06.12.2018

Распутин В. "Уроки французского"


Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентина Распутина:
"Что передать вороне"

Главные герои рассказа "Уроки французского" и их характеристика

  1. Мальчик. 11 лет. Из крестьянской, бедной семьи. Очень честный и порядочный, упорный и упрямый. Решительный и смелый, принципиальный, гордый, хорошо учится.
  2. Лидия Михайловна, учительница французского, 25 лет. Добрая и ласковая, честная и отзывчивая, умеет сочувствовать и стремилась как могла помочь мальчику.
  3. Василий Андреевич. Директор. Строгий, суровый, важный.
  4. Вадик. Семиклассник. Заводила и вожак игр в чику. Нечестный, жестокий.
  5. Птаха. Второгодник. Хулиган и драчун.
  6. Мама мальчика. Простая, добрая женщина.
  7. Тетя Надя. Знакомая матери мальчика, у которой он жил.
  8. Тишкин. Одноклассник мальчика. Робкий, молчаливый, ябеда.
  9. Федька. Сын тети Нади.

План пересказа рассказа "Уроки французского"

  1. В райцентр на учебу
  2. Трудности с французским
  3. Воровство продуктов
  4. Голодное время
  5. Игра в чику
  6. Успехи мальчика
  7. Мальчика бьют
  8. Ябедничество Тишкина
  9. Рубль на молоко
  10. Снова в игре
  11. Снова побит
  12. Домашние уроки
  13. Посылка с макаронами
  14. Игра в пристенок
  15. Появление директора
  16. Посылка с яблоками

Кратчайшее содержание рассказа "Уроки французского" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик приехал в райцентр, чтобы ходить в пятый класс.
  2. Время было голодное и мальчик стал играть на деньги в чику.
  3. Мальчика побили за то, что он постоянно выигрывал.
  4. Учительница решила заниматься с мальчиком дома.
  5. Она предложила мальчику сыграть с ней в пристенок на деньги.
  6. Игроков застал директор и учительница уехала.

Главная мысль рассказа "Уроки французского"
Самым ценным качеством человека является его доброта к другим людям.

Чему учит рассказ "Уроки французского"
Рассказ учит быть честным, добрым, отзывчивым. Учит помогать другим людям и не стесняться принимать такую помощь. Учит быть настоящим человеком, учит сохранять в душе лучшие качества, несмотря на все трудности. Учит проявлять сочувствие. Учит преодолевать трудности, учит упорно трудиться и учиться. Учит тому, что успех всегда является результатом кропотливого труда.

Отзыв на рассказ "Уроки французского"
Мне очень понравился этот рассказ и особенно учительница Лидия Михайловна, которая проявила большую доброту и как могла старалась помочь и поддержать голодного мальчика. Она была умной и находчивой, и несмотря на то, что мальчик отказывался от помощи, смогла сделать по-своему. Очень жаль, что директор оказался таким черствым, что не понял, что именно делала Лидия Михайловна для своих учеников.

Пословицы к рассказу "Уроки французского"
Доброе дело само себя хвалит.
Сделав добро, не кайся.
Свет не без добрых людей.
Доброго держись, а от худого удались.
С голоду хлебная корка слаще пирога.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Уроки французского"
Самостоятельная жизнь мальчика началась в одиннадцать лет, когда для того, чтобы учиться в пятом классе, ему пришлось покинуть мать и братьев и отправится в райцентр.
В деревне была только начальная школа, а мальчик учился хорошо и все говорили, что он башковитый. Он помогал людям разбираться с номерами облигаций, и однажды, когда дядя Илья выиграл четыреста рублей, он на радостях дал мальчику ведро картошки.
Поэтому мальчик приехал в райцентр и стал учится на одни пятерки. Только с французским у него были проблемы, потому что не ладилось с произношением. Лидия Михайловна, учительница французского снова и снова показывала мальчику как произносить слова, но он не мог этого запомнить.
Когда он приходил из школы и оставался один, на него наваливалась тоска. Он даже похудел так сильно, что мать, которая в конце сентября приехала проведать его, с трудом узнала мальчика.
А когда она уезжала, мальчик заревел и бросился вслед за машиной. Мать остановила машину и сказала ему собираться, чтобы ехать домой, но мальчик опомнился и убежал.
По осени из деревни мальчику часто привозили продукты - хлеб и картошку, но они таяли очень быстро. Мальчик проверил и убедился, что продукты воруют, но кто - он не знал. Это могла быть тетя Надя, знакомая матери у которой он жил, а могли быть любой из трех ее ребятишек - времена были голодные.
Мальчику пришлось голодать, он бродил по городу, облизывался на лавки с продуктами и наедался до отвала, когда дядя Федя привозил продукты из дома.
Однажды в конце сентября, Федька, сын тети Нади, отвел мальчика на огороду, где играли в  чику несколько ребят, ровесников мальчика, и один более взрослый, семиклассник Вадик.
Он недовольно посмотрел на мальчика, но Федька сказал, что тот свой. И Вадик разрешил ему смотреть, как они играют, поскольку у мальчика самого не было денег на игру.
Вадик играл нечестно, он всегда бросал последним, когда было ясно, куда кидать, и деньги чаще всего доставались ему. Но остальные ребята видели это и молчали.
Мальчик решил, что тоже мог бы играть в чику и он решил использовать пять рублей, которые ему присылали раз в две недели на молоко. Молоко ему нужно было пить от малокровия.
И вот получив пятерку в очередной раз, мальчик разменял ее на деньги и отправился на пустырь играть.
В первый раз мальчик проиграл девяносто копеек, во второй шестьдесят. Но он был упорным и по вечерам тренировался сам. а потому скоро оказался в выигрыше.
Ребята на поляне менялись, только Вадик и Птаха, его друг и помощник, второгодник из пятого класса, ходили каждый день. Иногда на поляну прибегал одноклассник мальчика Тишкин.
Мальчик стал выигрывать и разработал свою собственную систему игры. Он старался сразу попасть шайбой по банку и сорвать его. А когда мальчик выигрывал рубль, то бросал игру и бежал покупать молоко.
Вадику скоро стали не нравится такие выигрыши мальчика, и он однажды высказал ему, что мальчик, выиграв сразу уходит. Потом случился неприятный случай, когда Вадик специально перевернул одну монетку, а мальчик не смог смолчать. Его сильно побили, в основном Вадик и Птаха, но и кто-то третий, мелкий, тоже пинал мальчика.
Напоследок Вадик пригрозил мальчику и велел молчать, а тот убегая все равно крикнул, что Вадик перевернул монету.
В тот день мальчик был самым несчастным человеком в мире.
На следующий день он пришел в школу с синяком и распухшим носом, и Лидия Михайловна сразу спросила его что случилось. Мальчик ответил, что упал, но вредный Тишкин рассказал, что его избил Вадик, потому что он играл на деньги.
Лидия Михайловна вызвала Тишкина к доске, а мальчику сказала остаться после уроков.
Мальчик боялся, что учительница поведет его к директору Василию Андреевичу, который имел обыкновение долго допрашивать провинившегося ученика, но Лидия Михайловна усадила мальчика за парту и стала расспрашивать.
Узнав, что мальчик выигрывает, она спросила на что он тратит деньги, на конфеты или книги. Но мальчик ответил что выигрывает лишь рубль и тратит его на молоко.
Учительница внимательно посмотрела на мальчика и сказала, что играть все равно нельзя. И мальчик пообещал ей больше не играть.
Но в то время ему пришлось совсем плохо. Еды не было и мальчик все дни бродил голодным. Он не выдержал и снова пришел на полянку, где играли в чику. Птаха хотел сразу побить его, но Вадик разрешил мальчику сыграть, видимо устав от пресной и неинтересной игры.
Несколько дней мальчик был очень осторожным, он играл аккуратно, выигрывая по нескольку копеек, но на четвертый день, забывшись снова выиграл рубль, и едва собрался уходить, как его снова избили.
Лидия Михайловна сразу увидела новые синяки, вызвала мальчика к доске и заставила читать французский текст. А потом остановила его и сказала, что с ним придется заниматься дополнительно.
Лидия Михайловна стала заниматься с мальчиком в классе после уроков, а потом стала водить его к себе домой. Она жила в учительском доме, во второй половине которого жил директор и для мальчика эти визиты были настоящей пыткой. Он не мог привыкнуть к учительнице и ее образу жизни, а потому едва только Лидия Михайловна звала его ужинать, как он вскакивал и быстро убегал, говоря, что сыт.
Лидия Михайловна смотрела на мальчика с удивлением и обидой, но остановить его не могла.
Учительнице было лет 25, она была совсем молодой, но видимо уже побывала замужем.
Однажды мальчик узнал, что в школе оставили для него посылку и очень обрадовался. Он правда не понимал, почему мать отправила продукты не в мешке, как обычно. Он притащил посылку домой и торопливо вскрыл. Там лежали макароны. Мальчик съел одну палочку, вторую, третью и вдруг понял, что это не мать ему послала макароны. Он разгреб посылку и нашел на дне сахар и гематоген.
Он сложил все в посылку и принес ее к Лидии Михайловне. Та сделал вид, что не понимает, но при этом смутилась. Мальчик сказал, что у них в деревне не бывает макарон и гематогена, а бывает редька.
Лидия Михайловна засмеялась и сказала, что у них на Кубани в это время полно яблок, и стала упрашивать мальчика взять макароны, и сварить себе нормальный обед. Но мальчик оставил посылку и сбежал.
Уроки после этого все равно продолжились и странное дело, мальчик постепенно вошел во вкус и стал самостоятельно читать французские тексты. Его язык обмяк и произношение выправилось. Лидия Михайловна даже сказала, что пятерки в этой четверти ему еще не видать, но в следующей обязательно.
Однажды, недели через две после случая с посылкой, Лидия Михайловна спросила мальчика, играет ли он на деньги. Тот ответил что нет, а учительница спросила правила игры. Мальчик объяснил, а Лидия Михайловна сказала, что они в детстве играли в  пристенок и показала, как это делается. Правила были простыми и учительница предложила мальчику сыграть.
Мальчик сильно удивился - все-таки учительница, но Лидия Михайловна сказала, что и для учителя полезно узнать что-то новое. Ведь человек стареет не от возраста, а когда перестает быть ребенком.
И они стали играть, сперва просто так, а потом Лидия Михайловна предложила играть на интерес, то есть на деньги. Мальчик видел, что она играет хорошо, и очень скоро проиграл пятьдесят копеек. Он боялся проиграть больше рубля, ведь тогда этот будет позор - он не сможет отдать деньги. Но тут он заметил, что Лидия Михайловна не старается выиграть и не тянет пальцы. Он сделал учительнице замечание и та обещала исправиться.
Потом мальчик увидел, что Лидия Михайловна обманывает и чуть-чуть подвигает свою монету. И при этом отпирается совсем как Вадик. Он пришел в ужас, что учительница обманывает его и стал следить, чтобы она играла честно.
И постепенно мальчик стал выигрывать. У него снова появились деньги и он снова бегал на базар за молоком. Каждый раз принимая деньги от Лидии Михайловны мальчик чувствовал себя неловко, но ведь это был честный выигрыш.
Однажды, когда игроки увлеклись и азартно спорили была чика или нет, в дверь неслышно вошел Василий Андреевич и остолбенел. Он спросил, что здесь происходит и Лидия Михайловна сказала, что надо стучать прежде чем войти. Она сказала, что они играли в пристенок.
Василий Андреевич воздел к небу руки и назвал это преступлением и растлением, он сказал, что никогда не видел, чтобы учитель играл с учеником на деньги.
Через три дня Лидия Михайловна уехала и на прощание сказала мальчику, чтобы он учился и не волновался - его вины в этом нет. А потом, уже после январских каникул мальчику пришла посылка. В ней лежали тугие пачки макарон и в самом низу три ароматных яблока. До этого мальчик видел яблоки только на картинке, но сразу узнал их.