понравилось это одновременно глубоко лиричное и патриотичное стихотворение. Автор с болью описывает ужасы войны, боль, которую война несёт всему живому. Он описывает страдания и возрождения берёзы, словно сравнивая их с событиями во всей стране. И он не хочет повторения случившегося. Это трогательное и красивое стихотворение.

Анализ стихотворения "Белая берёза"
Это стихотворение было написано Сергеем Васильевым в 1950 году.
Жанр: патриотическая лирика.
Тема: защита Родины.
В стихотворении автор обращается к образу белой берёзы, как символу Родины, символу страны.
Он описывает жестокие бои под Москвой, в ходе которых осколок бомбы попал в берёзу и изувечил её кору.
Автор использует приём олицетворения, оживляя образ берёзы. Это позволяет ему сравнивать берёзу и страну. Берёза предстаёт перед читателем таким же жителем страны, пострадавшим от войны, как и любой человек.
В заключительных четверостишиях берёза оживает, как оживает в послевоенные годы и вся страна. И автор грозно предупреждает возможных врагов, что наш народ больше никому не позволить увечить свою землю, своих людей, свою природу.
Стихотворный размер: ямб.
Рифмовка: перекрестная, АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Белая берёза"
Эпитеты: студёный сок, берёза белая, новою листвою, родную русскую берёзу.
Метафоры: изувеченной коре, столицу отстояли, землю украшать.
Сравнения: как слёзы.
Олицетворения: ранило берёзу, спасли берёзу, в обиду не дадим.

Пословицы к стихотворению "Белая берёза"
Родина - мать, умей за неё постоять.
Родина любимая - мать родимая.
Жить - Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для врага и берёза - угроза.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Белая берёза"
Автор вспоминает раненную осколком берёзу. Он видел, как бежал берёзовый сок по искорёженной коре.
В это время шла битва за Москву. И наши воины отстояли столицу и спасли берёзу.
Весной берёза ожила и оделась листвой. Она снова стала красой леса.
И автор предупреждает, что наш народ впредь никогда не позволит обижать свою берёзу.

Читать стихотворение "Белая берёза", текст


Я помню, ранило берёзу 
Осколком бомбы на заре. 
Студёный сок бежал, как слёзы, 
По изувеченной коре. 

За лесом пушки грохотали, 
Клубился дым пороховой. 
Но мы столицу отстояли, 
Спасли берёзу под Москвой. 

И рано-раненько весною 
Берёза белая опять 
Оделась новою листвою 
И стала землю украшать. 

И стой поры на все угрозы 
Мы неизменно говорим: 
Родную русскую берёзу 
В обиду больше не дадим.

25.03.2021

Драгунский В. "Слава Ивана Козловского"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Драгунского:

Главные герои рассказа "Слава Ивана Козловского" и их характеристика

  1. Дениска. Весёлый мальчик. Не умел петь и потому громко орал.
  2. Мишка. Тихий мальчик с хорошим слухом.
  3. Борис Сергеевич. Учитель музыки. Добрый, но справедливый.
План пересказа рассказа "Слава Ивана Козловского"
  1. Четвёрка за кляксы.
  2. Урок пения.
  3. Выступление Мишки.
  4. Дениска поёт песню.
  5. Чем громче, тем лучше.
  6. Тройка.
  7. Слова учителя.
Краткое содержание рассказа "Слава Ивана Козловского" для читательского дневника в 6 предложений
  1. У Дениски были одни пятёрки, четвёрка за чистописание и тройка по пению.
  2. На уроке учитель стал заниматься с детьми индивидуально.
  3. Мишка пел тихо и получил пятёрку.
  4. Дениска громко орал и не слушал музыку.
  5. Учитель поставил ему тройку за прилежание.
  6. Он сказал маме, что мальчику не видать славы Ивана Козловского.
Главная мысль рассказа "Слава Ивана Козловского"

Хорошо поёт не тот, кто поёт громко.

Чему учит рассказ "Слава Ивана Козловского"

Рассказ учит не заниматься не своим делом. Учит не быть слишком самоуверенным. Учит понимать и признавать свои ошибки.

Отзыв на рассказ "Слава Ивана Козловского"

Мне понравился этот рассказ и понравился Дениска. У него не было слуха и голоса, он не умел петь. Но всё равно старался. Он получал от своего пения удовольствие, а это главное. Нельзя заниматься тем, что не приносит человеку удовлетворения и радости.

Пословицы к рассказу "Слава Ивана Козловского"

Не в свои сани не садись.
Дело мастера боится.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
Мало хотеть, надо уметь.
Терпенье и труд, всё перетрут.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Слава Ивана Козловского"

У Дениски в дневнике были одни пятёрки. Только по чистописанию четвёрка из-за клякс. А вот по пению была тройка.

Однажды на уроке Борис Сергеевич заставил детей петь хором. Но получалось плохо. Тогда учитель стал заниматься с детьми индивидуально.

Он вызвал Мишку и тот очень тихо запел. Дениска смеялся над таким пением, но учитель поставил Мишке пятёрку.

Он вызвал Дениску и тот попросил играть по громче. Мальчик заорал песню про Будённого. Учитель пришёл в трепет и сказал, что это было ужасно.

Дениска сказал, что это потому, что он тихо играл. А дома, когда Дениска пел эту песню, даже соседи сбегались.

И Дениска попытался спеть другую песню, лирическую.

Но учитель его остановил и поставил три, за прилежание.

А после уроков сказал маме мальчика, что тот может стать великим физиком или математиком, но о славе Ивана Козловского может даже не мечтать.

23.03.2021

Осеева В. "Просто старушка"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "Просто старушка" и их характеристика
  1. Мальчик. Добрый, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь.
  2. Девочка. Его подружка.
  3. Старушка. Просто незнакомая старушка.
План пересказа рассказа "Просто старушка"
  1. Мальчик и девочка.
  2. Упавшая старушка.
  3. Помощь.
  4. Удивление девочки.
  5. Ответ мальчика.
Краткое содержание рассказа "Просто старушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчик с девочкой шли по улице.
  2. Впереди поскользнулась и упала старушка.
  3. Мальчик помог старушке подняться
  4. Девочка предположила, что это бабушка или мама мальчика.
  5. Мальчик ответил, что нет.
  6. Это была просто старушка.
Главная мысль рассказа "Просто старушка"

Старость нужно уважать, старым нужно помогать.

Чему учит рассказ "Просто старушка"

Рассказ учит вежливости, отзывчивости, доброте. Учит помогать слабым и старым.

Отзыв на рассказ "Просто старушка"

Мне понравился добрый мальчик, который помог совершенно незнакомой старушке. Он очень хорошо воспитан и не бросит в беде другого человека.

Пословицы к рассказу "Просто старушка"

Дорога помощь вовремя.
Не смейся над старым - сам будешь стар.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Без добрых дел нет доброго имени.
Доброе дело само себя хвалит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Просто старушка"

Мальчик с девочкой шли по улице. Было скользко.

Впереди шла старушка. Вдруг она поскользнулась и упала.

Мальчик бросился к старушке и помог ей подняться. Когда он вернулся, девочка спросила, не его ли это бабушка. 

Мальчик ответил, что нет. Девочка спросила, не его ли это мама. Мальчик снова сказал нет. Тогда удивлённая девочка спросила, кто же эта старушка мальчику.

Мальчик ответил, что это просто старушка.

21.03.2021

Осеева В. "Три товарища"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "Три товарища" и их характеристика
  1. Витя. Маленький мальчик. Рассеянный.
  2. Коля. Весёлый, с хорошим аппетитом.
  3. Миша. Выразил сочувствие.
  4. Володя. Настоящий друг. Поделился с товарищем.
План пересказа рассказа "Три товарища"
  1. Потерянный завтрак.
  2. Коля и булка.
  3. Миша и сочувствие.
  4. Хлеб от Володи.
Краткое содержание рассказа "Три товарища" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Витя потерял завтрак и на перемене стоял в сторонке.
  2. Коля сказал, что это плохо.
  3. Но сам ел свою булку.
  4. Миша спросил, где потерял завтрак Витя.
  5. Володя не стал ничего спрашивать.
  6. Он протянул другу половину своего хлеба.
Главная мысль рассказа "Три товарища"

Настоящий друг поделится последним.

Чему учит рассказ "Три товарища"

Рассказ учит дружбе. Учит делиться с товарищем. Учит помогать тем, кто попал в беду.

Отзыв на рассказ "Три товарища"

Мне понравился поступок Володи. Мальчик не стал сочувствовать или что-то говорить. Он просто отдал голодному товарищу свой хлеб. Он поступил как настоящий человек и настоящий друг. А остальные ребята были просто знакомыми. На них нельзя полагаться.

Пословицы к рассказу "Три товарища"

Сам погибай, а товарища выручай.
Верному другу цены нет.
Хороша помощь вовремя.
Назвался другом - помогай в беде.
Не будь щедр на слова, будь щедр на дела.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Три товарища"

Мальчик Витя потерял завтрак и на большой перемене тихо стоял в сторонке, пока его товарищи завтракали.

Коля узнал, что Витя потерял завтрак и сказал, что это плохо. А сам с аппетитом кушал свою булку.

Миша спросил, где Витя потерял завтрак, но мальчик и сам не знал.

А Володя ничего не стал спрашивать. Он просто поделился с Витей своим хлебом.

19.03.2021

Мошковская Э. "Я маму мою обидел"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Я маму мою обидел" и их характеристика
  1. Мальчик. Очень переживает, что обидел маму. Мечтает помириться.
План пересказа стихотворения "Я маму мою обидел"
  1. Обидел маму.
  2. Не выйдем, не сходим.
  3. Не скажет.
  4. Мешок и палка.
  5. Руда и река.
  6. Печальный начальник.
  7. Спустя много лет
  8. Реактивный самолёт.
  9. Прощение.
Главная мысль стихотворения "Я маму мою обидел"
Надо любить и беречь близких, никогда не обижать их напрасно.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Я маму мою обидел"
Стихотворение учит любить маму и никогда её не обижать. Учит уметь прощать. Учит не отчаиваться и верить в лучшее.

Отзыв на стихотворение "Я маму мою обидел"
Мне понравилось это трогательное стихотворение. Мальчик искренне переживает размолвку с мамой, самым дорогим для него человеком. Он тоскует, вспоминая, как им было хорошо вместе. И мечтает, что когда-нибудь мама его простит. Малыш не знает, что мама уже не сердится, просто хочет чтобы он сделал первый шаг, извинился за свою ошибку.

Анализ стихотворения "Я маму мою обидел"
Стихотворение написано Эммой Мошковской около 1968 года.
Жанр: детская лирика.
Тема: мама.
Герой рассказа остро переживает ссору с мамой, причина которой остается читателю неизвестной.
Но мальчик пребывает в отчаянии. Ему кажется, что мама долго не сможет простить его. Он готов совершить какую-нибудь глупость и хочет уйти из дома куда-нибудь в тайгу.
Поэтесса очень точно и ярко описала чувства мальчика, его эмоции. 
В первых двух четверостишиях мальчик вспоминает всё хорошее, что у них было с мамой. Потом начинает представлять, как уйдёт из дома и станет постоянно грустным и молчаливым начальником. И думает, что спустя много лет мама простит его.
Этой надеждой на примирение завершается стихотворение.
Стихотворный размер: амфибрахий.
Рифмовка: перекрёстная, АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Я маму мою обидел"
Эпитеты: бурную реку, печальный и молчаливый, вечер зимний.

Пословицы к стихотворению "Я маму мою обидел"
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Сердце матери лучше солнца греет.
Всякому своя обида горька.
Понять - значит простить.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Я маму мою обидел"
Мальчик обидел маму.
Он боится, что они больше не выйдут вместе из дома и никуда не пойдут. Что мама перестанет махать ему из окна и что-то рассказывать.
Он хочет взять мешок, хлеб и палку, и уйти в тайгу.
Он будет искать руду и строить мосты через реки.
Спустя много лет он станет бородатым начальником, очень печальным и молчаливым.
И вот однажды в зимний вечер мама возьмёт билет на самолёт. Она прилетит к мальчику в его день рождения и обязательно его простит.

Читать стихотворение "Я маму мою обидел", текст


Я маму мою обидел, 
Теперь никогда-никогда 
Из дому вместе не выйдем, 
Не сходим с ней никуда. 

Она в окно не помашет, 
Я тоже не помашу, 
Она ничего не расскажет, 
Я тоже не расскажу… 

Возьму я мешок за плечи, 
Я хлеба кусок найду, 
Найду я палку покрепче, 
Уйду я, уйду в тайгу! 

Я буду ходить по следу, 
Я буду искать руду, 
Я через бурную реку 
Строить мосты пойду! 

И буду я главный начальник, 
И буду я с бородой, 
И буду всегда печальный 
И молчаливый такой… 

И вот будет вечер зимний, 
И вот пройдёт много лет, 
И вот в самолёт реактивный 
Мама возьмёт билет. 

И в день моего рожденья 
Тот самолёт прилетит. 
И выйдет оттуда мама, 
И мама меня простит!

17.03.2021

Благинина Е. "Посидим в тишине"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Елены Благининой:
"Котёнок"

Главные герои стихотворения "Посидим в тишине" и их характеристика
  1. Девочка. Маленькая, добрая, любит маму. Фантазирует.
  2. Луч. Золотой, весёлый, послушный.
План пересказа стихотворения "Посидим в тишине"
  1. Мама спит.
  2. Не шумят игрушки.
  3. Золотой луч.
  4. Я бы многого хотела.
  5. Но я молчу.
  6. Луч шепнул.
Главная мысль стихотворения "Посидим в тишине"
Маму надо беречь и заботиться о ней так же, как она заботится о нас.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Посидим в тишине"
Учит любить маму, беречь её, заботиться о ней. Учит не мешать отдыхать. Учит сдерживать свои желания.

Отзыв на стихотворение "Посидим в тишине"
Это очень доброе стихотворение о маме. Оно мне очень понравилось. Больше всего мне понравилось отношение девочки к своей маме. Она понимает, что мама устала и хочет поспать, а потому не стала играть и шуметь, чтобы не мешать маме. Она просто сидела и разговаривала с солнечным лучом. Который тоже старался не беспокоить маму. 

Анализ стихотворения "Посидим в тишине"
Стихотворение было написано Еленой Благининой в 1940 году.
Жанр: стихотворения для детей.
Тема: мама.
Это прекрасное стихотворение поэтесса посвятила всем матерям и их детям.
Героиня стихотворения - маленькая девочка, которой хочется играть. Но она старается вести себя очень тихо, ведь мама спит.
Стихотворение состоит их четырёх строф. В первом четверостишии объясняется, почему девочка сидит, а мама спит. Во втором девочка обращает внимание на солнечный луч. 
Третья строфа состоит из восьми строк, это монолог девочки, которая рассказывает лучу о своих желаниях и поясняет, почему не может их выполнить. Заключительная строфа содержит ответ луча, который соглашается посидеть в тишине и словно успокаивает девочку.
В стихотворении использован приём олицетворения. Девочка, которой всё равно очень скучно, находит себе тихое занятие, которое не помешает маме. Она разговаривает с лучом, придумывает себе друга, с которым веселее даже сидеть тихо.
Стихотворный размер: хорей.
Рифмовка смешанная: перекрестная АВАВ и парная ААВВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Посидим в тишине"
Эпитеты: луч золотой.
Метафоры: луч метнулся, скользнул.
Олицетворения: не шумят игрушки, луч крадётся, шепнул он.

Пословицы к стихотворению "Посидим в тишине"
У хорошей матери и детки хорошие.
Кто матери не послушает - в беду попадёт.
Мать в детях как в цвету цветёт.
Около матки хорошо дитятке.
Был бы друг, будет и досуг.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Посидим в тишине"
Усталая мама спит, а девочка сидит в тишине.
Её игрушки не шумят, в комнате тихо. Только золотой луч крадётся по подушке.
Девочка говорит лучу, что тоже хотела бы двигаться, читать, петь, хохотать, но она молчит, пока спит мама.
И луч скользнул к девочке, словно говоря, что согласен посидеть в тишине

Читать стихотворение "Посидим в тишине", текст 

Мама спит, она устала… 
Ну и я играть не стала! 
Я волчка не завожу, 
А уселась и сижу. 

Не шумят мои игрушки, 
Тихо в комнате пустой. 
А по маминой подушке 
Луч крадётся золотой. 

И сказала я лучу: 
– Я тоже двигаться хочу! 
Я бы многого хотела: 
Вслух читать и мяч катать, 
Я бы песенку пропела, 
Я б могла похохотать, 
Да мало ль я чего хочу! 
Но мама спит, и я молчу. 

Луч метнулся по стене, 
А потом скользнул ко мне. 
– Ничего, – шепнул он будто, 
– Посидим и в тишине!

15.03.2021

Плещеев А. "В бурю"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
"Дети и птичка"

Главные герои стихотворения "В бурю" и их характеристика
  1. Мать. Ласковая, нежная, добрая. Защищает своего ребёнка.
План пересказа стихотворения "В бурю"
  1. Лампадка и колыбель.
  2. Злая буря.
  3. Стук ели.
  4. Гром над крышей.
  5. Нежность матери.
  6. Уймись, буря!
  7. Гроза Господня.
  8. Бури в будущем.
  9. Охрана молитвы.
  10. Солнечное завтра.
Главная мысль стихотворения "В бурю"
Не надо бояться гроз, в жизни бывает всякое.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "В бурю"
Стихотворение учит любить маму и ценить её заботы. Учит не бояться жизненных трудностей. Учит верить в лучшее будущее.

Отзыв на стихотворение "В бурю"
Мне очень нравится это простое и философское стихотворение. Главный его образ - мать, любовно качающая колыбель с малюткой. Она стремится защитить ребёнка от трудностей, но понимает, что в будущей взрослой жизни их окажется немало. Но грозы проходят, а за ними обязательно придёт солнечный день. Это стихотворение дарит надежду на лучшее.

Анализ стихотворения "В бурю"
Стихотворение было написано Алексеем Плещеевым в 1872 году.
Жанр: бытовая лирика.
Тема: защита от невзгод.
В стихотворении поэт обращается к образу матери, оберегающей своё дитя. Он последовательно развивает основную идею произведения.
Мать стоит над колыбелью, а за окном воет буря, стучат ветками в окна деревья, но малыш засыпает в полной уверенности в своей безопасности. Ведь рядом с ним мать. 
Именно мать бережёт ребёнка, пока он совсем мал. В будущем ему придётся самому справляться с грозами и трудностями.
Поэт вводит в стихотворение образ "грозы Господни", то есть неумолимой судьбы, рока, который преследует человека и грозит ему всяческими невзгодами. Нужно уметь противостоять ударам судьбы и верить в лучшее, в то, что за грозами придёт солнце, придет удача.
Стихотворный размер хорей.
Рифмовка парная, ААВВ, каждая строка разделена на две, но рифма идёт только в чётных строках.

Средства художественной выразительности в стихотворении "В бурю"
Эпитеты: буря злая, деревья тёмные, колючей веткой, тучи чёрные
Метафоры: кротко озаряла, сердито выла, гроза Господня, забота встревожит, молитва охраняет.
Сравнения: как путник.
Олицетворения: выла буря, ель стучала, дождь шумел.

Пословицы к стихотворению "В бурю"
Злато искушается огнём, а человек напастью.
Без трудностей и жизни нет.
Материнская молитва и со дна моря достанет.
Сердце матери лучше солнца греет.
Мать всякому делу голова.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "В бурю"
В слабо освещенной лампадой комнате мать наклонилась над колыбелью.
В саду сердито завывала буря. Колючей веткой ель постукивала в окна. Шумел дождь и гром гремел, казалось, прямо над крышей дома.
Мать поёт ребёнку песню.
Она просит уняться бурю и не шуметь ели, ведь её ребёнок сладко спит. Она просит пронестись стороной чёрные тучи грозы Господней. Впереди будет ещё немало гроз, но пока пусть ребёнок спит.
Его сон охраняет материнская молитва.
А завтра он проснется и его встретят солнце и ласка.

Читать стихотворение "В бурю", текст


Комнату лампада 
Кротко озаряла; 
Мать, над колыбелью 
Наклонясь, стояла. 

А в саду сердито 
Выла буря злая, 
Над окном деревья 
Тёмные качая. 

И колючей веткой 
Ель в стекло стучала, 
Как стучит порою 
Путник запоздалый. 

Дождь шумел; раскаты 
Слышалися грома; 
И гремел, казалось, 
Он над крышей дома. 

На малютку сына 
Нежно мать глядела; 
Колыбель качая, 
Тихо песню пела: 

«Ах! уймись ты, буря! 
Не шумите, ели! 
Мой малютка дремлет 
Сладко в колыбели. 

Ты, гроза господня, 
Не буди ребёнка; 
Пронеситесь, тучи 
Чёрные, сторонкой! 

Бурь еще немало 
Впереди, быть может, 
И не раз забота 
Сон его встревожит». 

Спи, дитя, спокойно… 
Вот гроза стихает; 
Матери молитва 
Сон твой охраняет. 

Завтра, как проснёшься 
И откроешь глазки, 
Снова встретишь солнце, 
И любовь, и ласки!

13.03.2021

Бунин И. "Матери"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Ивана Бунина:
"Помню долгий зимний вечер"

Главные герои стихотворения "Матери" и их характеристика
  1. Автор. Мальчик. Любящий маму.
  2. Мама. Добрая, заботливая, сохраняющая покой малыша.
План пересказа стихотворения "Матери"
  1. Тёплая кроватка.
  2. Милый голос.
  3. Полушёпот няни.
  4. Сладкий сон.
  5. Поцелуй.
  6. Вера в счастье.
  7. Лампадка в сумраке.
  8. Не ты ли ангел?
Главная мысль стихотворения "Матери"
Мать бережёт и хранит своего ребёнка.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно прочитать, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Матери"
Учит любить маму, помнить, как много она для тебя делает. Учит радоваться жизни, помнить о счастливых годах детства.

Отзыв на стихотворение "Матери"
Мне очень нравится это ласковое и нежное стихотворение великого писателя, посвященное матери. Её образ навечно остался в памяти автора, как остается он в сердце любого человека.
Автор вспоминает детские годы и понимает, что именно благодаря маме они были такими счастливыми. Он находит для описания мамы удивительно точное сравнение - ангел-хранитель.

Анализ стихотворения "Матери"
Стихотворение было написано Иваном Буниным в 1911 году.
Жанр: лирика.
Тема: любовь к маме.
Стихотворение состоит из четырёх строф. Первая и четвёртая строфы начинаются со слов "Я помню". Они служат вступлением и заключением темы стихотворения. Автор обращается к своим воспоминаниям. Вторая и третья строфа раскрывают суть этих воспоминаний
Автор, уже взрослый человек, признается, что с трепетом хранит в своём сердце образ мамы, её голос, её поцелуи. Он помнит, как она укладывала его спать, обязательно крестила. Вера играла большую роль в детстве поэта. Он не просто так дважды упоминает лампадки, и дважды ангела-хранителя.
Причем, в конце стихотворения он сравнивает с ангелом-хранителем свою маму. И это важнейший вывод, который следует из этого стихотворения. Наши мамы выступают для нас ангелами-хранителями, защищая от опасностей мира.
Стихотворный размер ямб.
Рифмовка перекрёстная: АВАВ. В первой строфе парная: ААВВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Матери"
Эпитеты: тёплую кроватку, милый, кроткий голос, сладкий сон
Метафоры: глаза туманя, верой очаруешь.

Пословицы к стихотворению "Матери"
Родных много, а мать роднее всего.
Нет лучше дружка, чем родная мама.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птица рада весне, а младенец матери.
Сердце матери лучше солнца греет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Матери"
Автор вспоминает детство. Особенно ему хорошо запомнились спальня, игрушки и лампадка. Но главное для него - голос матери.
Няня раздевает мальчика, бранится чуть слышно, а сон уже клонит голову мальчика к плечу матери.
Она крестит и целует мальчика, напоминает о Боге. И это наполняет мальчика верой в счастье.
Автор помнит тепло кроватки и задумывается не была ли мама тем самым ангелом-хранителем, про которого каждый раз говорила?

Читать стихотворение "Матери" текст


Я помню спальню и лампадку. 
Игрушки, тёплую кроватку 
И милый, кроткий голос твой: 
«Ангел-хранитель над тобой!» 

Бывало, раздевает няня 
И полушёпотом бранит, 
А сладкий сон, глаза туманя, 
К её плечу меня клонит. 

Ты перекрестишь, поцелуешь, 
Напомнишь мне, что он со мной, 
И верой в счастье очаруешь… 
Я помню, помню голос твой! 

Я помню ночь, тепло кроватки, 
Лампадку в сумраке угла 
И тени от цепей лампадки… 
Не ты ли ангелом была?

11.03.2021

Маршак С. "Снег теперь уже не тот"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Самуила Маршака:
"Дождь"

Главные герои стихотворения "Снег теперь уже не тот" и их характеристика
  1. Март. Первый месяц весны. Засветил серёжки, разогнал тучи, заставил воробья петь веселей.
  2. Апрель. Второй месяц весны. Разбудил зверей, заставил расцвести подснежник.
План пересказа стихотворения "Снег теперь уже не тот"
  1. Снег не тот.
  2. Треснул лёд.
  3. Небо выше.
  4. Воробей.
  5. Чернее дорожки.
  6. Светятся серёжки.
  7. Ручьи и лужи.
  8. Муравьи.
  9. Медведь и валежник.
  10. Подснежник.
Главная мысль стихотворения "Снег теперь уже не тот"
Весной природа оживает, расцветает, преображается.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Снег теперь уже не тот"
Стихотворение учит любить природу, радоваться весне. Учит наблюдательности и образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Снег теперь уже не тот"
Это стихотворение мне очень нравится именно тем, что в нём ярко описано, как меняется природа весной, с каждым месяцем. В марте она начинается, в апреле всё уже цветёт. И это очень радует моё сердце. Ведь весна - самое прекрасное время года, и поэту удалось это показать. Стихотворение создает приподнятое настроение и заставляет ждать чуда.

Анализ стихотворения "Снег теперь уже не тот"
Это стихотворение Самуила Маршака было взято из его же пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", написанной в 1943 году.
В сказке слова стихотворения говорят братья-месяцы Март и Апрель.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: приход весны.
Первым берет слово Март. Он рассказывает, как должна меняться природа с его приходом, и так и происходит. Снег темнеет, тает, лёд трескается. Появляются проталины, серебрятся серёжки, почки на деревьях.
Поэту удается показать многие приметы весны, благодаря чему картина оживает.
Вторым берет слово Апрель. Он более теплый, чем Март, и поэтому рассказывает о животных, которые пробуждаются после зимнего сна и расцветающих цветах
Всё вместе описывает картину пробуждения природы.
Стихотворный размер хорей.
Рифмовка перекрёстная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Снег теперь уже не тот"
Эпитеты: зимней стужи, лесной валежник.
Метафоры: облака бегут, небо стало выше, серебром светятся
Сравнения: треснул, будто раскололи;
Олицетворения: разбегайтеся, растекайтеся

Пословицы к стихотворению "Снег теперь уже не тот"
Март с водой, апрель с травой.
Пришёл марток - надевай семь порток.
Весна да осень - на дню погод восемь.
Пришла весна, так уж не до сна.
Матушка весна всем красна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Снег теперь уже не тот"
Март колдует.
Говорит, что снег потемнел, а на озёрах треснул лёд. Что облака побежали быстрей, а небо стало выше. Что воробей весело зачирикал. Дорожки становятся чернее, а на вербах появляются почки-серёжки.
Слово берет Апрель.
Он предлагает разбегаться ручьям и лужам. Призывает муравьев выйти на землю. Рассказывает про медведя, который бредёт сквозь валежник. И наконец заставляет расцвести подснежник.

Читать стихотворение "Снег теперь уже не тот"


Снег теперь уже не тот – 
Потемнел он в поле, 
На озёрах треснул лёд, 
Будто раскололи. 

Облака бегут быстрей, 
Небо стало выше, 
Зачирикал воробей 
Веселей на крыше. 

Всё чернее с каждым днём 
Стёжки и дорожки, 
И на вербах серебром 
Светятся серёжки. 

Разбегайтеся, ручьи! 
Растекайтесь, лужи! 
Вылезайте, муравьи, 
После зимней стужи! 

Пробирается медведь 
Сквозь лесной валежник, 
Стали птицы песни петь, 
И расцвёл подснежник.

09.03.2021

Толстой Л. "Булька"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Льва Толстого:


Главные герои рассказа "Булька" и их характеристика
  1. Автор. Добрый, любит животных.
  2. Булька. Мордашка (особая порода собак, использовавшаяся при охоте на медведя). Верная и преданная.
План пересказа рассказа "Булька"
  1. Вид и характер мордашки.
  2. Медведь.
  3. Отъезд.
  4. Погоня.
Краткое содержание рассказа "Булька" для читательского дневника в 6 предложений
  1. У автора жила мордашка Булька.
  2. Она была цепкой и вцепившись в медведя не отпускала его.
  3. Автор вырастил её сам, взяв щенком.
  4. Уезжая на Кавказ автор не хотел брать Бульку.
  5. На станции он увидел бегущую собаку.
  6. Булька выломал раму и догнал хозяина.
Главная мысль рассказа "Булька"

Собака всегда следует за хозяином.

Чему учит рассказ "Булька"

Рассказ учит любить животных. Учит ценить преданность и верность. Учит не бросать друзей.

Отзыв на рассказ "Булька"

Мне понравился этот рассказ. В нём говорится о преданной собаке, которая не бросила хозяина. Она последовала за ним, выломав дверную раму. Она очень любила своего хозяина и не смогла бы жить без него.

Пословицы к рассказу "Булька"

Собака друг человека.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Верному другу цены нет.
Верный друг лучше сотни слуг.
Хорошего хозяина по собаке узнают.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Булька"

У автора была мордашка. Её звали Булькой. Она вся была чёрная, а кончики лап были белыми.

Булька была очень смирной, но цепкой. Один раз уцепилась за медведя и как тот её не тряс, не отцеплялась.

Автор взял её ещё щенком и выкормил.

Когда он уезжал на Кавказ, он хотел оставить Бульку дома. Собаку закрыли в комнате.

На на следующей станции Булька догнал хозяина. Он выломал раму и пробежал более 20 верст по ужасной жаре. Он лизнул руку хозяина и растянулся в тени под телегой, тяжело дыша.

07.03.2021

Блок А. "На лугу"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Александра Блока:
"Ворона"

Главные герои стихотворения "На лугу" и их характеристика
  1. Весна. Долгожданная, тёплая, добрая.
План пересказа стихотворения "На лугу"
  1. Леса и небеса.
  2. На пашне полоса.
  3. Голоса.
  4. Где же весна?
  5. Голос звонкий.
  6. Журчит волна.
Главная мысль стихотворения "На лугу"
Весна приносит радость и смех.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "На лугу"
Стихотворение учит радоваться жизни, весне, пробуждению природы. Учит верить в чудеса, фантазировать. Учит любить природу.

Отзыв на стихотворение "На лугу"
Мне нравится это доброе и по-весеннему тёплое стихотворение. Поэт сумел нарисовать живописную картину весеннего дня, полного солнца и детского смеха. Это стихотворение создает праздничное настроение.

Анализ стихотворения "На лугу"
Стихотворение написано Александром Блоком в 1912 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: приход весны.
Это жизнерадостное стихотворение поэт написал под впечатлением весенних перемен в природе. Он указывает некоторые важные приметы весны, но главной из них оказывается изменение настроения людей.
Введя в текст стихотворения описание детских голосов, поэт показал какую радость испытывают все живые существа с приходом весны.
Для создания образа весны поэт использовал олицетворение, превратив весну в девушку, чей приход всё ожидают с великим нетерпением. Её никто не видит, но на самом деле она уже здесь - в журчании воды, в детских голосах, в чёрных полосах на полях.
Стихотворный размер ямб.
Рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "На лугу"
Эпитеты: синее небеса, чернее полоса, звончее голоса, голос звонкий.
Метафоры: тонко звучит.
Олицетворения: весна идёт.

Пословицы к стихотворению "На лугу"
Март с водой, апрель - с травой.
Весна да осень, на дню погод восемь.
У природы нет плохой погоды.
Пришла весна, так уж не до сна.
Матушка весна - всем красна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "На лугу"
Леса стали заметней, посинели небеса. На пашне появилась чёрная полоса земли. Всё звонче звучат детские голоса.
Но где же сама весна?
Может это её голос звучит?
Но нет, это просто поёт свои песни ручей.

Читать стихотворение "На лугу", текст

Леса вдали виднее, 
Синее небеса, 
Заметней и чернее 
На пашне полоса, 
И детские звончее 
Над лугом голоса. 
Весна идёт сторонкой, 
Да где ж она сама? 
Чу, слышен голос звонкий, 
Не это ли весна? 
Нет, это звонко, тонко 
В ручье журчит волна.

05.03.2021

Плещеев А. "Сельская песня"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
"Бабушка и внучек"

Главные герои стихотворения "Сельская песня" и их характеристика
  1. Отец. Пожилой мужчина. Тоскует по дочери и внукам.
  2. Ласточка. Весенняя птица, несёт весну, поёт песни дальних стран.
План пересказа стихотворения "Сельская песня"
  1. Ласточка с весной.
  2. Песни дальних стран.
  3. Чёрный глаз.
  4. Замуж за солдата.
  5. Прощание с матерью.
  6. Просьба отца.
Главная мысль стихотворения "Сельская песня"
Родителям трудно смириться с тем, что повзрослевшие дети покидают родной дом.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 2 класс 2 часть" Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение "Сельская песня"
Стихотворение учит радоваться жизни, весне, птицам. Учит помнить о своих родителях, отцах и матерях. Учит терпению.

Отзыв на стихотворение "Сельская песня"
Начало этого стихотворение кажется очень жизнерадостным, счастливым, но дальнейшее развитие сюжета превращает стихотворение в трагедию пожилых родителей. Это стихотворение производит сложное впечатление. С одной стороны весна, ласточка, с другой - одиночество стариков, тоскующих по дочери. Мне понравилось это стихотворение, но в душе оно оставляет тревогу и грусть.

Анализ стихотворения "Сельская песня"
Стихотворение было написано Алексеем Плещеевым в 1858 году.
Жанр: бытовая лирика.
Тема: тоска отца по дочери.
Это сложное и многоплановое стихотворение, знакомое многим лишь по первым трём строфам. 
Эти первые строфы наполнены позитивом, радостью от прихода весны и прилёта птиц. Они задают весёлое и бодрое настроение.
Но в дальнейших строфах читатель понимает, что к ласточке обращается старый мужчина, отец, для которого эта птица является призрачной надеждой узнать хоть что-нибудь о судьбе дочери.
Дочь не бросила родителей, она ушла с мужем жить в город. Такова судьба и дети почти всегда покидают родителей когда повзрослеют, чтобы завести семью и начать новую жизнь.
Печаль родителей от этого не становится меньше.
Отец обращается к ласточке, описывает расставание с дочерью, прощание девушки с матерью, и просит хоть что-нибудь узнать о её судьбе.
Общее настроение, создаваемое стихотворением - тревога и печаль.
Этот контраст между радостным временем года и печальной судьбой человека сознательно использован поэтом для придания большей трагичности произведению.
Стихотворный размер хорей.
Рифмовка перекрестная АВАВ, нечетные строки не рифмуются.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Сельская песня"
Эпитеты: солнце краше, весна милей, стран далёких, чёрный глаз, городе чужом
Метафоры: с весною летит, прощебечь привет, бросила дом.

Пословицы к стихотворению "Сельская песня"
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Ласточка весну начинает, соловей - заканчивает.
Жить в разлуке - хуже муки.
Родительское сердце в детях, а детское в камушке.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Сельская песня"
Зазеленела трава, заблестело солнце. Ласточка летит в наши сени и несёт весну.
С ней становится всё краше и милее.
Прощебечь ласточка привет и спой песню, которую ты принесла из далёких стран.
Ласточка не может увидеть девушки, которая жила в этом доме. Отец рассказывает, что та вышла замуж за солдата, попрощалась с матерью, и ехала в город.
И отец просит ласточку проведать дочь и рассказать ему, всё ли хорошо у молодых и внуков.

Читать стихотворение "Сельская песня", полный текст


Травка зеленеет, 
Солнышко блестит; 
Ласточка с весною 
В сени к нам летит. 
С нею солнце краше 
И весна милей… 
Прощебечь с дороги 
Нам привет скорей! 
Дам тебе я зёрен, 
А ты песню спой, 
Что из стран далёких 
Принесла с собой…
Что ты всё кружишься? 
Что твой чёрный глаз 
Ищет всё кого-то? 
Нет её у нас! 
За солдата вышла, 
Бросила наш дом; 
С матерью прощалась 
Вон за тем крестом. 
Там, где куст, мне с плачем 
Ноги обняла 
И чуть не вернулась, 
Как до гор дошла. 
Если к ним летишь ты, 
Расскажи потом: 
Может терпят нужду 
В городе чужом? 
Часто ль вспоминают 
Обо мне у них? 
Что их дочь-малютка? 
Что сыночек их?

03.03.2021

Бианки В. "Анюткина утка"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виталия Бианки:


Главные герои рассказа "Анюткина утка" и их характеристика

  1. Анютка. Добрая, наблюдательная, отзывчивая девочка.
  2. Мельник. Её отец. Простой, суровый мужчина.
  3. Белое зеркальце. Дикая утка, привыкла к Анютке. Смелая и мужественная мать.
План пересказа рассказа "Анюткина утка"
  1. Одиночество Анютки.
  2. Раненая уточка.
  3. Белая тряпочка на крыле.
  4. Анютка отпускает уточку.
  5. Яйца в дупле.
  6. Утка и ястреб.
  7. Утка и ворона.
  8. Охотники.
  9. Утка в запруде.
Краткое содержание рассказа "Анюткина утка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Спасла Анютка раненую уточку и крыло ей залечила.
  2. Весной она отпустила утку, а потом нашла её гнездо.
  3. Видела Анютка, как утка от ястреба отбилась и ворону утопила.
  4. Но пришли охотники, и боялась девочка за свою утку.
  5. А та привела утят к мельнице на запруду.
  6. И следующей весной опять к Анютке вернулась.
Главная мысль рассказа "Анюткина утка"

Даже дикие звери помнят добро.

Чему учит рассказ "Анюткина утка"

Рассказ учит любить природу и не давать в обиду птиц и зверей. Учит состраданию и милосердию. Учит помогать тем, кто попал в беду. Учит быть благодарными.

Отзыв на рассказ "Анюткина утка"

Мне очень понравилась девочка Анютка, которая любила птиц и старалась помочь раненой утке. Но она не стала удерживать птицу, когда та захотела улететь. И птица сама вернулась к девочке, когда поняла, что рядом с человеком ей не грозят опасности. Анютка поступила как настоящий человек, добрый и отзывчивый.

Пословицы к рассказу "Анюткина утка"

Жизнь дана на добрые дела.
Друг познаётся в беде.
И собака помнит, кто бьёт, кто кормит.
Гнездо разорять - себя убивать.
Чем хвалиться силой, лучше слабым помоги.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Анюткина утка"

Мельникова дочь Анютка очень любила птиц, но на мельнице их не было. Вот она и ходила на запруду, кормила диких уток.

Однажды отец пришёл с охоты и принёс мешок дичи. Анютка стала разбирать мешок, а одна утка оказалась живой, только крыло у неё было перебито.

Стала упрашивать девочка отца не убивать утку, а ей отдать. Согласился мельник.

Перевязала девочка утке крыло белой тряпочкой, за ногу к веточке привязала и в запруду выпустила. Стала утка в запруде плавать, а Анютка её кормить.

Вскоре зажило крыло у утки, а тряпочка в крыло вросла. Стала Анютка утку Белым зеркальцем звать.

Зимой она утку в дом взяла, а весной снова в запруду отпустила. Прилетели дикие утки и стало Белое Зеркальце к ним рваться. Анютка подумала, и отпустила её - пусть утят заводит.

Надеялась девочка, что уточка будет к ней прилетать, но отец сказал, что дикая птица не вернётся к человеку.

Как-то весной плыла девочка на лодке и увидела, как из дупла её утка выскочила. Убежала в лес, не догнать. Но Анютка поняла, что утка от гнезда уводила и посмотрела в дупло, а там двенадцать яиц.

Обрадовалась девочка, отцу про то рассказала, но где это дерево не сказала, чтобы не убили её уточку.

Стала Анютка за уточкой приглядывать. Раз ястреб на утку напал, но та его в глубину увлекла и отбилась.

А потом и утята вывелись. Стала уточка их на речку перетаскивать. Одного перенесла, прилетела ворона и убила утёнка. Второго уточка принесла, смотрит, первого нет, только пух летает. Затаилась в кустах, прилетела ворона, на второго утёнка накинулась. А утка на ворону набросилась, утащила в воду и убила.

Вскоре стала плавать уточка с десятью утятами.

А в конце лета охотники приехали, стали уток бить. Анютка очень за свою уточку боялась. А охотник один рассказал, что увидел мамку с утятами, и собака двух утят задавила. А сам он собирался на следующее утро на уточку поохотиться.

Хотела Анютка рано утром на речку побежать, уточку спасти, но проспала. Вышла на плотину, плачет. Вдруг видит, её уточка плывет и восемь утят с ней.

Так и стала уточка возле плотины на запруде плавать, а Анютка её подкармливала. А потом утята выросли и разлетелись. Но на следующую весну Белое зеркальце снова привела утят к запруде, поняла, что здесь спокойней.

И никто уточку не трогал, а звали её Анюткиной.

01.03.2021

Коваль Ю. "Елец"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Коваля:


Главные герои рассказа "Елец" и их характеристика
  1. Елец. Овчарка. Старая, умная, надёжная.
  2. Сержант Кошкин. Пограничник. Храбрый, меткий, находчивый.
План пересказа рассказа "Елец"
  1. Елец на пенсии.
  2. Четыре тысячи ступенек.
  3. Сверкающий бидон.
  4. Два выстрела.
  5. Падение нарушителя.
  6. Ишак и Елец.
Краткое содержание рассказа "Елец" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Старая овчарка Елец жила на заставе на пенсии.
  2. Он ходил с Кошкиным за продуктами.
  3. Однажды Елец почуял нарушителя и зарычал.
  4. Нарушитель упал в пропасть после выстрела Кошкина.
  5. Кошкин выпросил на базе ишака, а Елец заставил его подниматься по ступенькам.
  6. Елец стал ходить за продуктами вместе с ишаком.
Главная мысль рассказа "Елец"

Нет животного умнее и преданнее собаки.

Чему учит рассказ "Елец"

Рассказ учит любить собак. Учит ответственности и внимательности. Учит честно выполнять свой долг. Учит находчивости.

Отзыв на рассказ "Елец"

Мне понравился этот рассказ про умную собаку. Елец был уже стар, чтобы служить на границе, но он помогал доставлять продуктов и всё мог почувствовать нарушителя. Елец был мудрой собакой, он мог руководить другими животными.

Пословицы к рассказу "Елец"

Собака друг человека.
У всякой собаки своя кличка.
Какова пса ловля, такова ему и кормля.
Хорошая собака без хозяина не останется.
При верной собаке сторож спит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Елец"

На заставе жил старый пёс по кличке Елец. Более десяти лет ловил он нарушителей, нёс службу, а сейчас вышел на пенсию. Получал Елец тарелку борща и косточку, и был доволен.

Застава находилась на вершине, а вниз вела каменная лестница из четырёх тысяч ступенек.

Каждый день сержант Кошкин и ещё один боец спускались вниз на продовольственную базу за продуктами. Елец всегда ходил с ними.

В тот день пограничники потащили в гору мешки и бидон с молоком, который сверкал, как зеркало. Они не знали, что за ними следит чужой человек.

Когда солдаты остановились отдохнуть, ветер принёс запах чужака и Елец зарычал. Человек выстрелил и попал в бидон. Пограничники залегли. Нарушитель снова выстрелил, теперь в Ельца, но снова попал в бидон. И тот полетел в пропасть.

Кошкин выстрелил в нарушителя, тот побежал прочь, но второй выстрел поймал его. Нарушитель свалился в пропасть, вслед за бидоном.

В другой раз на базе Кошкин увидел ишака и стал просить солдат отдать его им, носить в гору грузы.

Солдаты смеялись и говорили, что ишак не полезет по ступенькам. И действительно, когда ишака нагрузили, он подошёл к началу лестницы и остановился. Но Елец ткнулся в него тёплым носом и ишак пошёл по ступенькам.

Вскоре Кошкин стал отпускать ишака одного за продуктами, под присмотром Ельца.