Содержание сайта

27.09.2020

Алексин А. "Самый счастливый день"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Анатолия Алексина:
"Домашнее сочинение"

Главные герои рассказа "Самый счастливый день" и их характеристика
  1. Мальчик. Рассказчик. Добрый, находчивый. Старался помирить родителей.
План пересказа рассказа "Самый счастливый день"
  1. Сочинение на каникулах
  2. Ссора
  3. Уборка и гимнастика
  4. Женька-Могила
  5. Беспокойство
  6. Примирение
Краткое содержание рассказа "Самый счастливый день" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Детям задали написать сочинение про самый счастливый день.
  2. Перед новым годом родители мальчика поссорились.
  3. Мальчик решил их помирить.
  4. Он делал уборку и утреннюю гимнастику, но родители не мирились.
  5. Тогда мальчик убежал из дома к Женьке.
  6. Когда он вернулся, родители помирились, а сочинение он написал про музей.
Главная мысль рассказа "Самый счастливый день"
Плохо когда родители ссорятся.

Чему учит рассказ "Самый счастливый день"
Рассказ учит не ссорится, а если поссорился - мириться. Учит понимать, что ссоры родителей отражаются на детях. Учит помогать друг другу. Учит тому, что счастье - это когда все друг друга любят.

Отзыв на рассказ "Самый счастливый день"
Мне понравилась решительность героя рассказа. Он был полон решимости помирить родителей и сперва старался быть хорошим, чтобы помирить их радостью. Но когда это не помогло, мальчик решил понарошку сбежать из дома. С помощью друга он заставил родителей поволноваться и это переживание сблизило их. Когда мальчик вернулся, родители помирились. Способ жестокий, но действенный.

Пословицы к рассказу "Самый счастливый день"
На что и клад, коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В недружной семье добра не бывает.
Всякая ссора красна миром.
Ссора до добра не доводит.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Самый счастливый день"
Учительница объявила о начале зимних каникул и дала задание написать сочинение "Самый счастливый день". Она была уверена, что каждый день каникул будет для ее учеников счастливым.
Но в ночь перед новым годом родители героя поссорились и очень сильно. Они не разговаривали друг с другом.
Мальчик сильно переживал по этому поводу и старался не выпускать родителей из виду. Он хотел бы примирить их, но не знал как. Шли дни, а счастья не было.
Тогда мальчик сделал уборку, но только сам извозился. Он стал делать утреннюю гимнастику и родители его хвали и гладили по голове, но не мирились.
Тогда мальчик сказал, что идет в гости к Могиле, своему другу Женьке. Он решил убежать из дома.
Женька одобрил план мальчика и стал звонить к нему домой и спрашивать, почему тот еще не пришел к нему. Мама заволновалась, ее голос задрожал.
А мальчика хватило всего на час и он побежал домой. Родители сидели на диване бледные, но вместе. Они помирились.
А сочинение мальчик написал про Третьяковскую галерею, хотя был там полтора года назад.


25.09.2020

Пришвин М. "Земля показалась"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Пришвина:
"Жаркий час"
"Лесная капель"

Главные герои рассказа "Земля показалась" и их характеристика
  1. Петя. Живой и подвижный мальчик. Наблюдательный, внимательный. Добрый.
План пересказа рассказа "Земля показалась"
  1. Пение овсянок
  2. Остановившаяся весна
  3. Черное в полях
  4. Брат и мать
  5. Колумб
Краткое содержание рассказа "Земля показалась" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мороза не было три дня.
  2. Петя позвал папу слушать овсянок.
  3. Весна началась и из тумана показались голубые леса.
  4. Петя увидел черное в полях и позвал брата.
  5. Мать тоже вышла и стала всматриваться в даль.
  6. Петя как Колумб указывал, где показалась земля.
Главная мысль рассказа "Земля показалась"
Все с нетерпением ждут весну.

Чему учит рассказ "Земля показалась"
Рассказ учит любить природу. Учит радоваться простым вещам. Учит внимательности и наблюдательности. Учит делиться своей радостью с близкими.

Отзыв на рассказ "Земля показалась"
Мне очень понравилось, как восторженно мальчик Петя воспринял появление первых проталин. Он обрадовался приходу весны и поспешил поделиться своей радостью с близкими. И все радовались тому, что весна наконец-то началась.

Пословицы к рассказу "Земля показалась"
Весна днем красна.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Зима весну пугает, да сама тает.
Приходит время, тает и снег.
Радостью нужно делиться.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Земля показалась"
Уже три дня не было мороза и туман невидимо работал над снегом. Петя позвал папу послушать как поют овсянки.
Папа вышел на крыльцо, и прислушался. Птицы пели замечательно и ветерок дул ласковый, теплый. Дорога стала совсем горбатой. Ему показалось, что кто-то догнал весну, коснулся ее и весна остановилась, задумалась. Закричали петухи, из тумана показались голубые леса.
А Петя заметил в полях что-то черное и побежал звать брата Леву, крича, что земля показалась.
Даже мать не выдержала и вышла на улицу, вглядываясь в поля.
А Петя указывал вперед как Колумб, и все повторял, что земля показалась.

24.09.2020

Погодин Р. "День рождения"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов про день рождения:
Ермолаев "Угодили"
Драгунский "Гусиное горло"

Главные герои рассказа "День рождения" и их характеристика

  1. Кеша. 9 лет. Добрый, гостеприимный мальчик. Любит играть.
  2. Круглый Толик. Неудачливый электрик. 
  3. Мишка. Друг Кеши.
  4. Мама. Добрая, любящая, заботливая.

План пересказа рассказа "День рождения"

  1. Утро праздника
  2. Приглашение друзей
  3. Подготовка
  4. За столом
  5. Игра с фишками
  6. Наглость взрослых
  7. Торты на кухне
  8. Толик и лампочка
  9. Короткое замыкание
  10. Добрая мама

Краткое содержание рассказа "День рождения" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама подарила Кешке девять роз на день рождения.
  2. Он пригласил на праздник друзей и помогал накрывать на стол.
  3. Мишка с Толиком подарили Кешке интересную игру.
  4. В игру стали играть взрослые, а ребята ушли а кухню.
  5. Толик хотел починить лампочку и устроил короткое замыкание.
  6. Мама не стала ругаться, ведь у Кешки был день рождения.

Главная мысль рассказа "День рождения"
Взрослые - как дети, их можно простить.

Чему учит рассказ "День рождения"
Рассказ учит дарить правильные подарки. Учит быть снисходительными ко взрослым. Учит не лезть куда не просят. Учит не играть с электричеством. Учит не обижаться по пустякам.

Отзыв на рассказ "День рождения"
Мне понравился рассказ, хотя дети в нем вели себя очень неосторожно. Толик пытался сам починить лампочку и чуть не погиб. Но причиной этого несчастного случая стало безответственное поведение взрослых, которые забыли, чей сегодня праздник, и отобрали у детей их игрушку. Так вести себя взрослые люди не должны.

Пословицы к рассказу "День рождения"
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Юн - с игрушками, а стар - с подушками.
Детям не порча игрушка, а порча худая прислужка.
Каждый по-своему с ума сходит.
На чужой каравай рот не разевай.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "День рождения"
День рождения у Кешки был в конце лета и мама всегда дарила ему астры, по числу лет. В этот раз на столе стояло девять астр.
Кешка быстро умылся, позавтракал, подмел пол и побежал во двор. Там он увидел Мишку и Круглого Толика и пригласил их на день рождения.
День пролетел быстро. Кешка помогал маме накрывать на стол и с нетерпением ждал гостей.
Первыми пришли Мишка с Толиком и подарили Кешке обвязанную бумагой коробку. Потом пришли взрослые гости, и все сели за стол.
Постепенно гости развеселились и Толик потянул Кешку к подаркам. Он открыл коробку и показал игру с фишками и кубиком. Ребята стали азартно играть прямо на полу.
Вдруг игру увидел дядя Боря и пришел в восторг. Он тоже сел к ребятам, и вскоре детей оттеснили от игры.
Толик попытался отобрать игру, но взрослые не уступили.
Тогда обиженные дети ушли на кухню. Там шипела лампочка и они стали гадать, почему это происходит.
Забежала виноватая мама и принесла детям торта. Потом тетя принесла им селедки. И тут Толика осенило, он сказал, что у лампочки плохой контакт. Толик забрался на два табурета и открутил лампочку. Она была горячей и мальчик пользовался тряпкой.
Потом Толик полез ножом в патрон и внезапно посыпались искры. Толик грохнулся на пол, а свет везде погас.
Прибежали встревоженные взрослые, и увидели раскуроченный патрон и разбитую лампочку.
Дядя полез чинить пробки, а мама погладила Кешу и не стала его ругать. Ведь у мальчика был день рождения.

23.09.2020

Куприн А. "Бедный принц"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Александра Куприна:
"Завирайка"

Главные герои рассказа "Бедный принц" и их характеристика
  1. Даня Иевлев. Мальчик 9 лет. Бледный, заморенный. Редко гуляет. Мечтает стать авиатором. Был счастлив на улице с простыми детьми.
План пересказа рассказа "Бедный принц"
  1. Неинтересная елка
  2. Странные женщины
  3. Вид из окна
  4. Побег
  5. Пятьдесят копеек
  6. Коляды
  7. Городовой
  8. Старательный певец
  9. Пойман
  10. Ох, уж эти женщины
Краткое содержание рассказа "Бедный принц" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Даня редко выходил на улицу и мечтал быть авиатором.
  2. В окно он увидел соседских ребят и сбежал из дома.
  3. За пятьдесят копеек его согласились принять в компанию.
  4. Он вместе со всеми пел и убегал от городового.
  5. Его поймали и отвели домой.
  6. Отец считал, что Дане нужно больше гулять, но женщины были против.
Главная мысль рассказа "Бедный принц"
Нельзя опекать ребенка слишком сильно.

Чему учит рассказ "Бедный принц"
Рассказ учит тому, что излишняя забота только вредит. Учит тому, что дети должны бегать, играть, веселиться. Учит тому, что движение и свежий воздух залог здоровья. Учит бороться за свою свободу.

Отзыв на рассказ "Бедный принц"
Мне понравился решительный порыв Дани, который набрался смелости и сбежал из дома, в котором его держали словно в тюрьме. Играя с дурными ребятами, простыми детьми, Даня был счастлив, он почувствовал, что такое настоящая жизнь. И я уверена, что он еще не раз повторит свой побег и рано или поздно добьется того, чтобы  сего мнением считались.

Пословицы к рассказу "Бедный принц"
Неразумная опека хуже беспризорности.
Воля птичке дороже золотой клетки.
В здоровом теле здоровый дух.
Где душно, там недужно.
Своя воля всего дороже.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Бедный принц"
1. 
Даня Иевлев обиженно лежал на шкуре медведя и думал, что взрослые развлекаются без него, украшая елку. Он думал, что взрослые ничего не понимают, и что нет ничего интересного в аккуратной елке с аккуратными детьми.
Папа Дани даже не подозревал, что его сын мечтает стать авиатором и открыть оба полюса.
Даня подошел к окну и подышал на стекло, покрытое морозным узором. Он редко гулял и поэтому его лицо было бледным. А если его выводили иногда гулять, то кутали по самые глаза.
Даня считал, что в доме слишком много женщин, которые только и знают, что волноваться и думать о микробах. Няня называла его принцем, но он знал, что он принц, живущий взаперти.

2. 
В окно Даня видит двор и группу ребятишек, детей кухарок и сапожников, которые играют со звездой на палке, освещенной изнутри огнем. Это дурные дети, с которыми Дане играть запрещают, но смелая мысль мелькает в голове мальчика.
Он натягивает шапку и пальто и выскальзывает на улицу.

3. 
Дурные дети как раз выходили с соседнего двора. Даня несмело попросил принять его в компанию, но дети стали гнать его. Они говорили, что им запрещено с ним играть, что они скинулись на звезду по восемь копеек, и что они не боятся папы Дани, которым тот попытался припугнуть детей.
Но Даня побренчал мелочью в кармане и ребята решили принять его.

4.
Это был чудесный вечер.
Детвора ходила по домам, пела песни, получала подарки. Съестное складывалось в общий мешок, мелочь вожак складывал к себе в карман. 
Иногда детей гнали, а однажды на них заругался городовой. Дети весело бросились наутек и Даня упал в снег. Тот был мягким и теплым.
На углу дети остановились, а городовой и не думал за ними гнаться.
Дети обошли весь квартал, и Даня пел усерднее всех, хотя и старался держаться позади, чтобы не привлекать внимание.
На выходе из булочной он был схвачен тетей и няней, и доставлен домой. Там его отругали, хотя и с радостью, что Даня нашелся. Потом мальчика переодели и отправили в зал к елке. Там Даня старательно изображал примерного мальчика.
Отец, глядя на его розовое лицо, сказал, что Дане полезен воздух, и что его надо чаще прогуливать, но женщины накинулись на отца с криками, и тот отступил.

22.09.2020

Ломоносов М. "Ода на день восшествия императрицы Елизаветы Петровны"

Жанр: ода

Читайте анализ других стихотворений Михаила Ломоносова:
"Два астронома в пиру"

Главная мысль стихотворения "Ода на день восшествия"
Наука во всем помощник человека. Нельзя жить стране не развивая науку.

Чему учит стихотворение "Ода на день восшествия"
Ода учит гордиться своей страной, ее богатством, ее талантами. Учит патриотизму и миролюбию. Учит ценить знания, науки, понимать пользу образования. Учит тому, что без науки нельзя прожить.

Отзыв на стихотворение "Ода на день восшествия"
Мне понравилось с какой любовью великий поэт писал о пользе науки. Он верил, что наша страна полна талантами не меньше, чем любая другая держава. Он верил, что наши люди могут превзойти и Ньютона, и Платона. И поэтому так радовался тому, что поддержкой отечественной науки занялась сама императрица. Ломоносов понимал, что для успешного развития страны нужно развивать науку, и время показало его правоту. Мне нравится, что Ломоносов был не только ученым, но был настоящим патриотом, горячо любящим свою Родину.

Анализ стихотворения "Ода на день восшествия"
Стихотворение написано Михаилом Ломоносовым в 1747 году.
Жанр: ода.
Тема: триумф науки
Данную оду Михаил Ломоносов написал после того, как императрица Елизавета Петровна утвердила новый устав и новый штат Академии наук. Прославленный ученый и литератор увидел в этом факте возможность возрождения отечественной науки, и с восторгом писал о грядущем великолепии и процветании.
Значительная часть оды посвящена восхвалению личных качеств Елизаветы, Ломоносов не скупится на похвалы и называет дщерь Петра великой. Его восхищение Елизаветой искреннее, а потому не кажется лестью
Также поэт описывает бескрайние просторы земли русской, ее богатство и много говорит о мире, называя его возлюбленной тишиною.
Ломоносов лучше других представлял себе опасность войны и ратовал за мирное решение всех проблем мировой политики. В оде он выступает и как гражданин, и как ученый, и как поэт.
Отсюда многообразие настроений оды, от восхищения и восторга, до надежды на светлое будущее.
Разработав теорию трех штилей, жанр оды, и в частности это произведение, поэт отнес к высокому штилю. В ней нет разговорных слов.
Стихотворный размер ямб. Рифмовка сложная.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Ода на день восшествия"
Эпитеты: стран чужих, дни благословенны, счастливой жизни, несчастный случай, домашних трудностях, дальних странствах.
Метафоры: от недр своих, быстрых разумом, земля рождать, науки питают, отраду подают, в покое сладки.
Олицетворения: науки питают, подают, украшают, берегут.

Пословицы к стихотворению "Ода на день восшествия"
Без наук, как без рук.
Погруженный в науки не ведает скуки.
Наука в лес не ведет, а из лесу выводит.
Тот не тужит, кто с наукой дружит.
Наука и труд дивные всходы дают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Ода на день восшествия"
Отечество желает видеть своих ученых людей со всех концов страны и из-за границы. Эти люди счастливы, ведь их желание показать свои таланты поддержаны императрицей. Они могут показать, что в Российской земле могут рождаться люди, столь же талантливые, как Платон или Ньютон.
Науки дают пищу юношам, радуют старцев, берегут в трудную минуту, развлекают дома, помогают путешествовать. Науки используются повсюду. Они полезны в минуты отдыха и в минуты труда.


Читать стихотворение "Ода на день восшествия" (Отрывок)

...О вы, которых ожидает 
Отечество от недр своих 
И видеть таковых желает, 
Каких зовет от стран чужих, 
О, ваши дни благословенны! 
Дерзайте ныне ободренны 
Раченьем вашим показать, 
Что может собственных Платонов 
И быстрых разумом Невтонов 
Российская земля рождать. 

Науки юношей питают, 
Отраду старым подают, 
В счастливой жизни украшают, 
В несчастной случай берегут; 
В домашних трудностях утеха 
И в дальних странствах не помеха. 
Науки пользуют везде, 
Среди народов и в пустыне, 
В градском шуму и наедине, 
В покое сладки и в труде...

21.09.2020

Полевой Б. "Последний день Матвея Кузьмина"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов о войне:
Пантелеев Л. "На ялике"
Коваль Ю. "Под соснами"

Главные герои рассказа "Последний день Матвея Кузьмина" и их характеристика
  1. Матвей Кузьмин. Старик, 80 лет. Охотник. Нелюдимый, молчаливый, хитрый, настоящий патриот.
  2. Немецкий офицер. Пытался подкупить Матвея. Боялся загадочных русских людей. 
План пересказа рассказа "Последний день Матвея Кузьмина"
  1. Старик-охотник
  2. Отказ быть старостой
  3. Новенькое ружье
  4. Проводник
  5. Ночной лес
  6. На полянке
  7. Смерть Кузьмина
Краткое содержание рассказа "Последний день Матвея Кузьмина" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Старого охотника Матвея Кузьмина немцы хотели сделать старостой.
  2. Потом ему предложили быть проводником, дав ружье и деньги.
  3. Матвей согласился, но куда-то отправил внука Васю.
  4. Он всю ночь вел немцев через лес, и привел на полянку.
  5. Пулеметы косили немцев и офицер застрелил Матвея.
  6. Матвея похоронили как офицера, дав тройной залп над могилой.
Главная мысль рассказа "Последний день Матвея Кузьмина"
Русского человека не купить.

Чему учит рассказ "Последний день Матвея Кузьмина"
Рассказ учит любить свою Родину, быть настоящим патриотом. Учит уметь обмануть врага. Учит смелости, отваге, самопожертвованию. Учит военной хитрости. Учит не бояться смерти.

Отзыв на рассказ "Последний день Матвея Кузьмина"
Мне очень понравился этот рассказ, и я была потрясена подвигом Матвея Кузьмина. Этот старый человек, нелюдимый и мрачный, горячо любил свою Родину, и был готов отдать за нее жизнь. Матвей проявил хитрость и находчивость и сумел заманить врага в ловушку, в чем-то повторив подвиг Ивана Сусанина. Очень жаль, что Матвей погиб, но его смерть была отмщена.

Пословицы к рассказу "Последний день Матвея Кузьмина"
Родина мать, умей за нее постоять.
Русский в словах горд, а в делах тверд.
Русский бьет, где враг не ждет.
В веселый час и смерть не страшна.
Герой умрет, но имя его живет.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Последний день Матвея Кузьмина"
Жил Матвей Кузьмин у самой опушке, людей чурался, молчал, и все время пропадал в лесу с собакой Шариком и внучонком Васей. Матвея в деревне не очень любили за его нелюдимость и страсть к охоте, но он справно нес в колхозе обязанности сторожа.
Но докатилась до колхоза "Рассвет" война. Расположился в колхозе батальон горных стрелков и немецкий офицер сразу предложил Кузьмину должность старосты. Но тот сослался на возраст и глухоту, и отказался от должности.
Кузьмина оставили в покое и даже вернули старое ружье, которое Матвей сдал по осени.
А ранней весной Кузьмина снова позвали в немецкий штаб. 
Перед батальоном стояла задача лесами пройти в тыл советским войскам, и офицер решил, что лучшего проводника, чем Кузьмин ему не сыскать.
Офицер предложил Матвею отличное ружье прославленной марки и видел, что ружье понравилось Кузьмину. Тот долго вертел оружие в руках, а потом попросил денег. Офицер ликовал, даже среди советских фанатиков, которых он боялся, нашлись люди жадные до денег.
Когда Матвей возвращался из штаба, на его губах играла странная улыбка. А потом колхозники увидели, как Вася с Шариком вышли из избушки и быстро скрылись в лесу.
Матвей мазал салом лыжи, а немецкий офицер писал своему другу письмо, в котором говорил, что нашел ключ к загадочной русской душе, и этот ключ деньги.
Вскоре отряд скрылся в лесу. Всю ночь немцы шли по заснеженному лесу, который их сильно пугал. А едва забрезжил рассвет, показалась полянка.
Матвей снял шапку, вытер пот, и сказал, что свое дело знает.
Неожиданно со всех сторон раздались пулеметные очереди и немцы стали валиться как подкошенные. Офицер бросился к Матвею, который стоял на пригорке и презрительно улыбался. Матвей сказал, что русского человека не купишь, и бросил в офицера его смятые деньги.
Старик заметил, что пулеметчики стараются не попасть в него, и крикнул, чтобы его не жалели, а били немцев до последнего.
Офицер выстрелил в Матвея и старик упал, но и офицер упал, сраженный очередью.
Советские бойцы бросились в атаку, и среди бойцов бежал Вася, которого Матвей послал предупредить своих о прорыве немцев. Заливался лаем Шарик, но вдруг остановился и тоскливо завыл. Так погиб Матвей Кузьмин.
Похоронили его как офицера, дав тройной залп над могилой. А письмо наивного немца так и не отправилось к адресату.


19.09.2020

Черный С. "Ослёнок"

Жанр: стихотворение

Читайте краткое содержание других произведений Саши Черного:
"Игорь-Робинзон"
"Кавказский пленник"

Главные герои стихотворения "Осленок" и их характеристика

  1. Осленок. Мохнатый, серьезный, очень любит маму.

План пересказа стихотворения "Осленок"

  1. Голосистый петух
  2. Осленок у стены
  3. Камыш и оса
  4. Девочка
  5. Барбос
  6. Лес и тени
  7. Звон копыт
  8. Молоко

Главная мысль стихотворения "Осленок"
Все животные очень милые и все любят своих мам.

Чему учит стихотворение "Осленок"
Стихотворение учит любить животных и восхищаться их красотой. Учит любить свою маму. Учит радоваться жизни. Учит доброте.

Отзыв на стихотворение "Осленок"
Мне очень нравится это доброе и даже умилительное стихотворение про маленького ослика. Поэту удалось в нем создать атмосферу счастья и спокойствия. Он так красиво описывает осленка, что мне самой захотелось его погладить. А встреча осленка с матерью описано еще более ярко и образно.

Анализ стихотворения "Осленок"
Стихотворение написано Сашей Черным в 1931 году.
По жанру это бытовая лирика.
Тема: красота животных и любовь к маме.
Главным героем своего стихотворения поэт сделал маленького осленка, который стоит у стены и с нетерпением ждет возвращения мамы. Поэт специально описывает красоту осленка, пишет о том, что никто не может равнодушно пройти мимо малыша, ведь все дети очень красивы и все милы по-своему. И дети животных столь же красивы, как и человеческие дети.
Но красочные описания подводят читателя к кульминации стихотворения - возвращению мамы ослика. Именно ее с таким нетерпением ждал осленок, ведь ему, как и любому другому малышу, плохо без мамы. Именно в ней осленок видит свое счастье.
Автор хочет сказать, что любое живое существо любит свою маму.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Осленок"
Эпитеты: старой сосны, заливисто-звонко горланит, мохнатый, серьезный малыш, густые реснички, хвостик упругий и твердый, пушистую шерстку, барбос желтозубый, мягкие губы, теплой мамаши.
Метафоры: горланит петух, вскинувши уши, шипящий камыш, лес тешит игрою, тень вьется, мохнатые гамаши.
Сравнения: щелкнет как прут.
Литота: девчонка чуть дольше наперстка.
Олицетворения: шипящий камыш.

Пословицы к стихотворению "Осленок"
При солнышке тепло, при матери добро.
Всякой матери свое дитя мило.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
С матерью жить - ни скуки, ни горя не знать.
Куда матушка, туда и дитятко.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Осленок"
Утром на ферме заливисто горланит петух, а у стены стоит маленький осленок. Он косится на камыш, отмахивается от ос, моргает ресничками.
И такой он милый и пушистый, что маленькая девочка не может удержаться и не погладить осленка, а барбос лижет его в губы.
Лес залит солнцем, по выступам плит вьется тень.
Вдруг слышится стук копыт. То мама-ослица спешит с хворостом. И довольный осленок начинает тянуть вкусное молоко.



Читать стихотворение "Осленок":

Ты видел, мой мальчик, осленка
На ферме у старой сосны,
Где утром заливисто — звонко
Горланит петух со стены?

Стоит он, расставив копытца,
Мохнатый, серьезный малыш,
И, вскинувши уши, косится
На глухо шипящий камыш.

Оса ли завьется над мордой,
Густые реснички мигнут
И хвостик, упругий и твердый,
Взволнованно щелкнет, как прут.

Девчонка, чуть дольше наперстка,
Раскроет восторженно рот, —
Погладит пушистую шерстку,
Потрется щекой о живот…

И даже барбос желтозубый,
К помойке свершая свой путь,
Лизнет его в мягкие губы, —
Ей-богу, нельзя не лизнуть!

Лес солнечной тешит игрою,
Тень вьется по выступам плит…
Чу! дробная рысь под горою —
Мать с хворостом к ферме спешит.

Мохнатые пляшут гамаши,
Раздулись бока широко:
Так вкусно из теплой мамаши
Густое тянуть молоко!

18.09.2020

Емельянов Б. "Мамины руки"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других похожих рассказов:
"Два пирожных"

Главные герои рассказа "Мамины руки" и их характеристика
  1. Маша. Маленькая девочка. Капризная, но добрая, умеет извиняться, когда понимает свою неправоту.
  2. Мама. Работница на ткацком станке. Добрая и отходчивая, сноровистая.
  3. Бабушка. Ворчливая, но тоже добрая.
План пересказа рассказа "Мамины руки"
  1. Капризы Маши
  2. Жесткие руки
  3. Выговор от бабушки
  4. Маша просит прощенье
Краткое содержание рассказа "Мамины руки" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Маша капризничала и ничего не делала.
  2. Мама решила, что она заболела.
  3. Маша назвала мамины руки жесткими и мама обиделась.
  4. Бабушка отругала Машу и рассказала, как работает мама.
  5. Мама решила, что бабушка и Маша поругались.
  6. Маша обняла маму и сказала, что у той золотые руки.
Главная мысль рассказа "Мамины руки"
Рука матери всегда самая мягкая и добрая.

Чему учит рассказ "Мамины руки"
Рассказ учит любить и уважать родителей, никогда их не обижать. Учит вести себя хорошо, не капризничать и не бездельничать. Учит уметь извиняться.

Отзыв на рассказ "Мамины руки"
Мне понравилось, что Маша поняла свою ошибку и извинилась перед мамой. И мне очень понравилось чувство юмора девочки, когда она поняла, что и мама, и бабушка, хотели бы надрать ей уши, но не могут этого сделать. Этим она всех насмешила и разрядила обстановку.

Пословицы к рассказу "Мамины руки"
Родных много, а мать родней всего.
Материнская ласка конца не знает.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Золотые руки на серебро не купишь.
Мозолистые руки не знают скуки.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Мамины руки"
В тот день Маша вела себя плохо. Бабушке не помогала, пол не мыла, книжки не читала, в тетрадках не писала. А просто сидела в углу и носом хлюпала.
Когда пришла мама, она подумала, что Маша больна и положила ей руку на лоб. 
Обычно мамины руки были добрыми и мягкими, но в этот раз Маша сказала, что у мамы плохие руки, жесткие.
Мама сказала, что руки у нее обыкновенные и ушла в ванную.
Маша поняла, что мама обиделась и хотела бежать следом, но бабушка ее не пустила. Она сказала, что девочка напрасно обидела мать и что руки у той золотые. Что мама целыми днями работает на станке и что она хорошая работница. И добавила, что на месте мамы надрала бы Маше уши.
Тут вернулась мама и услышав, что бабушка ворчит, решила, что Маша обидела и ее. Она начала было заступаться за бабушку, но Маша обняла ее и сказала, что все знает. Что мама на бабушкином месте надрала бы ей уши. Но пока они с бабушкой на своем месте, надрать ей уши они не могут. И попросила прощенья.

17.09.2020

Гоголь Н. "Ревизор"

Жанр: комедия

Читайте краткое содержание других произведений Николая Гоголя:
"Шинель"

Главные герои пьесы "Ревизор" и их характеристика
  1. Хлестаков Иван Александрович, мелкий чиновник. Хвастун и фат, мот, обманщик, ловкач.
  2. Осип, слуга Хлестакова. Разумный и опытный человек.
  3. Сквозник-Дмухановский Антон Антонович. Городничий. Нечестный, корыстный, трусливый, глупый.
  4. Анна Андреевна, его жена. Любопытная, кокетливая, не прочь завести интрижку.
  5. Марья Антоновна, его дочь. Жеманная, наивная, доверчивая.
  6. Добчинский и Бобчинский. Помещики. Суетливые, глупые, чванливые.
План пересказа пьесы "Ревизор"
  1. Неприятное известие
  2. Чиновники вырабатывают план действий
  3. Два паникера
  4. Неплательщик ревизор
  5. Отъезд городничего
  6. Голодный Хлестаков
  7. Встреча с городничим
  8. Первая взятка
  9. Подготовка к приему гостя
  10. Хвастовство Хлестакова
  11. Спор жены и дочери
  12. Размышления городничего
  13. Чиновники дают взятки
  14. Жалобы купцов
  15. Ухаживания Хлестакова
  16. Сватовство Хлестакова
  17. Отъезд Хлестакова
  18. Радость городничего
  19. Неожиданная весть
  20. Взаимные обвинения
  21. Немая сцена
Краткое содержание пьесы "Ревизор" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Все принимают Хлестакова за приезжего ревизора.
  2. Хлестаков остался без денег и голодает.
  3. Он принимает приглашение городничего и хвастает за обедом.
  4. Понимая, что его принимают за другого, Хлестаков у всех берет взятки.
  5. Он сватается к дочери городничего и срочно уезжает.
  6. Почтмейстер раскрывает Хлестакова и является настоящий ревизор.
Главная мысль пьесы "Ревизор"
Не суди другого, если сам не чист.

Чему учит пьеса "Ревизор"
Учит тому, что только честный человек может жить спокойно и быть счастливым. А мошенники и обманщики рано или поздно будут наказаны. Учит тому, что тот, кто обманывает сам, обязательно будет обманут. Учит не верит словам, а верить делам.

Отзыв на пьесу "Ревизор"
Это очень смешная и назидательная пьеса, прочитать которую должен каждый. В ней нет положительных героев. Все чиновники города воры и взяточники, все думают только о собственном благополучии. Хлестаков такой же мошенник, которому выпал удачный шанс и он им воспользовался. Но никто из героев не будет счастлив, все окажутся наказаны, и властью, и судьбой.

Пословицы и крылатые фразы к пьесе "Ревизор"
На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь.
Большому кораблю - большое плаванье
Без греха века не проживешь.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.


Читать краткое содержание, пересказ пьесы "Ревизор" по действиям:
Действие 1.
В доме городничего собирается городская элита. Городничий объявляет всем о скором приезде ревизора. Он предупреждает Землянику, чтоб тот навел порядок в богоугодных заведениях, а Ляпкина-Тяпкина о присутственных местах.
Потом они рассуждает о взятках и о том, что очень плохо, что ревизор едет инкогнито.
Городничий спрашивает почтмейстера, не читал ли тот в письмах о ревизоре, но тот ничего не знает.
Появляются Бобчинский и Добчинский и говорят, что ревизор поселился в гостинице, и что его зовут Хлестаков. Он уже неделю живет в гостинице и не платит за номер и еду. Все хватаются за голову, ведь за это время в городе творились разные безобразия.
Городничий спешно собирается и едет в гостиницу.

Действие 2.
Хлестаков по дороге из Петербурга прокутил все деньги и остался без гроша. Он голодает, а в буфете ему уже ничего не хотят давать в долг.
Наконец Хлестакову подают самый простой обед, а Осип объявляет о приезде городничего. Хлестаков пугается, что на него нажаловались, и при встрече с городничим начинает ругаться и обвинять всех вокруг.
Городничий пугается сердитого чиновника, а Хлестаков видя такое дело, просит в долг денег. Городничий дает ему двести рублей и повеселевший Хлестаков начинает рассказывать о саратовской губернии и отце. Городничий думает, что тот врет и предлагает Хлестакову поселиться в его доме.
Потом они отправляются осматривать богоугодные заведения.

Действие 3.
Жена и дочь городничего с нетерпением ждут возвращения мужа. Добчинский рассказывает им о строгом ревизоре, и женщины готовятся к приему гостей и наряжаются.
Появляются городничий с Хлестаковым, которые обсуждают увиденное в богоугодных заведениях. Городничий представляет Хлестакову жену и дочь.
Хлестаков начинает хвастать о своей жизни в Петербурге и многочисленных знакомствах. Он признается, что является великим писателем и перечисляет произведения классиков литературы.
Хлестаков все больше расходится и называет себя "ваше превосходительство", говоря, что его боится государственный совет.
Он уходит отдыхать, оставив всех в почтительном восторге.
Жена и дочь городничего спорят, на кого чаще смотрел Хлестаков. Городничий пребывает в задумчивости, его смущает несоответствие между видом Хлестакова и его рассказами. Он с женой начинают допрашивать Осипа, а тот отделывается общими фразами.

Действие 4.
Собираются городские чиновники. Ляпкин-Тяпкин отправляется к Хлестакову и дрожа от страха сует тому деньги. Хлестаков решает, что судья хороший человек.
Следующими дают Хлестакову взятки почтмейстер и смотритель училищ, потом Земляника. Всех их Хлестаков благодарит и они уходят довольными.
Добчинский и Бобчинский наскребают на двоих 65 рублей, но и их Хлестаков берет с удовольствием. А Бобчинский просит посодействовать своему сыну, живущему в Петербурге. Хлестаков охотно это обещает.
Оставшись один, Хлестаков пересчитывает капитал. Он понимает, что его принимают за другого и готов этим попользоваться. Явившийся Осип уговаривает Хлестакова срочно уезжать, и Хлестаков решает уехать. Он отдает Осипу написанное только что письмо.
К Хлестакову прорываются купцы и жалуются на городничего и прочих чиновник. Получив от купцов пятьсот рублей, Хлестаков обещает навести порядок.
Потом являются слесарша и унтер-офицерша и тоже жалуются на городничего. У одной сына забрили в солдаты, а вторую высекли.
Потом Хлестаков любезничает с дочерью городничего и признается ей в любви стоя на коленях. Их застает жена городничего и прогоняет дочь. Хлестаков начинает объясняться в любви жене городничего, так же стоя на коленях, и их застает дочь городничего.
Находчивый Хлестаков тут же просит руки дочери.
Тут является испуганный городничий, но узнав о сватовстве Хлестакова, сразу же дает ему согласие.
Хлестаков объявляет, что срочно должен уехать, и все с ним трогательно прощаются.

Действие 5.
Городничий очень доволен скорым родством с могущественным чиновником и сурово отчитывает купцов, которые смели на него жаловаться. К нему являются многочисленные гости и все поздравляют городничего.
Внезапно вбегает почтмейстер с распечатанным письмом. В нем Хлестаков хвастает перед товарищем нежданным счастьем и дает очень неприятные характеристики всем городским чиновникам.
Городничий, поняв что его обманули, приходит в ярость, и всех подряд обвиняет, в том числе жену и дочь. Присутствующие решают, что во всем виноваты Добчинский и Бобчинский.
Неожиданно является жандарм и сообщает, что городничего требует к себе чиновник из Петербурга.
Все застывают, как громом пораженные.

16.09.2020

Лермонтов М. "Песня про купца Калашникова"


Жанр: поэма в народном стиле

Читайте краткое содержание других произведений Михаила Лермонтова:

Главные герои поэмы "Песня про купца Калашникова" и их характеристика
  1. Кирибеевич из рода Малютова. Опричник, любимец царя. Красивый, богатый, сильный. Развращенный властью. Привык все брать силой.
  2. Калашников Степан Парамонович. Купец. Честный, сильный, гордый. Отомстил за позор и поругание.
  3. Алена Дмитриевна. Жена купца. Красавица. Верная, честная.
  4. Царь Иван Васильевич. Грозный, вспыльчивый, сердитый.
План пересказа поэмы "Песня про купца Калашникова"
  1. На пиру у царя
  2. Грустный опричник
  3. Вопрос царя
  4. Признание опричника
  5. Обещание царя
  6. Неудачный торг
  7. Пустой дом
  8. Возвращение жены
  9. Рассказ супруги
  10. Решение купца
  11. Кулачный бой
  12. Вызов Кирибеевича
  13. Поединок
  14. Гнев царя
  15. Казнь Калашникова
Краткое содержание поэмы "Песня про купца Калашникова" для читательского дневника в 6 предложений
  1. На пиру признался Кирибеевич, что любит Алену Дмитриевну.
  2. Калашников вернулся домой и не застал жену.
  3. Жена пришла в разорванном платье и рассказала о приставаниях.
  4. Кулашников вызвал Кирибеевича на кулачный бой.
  5. Калашников убил опричника и отказался сказать царю за что.
  6. Царь казнил Калашникова, но народ до сих пор его славит.
Главная мысль поэмы "Песня про купца Калашникова"
Нет ничего дороже чести.

Чему учит поэма "Песня про купца Калашникова"
Поэма учит гордости и верности. Учит беречь свою честь. Учит не спускать оскорблений никому. Учит стоять за правое дело. Учит не бояться гнева царя. Учит любви и самопожертвованию.

Отзыв на поэму "Песня про купца Калашникова"
Меня очень тронул поступок купца Калашникова, ведь его главная заслуга не в том, что он побил в бою молодого опричника, а в том, что отстоял свою честь. Купец знал, что идет на верную смерть, покушаясь на царского любимца, но честь для него была дороже жизни. Хорошо вела себя и Алена Дмитриевна, которая не польстилась на деньги и золото, которая хранила верность мужу, и стояла за его честь. Эта история не могла закончится благополучно, но подвиг Калашникова остался в памяти людской, как пример верности и самоотверженности ради великой цели.

Пословицы к поэме "Песня про купца Калашникова"
Береги честь смолоду. 
За совесть да за честь - хоть голову снесть. 
Где честь, там и правда. 
Не делай другим того, чего не желаешь себе. 
Герой умрет, но подвиг его живет. 

Читать краткое содержание, пересказ поэмы "Песня про купца Калашникова" 
Веселый пир устроил царь Иван Васильевич. Велел подать он всем гостям вина, но один опричник не стал пить. 
Разгневался царь, стал спрашивать Кирибеевича, почему тот не пьет, что за думы его тревожат. И отвечал молодой опричник, что все у него есть, и молодость, и сила, и красота, но как увидит молодую Алену Дмитриевну из семьи купеческой, так руки у него опускаются. Всех она краше кажется Кирибеевичу и потому грустит он, и потому просит царя отпустить его в вольные степи, чтобы сложить там буйную голову. 
Рассмеялся царь и велел опричнику взять жемчужное ожерелье, заслать к молодой купчихе дары, обещая помочь его печали. 
Но не всю правду сказал царю Кирибеевич. Ведь повенчана была Алена Дмитриевна с молодым купцом.
*** 
Не пошла в тот день торговля у Степана Парамоновича Калашникова. Закрыл он лавку и домой отправился. Но не встречает его молодая жена. 
Удивляется Калашников, служанку спрашивает о супруге. Отвечает служанка, что как ушла Алена Дмитриевна в церковь к вечере, так и не вернулась. Только детки малые плачут. 
Задумался Калашников, в окно выглянул. Ночь темная на улице, да снег сыпется. 
Вдруг входит жена его в одежде разорванной. Рассердился купец, стал у супруги допытываться с кем была она, да гуляла. 
Повалилась ему в ноги Алена Дмитриевна и рассказала, что поймал ее по ночной поре опричник Кирибеевич, да целовать стал, и дары предлагать за любовь ее. Но вырвалась Алена Дмитриевна и убежала. И остались в руках опричника ее платок и фата. 
Стала Алена Дмитриевна просить мужа заступиться за нее, ведь кроме него не было у нее заступника, осталась она сиротой. 
Позвал тогда Калашников братьев меньших, рассказал о позоре, и сказал, что вызовет завтра Кирибеевича на кулачный бой. А если проиграет, велел им на бой выйти. Согласились братья.
*** 
С утра собрались бойцы московские на кулачный бой. Приехал царь Иван Васильевич, оцепили пространство для бой. Вышел в круг Кирибеевич, и трижды ему соперника звали, но никто не появился. А Кирибеевич ходит кругом, потешается. 
Но выходит вдруг в круг купец Калашников и встает напротив Кирибеевича. Спросил опричник, кто он такой, и по кому панихиду служить придется. И назвался в ответ Калашников, и сказал, что честного он роду-племени и чужую жену не позорил. А потому вызывает Кирибеевича на смертный бой. 
Пошатнулся тут Кирибеевич, но вызов принял. И ударил купца в грудь, попав по кресту медному. Вогнулся крест в грудь купца и кровь из-под него закапала. Собрался Калашников с силами, ударил опричника в висок и упал Кирибеевич замертво. 
Рассердился тут царь, стал спрашивать, за что убил купец его слугу верного. Отказался отвечать Калашников, лишь как милость просил не оставить его жену и детушек беззащитными. Обещал ему это царь и отправил купца на лобное место. 
Там и срубили Калашникову его буйную голову, а потом похоронили за Москвой-рекой, на перекрестке трех дорог. Ходят мимо люди добрые, кресту кланяются, вспоминают купца тороватого и жену его красавицу.


15.09.2020

Нагибин Ю. "Комаров"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Нагибина:
"Эхо"
"Зимний дуб"

Главные герои рассказа "Комаров" и их характеристика

  1. Комаров. 4 года. Любознательный, непоседливый, романтик и исследователь.

План пересказа рассказа "Комаров"

  1. На пляже
  2. Неугомонный Комаров
  3. Две ноги в одной штанине
  4. Побег Комарова
  5. Шишки
  6. Крапива
  7. Высекание валуна
  8. Бой с теленком
  9. Примирение
  10. Вид на море
  11. Лягушка
  12. Облава

Краткое содержание рассказа "Комаров" для читательского дневника в 6 предложений

  1. На пляже Комаров баловался и не слушался воспитательницу.
  2. Он сбежал из садика и играл с шишками.
  3. Его жалила крапива, но он вырвал растение и высек валун.
  4. Комаров встретил теленка, погнался за ним и подружился.
  5. Он видел море и исследовал лягушку.
  6. Комарова поймали воспитатели, а он улыбался.

Главная мысль рассказа "Комаров"
В мире столько интересного, что изучать его можно всю жизнь.

Чему учит рассказ "Комаров"
Рассказ учит любить природу, быть любознательным, любопытным, исследовать окружающий мир всеми доступными средствами. Учит до всего доходить своим умом. Учит не слушать глупых запретов. Учит осторожности и предусмотрительности. Учит стремится к свободе.

Отзыв на рассказ "Комаров"
Мне очень понравился пытливый и любознательный мальчик Комаров. Он любил природу и все вокруг казалось ему интересным и необычным. Конечно, сбегать и одному исследовать мир вокруг было неосторожно и неосмотрительно. Это не самый похвальный поступок. Но с другой стороны, только из таких неугомонных детей и получаются настоящие ученые, совершающие великие открытия.

Пословицы к рассказу "Комаров"
То не лестно, что известно.
Поживи на свете, погляди чудес.
Смелость города берет.
Опыт - лучший учитель.
Кто ищет, тот всегда найдет.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Комаров"
Это случилось на жарком пляже. Автор лениво наблюдал за игрой волн, а позади женский голос настойчиво призывал невидимого Комарова к порядку.
Автор повернулся и увидел голого мальчика в панаме, веснушчатого и курносого. Воспитательница требовала от Комарова оставить Рыжика в покое, а тот отвечал, что Рыжик лежит как мертвый, вот он и закинул на него ногу.
Тогда воспитательница спросила, зачем Комаров кидается в товарищей песком, а тот ответил, что это ветер.
Пришла медсестра и сказала, что детям пора на обед. Все стали одеваться. Лишь Комаров не спешил, все еще надеясь искупаться. Но воспитательница объяснила, что вода слишком холодная и Комаров вздохнул. Он встал в строй, но засунул обе ноги в одну штанину, и завалил весь строй. Воспитательница стала переодевать мальчика и спросила, зачем он это сделал, а Комаров ответил, что так интересней.
Дети ушли.
Комарова автор встретил через несколько дней. Тот пролез через забор и счастливо засмеялся. Он совершил побег и автор не стал возвращать мальчика в садик. Ему было интересно, что станет делать Комаров.
А мальчик, как маленький исследователь, стал изучать природу. Из-под его ноги выскочила шишка и Комаров поймал ее. Он пытался заставить шишку прыгать, а потом ожегся о крапиву. Но мальчик быстро сориентировался и вырвал крапиву.
Комаров побежал дальше, размахивая крапивой. Он поскользнулся на валуне и в наказание высек тот крапивой. Потом он поднялся по склону и увидел теленка. Комаров решил, что это большая собака и хотел погладить теленка. Но тот попятился, а потом наклонил голову и пошел на Комарова.
Комаров не стал отступать и тоже наклонил голову. Теленок не принял боя и побежал. Комаров за ним. Но поскольку теленок был привязан, он бегал по кругу, и опередив Комарова, увидел его спину. Теленок был поражен тем, что на него нападают и спереди и сзади, и сдался. Комаров погладил теленка и сказал, что это маленькая коровка.
Потом Комаров стал подниматься выше и внезапно увидел море. Он был поражен и стал прыгать и что-то кричать. Но вскоре ослаб, не выдержав нервного напряжения. Мальчик замолчал, развернулся и стал спускаться.
Но тут ему попалась лягушка и Комаров стал исследовать ее живот, пытаясь найти пружину, как у игрушечной лягушки. Потом он понял, что эта лягушка живая, и решил с ней водиться.
Продолжать исследования Комарову помещали воспитатели. Они окружили его, а мальчик доверчиво протянул им свои находки - шишку, крапиву и лягушку.

09.09.2020

Никитин И. "Зимняя ночь в деревне"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Ивана Никитина:
"Встреча зимы"
"В синем небе плывут над полями"

Главные герои стихотворения "Зимняя ночь в деревне" и их характеристика

  1. Старушка. Больная, умирающая, переживающая о своих детях.

План пересказа стихотворения "Зимняя ночь в деревне"

  1. Месяц над селом
  2. Сонное село
  3. Тишина немая
  4. Спящий люд
  5. Одинокий огонек
  6. Больная старушка
  7. Думы о сиротах
  8. Горемыки
  9. Господи, помилуй
  10. Медная лампадка
  11. Спящие сироты
  12. Полночь
  13. Песенник на тройке

Главная мысль стихотворения "Зимняя ночь в деревне"
Даже умирая, мать будет думать о своих детях.

Чему учит стихотворение "Зимняя ночь в деревне"
Стихотворение учит любить природу, любоваться ее красотой. Учит тому, что каждое время года и каждое время суток прекрасно по-своему. Учит состраданию, сочувствию, умению сопереживать. Учит смирению.

Отзыв на стихотворение "Зимняя ночь в деревне"
Мне очень нравится это стихотворение Никитина, в котором так много красоты природы, и так много человеческого горя и тревог. Главной героиней стихотворения поэт сделал старую женщину, которая тревожится о детях, чувствуя приближающуюся смерть. Ее образ необыкновенно трогателен, он вызывает сочувствие и сострадание. Но не к людскому сочувствию взывает поэт, не в силах людских оказать помощь несчастной женщине. Лишь на бога уповает героиня стихотворения, и лишь бог может принести ей успокоение и умиротворение. Настроение стихотворения тревожное, печальное.

Анализ стихотворения "Зимняя ночь в деревне"
Стихотворение написано Иваном Никитиным в 1854 году.
По жанру это бытовая и пейзажная лирика.
Тема: зимняя ночь и переживания о близких.
Стихотворение начинается с описания прекрасной ночной поры. Светит месяц, сверкает снег, спит деревня. Повсюду ощущается покой и спокойствие. Поэт описывает величие природы.
Но далее он обращается к образу одинокой и больной старой женщины, которая предчувствует скорую смерть. Но не собственная смерть страшит ее. Она переживает о судьбе своих малолетних детей, которые останутся сиротами и могут пойти по кривой дорожке. Именно это заботит старушку в последние минуты жизни больше всего. И именно о помощи сиротам она молит бога.
Это очень трогательная сцена, характерная для творчества Никитина.
Беспомощность человека перед ударами судьбы, нелегкая крестьянская доля, горе и несправедливость, все эти приметы творчества крестьянского поэта имеются в этом стихотворении.
Оно не является веселым и беззаботным, оно тревожит душу, заставляя напев печали не угаснуть вдали, а вспыхнуть огнем сострадания в душе читателя.
Стихотворный размер ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Зимняя ночь в деревне"
Эпитеты: белый снег, синим огоньком, божий храм, сонное село, улицах пустых, псов сторожевых, крестьянский люд, тяжелый труд, бедная старушка, горемыки-детки, человеком злым, лампадке медной, святых икон, петух бессонный, полночи спокойной, долгий час, песенник лихой, тройкой удалой, морозной дали.
Метафоры: весело сияет, сверкает огоньком, храм облит, шататься по дворам, связаться с человеком, потеряют стыд, теплится огонь, черты полные забот, час настал, потонул напев.
Сравнения: крест как свеча горит.
Олицетворения: тишина немая, напев печали, тоски разгул.

Пословицы к стихотворению "Зимняя ночь в деревне"
Ночь ночевать - не век вековать.
Бойся, не бойся, а смерть у порога.
Сироту каждый обидеть может.
Родных много, а мать роднее всего.
Ради ребенка мать и в огонь бросится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Зимняя ночь в деревне"
Над селом сияет месяц, сверкает белый снег. Одинокое село спит. Дома занесены вьюгами, на пустых улицах тишина. Молчат даже сторожевые псы. Крестьянский люд спит, забыв тревоги и труд.
Только в одной избушке горит огонек. Там больная старушка думает о своих сиротах. Если она умрет, их некому будет приласкать. Они начнут шататься по чужим дворам, свяжутся со злым человеком, забудут бога и потеряют стыд. Старушка обращается к богу, прося его дать сиротам разум.
Огонек освещает иконы, старушку, спящих сирот.
Наступила полночь. Где-то прокричал песенник, промчавшись на тройке. И утонул в морозной дали разгул тоски и напев печали.


Читать стихотворение "Зимняя ночь в деревне"
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком. 
Месяца лучами
Божий храм облит;
Крест под облаками,
Как свеча, горит.
Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло
Тишина немая
В улицах пустых,
И не слышно лая
Псов сторожевых.
Помоляся богу,
Спит крестьянский люд,
Позабыв тревогу
И тяжелый труд. 
Лишь в одной избушке
Огонек горит:
Бедная старушка
Там больна лежит.
Думает-гадает
Про своих сирот:
Кто их приласкает,
Как она умрет.
Горемыки-детки,
Долго ли до бед!
Оба малолетки,
Разуму в них нет;
Как начнут шататься
По дворам чужим —
Мудрено ль связаться
С человеком злым!..
А уж тут дорога
Не к добру лежит:
Позабудут бога,
Потеряют стыд.
Господи, помилуй
Горемык-сирот!
Дай им разум-силу,
Будь ты им в оплот!..
И в лампадке медной
Теплится огонь,
Освещая бледно
Лик святых икон,
И черты старушки,
Полные забот,
И в углу избушки
Дремлющих сирот.
Вот петух бессонный
Где-то закричал;
Полночи спокойной
Долгий час настал.
И бог весть отколе
Песенник лихой
Вдруг промчался в поле
С тройкой удалой,
И в морозной дали
Тихо потонул
И напев печали,
И тоски разгул.

08.09.2020

Минаев Б. "Секция бокса"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов о боксе:
Драгунский В. "Друг детства"
Житков Б. "Кенгура"

Главные герои рассказа "Секция бокса" и их характеристика

  1. Лева. Мальчик 10 лет. Упорный, честный, настойчивый. 
  2. Ямочкин. Тощий хулиган, которого не любили учителя и боялся Лева.
  3. Юра. Ровесник Левы, тоже стал заниматься боксом.

План пересказа рассказа "Секция бокса"

  1. Хулиган Ямочкин
  2. Саечка
  3. Советы мамы
  4. Папа и Ямочкин
  5. Перевод в другую школу
  6. По спортивным секциям
  7. В секции бокса
  8. Прыжки со скакалкой
  9. Тренировки
  10. Первый бой

Краткое содержание рассказа "Секция бокса" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Леву в школе обижал хулиган Ямочкин.
  2. Мама предлагала дать ему в глаз, а папа натаскал Ямочкина за ухо.
  3. Леву перевели в другую школу и отдали в секцию бокса.
  4. Он упорно учился прыгать со скакалкой и тренер хвалил Леву.
  5. Лева выступил на ринге и несколько раз ударил Юру.
  6. Лева считал, что сумеет теперь постоять за себя.

Главная мысль рассказа "Секция бокса"
Каждый человек сам должен уметь за себя постоять.

Чему учит рассказ "Секция бокса"
Рассказ учит давать сдачи и не давать себя в обиду. Учит упорству и настойчивости. Учит стремиться к совершенству в любом деле. Учит слушать тренера. Учит брать пример с чемпионов.

Отзыв на рассказ "Секция бокса"
Мне понравилось, как упорно и настойчиво занимался боксом Лева. У него многое стало получаться и многое еще получится. Ведь у мальчика есть характер и стремление достичь поставленной цели. Но мне не понравилось, что он так и не разобрался с Ямочкиным, который может быть всю жизнь думал, что сумел победить Леву.

Пословицы к рассказу "Секция бокса"
Терпенье и труд все перетрут.
Упорство в учебе приносит победу в бою.
Поищешь - найдешь, захочешь - добьешься.
Стоит тихо, а бьет лихо.
Кто хочет драться, должен с силой собраться.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Секция бокса"
Во втором классе к Леве стал приставать хулиган Ямочкин. Он отлавливал мальчика везде, даже в школьной библиотеке, и делал ему саечку - сильно дергал Леву за подбородок, так, что у мальчика щелкали зубы.
Лева был в отчаянии, а мама говорила, что он должен дать Ямочкину в глаз. Лева представлял себе лицо Ямочкина и понимал, что не сможет ударить.
Мама привлекла к решению проблемы папу, но и тот ничего не смог посоветовать. Однажды, папа попробовал поговорить с Ямочкиным и сильно оттаскал хулигана за ухо. Только это не помогло, Ямочкин перестал трогать Лешу, но вместо него это стали делать друзья хулигана.
В конце концов папа перевел Лешу в другую школу и решил отдать мальчика в спортивную секцию. Однако, Леву не взяли ни в гимнастику, ни в акробатику, а в легкую атлетику он не хотел сам.
Тогда папа отвел Леву в секцию бокса. Старичок-тренер осмотрел Леву и сказал, что у мальчика есть координация, но надо тренироваться. Он сказал Леве и Юре, второму новичку в секции, к завтрашнему занятию научиться прыгать со скакалкой.
Лева упорно прыгал весь вечер и сумел прыгнуть восемь раз.
Старичок похвалил Леву и поставил его в пример другим мальчикам. А Лева стал упорно тренироваться.
Тренер говорил, что главное для боксера движение, и Лева бегал вокруг ринга, прыгал, выполнял разные упражнения. Он сильно уставал, и придя домой падал в кровать, выпив стакан молока.
Через месяц Лева первый раз ударил грушу, а потом пришел миг, когда его поставили драться на ринге с Юрой. Мальчики колотили друг друга как могли, но старичок остался недоволен.
И все-таки Лева тренировался. Он все еще не знал, сумеет ли ударить человека без перчаток, вне ринга, но думал, что сумеет за себя постоять. А Ямочкина он не видел больше никогда.

07.09.2020

Драгунский В. "Белые амадины"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Виктора Драгунского:
"Куриный бульон"
"Гусиное горло"

Главные герои рассказа "Белые амадины" и их характеристика

  1. Дениска. 10 лет, ученик 3 класса. Добрый, впечатлительный, очень любит природу и в частности птиц. Очень хороший мальчик.
  2. Старичок в валенке. Большой спец по певчим птицам. Ехидный, тщеславный.

План пересказа рассказа "Белые амадины"

  1. Выставка птиц
  2. Голуби и попугаи
  3. Амадины
  4. Конкурс кеноров
  5. Упрямый Лимончик
  6. Чириканье старичка
  7. Впечатления мальчика

Краткое содержание рассказа "Белые амадины" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дениска отправился на выставку певчих птиц.
  2. Он осмотрел голубей и восхитился попугаями.
  3. Он долго стоял у клетки с амадинами, а потом пошел на конкурс певцов.
  4. Семенов долго не мог заставить Лимончика петь.
  5. Старичок прочирикал и Лимончик запел.
  6. Дениска рассказал родителям о том, что пел с канарейкой.

Главная мысль рассказа "Белые амадины"
Общение с природой дарит массу положительных эмоций.

Чему учит рассказ "Белые амадины"
Рассказ учит любить природу, любить всех животных и особенно птиц. Учит уметь наслаждаться пением птиц. Учит доброте и отзывчивости, непосредственности. Учит уметь удивляться.

Отзыв на рассказ "Белые амадины"
Мне понравился этот рассказ и понравился Дениска, которому понравились птицы. Мальчик с таким восторгом описывал увиденных птиц, что мне даже стало завидно. Ведь я тоже видела много птиц, слышала их пение, но никогда не восторгалась так сильно. Это очень хорошо, что Дениска оказался способен на столь сильные чувства.

Пословицы к рассказу "Белые амадины"
Птицу можно узнать по ее песне.
Всякая птица своим голосом поет.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Не всяк весел, кто поет.
Песня хороша, когда хорошо подпевают.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Белые амадины"
Дениска собрался на выставку певчих птиц и позвал Мишку. Но Мишка не мог, и Дениска пошел один.
В кассе его обрадовали, вернув десять копеек, мальчику полагалась скидка как школьнику. И Дениска даже подсчитал, что ему надо сходить на четыреста выставок, чтобы купить фотоаппарат.
Дениска прошел мимо лошадей и оленей, узнал, что выставка птиц проходит в павильоне "Свиноводство" и направился туда.
Там было множество птиц. Сперва шли непевчие птицы, среди которых было много голубей и два попугая - какаду и амазон. И наконец добрался до клетки с белыми амадинами. Возле них стояла целая толпа. Какая-то тетя назвала птиц худыми и старичок в валенках язвительно заметил, что курица толще будет.
Потом объявили конкурс кеноров и старик позвал Дениску слушать пение семеновских и ушаковских певцов.
Они перешли в другой павильон и там на сцену поднялся Семенов с орденскими планками на пиджаке. Он открыл чемодан и выпустил кенора, Лимончика. Но Лимончик ни как не хотел петь. В зале стали смеяться, а дедушка в валенках ехидничал. Бедный Семенов свистел кенору и чиркал спичкой, но все без толку.
Вдруг дедушка отстранил его и чирикнул. И Лимончик сразу запел. И пел так хорошо, что Дениска стал подпевать кенору.
Наконец старичок в валенках остановил пение и сказал, что Семенов получает золотую медаль.
А Дениска побежал домой совершенно счастливый.
Дома он рассказал, что пел с канарейкой, и мама решила, что он заговаривается. Но папа объявил, что мальчик просто переполнен впечатлениями.
Дениска долго лежал в кровати и думал, что теперь никогда не забудет белых амадинов.

05.09.2020

Толстой Л. "Куда девается вода из моря"

Жанр: рассказ-рассуждение

Читайте краткое содержание других рассказов Льва Толстого:
"Какая бывает роса на траве"

Главные герои рассказа "Куда девается вода из моря" и их характеристика

  1. Автор. Человек пытливый, рассудительный, стремящийся до всего дойти сам и поделиться обретенным знанием.

План пересказа рассказа "Куда девается вода из моря"

  1. От ручья к реке
  2. В море
  3. Обратный берег моря
  4. Время
  5. Туман
  6. Тучи
  7. Круговорот

Краткое содержание рассказа "Куда девается вода из моря" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ручьи соединяются в реки.
  2. Реки текут в море.
  3. Реки текут в море с начала времен.
  4. Море не переполняется.
  5. Вода поднимается туманом и образуются тучи.
  6. Тучи проливаются дождем и вода вновь стремится к морю.

Главная мысль рассказа "Куда девается вода из моря"
В природе происходит постоянный круговорот воды.

Чему учит рассказ "Куда девается вода из моря"
Рассказ учит внимательности и наблюдательности. Учит анализировать и сопоставлять факты. Учит думать головой и находить объяснение увиденному.

Отзыв на рассказ "Куда девается вода из моря"
Это замечательный рассказ, в котором очень доступно, хотя и не совсем научно, объясняется суть круговорота воды в природе. Мне кажется, что автор сознательно упрощал объяснение, чтобы даже самые малые детки смогли понять его мысль. Это полезный рассказ, который нужно прочитать каждому.

Пословицы к рассказу "Куда девается вода из моря"
Каково начало, таков и конец.
Больше узнаешь - сильнее станешь.
Век живи - век учись.
Бездонную кадку водой не наполнишь.
Дважды в одну воду не входят.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Куда девается вода из моря"
Из родников, ключей, из болот вода течет в речки. Малые речки сливаются воедино и образуют речки большие, большие сливаются и получаются великие реки. Все они текут в море.
И с другой стороны моря в него текут реки.
И реки текут в море с начала времен, год за годом.
Но почему же море не переполняется, почему вода не переливается, куда девается такое огромное количество воды?
Вода поднимается из моря туманом. Туман образует тучи. Тучи ветер гонит на землю, над которой тучи проливаются дождями.
Дождевая вода собирается в ручейки, потом в реки и обратно устремляется в море.
А из моря вода понимается тучами и опять устремляется к земле.

04.09.2020

Майков А. "Ласточки"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Аполлона Майкова:
"Осень"

Главные герои стихотворения "Ласточки" и их характеристика

  1. Поэт. Автор, лирический герой. Тоскует, грустит, мечтает о далеких теплых странах. раздражительный, неудовлетворенный. Не любит осень.

План пересказа стихотворения "Ласточки"

  1. Помятый сад
  2. Огненный куст
  3. Раздражение
  4. Пустое окно
  5. Две ласточки
  6. Веселый труд
  7. Пять головок
  8. Говоруньи и летуньи
  9. Одинокое гнездо
  10. Мне бы крылья

Главная мысль стихотворения "Ласточки"
Счастье проходит быстро и наступает осень.

Чему учит стихотворение "Ласточки"
Стихотворение учит ценить время, дорожить каждой минутой, прожитой в спокойствии и счастье. Учит помнить о том, что зима близко. Учит принимать природу такой, как она есть. Учит ценить семейные ценности.

Отзыв на стихотворение "Ласточки"
Мне очень нравится это стихотворение, хотя поведение автора я не одобряю. Мне лично нравится осень и я вижу, что это время года ничуть не хуже других. А значит нет причин раздражаться и тосковать. Но я понимаю, что каждый человек воспринимает мир по-своему. И грусть Майкова можно понять. Зато мне очень понравилось описание ласточек и их птенцов. Видно, что поэт любит животных, и любит детей. Наблюдение за их простой жизнью дарило автору настоящее ощущение счастья и умиротворения.

Анализ стихотворения "Ласточки"
Стихотворение написано Аполлоном Майковым в 1856 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема: скоротечность бытия.
Начинается стихотворение описанием опустевшего осеннего сада, которое навевает некоторое уныние. Поэт не приветствует осень, напротив, это время года вызывает в нем чувство тревоги и тоски.
И особенно печалит автора вид опустевшего ласточкина гнезда.Он вспоминает, как строили это гнездо ласточки, как вывели птенцов и как птенцы выглядывали из гнезда и что-то постоянно говорили на своем языке. Эти воспоминания вызывают у поэта умиление.
Но пришло время и ласточки улетели. Поэт видит одинокое гнездо и мечтает обрести крылья, чтобы улететь вслед за ласточками, прочь от осени, обратно в лето.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Ласточки"
Эпитеты: огненный куст, солнца осеннего, поздних кузнечиков, пустое гнездо, маленьких быстрых головок
Метафоры: сад увядает, помят он, пышно доцветает, солнца блеск, ласточек речи, хлопотали ласточки.
Сравнения: как дети вели разговор.
Олицетворения: весел был труд.
Метонимия: говоруньи, летуньи (ласточки).
Синекдоха: пять головок (птенцы).

Пословицы к стихотворению "Ласточки"
От осени к лету поворота нету.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Тоска хуже чем болезнь.
Время проходит, другое приходит.
Что было - то прошло, а вспоминать грешно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Ласточки"
Увядает помятый сад. Доцветает куст огненных настурций.
Поэт раздражен, ему грустно, его раздражает осенне солнце, треск кузнечиков, падающий лист.
По привычке он смотрит под крышу и видит пустое гнездо ласточек. Поэт вспоминает, как две ласточки с любовью строили это гнездо. Как потом в нем появилось пять птенцов.
Но потом ласточки улетели и их гнездо опустело.Теперь они далеко, в иной стране, и поэт мечтает о крыльях.


Читать стихотворение "Ласточки"

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!