Содержание сайта

29.12.2020

Голявкин В. "Язык"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Голявкина:


Главные герои рассказа "Язык" и их характеристика
  1. Петька. Мальчик ленивый, баловник. Пакостник, затейник.
План пересказа рассказа "Язык"
  1. Лентяй на крыльце
  2. Забавы с кошкой
  3. Расплата
  4. Работа
Краткое содержание рассказа "Язык" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Петька не хотел работать с другими ребятами.
  2. Он сел на крыльцо, потом поймал кошку.
  3. Скорчил ей рожу и спел песню.
  4. Петька показал кошке язык.
  5. Кошка расцарапала язык лапой.
  6. Петька заорал и побежал работать.
Главная мысль рассказа "Язык"

Работать лучше, чем баловаться.

Чему учит рассказ "Язык"

Рассказ учит не отделяться от коллектива. Учит быть со всеми, а не сидеть одному. Учит не баловаться, когда надо работать. Учит не издеваться над животными. Учит давать сдачи проходимцам.

Отзыв на рассказ "Язык"

Мне очень понравилось, как кошка расправилась с Петькой. Не будет трогать в другой раз такого опасного зверя. Ладно бы ещё просто песни пел, а то дразниться начал. Такого никто спускать не будет. А Петька получил урок. Теперь будет больше делом заниматься, чем баловством.

Пословицы к рассказу "Язык"

Дурная голова ногам покоя не даёт.
Баловство до добра не доводит.
Лучше поздно, чем никогда.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
На безделье дурь в голову лезет.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Язык"

Все ребята работали, а Петька работать не хотел. Сел на крылечко и сидел. Но вскоре надоело ему просто так сидеть.

Поймал Петька кошку, схватил руками, показал ей шиш. Потом подул в ухо. Скорчил кошке рожу, спел ей три песни. Потом показал язык.

Кошка обиделась и когтями Петьку за язык. Заорал Петька, отпустил кошку, к ребятам побежал.

Решил, что лучше работать будет. Лучше поздно, чем никогда.

26.12.2020

Паустовский К. "Снег"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Константина Паустовского:
"Жёлтый свет"

Главные герои рассказа "Снег" и их характеристика
  1. Татьяна Петровна. Певица из Москвы. Романтичная, весёлая, лёгкая на подъём. Добрая и не равнодушная.
  2. Николай Потапов. Лейтенант. Спокойный, уравновешенный, любящий сын.
  3. Варя. Дочь Татьяна Петровны. Весёлая, часто смеется.
План пересказа рассказа "Снег"
  1. На новом месте
  2. Портрет сына
  3. Письмо
  4. Беседка и рояль
  5. Приезд Потапова
  6. Вечер в доме
  7. Расставание
  8. Ещё одно письмо
Краткое содержание рассказа "Снег" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Татьяна Петровна с дочкой жили в доме умершего старика Потапова.
  2. Однажды, она прочитала письмо сына Потапова.
  3. Она сделала всё, о чём тот писал отцу.
  4. Потапов приехал в город и узнал о смерти отца.
  5. Он пришёл к дому и был удивлён, как Татьяна Петровна заботилась о нём.
  6. В письме он предложил ей свою жизнь и Татьяна Петровна была счастлива.
Главная мысль рассказа "Снег"
Счастье всегда где-то рядом.

Чему учит рассказ "Снег"
Рассказ учит не быть равнодушными. Учит жить и радоваться жизни не смотря ни на что. учит не взрослеть и подольше оставаться детьми. Учит ждать своего счастья.

Отзыв на рассказ "Снег"
Мне очень понравился этот трогательный рассказ. Мне понравилось, что Татьяна Петровна нашла своё счастье там, где не ждала. Она была доброй и отзывчивой женщиной и сумела найти дорожку к сердцу молодого лейтенанта. Мне кажется, что всё у них будет хорошо и они будут счастливы вместе.

Пословицы к рассказу "Снег"
За добро добром и платят.
Сердечная доброта - душевная теплота.
Земля согревается солнышком, а душа добротой.
В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие.
Вместе сходиться - рекой становиться.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Снег"
Старик Потапов умер через месяц после того, как в его доме поселились эвакуированные из Москвы Татьяна Петровна с дочерью.
Татьяна Петровна тяжело привыкала к новому месту. Первое время она жалела о том, что уехала из Москвы, но потом стала выступать в лазаретах. Постепенно ей стал нравится город и чужой дом, в котором дочке Варе ничего не разрешалось трогать.
Татьяна Петровна знала, что у Потапова остался сын моряк, от которого часто приходили письма. На столе стояла фотография сына и Татьяна Петровна пыталась вспомнить, где она видела этого человека.
Однажды ночью Татьяна Петровна проснулась, прошла в кабинет Потапова и вскрыла одно письмо.
Сын писал отцу, что ранен, но выздоравливает. Спрашивал про старую беседку в саду, про расстроенный рояль, про сломанный звонок и мечтал приехать проведать отца.
На следующий день Татьяна Петровна послала Варю расчистить дорожку к беседке, починила звонок и вызвала настройщика рояля. Потом она вставила свечи в подсвечники на рояле и положила любимые ноты сына Потапова.
Варя спрашивала маму, почему она трогает чужие вещи, а она отвечала, потому что взрослая. Но дочка смеялась и говорила, что она ещё больше ребёнок, чем она.
Николай Потапов приехал в город днём. У начальника станции он узнал о смерти отца и о том, что в его доме поселились чужие люди. Он решил уехать первым же поездом, в пять часов утра.
Чтобы занять время он пошёл прогуляться и, не выдержав, зашёл в свой сад. Он стоял в беседке, когда его плеча коснулась рукой женщина. Татьяна Петровна пригласила Николая в дом и он услышал звон колокольчиков у двери, увидел свечи на рояле и пачку писем под компасом. Весь вечер он не мог избавиться от ощущения, что живёт во сне.
Ночью он не спал и слышал, что Татьяна Петровна не спит, чтобы разбудить его к поезду.
Рано утром он поднялся и Татьяна Петровна, провожая Потапова, сказала ему писать, ведь они стали не чужими людьми.
Вскоре ей пришло письмо. Николай писал, что вспомнил, где её видел - в Крыму, много лет назад. Тогда он увидел шестнадцатилетнюю девочку с книгой, про которую подумал, что она изменит всю его судьбу. Он благодарил Татьяну Петровну за ее заботы и предлагал ей свою жизнь.
Татьяна Петровна никогда не была в Крыму, но это не имело никакого значения. Она засмеялась.

24.12.2020

Осеева В. "Что легче"

 Жанр: рассказ о детях.

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "Что легче" и их характеристика
  1. Первый и второй мальчики. Трусливые, обманщики. 
  2. Третий мальчик. Честный, смелый, прямой.
План пересказа рассказа "Что легче"
  1. Хорошо в лесу
  2. Что сказать дома
  3. Две лжи
  4. Одна правда
Краткое содержание рассказа "Что легче" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчик прогуляли в лесу до вечера.
  2. Они боялись, что их накажут.
  3. Первые двое решили соврать.
  4. Третий решил сказать правду.
  5. Первых двоих наказали в два раза сильнее.
  6. Третьего поругали и простили.
Главная мысль рассказа "Что легче"

Правду говорить легко и приятно.

Чему учит рассказ "Что легче"

Рассказ учит всегда говорить правду. Учит не врать, даже если тебе очень страшно. Учит уметь отвечать за свои поступки.

Отзыв на рассказ "Что легче"

Мне очень понравился поступок третьего мальчика. Он понимал, что виноват, что его накажут, но всё равно не побоялся сказать правду. Он поступил честно и его родители это поняли. Поэтому его особо и не наказывали, ведь повинную голову меч не сечет.

Пословицы к рассказу "Что легче"

Всё тайное становится явным.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Правдой не обидишь, а кривдой не возьмёшь.
Шило в мешке не утаишь.
Умел бегать, умей и ответ держать.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Что легче"

Отправились три мальчика в лес. Загулялись, не заметили, что день прошёл. Стало им страшно домой возвращаться - родители ведь ругаться будут.

Стали они придумывать, что сказать в своё оправдание.

Первый мальчик решил сказать, что волка встретил. Отец испугается и не станет ругаться.

Второй решил сказать, что дедушку встретил. Мама обрадуется и не станет браниться.

А третий решил правду сказать, ведь её говорить легче всего.

Вот пришли они домой. Первый мальчик про волка говорит, а мимо лесничий идет. И рассказывает, что волков в этом лесу нет. Рассердился отец, вдвойне с сына спросил.

Второй рассказывает про дедушку, а дед тут как тут. Узнала мать правду, в два раза сильнее бранилась.

А третий сказал дома правду. поворчали на него, да и простили.

22.12.2020

Осеева В. "На катке"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "На катке" и их характеристика
  1. Витя. Стеснительный мальчик с комплексами. Всегда оглядывается на друзей. Боится показаться смешным.
  2. Девочка. Плохо катается. Упала и ушиблась.
  3. Товарищи Вити. Два весёлых друга.
План пересказа рассказа "На катке"
  1. Полный каток
  2. Мастер Витя
  3. Столкновение
  4. Прощение
  5. Смех
  6. Плакса
Краткое содержание рассказа "На катке" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Каток был полон народу.
  2. Лучше всех катался Витя.
  3. Он столкнулся с девочкой и та упала.
  4. Витя сказал, что нечаянно, а девочка ушибла коленку.
  5. Товарищи засмеялись и Витя назвал девочку плаксой.
  6. Он катался с друзьями, а девочка сидела и плакала.
Главная мысль рассказа "На катке"

Не надо бояться проявлять сочувствие.

Чему учит рассказ "На катке"

Рассказ учит не бояться показаться смешным. Учит проявлять сочувствие и доброту. Учит просить прощения. Учит никого не обижать и помогать слабым.

Отзыв на рассказ "На катке"

Мне не понравился поступок Вити. Сперва он повёл себя как нормальный мальчик. Стал извиняться и сочувствовать девочке. Но услышав смех, Витя показал себя трусом. Он отвернулся от девочки и даже обозвал её. Ему казалось, что так он ведёт себя как мужчина. Но он вёл себя как дурак. 

Пословицы к рассказу "На катке"

Злая обида горше полыни.
Трусливый человек и своей тени боится.
Обидеть каждый может, а пожалеть некому.
Одному милость, другому обида.
Упавшего не считай за пропавшего.

Читать краткий пересказ рассказа "На катке"

На катке было много народа. Маленькая девочка смешно каталась от скамейки к скамейке. Два мальчика смотрели на Витю.

А Витя показывал чудеса. Он кружился волчком и катался на одной ноге. Вдруг он наехал на девочку, та упала и заплакала.

Витя испугался и попросил прощения, сказав, что это случилось нечаянно. Он спросил не ушиблась ли девочка, и та показала на коленку.

Сзади засмеялись и Витя решил, что смеются над ним. Он отвернулся от девочки, назвав её плаксой.

Витя подошел к товарищам и они втроём заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла коленку и плакала.

20.12.2020

Чаплина В. "Как лиса в лесу живёт"

Жанр: рассказ о животных

Читайте краткое содержание других рассказов Веры Чаплиной:
"Дружба"
"Волчонок"

Главные герои рассказа "Как лиса в лесу живет" и их характеристика

  1. Мама-лиса. Заботливая, осторожная, хитрая и умная. Добрая мамаша.
  2. Папа-лис. Во всем помогает лисе. Хороший отец.
  3. Лисята. Маленькие, слабые, любопытные. Три послушных, один неслух.

План пересказа рассказа "Как лиса в лесу живет"

  1. Рытье норы
  2. Появление лисят
  3. Охота для лисят
  4. Лисята и мышь
  5. Осторожность
  6. Неслух-лисенок
  7. Еж и заяц
  8. Подросшие лисята

Краткое содержание рассказа "Как лиса в лесу живет" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Лиса вырыла нору, а лис ей помогал.
  2. Появились у лисы маленькие лисята и она их кормила.
  3. Учила лиса лисят на мышей охотиться и осторожными быть.
  4. Один лисенок не послушал маму и убежал из норы.
  5. Еж его уколол, заяц сбежал, а лисенок долго по лесу блуждал.
  6. Осенью выросли лисята и сами охотиться научились.

Главная мысль рассказа "Как лиса в лесу живёт"
Родители должны помогать детям, пока те не станут самостоятельными.

Чему учит рассказ "Как лиса в лесу живёт"
Рассказ учит слушаться родителей, не баловаться и не убегать из дома. Учит быть примерными и послушными учениками. Учит заботиться друг о друге. Учит не торопиться становиться взрослыми.

Отзыв на рассказ "Как лиса в лесу живёт"
Мне очень понравился этот рассказ о лисе и ее лисятах. Я и не думала, что лиса такая хорошая и заботливая мать, которая старается вырастить из лисят настоящих лисов. И я не осуждаю непослушного лисенка, потому что понимаю его любопытство и стремление узнать больше. Но все-таки он сильно рисковал, ведь лес не место для маленьких детей. Хотя их туда так и тянет.

Пословицы к рассказу "Как лиса в лесу живёт"
Век живи - век учись.
Ученому везде дорога.
У кого детки, у того и заботы.
Всякому свое дитя милее.
Кто слушает старшего, о камень не споткнется.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Как лиса в лесу живет"
Живет в лесу лиса.
Вот решила вырыть норку. Трудное это дело, вырыть глубокую норку, да с многочисленными ходами, чтобы никто не поймал. Но ведь не одна лиса роет, ей лис помогает. Так вдвоем и вырыли норку.
А потом лисята появились. Маленькие, слепые, серенькие, совсем на мать рыжую красавицу не похожи. А кушать много хотят. Вот и ловят лиса и лис различных зверушек, кормят лисят. Стараются.
Подросли лисята. Принесла им лиса мышку, стала учить мышь ловить. Играют лисята с мышкой, а лиса караулит. Чуть что, тявкнет и лисята мигом в нору прячутся. Так их лиса к осторожности приучала.
И трое лисят росли послушными и осторожными, а четвертый был неслух. Убежал однажды из норы, погнался за бабочкой и заблудился.
Встретил ежа, хотел обнюхать, а еж его иголками уколол.
Встретил лисенок зайца, хотел подкрасться неслышно, да куда там, неумехе! Услышал его заяц и убежал.
Так и бродил лисенок по лесу, пока дорогу домой не нашел. И то хорошо, что волка не встретил. Волк самый главный враг лисьего племени.
А к осени подросли лисята, научились охотиться и от врагов спасаться. Разойдутся скоро в разные места, отдельно жить станут.

18.12.2020

Осеева В. "Плохо"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Валентины Осеевой:


Главные герои рассказа "Плохо" и их характеристика
  1. Два мальчика. Равнодушные, эгоистичные.
  2. Женщина. Добрая, отзывчивая.
План пересказа рассказа "Плохо"
  1. Собака и котёнок.
  2. Наблюдатели.
  3. Женщина.
  4. Плохое поведение.
Краткое содержание рассказа "Плохо" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Собака громко лаяла на котёнка.
  2. Котёнок прижался к забору.
  3. Мальчики смотрели на это.
  4. Женщина прогнала собаку и пристыдила мальчиков.
  5. Они удивились, за что.
  6. За то, что ничего не делали.
Главная мысль рассказа "Плохо"
Попавшим в беду надо помогать.

Чему учит рассказ "Плохо"

Рассказ учит отзывчивости и доброте. Учит защищать слабых, помогать попавшим в беду. Учит не быть равнодушными.

Отзыв на рассказ "Плохо"

Мне очень понравилось поведение женщины. Она спасла беззащитного котёнка от большой собаки. Она показала мальчишкам, как следует поступать. А мальчики мне не понравились. Они были глупыми и жестокими.

Пословицы к рассказу "Плохо"

Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
Доброе дело два века живет.
Другим не поможем, сами пропадём.
Тому, кто поскользнулся, руку подай.
Самолюб никому не люб.

Читать пересказ рассказа "Плохо"

Собака яростно лаяла на прижавшегося к забору маленького испуганного котёнка. Два мальчика стояли рядом и внимательно наблюдали за происходящим.

Из дома выскочила женщина и прогнала собаку. А мальчикам сказала, что им должно быть стыдно.

Мальчики удивились, ведь они ничего не делали, просто смотрели.

А женщина ответила, что это-то и плохо.

16.12.2020

Голявкин В. "Вот что интересно"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Голявкина:

Главные герои рассказа "Вот что интересно" и их характеристика

  1. Гога. Мальчик 6-7 лет. Ленивый к учёбе. Не хотел учиться читать.
План пересказа рассказа "Вот что интересно"
  1. Бабушка и внук
  2. Хитрости Гоги
  3. Притворство Гоги
  4. Маша и Гриша
  5. Домашнее совещание
  6. Интересное место
  7. Отчаяние Гоги
  8. Общественность

Краткое содержание рассказа "Вот что интересно" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Гога не хотел учиться читать, зато любил мыть посуду.
  2. Он пошёл в школу, но и там не хотел учиться.
  3. Отличники от него отвернулись.
  4. Родители устроили совещание и мама перестала читать на интересном месте.
  5. Никто не хотел читать Гоге продолжение книги.
  6. Пришлось ему самому учиться читать.
Главная мысль рассказа "Вот что интересно"

Любой человек должен уметь читать.

Чему учит рассказ "Вот что интересно"

Рассказ учит пользе чтения. Учит не хитрить и не увиливать от выполнения своих обязанностей. Учит не просить помощи, если можешь всё сделать сам. Учит не идти на поводу у детей.

Отзыв на рассказ "Вот что интересно"

Мне очень понравилось решение, которое приняли родители Гоги. Видя, что мальчика никак невозможно заставить учиться читать, они заинтересовали его книгой, и перестали читать. Гоге очень хотелось узнать продолжение и он выучился читать. Так родители перевоспитали непутёвого сына.

Пословицы к рассказу "Вот что интересно"

Не умеешь - научим, не хочешь - заставим, не можешь - поможем.
Нужда научит и кузнеца сапоги тачать.
Тяжело в учении, легко в бою.
Корень учения горек, а плод его сладок.
На других надейся, а сам не плошай.

Читать пересказ рассказа "Вот что интересно"

Маленький Гога знал только две буквы - О и Т. Бабушка учила его читать, но Гога всегда предлагал помыть посуду или пол, сбегать в магазин, и довольная бабушка забывала про учёбу.

Родители Гоги были в длительной командировке и не знали, что Гога так и не научился читать. В письмах бабушка хвалила мальчика.

Когда Гога пошёл в школу он тоже стал притворяться. Когда учительница просила его что-нибудь прочитать, Гога рассказывал по памяти, что ему читала бабушка. Над ним смеялись, а он предлагал закрыть форточку или говорил, что у него кружится голова.

Когда учительница послала Гогу к врачу, тот спросил мальчика, где у него болит. Гога ответил, что у него болит везде и врач отправил его обратно в класс.

К Гоге прикрепили Машу-отличницу, но Гога сказал, что должен отойти на минутку, ушёл и не вернулся. К нему прикрепили Гришу-отличника, но Гога залез под парту и не захотел вылезать.

Потом приехали родители и обнаружили, что Гога не умеет читать. Они посовещались и мама стала читать Гоге интересную книгу. На самом интересном месте она отложила книгу и сказала, что дальше Гога должен читать сам.

Гога помыл посуду, но это не помогло. Отец отказался читать Гоге, а бабушка притворялась уставшей. Гога был в отчаянии. Он посмотрел картинки, но не понял, что произошло дальше. Он отнес книгу в школу, но одноклассники отказались ему читать, а старшеклассник щелкнул по носу.

Вот и пришлось Гоге учиться читать. Вот что значит домашнее совещание и общественность.

14.12.2020

Голявкин В. "Не везёт"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Голявкина:
"Никакой я горчицы не ел"

Главные герои рассказа "Не везёт" и их характеристика
  1. Вова. Хитрый мальчик, который хотел скрыть двойку.
  2. Папа. Умный и сообразительный. Справедливый.
План пересказа рассказа "Не везёт"
  1. Двойка.
  2. Пение
  3. Удивление родителей
  4. Дневник
  5. Наказание
Краткое содержание рассказа "Не везёт" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Вова получил двойку.
  2. Он стал петь, чтобы никто не подумал, что он получил двойку.
  3. Родители удивились.
  4. Папа попросил показать дневник.
  5. Он увидел двойку и решил, что сын заболел.
  6. Вова не был болен и его наказали за пение.
Главная мысль рассказа "Не везёт"
Правду не скроешь.

Чему учит рассказ "Не везёт"
Рассказ учит хорошо учиться и не скрывать полученные отметки. Учит не пытаться обмануть родителей. Учит достойно принимать наказание.

Отзыв на рассказ "Не везёт"
Мне очень понравилась находчивость мальчика. Он попытался обмануть родителей показной радостью. Но эта попытка сорвалась и Вова был наказан. Но он всё равно молодец, ведь он не сидел сложа руки, он пытался бороться с судьбой и не его вина, что судьба оказалась сильнее. Его вина в том, что он не выучил уроки.

Пословицы к рассказу "Не везёт"
Попытка не пытка.
Правда что шило в мешке - не утаишь.
Без правды не житьё, а вытьё.
Неправдою не проживёшь.
Что заслужишь, то и получишь.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Не везёт"
В тот день Вова получил двойку. Придя домой, мальчик стал ходить по комнате и петь, чтобы никто не подумал, что он получил двойку.
Мама удивилась, что сын поёт. Папа сказал, что у него хорошее настроение, потому что он получил пятерку.
Услышав это, Вова стал петь ещё громче. А папа попросил показать дневник.
Увидев двойку, папа удивился и спросил сына, не заболел ли он. Но у Вовы не было температуры.
Тогда папа решил наказать сына за пение.
Вот как не везёт Вове!

12.12.2020

Чехов А. "День за городом"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Антона Чехова:


Главные герои рассказа "День за городом" и их характеристика

  1. Данилка. 8 лет. Любопытный и любознательный мальчик. Всем интересуется.
  2. Фёкла. 6 лет. Маленькая девочка-сирота. Добрая и подвижная.
  3. Терентий. Старик-сапожник. Мудрый, наблюдательный человек. Добрый и сострадательный.
План пересказа рассказа "День за городом"
  1. Поиски Терентия.
  2. Просьба о помощи.
  3. Сквозь дождь через лес.
  4. Спасение Данилки.
  5. Муравейник и пчелы.
  6. Рассказы Терентия
  7. Поезд
  8. На берегу реки
  9. Хлеб сиротам
Краткое содержание рассказа "День за городом" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рука Данилки застряла в дупле и Фёкла позвала старика Терентия.
  2. Тот освободил руку мальчика и повёл детей через лес.
  3. Он рассказывал им о тайнах природы.
  4. Они видели муравейник, мокрых пчёл, поезд, цветы.
  5. На берегу реки они сидели и говорили обо всём.
  6. Ночью Терентий принес детям хлеба.
Главная мысль рассказа "День за городом"

Общение с природой делает человека мудрым.

Чему учит рассказ "День за городом"

Рассказ учит наблюдать и делать выводы. Учит любить природу. Учит милосердию и состраданию.

Отзыв на рассказ "День за городом"

Мне очень понравился этот добрый и спокойный рассказ. Мне понравился Терентий, простой сапожник, который знал обо всём на свете и делился этими знаниями с детьми. Мне понравилась Фёкла, которая была очень маленькой, но старалась не отставать от других. Мне понравился любопытный Данилка, который старался узнать больше об окружающем мире.

Пословицы к рассказу "День за городом"

В умной беседе ума набираться, а в глупой свой терять.
Ум разуму подспорье.
На свой ум надейся, а с чужим советуйся.
Старик, да лучше семерых молодых.
Доброе сердце о чужой беде болит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "День за городом"

Ранним майским утром к деревне приближалась гроза. Шестилетняя нищенка Фёкла бегала по деревне и искала сапожника Терентия. Она нашла старика на огороде. Он стоял и наблюдал за грозовой тучей.

Фёкла сказала, что случилась беда Что Данилка засунул руку в дупло, чтобы достать кукушачье яйцо и его рука застряла. Терентий вздохнул и пошёл следом за Фёклой. Они вошли в лес, когда пошёл дождь и загремел гром. Девочка боялась, но Терентий успокаивал её.

Они дошли до мальчика, который, забыв о зажатой руке, наблюдал за тучей и слушал гром. Терентий обломил щепку на дупле и освободил мальчику руку.

Они вместе пошли обратно. Дождь прекратился. Странники увидели размытый водой муравейник и Терентий сказал, что муравьям будет наука. как строить муравейники в низине. Потом он показал усыпанную мокрыми пчёлами ветку и сказал, что сейчас их можно ссыпать с ветки и нести в улей.

Странники вышли из леса. Данилка рассказал об увиденных утках, и пообещал достать девочке яйцо соловья. Терентий запретил ему это делать, сказав, что соловей птица безгрешная. Не то что воробьи, которые носили гвозди к кресту Иисуса.

Терентий рассказывал детям о том, какую пользу приносят цветы, и объяснил, что волдырь у девочки появился от шпанских мух.

Они пропустили могучий поезд, который тянул двадцать вагонов, и Терентий объяснил, что тут вся сила в паре. Терентий рассказывал обо всём на свете, и нет такой тайны природы, которую он бы не знал. И это касается всех жителей деревни, ведь учились эти люди не по книгам, а в лесу, на реке и в поле.

Странники садятся на берегу реки и у Данилки голова идет кругом от обилия впечатлений. Только вечером они возвращаются в деревню и дети ложатся спать в сарае, на сене.

Ночью к ним приходит Терентий, ласково глядит на детей и подкладывает им под голову кусок хлеба.

10.12.2020

Голявкин В. "Тетрадки под дождём"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Голявкина:


Главные герои рассказа "Тетрадки под дождём" и их характеристика
  1. Саша. Непутевый, озорной, спокойный. Стойко переносит удары судьбы.
  2. Марик. Его друг. Такой же шалопай.
  3. Учитель. Спокойный, уверенный.
План пересказа рассказа "Тетрадки под дождём"
  1. Предложение Марика
  2. Ремни и портфели
  3. Звонок
  4. Дождь
  5. Записки
  6. Разговор с учителем
Краткое содержание рассказа "Тетрадки под дождём" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчики решили сбежать с урока.
  2. Они связали портфели ремнями и спустили их из окна.
  3. Но пришёл учитель и начался урок.
  4. На улице пошёл дождь, и мальчики думали о своих тетрадках.
  5. Учитель вызвал Сашу к доске, но тот не мог встать без ремня.
  6. Ему поставили двойку.
Главная мысль рассказа "Тетрадки под дождём"

Нельзя прогуливать уроки.

Чему учит рассказ "Тетрадки под дождём"

Рассказ учит соблюдать школьную дисциплину. Учит тому, что за всё плохое приходится отвечать. Учит думать заранее о возможных неприятностях.

Отзыв на рассказ "Тетрадки под дождём"

Мне понравился этот рассказ. Мне не понравилось, что мальчики хотели сбежать, но показалось очень смешным то, что сбежать они не успели. А их тетрадки намокли. И мне кажется высшей справедливостью двойка, полученная Сашей. Не надо было соглашаться убегать.

Пословицы к рассказу "Тетрадки под дождём"

Бог шельму метит.
Что заслужишь, то и получишь.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Был бы покос, да пришел мороз.
Что посеешь, то и пожнёшь.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Тетрадки под дождём"

На перемене Марик предложил Саше сбежать с уроков. На улице было очень хорошо. Саша согласился. Но чтобы их не остановили с портфелями, они решили выкинуть портфели в окно.

Мальчики выглянули в окно и увидели большую лужу. Но под самим окном было сухо. Они связали портфели ремнями и осторожно спустили их из окна.

Но тут зазвенел звонок и в класс вошёл учитель. Убегать было поздно. Да и на улице пошел дождь. 

Марик и Саша стали писать друг другу записки. В них они переживали, что тетрадки под дождём пропадут, намокнут.

Тут учитель вызвал Сашу к доске. А мальчик не мог  встать, ведь его ремень остался на улице. Он сидел и молчал. Учитель спросил не заболел ли он, и попросил показать домашнее задание в тетрадке. Саша молчал.

Учитель поставил ему двойку, и сказал, что он сегодня странный. 

А мальчик думал о тетрадке, которая мокла под дождём.

08.12.2020

Носов Н. "Наш каток"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:


Главные герои рассказа "Наш каток" и их характеристика

  1. Мишка. Активный, честный, упрямый. Немного грубоватый и несдержанный.
  2. Коля. Его друг. Верный и принципиальный.
  3. Костя. Активист, затейник, организатор строительства катка. Дипломат.

План пересказа рассказа "Наш каток"

  1. Предложение Кости
  2. Дипломатичный разговор
  3. Начало строительства
  4. Вредная тетя
  5. История со столбом
  6. Шланг
  7. Открытие катка
  8. Двойка
  9. Вечером на катке
Краткое содержание рассказа "Наш каток" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Ребята собрались построить каток и уговорили управдома.
  2. Некоторые взрослые стали мешать им, запрещая строительство.
  3. Но ребята все преодолели, провели электричество и залили лед.
  4. Они стали кататься, и все взрослые радовались катку.
  5. Мишка получил двойку и не пошел на каток, Коля тоже.
  6. Они вышли кататься поздно вечером, когда сделали уроки.
Главная мысль рассказа "Наш каток"

Многие не хотят ничего делать, но охотно пользуются плодами чужого труда.

Чему учит рассказ "Наш каток"

Рассказ учит проявлять инициативу, самостоятельность. Учит упорству и настойчивости. Учит разговаривать вежливо. Учит преодолевать трудности. Учит не ругать чужой труд. Учит честности и принципиальности.

Отзыв на рассказ "Наш каток"

Мне очень понравился этот рассказ. Больше всего мне понравился Мишка. Да, он был не сдержанным, легко выходил из себя и начинал грубить. Из-за этого у строительства катка появилось много противников. Но Мишка был упорным и честным. Мне понравилось, что он не стал скрывать двойку, и вместо катка сел за уроки. Также мне понравилось, что Коля проявил солидарность с другом и тоже не пошел на каток.

Пословицы к рассказу "Наш каток"

Что один не может, то могут все сообща.
Вместе и горы своротим
Бранью и криком к согласию не придешь.
Будет охота, заладится любая работа.
В тесноте, да не в обиде.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Наш каток"

Осенью, после того как ударил первый мороз, ребята решили сделать во дворе каток. Под каток они присмотрели огороженный газон с клумбами.

Костя сказал, что разрешение на каток нужно спросить у управдома. И сказал, что разговаривать с ним нужно дипломатично, вежливо, а потому взял это дело на себя.

Ребята пошли к управдому и спросили, должен ли тот вести спортивную работу. Потом предложили сделать каток. Управдом понял, что с него никто спортивную работу не спрашивает, и охотно дал разрешение.

Тогда ребята организовали сверстников и стали делать каток. Сперва все шло хорошо, но потом появилась Ленькина мама. Она стала ругаться и требовать, чтобы каток делали вокруг клумб. Мишка сказал, что клумбы четырехугольные и вокруг них кататься нельзя.

Ленькина мама пошла к управдому и вернулась очень злой. Она стала жаловаться другим жильцам, в частности Георгию Константиновичу, к гаражу которого дети отнесли забор с газона.

Тот выбежал из дома и стал требовать убрать забор, чтобы тот не мешал проезду. Мишка сказал, что Георгий Константинович не соображает головой и тот побежал к управдому. Управдом поругался с Георгием Константиновичем, и сказал ребятам, что больше из-за них ни с кем ругаться не станет.

Костя обвинил во всем Мишку и велел ему впредь молчать.

Между тем, ребята разравняли площадку, сделали заборчик, и поставили столб для фонаря, который валялся во дворе. На столб повесили фонарь и провели электричество. Тут вмешалась дворничиха. Она стала требовать вернуть столб, а когда Мишка по обыкновению стал ругаться с ней, убежала к управдому.

Мишка стал орать, обнял столб руками, кричал, что купит его и отдаст все деньги. Управдом махнул рукой и оставил столб ребятам.

И вот ударил мороз. Дворничиха отказалась давать детям шланг для заливки катка, и они некоторое время таскали воду ведрами. Потом дядя Андрей дал им свой шланг и они подключили его в четвертой квартире. Через некоторое время кто-то закрыл кран и вода перестала бежать. Пришлось ставить у крана охрану, чтобы успеть залить каток до темноты.

Через день лед замерз и Мишка первым выскочил на каток. Он объявил каток открытым и тут же упал. Все кинулись кататься, на коньках и без них.

Каток стал очень популярным. Даже те взрослые, кто ругался на ребят, теперь приходили и смотрели, как они катаются. А управдом купил себе коньки и катался по ночам, чтобы никому не мешать.

На катке было столько народу, что места стало не хватать. Мишка предложил не пускать на каток тех, кто получит двойку и однажды сам получил двойку. Он не пошел на каток, а засел за уроки. Коля пришел к другу и услышал, как взрослые хвалили каток. Ведь дети катались не на улице, где ездили машины, а на специальной площадке.

Мишка сказал другу, что раньше они ругали каток, а теперь хвалят.

Коля тоже решил в тот день не кататься и весь день просидел за уроками. Уже поздно вечером он вышел покататься и увидел на катке маленькую фигурку Мишки.

05.12.2020

Носов Н. "Дружок"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:
"Мишкина каша"

Главные герои рассказа "Дружок" и их характеристика

  1. Коля. Веселый и добрый мальчик. Любит животных.
  2. Мишка. Озорник и проказник. Любит животных. Громко читает стихи. Пишет с ошибками.
  3. Леночка. Девочка в поезде. Любит животных, но боится мышей.
План пересказа рассказа "Дружок"
  1. Дианка и ее щенки
  2. Рыжий Дружок
  3. Чемодан с дырками
  4. В поезде
  5. Стихи и песни
  6. Чужой чемодан
  7. Объявления
  8. Новая учительница
  9. Возвращение Дружка
Краткое содержание рассказа "Дружок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчики оставили себе рыжего щенка, которого назвали Дружок.
  2. Они повезли его в чемодане и громко читали стихи всю дорогу.
  3. Они взяли чужой чемодан и расклеили объявления.
  4. Каникулы кончились и в школу пришла новая учительница.
  5. Она узнала Мишку и велела вернуть чемодан.
  6. Мальчики вернули чемодан и забрали Дружка.
Главная мысль рассказа "Дружок"
Собака - друг человека.

Чему учит рассказ "Дружок"
Рассказ учит любить животных, не обижать их и не забывать. Учит находчивости и смекалке. учит настойчивости и упорству. Учит внимательности.

Отзыв на рассказ "Дружок"
Мне понравилось, что ребята не дали утопить щенков и нашли всем хозяев. Мне понравилось, что они настойчиво искали своего Дружка и в конце концов нашли его. Мне не понравилось, что мальчики были рассеянными и невнимательными, и забрали чужой чемодан. Но все кончилось хорошо и это замечательно.

Пословицы к рассказу "Дружок"
Верный друг лучше сотни слуг.
Нет друга - ищи, нашел - береги.
Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря.
Цену вещи узнаешь, как потеряешь.
Зачем пойдешь, то и найдешь.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Дружок"
В то лето Коля с Мишкой жили на даче. Колина мама уехала в город и за мальчиками присматривала тетя Наташа. У нее жила собака Дианка, которая принесла пять щенков. Тетя Наташа хотела щенков утопить, но ребята уговорили оставить щенков, обещая раздать их по деревне.
Они долго тянули, играясь с щенками, но, когда те подросли, четырех щенков удалось пристроить по соседям. А одного, рыжего с черным ухом, Мишка решил оставить себе и назвал Дружком. Он написал маме письмо с просьбой завести собаку, но письмо видимо не дошло и Мишка решил везти Дружка в город на свой страх и риск.
Мальчики посадили Дружка в чемодан, просверлили в нем дырок и положили щенку хлеба и колбасы. Дружок вел себя тихо и ребята были уверены, что легко довезут его в город на электричке.
Сперва все шло хорошо. Потом к Мишке с Колей подсела девочка Леня с тетей и дядей. Дружок неожиданно стал скрестить, как мышь, а потом принялся скулить. Чтобы заглушить подозрительные звуки мальчики принялись читать стихи и петь песни. Все веселились.
На станции дядя взял чемодан и вышел, следом вышли мальчики. В их чемодане было подозрительно тихо. Они открыли его и остолбенели. В чемодане лежали книжки, полотенце и очки. Дружка не было. Чемодан был не тот. Мальчики бросились обратно в поезд, но свой чемодан так и не нашли. Пришлось им идти домой.
На следующий день они написали объявления о находке чемодана и пропаже щенка, и расклеили их на вокзале. Вскоре к Мишке пришла тетя, потерявшая чемодан, но это был другой чемодан. Приходили и другие люди, но все не те.
А потом пришло мишкино письмо с просьбой оставить собаку. Оказывается Мишка перепутал адрес и написал другую улицу.
Потом кончились каникулы и мальчики пошли в школу. У них была новая учительница, которая попросила Мишку прочитать стихотворение. Когда Мишка стал читать, учительница узнала его. Это она ехала в том поезде с девочкой Леной. Она сказала принести чемодан и дала адрес.
Мальчики отнесли чемодан и дядя очень обрадовался, увидев свои любимые очки. А Леночка вывела Дружка. Она не хотела расставаться с собакой, но мальчики пообещали на следующее лето отдать ей другого, которого родит Дианка.
Они отвели Дружка домой, где их ждали несколько мужчин и женщин, потерявших чемоданы. Мальчики сказали, что чемодан уже нашел хозяина и сорвали свои объявления.

03.12.2020

Чехов А. "Хамелеон"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Антона Чехова:
"Ионыч"

Главные герои рассказа  "Хамелеон" и их характеристика
  1. Очумелов. Полицейский надзиратель. Беспринципный, глупый, недалекий человек. Постоянно меняет мнение в угоду сильным мира сего.
  2. Елдырин. Городовой.
  3. Хрюкин. Золотых дел мастер. Повздорил с собакой.
  4. Прохор. Генеральский повар.
План пересказа рассказа "Хамелеон"
  1. По площади
  2. Лай и крики
  3. Несчастный щенок
  4. Генеральская собака
  5. Не генеральская собака
  6. Прохор
Краткое содержание рассказа "Хамелеон" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Очумелов шел по площади и услышал крики.
  2. Собака укусила за палец Хрюкина.
  3. Очумелов хотел уничтожить щенка, но кто-то сказал, что тот генеральский.
  4. Несколько раз Очумелов менял мнение, не зная чья собака.
  5. Прохор сказал, что собака брата генерала.
  6. Он увел щенка, а Очумелов пригрозил Хрюкину.
Главная мысль рассказа "Хамелеон"
Суд должен быть беспристрастным.

Чему учит рассказ "Хамелеон"
Рассказ учит справедливости. Учит не подстраиваться под чье-то мнение, никому не угождать, не раболепствовать. Учит честно делать свою работу. Учит смеяться над глупцами и нечестными людьми.

Отзыв на рассказ "Хамелеон"
Меня очень насмешил этот рассказ. Больше всего мне понравилось, что собака была спасена, хотя мы так и не узнали, действительно ли она принадлежала кому-то из знати. Прохор мог просто пожалеть щенка и спасти от идиота, который готов был растерзать слабого, в угоду сильному. 

Пословицы к рассказу "Хамелеон"
Плохо тому, у кого семь пятниц на неделе.
Куда ветер дует, туда он и клонится.
И нашим и вашим, куда тянут - туда и пляшем.
Мы все рабы мнений.
И волки сыты, и овцы целы.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Хамелеон"
Надзиратель Очумелов шел по базарной площади. Следом шел городовой. Вдруг раздались крики и лай, и на площадь выскочила собачка, за которой гнался какой-то мужик.
В мужике с покусанным пальцем Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. Толпа окружает Хрюкина и испуганного рыжего щенка.
Очумелов начинает грозить неведомому владельцу собаки и хочет уничтожить щенка. 
Вдруг проносится слух, что собака генерала. И Очумелов начинает ругать Хрюкина. Тут кто-то говорит, что у генерала только легавые, а борзых нет, и Очумелов вновь накидывается на собаку. Городовой говорит, что собака может быть генеральской, ведь у нее на морде не написано, и Очумелов меняет свое мнение, вновь набрасываясь на Хрюкина.
Тут появляется повар генерала и говорит, что собака точно не генеральская. Очумелов решает истребить собаку, но повар говорит, что она принадлежит брату генерала и уводит щенка с собой.
Очумелов грозит добраться до Хрюкина и степенно продолжает путь.

01.12.2020

Пришвин М. "Голубая стрекоза"

 Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Пришвина:
"Остров спасения"

Главные герои рассказа "Голубая стрекоза" и их характеристика
  1. Автор. Молодой писатель. Влюбленный в природу человек. Сострадательный и честный.
  2. Раненый. Молодой солдат. Любовался стрекозой.
План пересказа рассказа "Голубая стрекоза"
  1. На фронте
  2. Старый капитан
  3. Помощь раненым
  4. На берегу ручья
  5. Летающая стрекоза
  6. Отражение в ручье
  7. Спасенная жизнь
Краткое содержание рассказа "Голубая стрекоза" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Писатель был на фронте и помогал раненым.
  2. Молодой раненый попросил отнести его на берег ручья.
  3. Он слушал журчанье воды и наблюдал за стрекозой.
  4. Раненый не видел стрекозы, но автор заметил ее отражение в ручье.
  5. Он показал отражение раненому и тот улыбнулся.
  6. Раненого спасли доктора, и шум лесного ручья.
Главная мысль рассказа "Голубая стрекоза"
Общение с природой может придать сил и вылечить человека.

Чему учит рассказ "Голубая стрекоза"
Рассказ учит любить природу и любоваться ее чудесами. Учит состраданию и милосердию. Учит верить в лучшее, никогда не терять надежды.

Отзыв на рассказ "Голубая стрекоза"
Меня очень тронула эта история. Раненый мальчик хотел видеть стрекозу, не зная, выживет ли он. Он радовался шуму воды и летающему насекомому, которые для него олицетворяли родную землю. И может быть именно эта тесная связь с природой помогла ему выжить.

Пословицы к рассказу "Голубая стрекоза"
Родная земля и в горсти мила.
Родной край - сердцу рай.
Здоровью цены нет.
Сострадание - начало человеколюбия.
Надеждою жив человек.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Голубая стрекоза"
В 1914 году писатель оказался на фронте. Он ходил среди разрывающихся снарядов и удивлялся куропаткам. Старый капитан Максим Максимыч обругал его и завел в блиндаж, где угостил щами. Потом послал писателя помогать носить раненых.
Один раненый, почти мальчик, все просил воды, но не пил. Он требовал ручья и писатель с другим санитаром отнесли раненого на берег ручья.
Раненый слушал журчанье ручья и улыбался. Он увидел стрекозу и обрадовался. Раненый часто впадал в забытье, а придя в себя спрашивал у писателя, летает ли еще голубая стрекоза. Тот отвечал, что летает.
Но вдруг раненый не увидел стрекозы и решил, что писатель обманул его. Писатель сам не видел в небе стрекозы, но заметил ее отражение в ручье. Просто на фоне неба стрекозы не было видно. Он показал отражение раненому и тот улыбнулся.
Раненого спасли, и сделали это не только доктора, но и лесной ручей, с летающей над ним стрекозой.

16.11.2020

Тютчев Ф. "Есть в осени первоначальной"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Федора Тютчева:
"Декабрьское утро"

Главные герои стихотворения "Есть в осени первоначальной" и их характеристика
  1. Автор, лирический герой. Любуется осенью, восторгается красотой природы.
План пересказа стихотворения "Есть в осени первоначальной"
  1. Короткая пора
  2. День хрустальный
  3. Лучезарны вечера
  4. Серп
  5. Простор
  6. Паутина
  7. Борозда
  8. Птиц не слышно
  9. Зимних бурь
  10. Теплая лазурь
  11. Отдыхающее поле
Главная мысль стихотворения "Есть в осени первоначальной"
Радуйся тому, что имеешь.

Чему учит стихотворение "Есть в осени первоначальной"
Стихотворение учит любить природу, ее красоту. Учит любить осень и находить прелесть в этом времени года. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение "Есть в осени первоначальной"
Мне очень нравится это стихотворение. Автор создал удивительную картину запустения, характерного для осени, но при этом отличающуюся необыкновенной красотой. Стихотворение очень торжественное, спокойное, она дарит чувство умиротворения. 

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной"
Стихотворение было написано Федором Тютчевым в 1857 году.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: осень.
Стихотворение состоит из трех строф, каждая из которых рисует свою особенную картину и создает свое особое настроение. В первой строфе автор любуется красотой ранней осени, называя ее дивной порой. Во второй поэт описывает пустоту полей, которая кажется навевает грусть на него. Только тонкий волос паутины остался от буйного лета. Но в заключительной строфе автор полон надежды. Он говорит, что зима придет не скоро, и надо радоваться короткому периоду отдыха и спокойствия.
Это очень красивое стихотворение, в котором заметно философское размышление о смысле жизни, о том, что надо радоваться тому что имеешь и не требовать большего от природы.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в последней строфе кольцевая АВВА.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Есть в осени первоначальной"
Эпитеты: осени первоначальной, дивная пора, лучезарны вечера, бодрый серп, тонкий волос, праздной борозде, чистая и теплая лазурь.
Метафоры: день стоит, паутинки волос, пустеет воздух, льется лазурь.
Сравнения: день как бы хрустальный.
Олицетворения: серп гулял, отдыхающее поле.

Пословицы к стихотворению "Есть в осени первоначальной"
Осеннее тепло обманчиво.
Осень пришла, урожай принесла.
Тот дурак, кто пирогу не рад.
Не радуйся нашедши, не плачь потерявши.
Душевное спокойствие лучше богатства.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Есть в осени первоначальной"
В ранней осени есть очень красивая, но короткая пора. В это время дни кажутся хрустальными, а вечера лучезарными.
Поля опустели, нигде не гуляет серп и не падает колос. Только паутинка сверкает в борозде.
Но зимние бури настанут еще не скоро. И чистая лазурь льется на отдыхающее поле.
Слушать актёрское чтение стихотворения "Есть в осени первоначальной"


Читать стихотворение "Есть в осени первоначальной"

Есть в осени первоначальной 
Короткая, но дивная пора — 
Весь день стоит как бы хрустальный, 
И лучезарны вечера… 

Где бодрый серп гулял и падал колос, 
Теперь уж пусто всё — простор везде,- 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 
Но далеко ещё до первых зимних бурь — 
И льётся чистая и тёплая лазурь 
На отдыхающее поле…

11.11.2020

Пушкин А. "Вот север тучи нагоняя"

Жанр: стихотворение (отрывок из романа "Евгений Онегин")

Читайте анализ других стихотворений Александра Пушкина:
"Зимнее утро"

Главные герои стихотворения "Вот север тучи нагоняя" и их характеристика
  1. Зима. Волшебница, матушка. Чудесным образом преображает природу.
  2. Люди. Радуются приходу зимы.
План пересказа стихотворения "Вот север тучи нагоняя"
  1. Север гонит тучи
  2. Идет волшебница
  3. Рассыпалась и повисла
  4. Ковры среди полей
  5. Берега
  6. Блеск мороза
  7. Радость проказам
Главная мысль стихотворения "Вот север тучи нагоняя"
Зиму ждут с нетерпением, как и любое другое время года.

Чему учит стихотворение "Вот север тучи нагоняя"
Стихотворение учит образному мышлению, учит видеть поэтическую красоту мира. Учит любить любое время года и находить в нем свое очарование.

Отзыв на стихотворение "Вот север тучи нагоняя"
Мне очень нравятся эти строки поэта, проникнутые огромной любовью к волшебству зимы. Пушкин, как никто другой, умел найти очарование во всем, чего касался его глаз, но именно зиме он посвящал самые чудесные строки, столь же волшебные, как и само это время года.

Анализ стихотворения "Вот север тучи нагоняя"
Роман "Евгений Онегин" был написан Пушкиным в 1823-1830 годах. Этот отрывок взят из 7 главы романа.
Жанр: пейзажная лирика.
Тема: приход зимы.
Пушкин умел очень точно и красочно описать любое природное явление и часто прибегал к этому приему в своих произведениях. Вот и в этом отступлении он находит чарующие образы для описания прихода зимы. Поэт использует олицетворение, придавая зиме вполне человеческие свойства, что сближает стихотворение с народным фольклором. Двойные слова волшебница-зима, матушка-зима также характерны для народного творчества.
Приход зимы предвещает север, опять же наделенный человеческими свойствами. Он нагоняет тучи, дышит. И следом идет зима. Автор описывает, как быстро и словно по волшебству меняется природа - поля, холмы, река, леса.
Местоимение Мы, используемое автором, служит для объединения читателя и поэта, помогает читателю разделить чувства автора.
Стихотворный размер ямб, рифмовка "онегинская", одновременно парная, перекрестная и кольцевая.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Вот север тучи нагоняя"
Эпитеты: волшебница-зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, пухлой пеленою, матушки-зимы.
Метафоры: рассыпалась, клоками повисла, легла коврами, брега сравняла, блеснул мороз.
Олицетворения: север дохнул, завыл, волшебница-зима, проказам зимы.

Пословицы к стихотворению "Вот север тучи нагоняя"
Зима не лето, в шубу одета.
В зимний холод всякий молод.
В одну ночь зима становится.
Зима без мороза не бывает.
Зимой солнце светит, да не греет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Вот север тучи нагоняя"
Север нагоняет тучи. Он дышит и воет. Следом идет волшебница-зима. Они рассыпается, клоками висит на сучьях, окутывает коврами поля и холмы, соединяет берега рек. Блестит мороз и все радуются приходу матушки-зимы.
Слушать актёрское чтение стихотворения "Вот север тучи нагоняя"


Читать стихотворение "Вот север тучи нагоняя"
Вот север, тучи нагоняя, 
Дохнул, завыл – и вот сама 
Идет волшебница-зима, 
Пришла, рассыпалась; клоками 
Повисла на суках дубов, 
Легла волнистыми коврами 
Среди полей вокруг холмов. 
Брега с недвижною рекою 
Сравняла пухлой пеленою; 
Блеснул мороз, и рады мы 
Проказам матушки-зимы.

08.11.2020

Лермонтов М. "Горные вершины" (Из Гёте)

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
"Утес"

Главные герои стихотворения "Горные вершины" и их характеристика
  1. Поэт. Лирический герой. Наслаждается ночным покоем.
План пересказа стихотворения "Горные вершины"
  1. Горные вершины спят
  2. Тихие долины полны мглой
  3. Дорога и листы
  4. Отдохнешь и ты
Главная мысль стихотворения "Горные вершины"
Любым заботам приходит конец.

Чему учит стихотворение "Горные вершины"
Стихотворение учит планировать свой день. Учит днем работать, а ночью отдыхать. Учит наслаждаться покоем. Учит помнить о том, что все имеет свой конец.

Отзыв на стихотворение "Горные вершины"
Мне очень нравится это стихотворение и содержащийся в нем намек на скорый отдых. Автор предлагает потерпеть, ведь все когда-либо кончается, а значит рано или поздно наступит покой. Стихотворение дарит умиротворение, спокойствие.

Анализ стихотворения "Горные вершины"
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1840 году.
Жанр: пейзажная лирика
Тема: ночь и покой.
Это короткое стихотворение является вольным переводом стихотворения немецкого поэта-романтика Гете. Шесть его строк посвящены описаниям прелестей чудесной ночной природы, погруженной в тихий сон. Заключительные две строки являются метафорой, обращением к невидимому другу, в котором содержится призыв потерпеть немного.
Но под скорым отдыхом поэт явно подразумевает смерть, которая единственная позволит человеку отдохнуть от земных забот. Поэта привлекает этот неизбежный отдых, в котором он видит определенное очарование. Отсюда та красота природы, тот вечный покой, разделить который человек может в единственном случае.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Горные вершины"
Эпитеты: горные вершины, тьме ночной, тихие долины, свежей мглой.
Метафоры: вершины спят, долины полны, пылит дорога.
Олицетворения: дрожат листы.

Пословицы к стихотворению "Горные вершины"
Дай бог покой, да хлеб святой.
После трудов сладок покой.
Сделал дело - гуляй смело.
Хорош отдых когда работа сделана.
Всему свое время

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Горные вершины"
Спят вершины гор. Долины полны тьмы. Нет пыли на дороге, не дрогнет лист на дереве. Скоро и человеку предстоит отдохнуть.

Слушать актёрское чтение стихотворения "Горные вершины"

Читать стихотворение "Горные вершины"

Горные вершины 
Спят во тьме ночной; 
Тихие долины 
Полны свежей мглой; 
Не пылит дорога, 
Не дрожат листы… 
Подожди немного, 
Отдохнёшь и ты.

29.10.2020

Фет А. "Я пришёл к тебе с приветом"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Афанасия Фета:
"Весенний дождь"

Главные герои стихотворения "Я пришел к тебе с приветом" и их характеристика
  1. Автор. Лирический герой. Веселый, радостный, счастливый.
План пересказа стихотворения "Я пришел к тебе с приветом"
  1. Пришел рассказать
  2. Солнце затрепетало
  3. Лес проснулся
  4. Птицы и ветки
  5. Весенняя жажда
  6. Страсть
  7. Душа
  8. Песня
Главная мысль стихотворения "Я пришел к тебе с приветом"
Весна наполняет человека счастьем и радостью.

Чему учит стихотворение "Я пришел к тебе с приветом"
Учит любит весну и радоваться пробуждению природы. Учит делиться своим счастьем. Учит выражать свои чувства песнями.

Отзыв на стихотворение "Я пришел к тебе с приветом"
Мне понравилось это стихотворение в котором поэт так восторженно описывает весну. Он переполнен чувствами и хочет поделиться ими с окружающими. Он счастлив, он готов петь от радости. Это очень веселое стихотворение, которое заражает читателя восторгом автора.

Анализ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом"
Стихотворение было написано Афанасием Фетом в 1843 году.
Жанр: пейзажная лирика
Тема: весна
Стихотворение написано в форме монолога. Герой обращается к невидимому другу, возможно возлюбленной, и рассказывает о своей радости и о том, как проявляет себя пришедшая в мир весна. Он олицетворяет природу и находит много общего между ее проявлениями и чувствами его одолевающими. Кажется, что автору не хватает слов, чтобы описать всю красоту весенней природы, он говорит о зреющей в душе песне, в которой сможет наконец рассказать в полной мере о всем, что чувствует и чем восторгается.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Я пришел к тебе с приветом"
Эпитеты: горячим светом, весенней жаждой.
Метафоры: солнце затрепетало, душа служить готова, весельем веет, песня зреет.
Олицетворения: лес проснулся, лес встрепенулся, полон жаждой.

Пословицы к стихотворению "Я пришел к тебе с приветом"
Весенний день, что ласковое слово.
Весна днем красна.
Весна - пора любви.
Весна и червяка оживит.
Видишь скворца, знай - весна у крыльца

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Я пришел к тебе с приветом"
Автор приходит к другу, чтобы рассказать о вставшем солнце и проснувшемся лесе. Он говорит, что наполнен весенней жаждой. 
Вчера он тоже приходил и столь же страстно рассказывал о весне. Его душа готова служить счастью и другу, на автора веет весельем. В его душе зреет песня, но он еще не знает о чем она.

Читать стихотворение "Я пришел к тебе с приветом"

Я пришел к тебе с приветом, 
Рассказать, что солнце встало, 
Что оно горячим светом 
По листам затрепетало; 

Рассказать, что лес проснулся, 
Весь проснулся, веткой каждой, 
Каждой птицей встрепенулся 
И весенней полон жаждой; 

Рассказать, что с той же страстью, 
Как вчера, пришел я снова, 
Что душа все так же счастью 
И тебе служить готова; 

Рассказать, что отовсюду 
На меня весельем веет, 
Что не знаю сам, что буду 
Петь — но только песня зреет.

28.10.2020

Яковлев Ю. "Бамбус"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Яковлева:
"Мама"

Главные герои рассказа "Бамбус" и их характеристика
  1. Бамбус. Взрослый мужчина, предсказывает землетрясения. Мучается чувством вины, за совершенное в пятом классе.
  2. Певица Тра-ля-ля. Бывшая учительница пения. Повредила глаз на войне. 
План пересказа рассказа "Бамбус"
  1. Бамбус в школе
  2. Встреча с директором
  3. Поиски певицы Тру-ля-ля
  4. В музее инструментов
  5. Рожок
  6. Встреча с бывшей учительницей
  7. Неподвижный глаз
  8. В школе
  9. Песня про сурка
  10. Расставание
Краткое содержание рассказа "Бамбус" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Через много лет Бамбус вернулся в родной город.
  2. Он встречал школьных друзей и пытался найти учительницу пения.
  3. Он нашел ее в музее, но она долго отказывалась признать Бамбуса.
  4. У учительницы был неподвижный глаз, и Бамбус считал, что это его вина.
  5. Учительница доказала, что повредила глаз на войне.
  6. Она показала Бамбусу инструмент бамбус, и они расстались.
Главная мысль рассказа "Бамбус"
Просить прощения никогда не поздно.

Чему учит рассказ "Бамбус"
Рассказ учит не баловаться и не хулиганить. Не совершать то, за что потом будет стыдно. Учит уметь попросить прощения. Учит тому, что совесть лучший судья человека.

Отзыв на рассказ "Бамбус"
Мне понравилось, что хулиган Бамбус вырос в честного и доброго мужчину. Мне понравилось, что он не забыл свою жестокую шалость и всю жизнь страдал от чувства вины. Он сам наказал себя сильнее, чем это мог бы сделать кто-то другой. И мне понравилось, что он нашел общий язык со старой учительницей и они простили друг друга.

Пословицы к рассказу "Бамбус"
Береги честь смолоду.
Нечистая совесть спать не дает.
Была вина, да прощена.
Кто кому надобен, тот тому и памятен.
Повинную голову меч не сечет.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Бамбус"
В то утро в школе появился странный человек в сапогах и назвался Бамбусом. Секретарша доложила директору, который разбирался с двумя драчунами, и директор разволновался. Бамбус вошел и назвал директора Чевокой. Они когда вместе учились в пятом "А".
Старые приятели стали вспоминать прошлое. Бамбус работал на Курильских островах, он предсказывал землетрясения.
Потом друзья многое вспоминали и особенно Бамбуса волновала учительница пения, Певица Тру-ля-ля, как ее называли ученики. Но директор ничего о ней не знал.
Расставшись с Чевокой, Бамбус звонил многим бывшим товарищам по школе. Дежурному врачу Валюсе, майору Коржику, в детский сад, порт, швейную фабрику.
Но никто не знал о судьбе учительницы пения. Только бывшая староста 5 "А" вспомнила, что видела Певицу Тра-ля-ля в музее музыкальных инструментов.
На следующий день Бамбус отправился в музей и на стенде духовых инструментов нашел рожок, который учительница пения однажды принесла в класс. Он взял рожок и прогудел. И тут же позади него появилась старенькая женщина, в которой Бамбус узнал Певицу Тра-ля-ля.
Но сама женщина долго отказывалась вспоминать Бамбуса и признавать, что была учительницей. И только услышав свое школьное прозвище оттаяла.
Бамбус рассказал, как однажды выстрелил в нее из рогатки бумажным шариком, и Певица Тра-ля-ля вышла из класса, прижимая ладонь к глазу. А он после бегал к глазной больнице. Учительница ответила, что не была в больнице, но Бамбус заметил, что один глаз у нее неподвижный.
Учительница рассердилась и сказала, что это из-за ранения на фронте. Бамбус не верил и учительница вечером повела Бамбуса в школу. Там шел выпускной и ученики с удивлением смотрели на старушку и странного мужчину.
А Певица Тра-ля-ля провела Бамбуса в класс и доказала, что со своей парты он не мог попасть ей в правый глаз. Бамбус понял свою ошибку, но сказал, что всю жизнь переживал из-за того случая.
А Певица Тря-ля-ля села за рояль и стала играть песню про сурка. И Бамбус вновь ощутил себя мальчишкой, сидящим на задней парте.
Всю ночь он бродил под дождем. Чувство вины не отпускало его, хотя он и понимал, что глаз учительница повредила на войне.
Через несколько дней Бамбус пришел в музей проститься. Ему надо было уезжать. А Певица Тра-ля-ля показала ему инструмент бродячих музыкантов - бамбус, шест со струной и барабаном. Бамбус рассмеялся и сказал, что сам не знает, почему выстрелил тогда из рогатки. Учительница сказала, что это переходный возраст, а когда Бамбус уходил, подала ему прощальный сигнал из окна музея.