19.04.2021

Плещеев А. "Бабушка и внучек"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
"В бурю"

Главные герои стихотворения "Бабушка и внучек" и их характеристика
  1. Внучек. Любознательный, добрый, послушный. Очень хотел в школу.
  2. Бабушка. Милая, ласковая, отпускает внука с наказом.
План пересказа стихотворения "Бабушка и внучек"
  1. Мальчик в углу.
  2. Предложение поиграть.
  3. Хороший день.
  4. Предложение гостинца.
  5. Подозрения старушки.
  6. Предложение подарка.
  7. Купи сумку.
  8. Рассказ о школе и учителе.
  9. Божие внушение.
  10. За сумкой.
Главная мысль стихотворения "Бабушка и внучек"
Каждый должен учиться и учиться с радостью.

Чему учит стихотворение "Бабушка и внучек"
Стихотворение учит стремиться к знаниям. Учит любознательности и пытливости.

Отзыв на стихотворение "Бабушка и внучек"
Мне понравилось это стихотворение и понравилось, как настойчиво внук уговаривает старую бабушку отпустить его в школу. Ему понравилось то, что он видел в школе. Его заинтересовали слова учителя. Мальчик понял, что мир огромен и прекрасен, и захотел больше узнать об окружающем его мире. 
Мне понятно это стремление, я и сама очень люблю узнавать новое.

Анализ стихотворения "Бабушка и внучек"
Стихотворение написано Алексеем Плещеевым в 1878 году.
Тема: стремление к учёбе.
Жанр: бытовая лирика.
Стихотворение построено в форме диалога старушки и её маленького внука.
Бабушка любит мальчика и проявляет беспокойство, видя его грусть и непонятную задумчивость. Она пытается заставить мальчика пойти поиграть на улице, ведь стоят последние тёплые дни уходящего лета, предлагает угощения и подарки. Но мальчик мечтает о школьной сумке.
Он делится с бабушкой сокровенной мечтой - он хочет учиться в школе. И рассказывает, как слушал через окно слова учителя, как видел других детей, увлечённо что-то рисующих в тетрадках. И как ему самому нестерпимо захотелось в школу.
И бабушка благословляет внука.
Это стихотворение является одновременно гимном любви к знаниям, и советом молодому поколению не проводить время в беспечных играх и забавах, а уже сейчас подумать о своём будущем.
Стихотворный размер: хорей.
Рифмовка перекрестная: АВАВ, где нечетные строки написаны белым стихом.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Бабушка и внучек"
Эпитеты: кудрявый мальчик, благодатного денёчка, дальними морями, злыми, страшными зверями, картинок распрекрасных, глазки бойкие, морщинистую шею, тёмным людом, резвый мальчик.
Метафоры: на лице забота, взгляд устремился, клонит ветер, будет на орехи,
Сравнения: свет - ученье.
Олицетворения: глядят лукаво, стоят морозы

Пословицы к стихотворению "Бабушка и внучек"
Ученье - свет, неученье - тьма.
Грамоте учиться - всегда пригодится.
Век живи, век учись.
Добро того учить, кто слушает.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Бабушка и внучек"
Бабушка вязала чулок и с подозрением косилась в угол, где молча стоял маленький кудрявый мальчик.
Наконец старушка не выдержала. Она предложила внуку поиграть в саду с сестрёнкой, пока стоит хорошая тёплая погода.
Внучок лукаво улыбнулся.
Старушка стала предлагать ему виноград, а потом забеспокоилась, не набедокурил ли мальчик. Может он уже сам взял виноград без спросу, или задул свечи перед образами?
Мальчик отвечал, что был послушным. Бабушка предлагает ему выбрать подарок и мальчик просит школьную сумку.
Бабушка смеется и предлагает лучше сказку рассказать. Но мальчик упрям и рассказывает, как шёл мимо школы и остановился послушать рассказы учителя.
Тот говорил о дальних странах, о далёком прошлом, а потом все стали петь. Учитель втащил мальчика через окно и тоже заставил петь.
Бабушка говорит, что это божий знак и ведёт мальчика покупать сумку.

Читать стихотворение "Бабушка и внучек", текст


Под окном чулок старушка 
Вяжет в комнатке уютной 
И в очки свои большие 
Смотрит в угол поминутно. 

А в углу кудрявый мальчик 
Молча к стенке прислонился; 
На лице его забота, 
Взгляд на что-то устремился. 

«Что сидишь всё дома, внучек? 
Шёл бы в сад, копал бы грядки 
Или кликнул бы сестрёнку, 
Поиграл бы с ней в лошадки. 

Кабы силы да здоровье, 
И сама бы с вами, детки, 
Побрела я на лужайку; 
Дни такие стали редки. 

Уж трава желтеет в поле, 
Листья падают сухие; 
Скоро птички-щебетуньи 
Улетят в края чужие! 

Присмирел ты что-то, Ваня, 
Всё стоишь сложивши ручки; 
Посмотри, как светит солнце, 
Ни одной на небе тучки! 

Что за тишь! Не клонит ветер 
Ни былинки, ни цветочка. 
Не дождёшься ты такого 
Благодатного денёчка!» 

Подошёл к старушке внучек 
И головкою курчавой 
К ней припал; глаза большие 
На неё глядят лукаво… 

«Знать, гостинцу захотелось? 
Винных ягод, винограда? 
Ну поди возьми в комоде». — 
«Нет, гостинца мне не надо!» 

— «Уж чего-нибудь да хочешь… 
Или, может, напроказил? 
Может, сам, когда спала я, 
Ты в комод без спросу лазил? 

Может, вытащил закладку 
Ты из святцев для потехи? 
Ну постой же… За проказы 
Будет внучку на орехи!» 

— «Нет, в комод я твой не лазил; 
Не таскал твоей закладки». 
— «Так, пожалуй, не задул ли 
Перед образом лампадки?» 

— «Нет, бабуся, не шалил я; 
А вчера, меня целуя, 
Ты сказала: «Будешь умник — 
Всё тогда тебе куплю я…»» 

— «Ишь ведь память-то какая! 
Что ж купить тебе? Лошадку? 
Оловянную посуду 
Или грабли да лопатку?» 

— «Нет! уж ты мне покупала 
И лошадку, и посуду. 
Сумку мне купи, бабуся, 
В школу с ней ходить я буду». 

— «Ай да Ваня! Хочет в школу, 
За букварь да за указку. 
Где тебе! Садись-ка лучше, 
Расскажу тебе я сказку…» 

— «Уж и так мне много сказок 
Ты, бабуся, говорила; 
Если знаешь, расскажи мне 
Лучше то, что вправду было. 

Шёл вчера я мимо школы. 
Сколько там детей, родная! 
Как рассказывал учитель, 
Долго слушал у окна я. 

Слушал я — какие земли 
Есть за дальними морями… 
Города, леса какие 
С злыми, страшными зверями. 

Он рассказывал: где жарко, 
Где всегда стоят морозы, 
Отчего дожди, туманы, 
Отчего бывают грозы… 

И ещё — как люди жили 
Прежде нас и чем питались; 
Как они не знали бога 
И болванам поклонялись. 

Рисовали тоже дети, 
Много я глядел тетрадок, — 
Кто глаза, кто нос выводит, 
А кто домик да лошадок. 

А как кончилось ученье, 
Стали хором петь. В окошко 
И меня втащил учитель, 
Говорит: «Пой с нами, крошка! 

Да проси, чтоб присылали 
В школу к нам тебя родные, 
Все вы скажете спасибо 
Ей, как будете большие». 

Отпусти меня! Бабусю 
Я за это расцелую 
И каких тебе картинок 
Распрекрасных нарисую!» 

И впились в лицо старушки 
Глазки бойкие ребёнка; 
И морщинистую шею 
Обвила его ручонка. 

На глазах старушки слёзы: 
«Это божие внушенье! 
Будь по-твоему, голубчик, 
Знаю я, что свет — ученье. 

Бегай в школу, Ваня; только 
Спеси там не набирайся; 
Как обучишься наукам, 
Тёмным людом не гнушайся!» 

Чуть со стула резвый мальчик 
Не стащил её. Пустился 
Вон из комнаты, и мигом 
Уж в саду он очутился. 

И уж русая головка 
В тёмной зелени мелькает… 
А старушка то смеётся, 
То слезинку утирает. 

1 комментарий: