Содержание сайта

31.05.2020

Клычков С. "Ранняя весна" ("Сегодня вечером над горкой")

Жанр: стихотворение

Читать анализ других стихотворений Сергея Клычкова:
"Весна в лесу"

Главные герои стихотворения "Ранняя весна" и их характеристика

  1. Автор, лирический герой. Любитель красоты природы, наблюдатель.

План пересказа стихотворения "Ранняя весна"

  1. Упали грачи
  2. Сад и ручьи
  3. Церковный пруд
  4. Петух за частоколом
  5. Притаясь к окну
  6. Пес и луна

Главная мысль стихотворения "Ранняя весна"
Прекрасна картина пробуждающейся природы ранней весной.

Чему учит стихотворение "Ранняя весна"
Стихотворение учит любить природу, замечать удивительное, любоваться красотой окружающего мира. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Ранняя весна"
Мне очень понравилось это стихотворение, в котором поэт, в присущей ему манере, описал картину ранней весны. Автор использовал очень необычные метафоры, он одушевлял природу. И старался передать ощущение тайны происходящего. Видно, что поэт сам очарован открывшейся ему картиной и мечтает поделиться ею с читателем.

Анализ стихотворения "Ранняя весна"
Стихотворение было написано Сергеем Клычковым в 1929 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения - пробуждение природы весной.
Стихотворение состоит из трех строф, причем в первых двух поэт описывает природу, а в последней строфе рассказывает о себе. Ключевым словом для понимания стихотворения является глагол "таясь", который автор использует в последних строчках. Этот глагол намекает на некую тайну, к которой прикоснулся поэт. Необычайно красива картина весенней природы, но в то же время происходящие с ней преображения кажутся волшебством. И это свое ощущение автор пытается донести до читателя. Для него природа всегда живая, во всех своих проявлениях, и как любое живое существо полно тайн и загадок.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Ранняя весна"
Эпитеты: старый сад, церковный пруд, снегу тяжелом, запоздавшую луну.
Метафоры: упали грачи, скороговоркой будили, пруд пух, кричал петух, притаясь к окну.
Олицетворения: будили ручьи, пруд ворочался.

Пословицы к стихотворению "Ранняя весна"
Зима весну пугает, да сама тает.
Увидел грача - весну встречай.
Хороший год по весне видно.
Грач на горе - весна на дворе.
Приходит время, тает и снег.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Ранняя весна"
С криками падают на землю грачи. Ручьи будят старый сад. Монастырский пруд наполнен тяжелым снегом и кажется разбухшим. А за частоколом слишком рано кричит петух. Тает в тумане снег.
Автор прильнул к окну и тайком слушает вечерние звуки.
Где-то пес лает на луну.


Читать стихотворение "Ранняя весна"
Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.

Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.

Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…

30.05.2020

Лермонтов М. "На севере диком"

Жанр: стихотворение

Текст и анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
"Утес"
"Осень"

Главные герои стихотворения "На севере диком" и их характеристика

  1. Сосна. Северное дерево. Одинокое, грустное. Постоянно спит.

План пересказа стихотворения "На севере диком"

  1. Дикий север
  2. Голая вершина
  3. Сон сосны
  4. Далекая пустыня
  5. Грустная пальма

Главная мысль стихотворения "На севере диком"
В одиночестве все грустят.

Чему учит стихотворение "На севере диком"
Стихотворение учит не сдаваться и искать выход в любой ситуации. Учит не бояться одиночества, но стремится обрести друга. Учит мечтать.

Отзыв на стихотворение "На севере диком"
Мне очень нравится это короткое и грустное стихотворение про одинокую сосну. Этому дереву было холодно, она была совсем одна, но в своих снах, под снеговой шубой, сосна видела совсем другой край. Она видела теплые места, где так же одиноко росла пальма. И сосне наверняка хотелось подружиться с пальмой, ведь тогда они бы не были одинокими.

Анализ стихотворения "На севере диком"
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году
Жанр: пейзажная лирика.
Тема стихотворения - одиночество.
Всего в восьми строках и двух строфах поэту удалось передать чувство, которое и самого его не покидало всю жизнь - чувство одиночества. Главным героем стихотворения поэт выбрал сосну на далеком севере. Она укутана снегом и спит, но даже во сне мечтает о друге, мечтает обрести родственную душу, пусть даже живущую далеко от нее.
Поэт показывает, что в мечтах человек освобождается от любых оков, и тогда становится возможным невозможное.
Стихотворный размер - амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "На севере диком"
Эпитеты: севере диком, голой вершине, снегом сыпучим, пустыни далекой, утесе горючем, прекрасная пальма.
Метафоры: снегом одета.
Сравнения: одета как ризой.
Олицетворения: сосна дремлет, снится ей, одна и грустна.

Пословицы к стихотворению "На севере диком"
Даже дуб в одиночестве засыхает.
Одинокое дерево ветра боится.
Одному и поссориться не с кем.
Без мечты не проживешь.
Без милого друга на сердце вьюга.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "На севере диком"
На диком севере на утесе росла одинокая сосна. Она спала, укутанная снегом и снился ей один и тот же сон. Будто в далеком южном крае, на горячем утесе растет точно также одиноко пальма.


Слушать актёрское чтение стихотворения "На севере диком"

Читать стихотворение "На севере диком"
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.

29.05.2020

Лукашевич К. "Заветное окно"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других святочных рассказов:
Куприн А. "Тапер"
Куприн А. "Чудесный доктор"

Главные герои рассказа "Заветное окно" и их характеристика

  1. Рыжий. Отец Кеши. Разбойник. Мучается угрызениями совести, хочет исправиться.
  2. Косой. Его напарник. Безжалостный душегуб.
  3. Кеша. Мальчик. Добрый и веселый, сразу узнал отца.
  4. Агафья. Его мать. Любит мужа и продолжает ждать и верить.

План пересказа рассказа "Заветное окно"

  1. Два путника
  2. Село за горкой
  3. На дело с топором
  4. 28 копеек
  5. Мальчик с хлебом
  6. Кеша и его мать
  7. Горе матери
  8. Праздничный ужин
  9. Хлеб и сало
  10. Возвращение Кеши
  11. Вести об отце
  12. Ожившая надежда

Краткое содержание рассказа "Заветное окно" для читательского дневника в 6 предложений

  1. По морозу и снегу два путника дошли до большого села.
  2. Косой хотел ограбить дом, но Рыжий дал ему денег, и дождался появления мальчика.
  3. В доме царили уныние и горе, отец Кеши был разбойником.
  4. После обеда Кеша понес на заветное окно хлеб для бродяг.
  5. Вернувшись, он рассказал, что видел отца, и тот плакал и просил прощения.
  6. Отец ушел, и Агафья не увидела его, но женщина преисполнилась надежды.

Главная мысль рассказа "Заветное окно"
Те, кто любит, всегда готовы простить любимого, и принять его домой.

Чему учит рассказ "Заветное окно"
Рассказ учит не отчаиваться и верить в лучшее. Учит не терять надежду. Учит ждать и любить. Учит тому, что у человека всегда есть шанс все начать сначала. Учит помнить о своих близких, родных.

Отзыв на рассказ "Заветное окно"
Мне очень понравился этот трогательный рождественский рассказ. Его герой - разбойник, который хотел бы начать все сначала, но не может. Он тайком видится с сыном и просит прощения. А мать Кеши, узнав, что приходил отец, оживает, и надежда вновь наполняет ее сердце. Она продолжает любить мужа, и хочет, чтобы тот вернулся, чтобы снова стал нормальным человеком. Мне очень ее жаль, но может быть все закончится хорошо.

Пословицы к рассказу "Заветное окно"
Надежда умирает последней.
Счастью не верь, а в беде не опускайся.
Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Вся семья вместе, так и душа на месте.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Заветное окно"
I.
Два путника шли по бескрайнему снежному полю. Стоял сильный мороз, был конец Рождественского поста. Рыжий путник был закутан в платок и одет в дрянной полушубок. Он постоянно твердил о скорой смерти. Второй, Косой, был одет в доху, и подбадривал путника.
Путники перевалили через горку и увидели деревеньку. Косой обрадовался, говоря, что там будет работа. А Рыжий сказал, что признал эти места.
Они вышли на улицу и Косой хотел зайти в трактир, но у него был только медный грош. Тогда он перехватил топор, и пошел к крайней избушке. Но Рыжий остановил товарища, дал ему двадцать восемь копеек, и сказал, что сам все сделает.
Из избушки выбежал мальчик с хлебом и салом. Он хотел положить их на окно, но вдруг сильные руки схватили его. И чей-то голос попросил Кешу не бояться.

II.
В доме было тихо. Мать сидела задумчивая и молчаливая, погруженная в свои думы. Кеша говорил про елки, которые должны были состояться в других домах, но Агафья словно не слышала сына. Ветхая старушка сказала внуку, что у матери большое горе, ее муж был разбойником.
Кеша стал просить есть, и Агафья опомнилась. На столе появилась похлебка, горячий хлеб, пряники. Покушав, Кеша взял хлеба, чтобы отнести на заветное окно. Он вышел во двор.

III.
Вернулся Кеша встревоженным и сказал, что видел отца. Агафья встрепенулась, старушка тоже. А мальчик сказал, что отец схватил его и попросил не бояться. И что он сразу узнал его по рыжей бороде. А отец плакал, просил прощения, и говорил, что помнит их, но пока не может вернуться. Он взял у Кеши хлеб и сало и ушел.
Агафья выскочила во двор, но следов Рыжего уже не было.
Она вернулась в дом, пеняя мальчику, что тот не завел отца. Но при этом смотрела ласково и выглядела посвежевшей и повеселевшей. Агафья обещала Кеше, что тот пойдет на елку, и мальчик с удивлением смотрел на мать.
А Агафья не раз еще выбегала во двор, вглядываясь в даль. И часто оставляли женщины хлеб на заветном окне, надеясь, что муж и отец вернется.

28.05.2020

Носов Н. "Милиционер"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:
"Шурик у дедушки"
"Клякса"

Главные герои рассказа "Милиционер" и их характеристика

  1. Алик. Александр Кузнецов. Маленький мальчик, озорной, боязливый, глупенький.
  2. Милиционер. За порядком следит.

План пересказа рассказа "Милиционер"

  1. Кем пугали Алика
  2. Алик потерялся
  3. Страх перед милиционером
  4. Фамилия мальчика
  5. Сопровождение

Краткое содержание рассказа "Милиционер" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алика пугали милиционером.
  2. Он потерялся и испугался милиционера.
  3. Милиционер спрятался и просил узнать фамилию мальчика.
  4. Тетя узнала как зовут Алика, а милиционер узнал адрес.
  5. Тетя отвела мальчика домой, а милиционер шел следом.
  6. Алик больше не боялся милиционера.

Главная мысль рассказа "Милиционер"
Милиция нужна чтобы следить за порядком.

Чему учит рассказ "Милиционер"
Рассказ учит не бояться полиции, а помогать ей. Учит не уходить далеко от дома. Учит слушаться родителей.

Отзыв на рассказ "Милиционер"
Мне понравился этот смешной рассказ про Алика, который боялся милиции. Мальчик не знал, что милиции должны бояться преступники, а простым гражданам милиция помогает. А когда Алик это узнал, он перестал бояться милиции, и родителям стало нечем пугать его. Но мне кажется, что Алик все равно не стал больше баловаться.

Пословицы к рассказу "Милиционер"
Наша милиция нас бережет.
Порядок дела не испортит.
С такой рожей только детей пугать.
Вольно тому шалить, кто смолоду не бит.
Доверять доверяй, да почаще проверяй.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Милиционер"
Маленького Алика часто пугали милиционером. Грозили, что если станет он хулиганить и баловаться, то его милиционер заберет.
И вот однажды Алик потерялся. Заплакал, окружили его люди, стали шуметь. Тут и милиционер подошел. Алик увидел милиционера и отворачивается - боится.
Хотел его милиционер за руку взять, а Алик бегом от него. Далеко не убежал, поймали мальчика.
Милиционер за ворота спрятался, а Алик его видит. Кричит, что лучше заблудившимся будет, чем в милицию пойдет. Тогда милиционер попросил людей, чтобы они фамилию мальчика узнали.
Алик тете признался, что зовут его Александр Кузнецов, и милиционер тут же по телефону узнал его адрес.
Повела тетя Алика домой, а милиционер следом идет. Боится Алик, зачем за ним милиционер идет, а тетя ему объясняет, что для порядку.
Отвели Алика домой, а милиционеров он боятся перестал. Понял, что они для порядку.

27.05.2020

Драгунский В. "Денискины рассказы"

Жанр: цикл рассказов о детях

Количество рассказов в цикле: 68.

Писатель Виктор Драгунский начал печать свои знаменитые рассказы о Денисе Кораблеве начиная с 1959 года. Их героем стал обычный московский мальчик, с которым постоянно происходили удивительные и забавные приключения. Часто, вместе с Дениской в рассказах появляется его друг - Мишка Слонов.
В начале цикла Денис еще дошкольник, а в последних рассказах цикла он уже пионер, ученик третьего класса.
Прототипом героев стали сын писателя Денис Драгунский и Михаил Слоним, его друг в реальной жизни.

Главные герои цикла "Денискины рассказы" и их характеристика

  1. Денис Кораблев. Мальчик добрый, отзывчивый, совестливый. Часто совершает ошибки, но всегда находит в себе силы исправиться и стать лучше. Старается быть честным, трудолюбивым, хорошо учиться.
  2. Мишка Слонов. Заводила многих игр и проказ. Легкомысленный, безответственный, самоуверенный.
  3. Мама Дениса. Добрая, любящая женщина. Хорошо готовит, обладает чувством юмора.
  4. Папа Дениса. Умный, добрый, находчивый. Любит сына и старается ему всегда помочь.

Главная мысль цикла "Денискины рассказы"
В детстве закладывается характер человека.

Чему учит цикл "Денискины рассказы"
Рассказы учат быть послушными, дисциплинированными, ответственными. Учат доброте, отзывчивости, помогать друзьям. Учат пользе знаний, не забывать делать уроки. Учат не относиться серьезно к проблемам, уметь находить выход из любой ситуации. Учит уметь просить прощение.

Отзыв на цикл "Денискины рассказы"
Мне очень понравилась эта замечательная книжка о мальчике Дениске. Этот мальчик мне понравился тем, что он всегда позитивный, он никогда не унывает, он умеет развлекаться, но при этом старается думать о последствиях и не поступать так, чтобы потом было стыдно за свои поступки. Дениска мне нравится и характером, он мечтатель, влюбчивый и увлекающийся. В этом у нас с ним много общего. Эту книгу можно назвать энциклопедией дружбы, ведь она учит быть настоящим другом, помогать друзьям, не оставлять друзей в беде.

Пословицы к циклу "Денискины рассказы"
Ученье - свет, неученье - тьма.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Под лежачий камень вода не течет.
Делу - время, потехе - час.
Как аукнется, так и откликнется.

Краткое содержание избранных рассказов цикла "Денискины рассказы"

Чтобы перейди на страницу рассказа, клините на его названии.

"Англичанин Павля"
В гости к Дениске пришел Павля и сказал, что два месяца изучал английский язык. Он знал только имя Пит и был этим горд.

"Арбузный переулок"
Дениска не хочет есть молочную лапшу и папа вспоминает войну и голод. Он рассказывает про арбуз, который ему дали грузчики, и как он с другом часто ходил в переулок, надеясь, что туда снова привезут арбузы.

"Белые амадины"
Дениска идет на выставку певчих птиц и любуется белыми амадинами. Потом он слушает соревнования кеноров и полный впечатлений возвращается домой.

"Бы"
Дениска стал думать, что было бы если бы дети командовали взрослыми. Он воображал как будет ругать маму и папу, но пришла мама и стала ругать Дениску.

"Где это видано, где это слыхано"
Дениска и Мишка участвовали в школьном конкурсе, но пели постоянно одну и ту же строчку, так как сильно волновались.

"Главные реки"
Дениска не подготовился к урокам и насмешил весь класс. Ему подсказывали, но Дениска назвал стихотворение "Мужичок с ноготком", а главную реку Америки назвал Миси-писи.

"Гусиное горло"
Дениска решил подарить Мишке гусиное горло, а мама стала учить его вести себя за столом. Папа и мама поругались, а подарок Дениски оказался самым лучшим.

"Двадцать лет под кроватью"
Играя в прятки, Дениска спрятался под кроватью. Но пришла старушка и легла спать. Мальчик боялся вылезти и думал, что проведет под кроватью двадцать лет.

"Девочка на шаре"
В цирке Дениска увидел очень красивую девочку и мечтал встретиться вновь. Но когда они вновь пошли в цирк с папой, девочки уже не было, она уехала во Владивосток.

"Друг детства"
Дениска мечтал стать боксером и мама дала ему старую игрушку - медведя. Но Дениска не смог ударить игрушку, долгое время бывшую ему верным другом.

"Дымка и Антон"
Антон украл кость у безобидной Дымки, и сделал вид, что он здесь ни при чем. Дениска погрозил собаке пальцем, и смущенный Антон вернул кость.

Соседка ценит удобства совей собаки больше, чем удобства людей. Дениска возмущен, что его сравнивают с собакой, и уходит в котельную. Там дядя Павел всегда зовёт его человеком.

"Живой уголок"
Дениска хотел купить для школьного живого уголка белых мышей, но они закончились. Мама не стала покупать дорогую моллинезию, а купила карпа на обед.

"Заколдованная буква"
Во двор привезли елку, и ребята стали ее рассматривать. Они не могли выговорить букву Ш и у них получались смешные слова. Они смеялись друг над другом.

"Здоровая мысль"
Дениска с Мишкой возвращаются из школы. Они не умеют находить свои подъезды. Дениска просит папу нарисовать на дверях портрет мамы.

"Зеленчатые леопарды"
Дениска с друзьями строит космодром. К ребятам выход Костик, переболевший корью. Дети начинают обсуждать как много хорошего в различных болезнях.

Дядя Миша взял Дениску в Ленинград, где тот познакомился с двоюродным братом Димой. Дима устроил Дениске экскурсию по Ленинграду и познакомил с Ирой. Дениска очень переживал, что забыл взять у девочки адрес.

"Кот в сапогах"
Дениска забыл подготовить костюм на праздник, и они с Мишкой стали поспешно делать костюм из маминой шляпки, сапог, и хвоста соседки. И костюм Дениски стал лучшим.

"Красный шарик в синем небе"
Дениска с Аленкой пошли на весенний базар и купили красный шарик. Но Дениска выпустил шарик и тот улетел. Аленка заплакала, но потом сказала, что хотела бы выпустить еще один шарик.

"Куриный бульон"
Мама уходит и просит папу и Дениску приготовить курицу. Мужчины азартно берутся за дело и весь день измываются над курицей. Возвращается мама и быстро готовит курицу.

Дениска идет в парк на новогоднюю ёлку и теряется в лесу. Он пугается артиста, одетого медведем, а потом жалеет его за трудную работу.

"Мотогонки по отвесной стене"
Дениска мечтал о новом велосипеде, и увидел велосипед с мотором, на котором приехал Федя. Мишка завел велосипед и Дениска катался по двору, не умея остановить велосипед.

"Надо иметь чувство юмора"
Дениска с Мишкой плохо делали уроки и папа рассказал им историю про ленивого мальчика. Дениска обиделся, но папа сказал, что надо иметь чувство юмора.

"На Садовой большое движение"
Дениска с Ванькой починили велосипед, но потом дали его парню, который говорил, что у него болеет бабушка. Парень не вернулся, а Дениска подумал, что движение очень сильное.

"Не пиф и не паф"
Маленький Дениска боялся слушать сказки. Поэтому он придумал добавлять ко всему страшному частицу "не", и у него получались не страшные истории.

Дениска оказывается в цирке и знакомится с Толиком. Толик подшучивает над Дениской, и тот летает под куполом цирка вместе с Карандашом.

"Ничего изменить нельзя"
Дениска не понимает зачем взрослые задают странные вопросы. Он представляет, как бы стал отвечать на вопросы взрослого при знакомстве.

"Он живой и светится"
Дениска обменял новую машину-самосвал на живого светлячка. Мама пришла поздно, и не стала ругать Дениску, ведь светлячок был живым.

"Первый день"
В тот день Дениска проснулся рано и поспешил в школу. Он читал стихи и выпустил в небо шарик. А вечером мечтал, как выучит все буквы.

"Пожар во флигеле или подвиг во льдах"
Дениска с Мишкой опоздали в  школу и рассказали разные истории опоздания. Дениска рассказал про спасение девочки на пожаре, а Мишка про спасение мальчика из проруби.

"Похититель собак"
Дениска повсюду встречал болонок, и думал, что это собака Чапка, за которой он должен был следить. Поэтому Дениска натаскал полный дом чужих собак.

Дениска должен был один лететь в Москву, но самолёт задержали. Он познакомился с офицерами, которые отвезли его домой, когда мальчика никто не встретил в аэропорту.

"Профессор кислых щей"
Дениска читает газету, и мама называет его современным ребенком, а папа профессором кислых щей. У Аленки Дениска встречает настоящего профессора и обижает его, спросив не кислых ли он щей.

Дениска с друзьями ходит на водную станцию. Друзья подбивают его прыгнуть с самой высокой вышки. Мальчик два разу спускается, но на третий раз прыгает.

"Расскажите мне про Сингапур"
Дениска ночевал на даче и мечтал о встрече с дяде-капитаном, который был в Сингапуре. Ему мешала собака, которой Дениска бросал яйца и котлеты. Утром оказалось, что собакой был капитан.

"Ровно 25 кило"
Чтобы получить подписку на журнал, Дениска выпил пол-литра ситро. Он весил ровно 25 килограмм, а Мишка на полкилограмма больше. Мальчики поделили подписку.

"Рыцари"
Дениска хочет быть рыцарем, и подарить маме подарок. Он выливает папино коллекционное вино из разных бутылок в одну банку, чтобы сдать бутылки. Папа расстроился, а мама смеялась.

"Сестра моя Ксения"
Папа и Дениска готовились к приезду мамы. Мама приехала и показала Дениске его сестру Ксению. Когда Ксению купали, она держала брата за палец, и Дениска понял, что любит ее.

"Синий кинжал"
Когда Лева стукнул Дениску, тот обиделся и решил убить Леву. Он принес в школу кинжал, но Лева подарил Дениске гильзу. Дениска простил Леву.

Дениска не понимает, почему учитель поставил ему тройку по пению. Ведь он пел очень громко. А Мишке, который пел тихо, поставили пятёрку.

"Слон и радио"
Дениске подарили новый радиоприемник. Слон выхватил радиоприемник, слушал музыку, а потом засунул его в рот. Но слон вернул приемник целым и Дениска радовался.

"Снизу вверх, наискосок"
Когда маляры ушли на обед, дети завладели красками и стали баловаться. Они испортили костюм управдома и их наказали. А маляры предложили им пойти к ним в бригаду.

Дениска с классом отправляется в кино. Он устраивает стрельбу в зале, чтобы помочь красноармейцам. Директор забирает у детей пистолеты.

Тетя постоянно обманывает Дениску и мальчик перестаёт ей верить. Он считает, что Старый мореход, из повести Джека Лондона, врёт для спасения жизни, а потому поступает благородно.

"Тайное становится явным"
Дениска хотел в Кремль, но не хотел манную кашу, а потому вывалил ее в окно. Каша упала на гражданина, и к Дениске пришел милиционер.

Вместо учительницы литературы урок ведет учитель географии. Он начинает объяснять что имел ввиду Пушкин, когда писал про тихую украинскую ночь. Дениска объясняет, что имел ввиду Лермонтов, когда писал про сосну на утесе.

Дениска доволен третьим местом на соревнованиях. Но папа выясняет, что четвёртого места не было совсем. Настроение у Дениски портится.

Посмотрев фильм про Фантомаса дети стали баловаться и писать всем записки. Мишка был упорнее других и старый учитель учил его писать правильно. Мишка получил первую тройку по русскому языку.

Мама просила папу и Дениску придумать, как помочь ей с мытьём посуды. Дениска придумал конвейер, когда все кушали бы друг а другом из одних тарелок. Папа предложил просто самим помыть посуду.

Дениска с Мишкой едут на электричке и папа показывает фокусы. Дениска понимает, что это фокусы, а доверчивый Мишка выбрасывает в окно мамину шляпку.

"Что любит Мишка"
Учитель пения стал спрашивать друзей, что они любят. Дениска любил многие вещи, а Мишка только еду. И только в конце Мишка вспомнил про бабушку.

"Шляпа гроссмейстера"
Шляпу шахматиста унесло ветром и она упала в пруд. Дениска с мальчишками выловил шляпу, но испортил ее. Шахматист рассердился, а потом стал играть с Дениской в шахматы.

26.05.2020

Гайдар А. "Дым в лесу"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Гайдара:
"Голубая чашка"
"Тимур и его команда"

Главные герои рассказа "Дым в лесу" и их характеристика

  1. Володя Курнаков. 11 лет. Храбрый и добрый мальчик. Заступается за маленьких. Настоящий герой.
  2. Феня Федосеева. 4 года. Маленькая, бойкая девочка.
  3. Летчик Федосеев, отец Фени. Добрый, мужественный, сильный.

План пересказа рассказа "Дым в лесу"

  1. Отобранная конфета
  2. Просьба мамы Фени
  3. Дым в лесу
  4. Суета во дворе
  5. Прорыв границы
  6. На аэродром
  7. Исчезновение Федосеева
  8. Проколотое колесо
  9. Ночь в лесу
  10. Раненый летчик
  11. По лесу к реке
  12. Переправа
  13. Спасение
  14. Награда

Краткое содержание рассказа "Дым в лесу" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя заступился за Феню, потом сидел с ней дома. и поехал на аэродром.
  2. В лесу горел лес, подожженный диверсантами, чтобы сжечь завод.
  3. Отец Фени пропал, а Володя заблудился в лесу и нашел раненого летчика.
  4. Он отправился за помощью, и во время переправы чуть не утонул.
  5. Летчика спасли, диверсантов обезвредили, лес потушили, и только щенок утонул.
  6. Федосеев подарил Володе компас, и велел учить карты.

Главная мысль рассказа "Дым в лесу"
Даже мальчик может стать героем, если переборет свой страх.

Чему учит рассказ "Дым в лесу"
Рассказ учит любить и защищать свою Родину. Учит защищать маленьких. Учит смелости и мужеству. Учит преодолевать свой страх. Учит тому, что войн без жертв не бывает. Учит основам ориентирования в лесу.

Отзыв на рассказ "Дым в лесу"
Мне понравился этот рассказ и понравился подвиг Володи, который хоть и не привел помощь сам, но сделал все от него зависящее. Он боялся плыть, но поплыл, потому что позади оставался раненый человек, которого он должен был спасти любой ценой. Володя поступил очень мужественно. Но мне очень жаль маленького веселого щенка, который любил сладости, и был верным другом мальчику.

Пословицы к рассказу "Дым в лесу"
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Победа над смертью рождает героев.
Мал, да удал.
Пример героя зовет на подвиг.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Дым в лесу"
Володя сидел на крыше сарая и смотрел на запад, где от торфяных болот загорелся лес. Внизу девочка Феня достала конфету и посмотрела в небо, она хотела увидеть папу, ведь он был летчиком. Но какой-то мальчишка толкнул Феню и выхватил у нее конфету.
Володя спрыгнул на землю, отобрал у мальчишки конфету, которую тот успел сунуть в рот, и наподдал ему. Володя не разрешил Фене подобрать с земли обсосанную конфету, и ребята отдали ее щенку.
Они решили сходить домой к Фене, в надежде, что ее мама даст девочке еще конфету. Щенок тащился за ними по лестнице.
Мама Фени куда-то спешила, она слезно попросила Володю остаться и присмотреть за девочкой, которой было всего четыре года. Володя был занят, но не мог устоять перед просьбой. А мама дала детям ключ от комода и ушла.
Дети поели конфет, дали щенку баранку, и Володя посмотрел в окно. Он увидел дым в лесу, но совсем в другой стороне от болот.
Он посмотрел вниз и увидел солдат с лопатами и всеобщее оживление. Ему очень захотелось на улицу и он стал уговаривать Феню отпустить его. Дети едва не поругались, но тут вернулась мама Фени и сказала, что им надо срочно ехать на аэродром к папе. Володя попросился с ними, ведь он никогда не был на аэродроме, и мама Фени сказала, что мальчик должен отпроситься дома.
Володя выбежал на улицу и столкнулся с Вовкой Крюковым, который сказал, что через границу перешли три белогвардейца и подожгли лес. Володя бросился домой и мама нехотя отпустила его.
Дети взяли с собой щенка, а Володя положил в карман оловянный браунинг. Машина доехала до леса, но там путь преградил патруль. Однако, узнав, что едет жена летчика Федосеева, машину пропустили, и она скоро оказалась на аэродроме.
Там выяснилось, что летчик Федосеев отправился облетать лес, и до сих пор не вернулся. Его искали с земли и воздуха. Машине с детьми пришлось возвращаться назад.
В лесу у машины лопнула покрышка и Володя побежал с щенком в лес. Он долго бегал и заплутал. Он пошел на гудок машины, но оказался в болоте. Скоро стемнело. Володе пришлось заночевать в лесу.
Утром он услышал стук по железу и вышел к разбитому самолету, возле которого сидел летчик Федосеев. У него была повреждена нога. Федосеев объяснил Володе, как добраться до речки, и попросил привести помощь. А также сказал, что трое неизвестных стреляли по самолету из винтовки и пробили бак.
Мальчик долго плутал по лесу, но выбрался на берег реки. Там никого не было, и только на другом берегу Володя увидел шалаш. Он понял, что придется плыть, а плавал он плохо. Мальчик выбросил браунинг и поплыл. Щенок плыл за ним, но не смог переплыть реку и утонул. А когда и мальчик выбился из сил, то увидел огромную зубастую пасть.
Позднее он узнал, что по его следам овчарка нашла летчика Федосеева, который рассказал людям про Володю. Вторая собака выследила нарушителей и одного из них убили, а двоих поймали.
Утром Володю разбудила мама и он вышел во двор. Феня сказала, что его зовет ее папа, и летчик Федосеев подарил мальчику компас, сказав, чтобы тот учился разбирать карты.
Детям было жаль щенка, но война есть война. Главное, что огонь потушен, нарушители схвачены и огромный завод будет работать.

25.05.2020

Зощенко М. "Лёля и Минька"

Жанр: рассказы

Список рассказов "Леля и Минька":
По ссылкам можно посмотреть читательский дневник для каждого рассказа.

  1. "Елка"
  2. "Калоши и мороженое"
  3. "Бабушкин подарок"
  4. "Не надо врать"
  5. "30 лет спустя"
  6. "Находка"
  7. "Великие путешественники"
  8. "Золотые слова"

Главные герои рассказов "Леля и Минька" и их характеристика

  1. Минька. 5-7 лет. Будущий писатель. Бойкий, веселый, упрямый, настойчивый. Любит быть хорошим. Не хочет отставать от сестры и потому часто идет у нее на поводу.
  2. Леля. Его старшая сестра. Умная, и веселая. Выдумщица и заводила игр. Предусмотрительная, Обидчивая. Мнительная.
  3. Мама. Добрая, милая, отходчивая, любит детей.
  4. Папа. Строгий, мудрый, опытный. Любит детей и хочет вырастить из них настоящих людей.

Краткое содержание рассказов "Леля и Минька" для читательского дневника в 6 предложений

  1. На елке Минька узнает, что нельзя брать чужого и бить маленьких.
  2. Минька с Лелей пытаются торговать калошами, но лишаются мороженого.
  3. Минька узнает, что быть хорошим нелегко, но к этому нужно стремиться.
  4. Минька выясняет, что людям нужно делать добро, чтобы быть счастливым.
  5. Минька и Леля отправляются в путешествие, но вовремя поворачивают.
  6. Дети ссорятся с папиным начальником, и узнают, что всегда нужно думать головой.

Главная мысль рассказов "Леля и Минька"
Правильное воспитание превращает ребенка в настоящего человека.

Чему учат рассказы "Леля и Минька"
Рассказы учат быть честными и добрыми. Учит не завидовать и не брать чужое. Учат находчивости и смекалке. Учат любить своих детей. Учат слушаться родителей.

Отзыв на рассказы "Леля и Минька"
Мне очень нравятся эти автобиографические рассказы Зощенко. Их герой - он сам, тогда еще маленький мальчик Минька. Минька живет с Лелей, своей старшей сестрой, и старается походить на нее. Они часто ругаются, но все равно любят друг друга. У детей очень хорошие родители, любящая мама, мудрый папа, который все-таки часто бывает слишком строг. Но благодаря полученным в детстве урокам, Минька стал хорошим писателем и настоящим человеком.

Пословицы к рассказам "Леля и Минька"
Делай людям добро и жди добра.
Скромность каждому к лицу.
На чужой каравай рот не разевай.
Раз соврешь, другой раз не поверят.
Нет правил без исключений.

Краткое содержание рассказа "Елка

  1. Минька и Леля ели сласти с елки, и сломали куклу.
  2. Мама нашла обкусанное яблоко, но тут пришли гости.
  3. Мама подарила мальчику паровозик, а Минька подрался с ним.
  4. Родители других детей ругались, а мама защищала детей.
  5. Дети выгнали гостей, чтобы завладеть подарками.
  6. Папа отправил детей спать, а подарки отнес другим детям.

Краткое содержание рассказа "Калоши и мороженое"

  1. Минька и Леля нашли старую калошу и продали ее старьевщику.
  2. Чтобы купить еще мороженое, они продали новую калошу гостя.
  3. Старьевщик обещал дать больше денег за пару калош, но обманул детей.
  4. Гости собрались уходить и обнаружили пропажу калош.
  5. Папа сказал, что дети два года не получат мороженое.
  6. Он продал игрушки детей, чтобы купить калоши гостям.

Краткое содержание рассказа "Бабушкин подарок"

  1. Бабушка подарила Миньке монеты, а Леле нет.
  2. Леля обиделась и ударила Миньку по руке.
  3. Бабушка стала ругать Лелю, а папа сказал, что Минька не прав.
  4. Минька дал Леле монетки, и стал этим хвастать.
  5. Папа сказал, что так поступать некрасиво.
  6. Минька решил быть хорошим, и отдал Леле еще монетку.

Краткое содержание рассказа "Не надо врать"

  1. Минька получил единицу, а Леля посоветовала заклеить страницы дневника.
  2. Минька забыл один дневник в саду, а второй закинул за шкаф.
  3. В третьем дневнике он заклеил страницы.
  4. Женщина принесла забытый дневник и Минька во всем сознался.
  5. Пришел учитель, но папа уже все знал.
  6. Миньке подарили фотоаппарат и он никогда больше не врал.

Краткое содержание рассказа "Тридцать лет спустя"

  1. Минька часто болел и родители делали ему подарки.
  2. Леле тоже хотелось подарков, но она не болела.
  3. Леля сделал вид, что проглотила шарик от бильярда.
  4. Родители нашли шарик и наказали Лелю.
  5. Через 30 лет Минька приехал к сестре и узнал, что Леле хотелось, чтобы ее любили.
  6. Минька любил сестру и сделал ей подарок.

Краткое содержание рассказа "Находка"

  1. Минька и Леля положили в коробку лягушку и оставили на улице.
  2. Они смеялись над прохожим, который открыл коробку.
  3. Прохожий надрал Миньке уши, и папа сказал, что он был прав.
  4. Минька вырос и в чужом городе остался без денег.
  5. Он увидел на улице кошелек и обрадовался.
  6. Но кошелек был на веревочке, и над ним смеялись дети.

Краткое содержание рассказа "Великие путешественники"

  1. Степка с Лелей собрались в кругосветное путешествие.
  2. Минька отдал перочинный нож, чтобы его тоже взяли.
  3. Дети тяжело нагрузились и отправились в путь.
  4. Миньку покусали осы, дети сильно устали.
  5. Леля развернула спящего Степку, и дети пошли обратно.
  6. Они вернулись к приезду родителей, и Степка был удивлен.

Краткое содержание рассказа "Золотые слова"

  1. Дети влезли в разговор взрослых и обидели начальника папы.
  2. Папа запретил детям участвовать в общих обедах.
  3. Дети обещали молчать за столом, и их пустили на обед.
  4. Минька уронил в чай начальнику масло, но дети молчали.
  5. Начальник испугался и рассердился, а дети сказали, что им велено было молчать.
  6. Папа сказал, что всегда нужно думать своей головой.

24.05.2020

Голявкин В. "Как я писал стихи"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Голявкина:
"Быстрей, быстрей"
"В шкафу"

Главные герои рассказа "Как я писал стихи" и их характеристика

  1. Саша. Юный начинающий поэт. Уверен в своей гениальности.
  2. Женька. Критически настроенный редактор.

План пересказа рассказа "Как я писал стихи"

  1. Нежданный талант
  2. Заказ редактора
  3. Стихи про солнце
  4. Стихи про дождь
  5. Стихи про среднюю погоду
  6. Стихи про все сразу

Краткое содержание рассказа "Как я писал стихи" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Саша обнаружил в себе талант поэта.
  2. Редактор Женька попросил его написать стихи.
  3. Саша написал стихи про солнечный луч, но Женька сказал, что идет дождь.
  4. Саша написал стихи про дождь, но тот как назло перестал.
  5. Саша написал стихи о средней погоде, но выглянуло солнце
  6. Утром Саша принес стихи обо всех погодах сразу.

Главная мысль рассказа "Как я писал стихи"
Талант поэта не в умении находить рифмы, а в том, чтобы сделать это красиво.

Чему учит рассказ "Как я писал стихи"
Рассказ учит не спешить, не торопиться, делать все основательно, качественно. Учит не заниматься тем, в чем ничего не понимаешь. Учит тому, что любое дело требует умения и терпения.

Отзыв на рассказ "Как я писал стихи"
Мне очень понравился этот веселый рассказ про начинающего поэта. Одну единственную идею о том, что его голове хорошо, Саша умудрился использовать во всех стихотворениях. Он не понимал, что со стороны это выглядит очень смешно. Но мне почему-то кажется, что со временем Саша поймет свою ошибку и его последующие стихи окажутся более удачными и красивыми.

Пословицы к рассказу "Как я писал стихи"
Первый блин комом.
Поспешишь - людей насмешишь.
Во всем нужна сноровка, уменье, тренировка.
Не спеши словом, а спеши делом.
С терпеньем приходит уменье.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Как я писал стихи"
Однажды Саша обнаружил, что напевает в рифму и решил стать поэтом. Он побежал к редактору пионерской газете Женьке и тот обрадовался. Он сразу попросил Сашу что-нибудь написать.
Саша подумал и написал стихи о солнце, чей луч льется ему на голову, и оттого голове хорошо.
Но Женька забраковал стихи, сказав, что сейчас идет дождь.
Тогда Саша переделал стихи и получилось, что голове его хорошо, потому что дождь льет на голову.
Но и эти стихи Женьке не понравились, и он сказал, что дождь перестал.
Саша вновь переделал стихи, написав о средней погоде, когда на голову ничего не льется. Но Женька сказал, что снова выглянуло солнце, и Саша все понял.
На следующее утро он принес стихи в которых сразу говорилось о дожде, солнце и средней погоде.

22.05.2020

Зощенко М. "Через 30 лет"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Зощенко:
"Вот какие бывают мышки"

Главные герои рассказа "30 лет спустя" и их характеристика

  1. Минька. Маленький болезненный мальчик. Взрослый мудрый человек.
  2. Леля. Его старшая нескладная сестра, которая считала, что родители мало ее любят.

План пересказа рассказа "30 лет спустя"

  1. Болезни и подарки
  2. Игра в бильярд
  3. Проглоченный шарик
  4. Волнение родителей
  5. Найденный шарик
  6. Встреча через тридцать лет

Краткое содержание рассказа "30 лет спустя" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда Минька болел ему дарили подарки, а Леля заболеть не могла.
  2. Она сказала, что проглотила шарик от бильярда.
  3. Родители испугались, но тут шарик выпал из передника.
  4. Отец наказал Лелю, а Минька не знал, зачем она так поступила.
  5. Он приехал к ставшей взрослой сестре и узнал, что Леля хотела любви родителей.
  6. Минька дал подарки Леле и ее детям, потому что хорошим людям нужно делать добро.

Главная мысль рассказа "30 лет спустя"
Человек должен делать добро другим людям.

Чему учит рассказ "30 лет спустя"
Рассказ учит тому, что детей нужно любить одинаково, и делая подарок одному, не забывать про другого. Учит, что дети должны расти в любви. Учит делать добро. Учит не делать зла.

Отзыв на рассказ "30 лет спустя"
Мне очень понравился этот назидательный рассказ, в котором говориться не только о родительской любви, но и том, что каждый человек обязан быть добрым. Ведь недобрый человек сам остается несчастным, в то время как делающий добро другим, сам счастлив. Мне было жаль Лелю, которую обделяли подарками, но я думаю, что родители любили ее не меньше, чем брата, просто тот был слабеньким и его больше жалели.

Пословицы к рассказу "30 лет спустя"
Делай добро и жди добра.
Добро творить - себя веселить.
Доброго чти, а злого не желай.
Все равны детки, и пареньки и девки.
Злому человеку не прибавит Бог веку.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "30 лет спустя"
Маленького Миньку родители очень любили и часто дарили подарки. Особенно много подарков он получал, когда болел. А Минька часто болел свинкой или ангиной.
Леля завидовала брату, и тоже старалась заболеть, но как назло ничем не болела. Только однажды она упала со стула и разбила лоб. Но ей не стали дарить подарки, а только отругали, ведь она встала на стул, чтобы достать мамины часики.
Однажды, дети остались одни и стали играть в настольный бильярд. И вдруг Леля сказала, что случайно проглотила тяжелый металлический шарик. Он сказала, что теперь будет болеть очень долго.
Пришли родители и очень испугались. Они стали целовать и жалеть Лелю, а папа стал собираться к врачу. Мама стала раздевать Лелю и из передника выпал шарик. Папа пересчитал шарики от бильярда и они все оказались на месте.
Папа сильно рассердился и сказал, что целый год Леля не увидит никаких подарков.
Прошло тридцать лет и Минька решил выяснить, зачем Леля сделал вид, что проглотила шарик. Он приехал к Леле, уже взрослой женщине, с мужем и детьми, и спросил о давней истории.
Леля ответила, что хотела, чтобы родители любили ее также как Миньку.
И Минька обнял ее и сказал, что за этим и приехал. Он подарил Леле тысячу рублей, детям дал на мороженое, а мужу свой портсигар.
Минька знал, что людей надо любить и жалеть. Что те, кто не делает добра другим людям сами чахнут и умирают. А те, кто делают добро живут долго и счастливо.

21.05.2020

Есенин С. "Топи да болота"

Жанр: стихотворение

Главные герои стихотворения "Топи да болота" и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Меланхолик, романтик. Пребывает в ностальгии.

План пересказа стихотворения "Топи да болота"

  1. Топи и небо
  2. Вззвенивает лес
  3. Тенькают синицы
  4. Косари
  5. Обоз
  6. Липовые колеса
  7. Ракиты и ветер
  8. Забытый край

Главная мысль стихотворения "Топи да болота"
Природа родного края всегда самая красивая на свете.

Чему учит стихотворение "Топи да болота"
Стихотворение учит любить Родину, родной край. Учит замечать красоты природы, находить ее в самых обычных и привычных вещах, нас окружающих. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Топи да болота"
Мне нравится это немного грустное, но такое красивое стихотворение. В нем поэт описывает свой родной край, и кажется, будто там нет ничего красивого - болота и лес. Все очень просто. Но именно эта простота и завораживает. И описана она с таким пронзительным чувством ностальгии, что дух захватывает.

Анализ стихотворения "Топи да болота"
Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1914 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения - любовь к родному краю.
В стихотворении поэт описывает простую природу своего края. Другому она показалась бы скучной - болота, хвойный лес, редкие птицы и ветер. Но автор находит такие яркие образы, такие красивые эпитеты, что в его изображении эта природа оживает. Поэт переносит читателя в волшебный мир своего собственного видения окружающего. Грусть, сопутствующая этому стихотворению, проникает в сердце, заставляет сопереживать человеку, оторванном от Родины.
Автор использует множество олицетворений, ведь природа для него является живым существом. Именно это делает это стихотворение таким запоминающимся.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Топи да болота"
Эпитеты: синий плат, хвойной позолотой, темным елям, суховатой липой, край забытый, край родной.
Метафоры: плат небес, хвойной позолотой, вззвенивет лес, лесных кудрей, тянется обоз.
Олицетворения: елям снится, слухают ракиты, посвист ветряной.

Пословицы к стихотворению "Топи да болота"
Где родной край, там и рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
В своем болоте и лягушка поет.
На родной стороне каждый камушек знаком.
Где родился, там и пригодился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Топи да болота"
Над болото синеет небо. Вокруг хвойный лес. Мелькают синицы, а ели помнят о косарях.
Мимо по лугу едет обоз. От него тянет липой.
Ракиты слушают свист ветра. Это забытый, родной край.


Читать стихотворение "Топи да болота"
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес. 

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

20.05.2020

Астафьев В. "Весенний остров"

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа "Весенний остров" и их характеристика

  1. Автор. Писатель. Любитель природы. Восторженный наблюдатель.

План пересказа рассказа "Весенний остров"

  1. Спокойный Енисей
  2. Белая ночь
  3. Остров с перевалкой
  4. Зелень на острове
  5. Весенние цветы
  6. Другие острова

Краткое содержание рассказа "Весенний остров" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пароход плыл по широкому и спокойному Енисею.
  2. Все спали, только автор стоял на носу и ждал солнце.
  3. Впереди показался остров, со скалами и деревьями.
  4. Внизу росли гусятник и хвощ, а вокруг цвели весенние цветы.
  5. Среди них были кукушкины слезки, дикий мак, колокольчики.
  6. Не было больше на реке весенних островов, где продолжалась весна.

Главная мысль рассказа "Весенний остров"
Чудесна природа родного края.

Чему учит рассказ "Весенний остров"
Рассказ учит любить Родину, учит любить природу родного края. Учит удивляться красоте природы, замечать необычное.

Отзыв на рассказ "Весенний остров"
Мне понравился этот небольшой, но такой красивый рассказ о таинственном острове, увиденном автором на Енисее. На этом острове чудом сохранились весенние цветы, которые в других местах давно отцвели. И эти цветы показались автору настоящим чудом, равного которого он не видел никогда. Иногда самое простое в природе оказывается самым прекрасным, что только можно увидеть в мире.

Пословицы к рассказу "Весенний остров"
Родной край - и под елкой рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Алый цвет мил на весь свет.
Поживи на свете, погляди чудес.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Весенний остров"
Сразу за Осиновскими порогами Енисей становился шире, а его берега ниже.
Автор один стоял на носу парохода и корил себя за долгие странствия по чужим землям. Вокруг стояла прохладная белая ночь.
На пароходе все спали, и лишь вахтенный постоял рядом с автором и ушел. А автор ждал солнца. Оно спустилось и запуталось в вершинах деревьев. Вокруг поднялся туман, который не мешал плыть пароходу.
Утром автор увидел остров, мигавший красными огнями перевалки. На острове громоздились скалы, а по низу росли деревья. А на самом подоле острова струился ковер яркой зелени. Это росли гусятник и хвощ, за которыми полосой цвели колокольчики, кукушкины слезки, дикий мак. Везде эти цветы уже отцвели, а тут на острове все еще царила весна.
Остров остался позади, а автор долго выглядывал на просторах Енисея другой такой же остров. Островов было множество, но такого же весеннего больше не было.

19.05.2020

Тютчев Ф. "Листья"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Тютчева:
"Есть в осени первоначальной"

Главные герои стихотворения "Листья" и их характеристика

  1. Листья. Легкие, игривые, веселые. Не хотят скучать и желтеть. Стремятся к переменам. Хотят жить полной жизнью. Оптимисты.

План пересказа стихотворения "Листья"

  1. Ели и сосны
  2. Иголки ежа
  3. Легкое племя
  4. Красное лето
  5. Игры с лучами
  6. Купание в росе
  7. Зефиры ушли
  8. Напрасно висеть
  9. Буйные ветры
  10. В полет

Главная мысль стихотворения "Листья"
Чем скучать и жалеть себя, лучше наслаждаться каждым мигом жизни.

Чему учит стихотворение "Листья"
Стихотворение учит радоваться жизни, не жалеть о прошлом, с надеждой смотреть в будущее. Учит оптимизму и позитивному мышлению. Учит любить приключения, путешествия, смену обстановки.

Отзыв на стихотворение "Листья"
Мне очень нравится это стихотворение, в котором поэт весьма необычно рассказал историю падающих листьев. Листопад всегда казался мне чем-то печальным, грустным, но оказывается даже он может быть веселым и радостным. Автор убедил меня, что даже краткий миг полета прекраснее долгого увядания. Именно такие краткие, но насыщенные эмоциями события, помогают человеку почувствовать себя счастливым.

Анализ стихотворения "Листья"
Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1830 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема стихотворения - стремление к свободе, мятежный дух.
В стихотворении Тютчев использовал монолог листьев, которые рассказывали о своей жизни летом, о наступлении осени, и сравнивали свою яркую и короткую жизнь с долгой, но лишенной чувств и эмоций жизнью хвои. В этом монологе автор вероятно выразил и свои собственные мысли о смысле жизни, о целях, которые должен перед собой ставить всякий человек.
Жизнь сосновых иголок кажется автору бессмысленной, и их вечность только усиливает это ощущение. Яркая жизнь легкого племени листвы более привлекательна. Она насыщена событиями, и даже увядание становится лишь поводом к новым приключениям.
Автор широко использует прием олицетворения в стихотворении. Он одушевляет листья, ветры, деревья.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Листья"
Эпитеты: тощая зелень, легкое племя, краткое время, красное лето, буйные ветры, докучных ветвей.
Метафоры: в снега закутавшись, игрались с лучами, купались в росе.
Сравнения: зелень как иглы.
Олицетворения: сосны и ели спят, на сучьях гостим, играли, купались, зефиры ушли, ждать не хотим.
Гиперболы: ввек не желтеет, ввек не свежа.
Метонимия: мы легкое племя (листья).

Пословицы к стихотворению "Листья"
Не тот живет больше, кто живет дольше.
Цену жизни узнаешь, когда ее теряешь.
Много спать - мало жить.
Жизнь короткая, да слава долгая.
Живет не тужит, по свету кружит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Листья"
Всю зиму сосны и ели спят в снегах. Их зелень, похожая на иглы ежа, не желтеет, но не бывает свежей.
А листья племя иное. Они цветут и блестят, но гостят на сучьях краткое время. Летом они играются с лучами, купаются в росе. А когда отпевают птицы и уходят теплые ветра, листьям не хочется даром висеть и желтеть. И они просят буйные ветра сорвать их, чтобы они могли улететь с ними.

Слушать актёрское чтение стихотворения "Листья"


Читать стихотворение "Листья"
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

18.05.2020

Сотник Ю. "Внучка артиллериста"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Внучка артиллериста" и их характеристика

  1. Леша Тучков. Несобранный, вечно отвлекающийся, мнительный. Научился игнорировать шум.
  2. Даша Климова. Веселая, неунывающая девочка, которой ничто не может помешать.

План пересказа рассказа "Внучка артиллериста"

  1. Сбор звена
  2. Предложение Зои
  3. Неприятные воспоминания
  4. Заступничество Аглаи
  5. Рассказ про козла
  6. Расшатанные нервы
  7. Решение учительницы
  8. Отвлекающие шумы
  9. Веселая Даша
  10. Внучка артиллериста
  11. Самые приятные условия
  12. Решение задачи

Краткое содержание рассказа "Внучка артиллериста" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Леша не выполнил домашнее задание, и ребята решили, что виной тому нервы.
  2. Учительница предложила Даше Климовой позаниматься с Лешей.
  3. Климова рассказала Леше, что у нее самые плохие условия для учебы.
  4. Три племянника играли в бульдозер, за окном шла стройка.
  5. Вспоминая деда-артиллериста, Леша стал решать задачу и у него получилось.
  6. Он возвращался раненый черепахой, но со здоровыми нервами.

Главная мысль рассказа "Внучка артиллериста"
Человек может привыкнуть ко всему, было бы желание.

Чему учит рассказ "Внучка артиллериста"
Рассказ учит не бояться трудностей, и уметь концентрировать внимание на поставленной цели. Учит упорству и настойчивости, учит оптимизму. Учит брать пример со старшего поколения. Учит помогать друзьям.

Отзыв на рассказ "Внучка артиллериста"
Мне очень понравился этот рассказ и больше всего мне понравилась Даша Климова. Девочка жила в очень сложных условиях, у нее было много хлопот с маленькими племянниками, у ее дома шла стройка, а в доме не было водопровода. Но она все равно училась на одни пятерки, ведь ее дед был артиллеристом и решал задачи даже в бою. И мне понравилось, что Климова заразила своим позитивным мышлением Лешу, который перестал думать о нервах, и научился не отвлекаться. И еще мне понравилось решение учительницы, которая нашла прекрасный способ избавить Лешу от неуверенности и апатии.

Пословицы к рассказу "Внучка артиллериста"
Упорство и труд, все перетрут.
Тяжело в учении, легко в бою.
Учение и труд рядом идут.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Капля и камень долбит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Внучка артиллериста"
После уроков пионерское звено осталось в классе. Ребята хотели разобрать Лешу Тучкова, который несколько дней неподготовленным приходил на уроки.Зоя Галкина набросилась на Лешу и стала спрашивать мальчика о причинах неготовности. Леша молчал, а Зоя уже предлагала пойти и подействовать на Лешкиных родителей.
Это было страшной угрозой. Леша вспоминал, как однажды принимал участие в таком мероприятии, как краснели родители Петьки, и как потом Петька поколотил его.
Но другие ребята не поддержали Зою и даже стали заступаться за Лешу. Особенно старалась Аглая, которая вспоминала про случай с козлом и Бармалеем. Она говорила, что Тучков не такой человек, чтобы без причины не готовить уроки.
Леша с трудом выдавил из себя кличку своей собаки, и ребята решили, что заниматься ему мешает громкий лай. Тем более, что нервы у Леши были неважные. Сам мальчик ничего прежде не знал о своих нервах, но теперь ему стало казаться, что нервы у него действительно слабые.
В класс вошла учительница и ребята объяснили ей про нервы Леши. Учительница сказала, что попросит позаниматься с Тучковым Климову.
Дома Леша не мог сосредоточится на уроках. Шумка разок тявкнула, потом легла спать, но Леше мешало капание воды из крана. Потом ему мешали соседи и разговоры родителей. В итоге Леша плюнул на уроки и решил положится на Климову.
На следующий день учительница объявила Климовой, что та должна подтянуть Лешу и жизнерадостная, розовощекая Климова стала торопить Лешу. Она говорила, что времени у нее в обрез, и повела мальчика к себе домой.
По дороге Климова призналась Леше, что учительница специально назначила ее помогать ему. Ведь самые плохие условия для учебы были именно у Климовой. К ней приехала тетя, которая сломала ногу, и теперь они с братом следят по очереди за тремя малолетними сыновьями тети.
Возле деревянного дома Климовой шла стройка, шумели бульдозера и краны. В квартире трое малолетних хулигана возили таз с младшим братом, играя в бульдозер. За стенами гулко стучала бабка копра.
Климова рассказала Леше, что ее дед был на войне артиллеристом, и ему приходилось решать сложные тригонометрические задачи прямо во время боя, даже когда его ранило. А потому весь этот шум ей нисколько не мешает.
Леша прочитал задачу из учебника и попытался сосредоточится. Но постоянный шум отвлекал и он стал забывать условия задачи. Климова уговаривала его сосредоточиться, и говорила, что условия для решения самые приятные. И Леша отключился от шума. Задача стала решаться, а мальчик был в восторге от самого себя. Когда корыто-черепаха стукнуло Лешу по коленке, он не обратил на это внимания, ведь дед Климовой решал задачи раненым.
Мальчик ушел домой хромая на одну ногу, но со здоровой нервной системой.

14.05.2020

Носов Н. "Находчивость"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:
"И я помогаю"

Главные герои рассказа "Находчивость" и их характеристика

  1. Коля. Рассказчик. Веселый и находчивый мальчик. Умный и хитрый.
  2. Вовка. Его младший брат. 
  3. Котька. Их товарищ. Веселый, любит играть, настойчивый.

План пересказа рассказа "Находчивость"

  1. Приход Котьки
  2. Игра в прятки
  3. Под рогожей
  4. Неудачные поиски
  5. Сундук и печь
  6. Застрявший в комоде
  7. Смех
  8. Разгром

Краткое содержание рассказа "Находчивость" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда к мальчикам пришел Котька, они решили играть в прятки.
  2. Коля спрятался под рогожей в чулане.
  3. Его долго искали по комнатам и на кухне.
  4. Но Коли не было в сундуке, в печке и комоде.
  5. Котька запнулся о рогожу и Коля вылез.
  6. Он увидел страшный разгром в комнатах.

Главная мысль рассказа "Находчивость"
Находчивость нужна в деле, а не в баловстве.

Чему учит рассказ "Находчивость"
Рассказ учит проявлять находчивость и смекалку. Учит настойчивости и упорству. Учит тому, что не во все игры можно играть в доме. Учит думать головой, прежде чем что-то начинать.

Отзыв на рассказ "Находчивость"
Мне очень понравился этот рассказ и понравилась находчивость автора. Он спрятался так удачно, что найти его никто не мог. Однако, случилось то, о чем автор не подумал. Поисковики в запале перевернули все вверх дном и навели страшный беспорядок. Так что, немного поиграв в прятки, мальчики наверное весь день убирались за собой. Но все равно они молодцы.

Пословицы к рассказу "Находчивость"
Находчивого не озадачишь.
Смекнешь, да схитришь - врагов победишь.
Сам смекай, где берег, где край.
Азарт приходит во время игры.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Находчивость"
Мальчики сидели дома, когда к ним пришел их друг Котька и предложил во что-нибудь поиграть. Коля предложил прятки, а когда Котька сказал, что прятаться в доме негде, ответил, что спрятаться можно везде, если проявить находчивость.
Котька стал считать, а Вовка с Колей побежали прятаться. Коля спрятался под старой рогожей в чулане.
Котька быстро нашел Вовку и они вместе стали искать Колю, но того нигде не было.
Котька видел рогожу, но не подумал, что под ней может прятаться мальчик. Вместо этого ребята искали друга в печке, в закрытом на замок сундуке, в буфете и в шкафу.
Вовка даже попробовал залезть в ящик шкафа, и застрял там. Коля чуть не лопнул от смеха, слыша страдания друзей, и Котька услышал его смех.
Мальчики побежали в чулан и Котька споткнулся о рогожу. Он заругался, а из-под рогожи вылез Коля, тоже ругаясь на чем свет стоит. А когда Коля увидел во что друзья превратили его дом, он был в ужасе - все было перевернуто и разгромлено.

13.05.2020

Ахматова А. "Перед весной бывают дни такие"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Анны Ахматовой:
"Мужество"

Главные герои стихотворения "Перед весной бывают дни такие" и их характеристика

  1. Автор. Романтический герой. Любит природу и удивляется ее красоте.

План пересказа стихотворения "Перед весной бывают дни такие"

  1. Перед весной
  2. Луг под снегом
  3. Деревья
  4. Упругий ветер
  5. Легкость
  6. Дом
  7. Надоевшая песня

Главная мысль стихотворения "Перед весной бывают дни такие"
Приход весны наполняет человека новыми чувствами.

Чему учит стихотворение "Перед весной бывают дни такие"
Стихотворение учит любить красоту родной природы, учит любить весну. Учит наслаждаться жизнью, радоваться новому пробуждению природы.

Отзыв на стихотворение "Перед весной бывают дни такие"
Это очень красивое и легкое стихотворение, которое произвело на меня большое впечатление. Всего в нескольких строках автору удалось описать все те новые чувства, которые охватывают душу человека весной. Мне понравилось, как точно поэтесса подметила изменения настроение человека вместе с приходом весны.

Анализ стихотворения "Перед весной бывают дни такие"
Стихотворение было написано Анной Ахматовой в 1915 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В стихотворении автор описывает изменения, которые происходят в природе накануне весны. Еще не растаял снег, но вся природа уже в предвкушении пробуждения. Это чувство автору удалось передать несколькими точными образами - сухих деревьев, теплого ветра. Вторая половина стихотворения посвящена пробуждению чувств человека, который также не может остаться равнодушным к изменениям в природе. Все кажется новым, тело наполняет легкость, стремление жить и радоваться жизни. И даже надоевшие песни кажутся прекрасными.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Перед весной бывают дни такие"
Эпитеты: плотным снегом, деревья весело-сухие, теплый ветер
Метафоры: шумят деревья, ветер нежен и упруг
Сравнения: песню как новую.
Олицетворения: отдыхает луг, дивится тело

Пословицы к стихотворению "Перед весной бывают дни такие"
Весна красна, да холодна.
Весна и червяка оживит.
Весна красна цветами.
Зачин дело красит.
Какое начало, такой и конец.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Перед весной бывают дни такие"
Перед весной бывают дни, когда луг еще отдыхает под снегом, но деревья шумят под теплым упругим ветром. В эти дни тело дивится легкости, дом кажется незнакомым, и надоевшую песню снова поешь с волнением.


Читать стихотворение "Перед весной бывают дни такие"

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.