23.04.2025

Т. Михеева «Полынный слон», краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к книге «Полынный слон»

Автор: Михеева Тамара Витальевна.

Название: «Полынный слон».

Жанр: рассказы.

Число страниц: 72. (Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2020 год).

Год написания: 2011.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Никита. Добрый мальчик, любит маму, музыку и собак.

Второстепенные герои

  • Мама. Добрая и ласковая. Любительница трав.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Никита стеснялся быть маленьким, но каждое утро просыпался с игрушечным слоном.
  2. Он не любил полезное, а любил приятное.
  3. Никита мог увидеть дельфина в облаках и хотел, чтобы никто не болел.
  4. Мальчик любил музыку сухих листьев, но хотел стать каратистом.
  5. Он хотел назвать собаку Цезарем, но папа принёс беспородного Кренделя.
  6. Никита понимал, что стать звездой успеет, а пока надо быть с мамой.
Т. Михеева «Полынный слон», иллюстрация, рисунок

Главная мысль

Мир вокруг огромный и чудесный, когда ты маленький ребёнок.

Чему учит

Не спешить взрослеть; уметь видеть волшебство вокруг нас; радоваться жизни; любить родителей.

Краткий отзыв на книгу «Полынный слон»

Сборник из 14 рассказов писательницы Тамары Михеевой погружает нас в удивительный мир детства, когда вокруг полно чудес и всё такое яркое и запоминающееся.

Герой рассказов — мальчик Никита. Он живёт в особом мире, который доступен только детям. В мире, где в облаках живут дельфины, а мечты простые и бескорыстные.

Писательница постаралась вернуть взрослым читателям то ощущение счастья, которое знакомо всем в детские годы, но которое всё реже является к нам с возрастом.

Рассказы очень добрые и позитивные. Они вызывают улыбку и радость. В них нет проблем и нравоучений. Это просто прекрасные истории о мальчике, который познаёт мир.

Книга подходит для читателей дошкольного и младшего школьного возраста, но будет полезна и их родителям.

Пословицы про детство

Детство — время золотое.
Изба детьми весела.
Всякая молодость резвости полна.
Где весёлая молодость, там и радость.
Молоденький умок старым умом крепится.

Краткое содержание, пересказ книги «Полынный слон»

Полынный слон

Однажды мама подарила Никите слона. Она нашла слона в зарослях полыни, несла его в сумке с пахучими травами, и слон весь пропах полынью.

Слон был совсем маленьким и Никита дал ему имя Джагги.

Утром мама находила слона в Никитиной кровати, а мальчик оправдывался: он сам пришёл. И каждый вечер демонстративно ставил слона на полку. А утром слон снова оказывался в его кровати.

Полезное и приятное

За обедом Никита ел макароны, а мама — салат из морской капусты. Мама спросила Никиту, не хочет ли он салата.

Никита отказался, он знал, что у салата полезный вкус.

Потом он пошел во двор, качался на качелях и думал, что полезные вещи не нужны, лучше приятные — качели, лето и побольше друзей во дворе.

Про дельфина

С Никитой в поезде ехал неприятный дядька, который всех разыгрывал. Он ткнул Никиту пальцем в живот, а потом схватил за нос. Противный.

А вечером дядька закричал: «Дельфины!». Все бросились к окнам, а там — поле, розовое небо и облака. Все посмеялись и пошли своими делами заниматься.

А Никита вдруг увидел, как из облака вынырнул дельфин, и опять в облака спрятался.

Хорошо бы

Стал Никита мечтать, что было бы хорошо.

Хорошо зверей выпустить из зоопарка. Маму с работы забрать, чтобы гулять с ней. Отправиться с папой на рыбалку и поймать огромную рыбу.

Хорошо бы весна была и теплынь. Хорошо бы бабушка приехала. Хорошо бы воспитательница спрятала сердитый голос. Хорошо бы никто не болел. Найти старый замок и сокровища.

Но лучше всего завести собаку.

Листопадная музыка

Однажды мама с Никитой шли через парк в музыкальную школу. Там мальчик учился играть на гитаре, и у него уже был один урок.

Мама сошла с асфальтовой дорожки и пошла по листьям. Никита не понял почему, ведь по асфальту и быстрее, и удобнее.

Мама призналась, что просто захотела пошуршать листьями. И Никита пошёл с ней, потом побежал, потом остановился, прислушался к маминым шагам, и побежал к ней.

Мальчик обнял маму и сказал, что он бежал восьмушками, а она идёт четвертушками, а сейчас он стоит целыми. 

Шопен

Однажды, когда Никите было 5 лет, мама повела его на концерт Шопена. Весь концерт Никита простоял у своего кресла и слушал музыку.

Когда концерт закончился и мама с Никитой вышли в гардероб, мальчик спросил, что это было.

Дети и мамы, шумевшие вокруг, вдруг притихли. И мама, гордо оглянувшись, сказала: «Это Шопен!».

А Никита сказал, что теперь знает, кем станет, когда вырастет. «Кем?» — спросила мама, предвкушая, как будет гордится сыном.

«Каратистом» — ответил Никита.

Имя для собаки

Папа пошёл покупать собаку, а мама с Никитой стали придумывать ей имя. Никита хотел назвать собаку Лорд или Цезарь — прекрасное имя для овчарки.

Мама хотела назвать пуделька Смородинка.

Пришёл папа и достал из-за пазухи что-то мокрое, грязное и непонятное. Он сказал, что подобрал щенка у птичьего рынка и что его зовут Крендель.

Мама вздохнула и велела Никите нести Кренделя в ванну — отмывать.

Звёзды и сосны

Никита ловил языком снежинки и спросил маму, почему люди умирают.

Мама вздохнула и стала объяснять, что люди не совсем умирают. Что у каждого есть душа, которая превращается во что-то. Например, в ветерок. Или в звёзды и кометы. Летают между мирами, смотрят на тех, кого любят, помогают им, оберегают.

Они подошли к соснам на берегу реки. Никита сказал, что хотел бы умереть, чтобы летать и помогать всем.

Мама сказала, что Никита дурачок, и они наперегонки побежали к соснам.

Никита подумал, что побыть ветром или звездой ещё успеет, а чтобы быть рядом с мамой у него совсем мало времени — каких-то сто лет.

***

В цикл также входят рассказы: «Не грусти, лошадь», «Моя Луна», «Нешевелюха-молчанка», «Наши следы», «Дети и ёжики», «Хорошая штука — сестра».

10.04.2025

Г. Книжник «Петька», краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к повести «Петька»

Автор: Книжник Генрих Соломонович.

Название: «Петька».

Жанр: повесть

Число страниц: 186 (издательство «Детская литература», 1989 год).

Год написания: 1987.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Петька. 10 лет. Толстый, избалованный мальчик. Стал самостоятельным и смелым.
  • Борька. 10 лет.  Его деревенский друг. Ловкий и умелый, спокойный.
  • Нинка. 9 лет. Красивая, но насмешливая девочка.
  • Нюська. Сестра Борьки. Совсем кроха.

Второстепенные герои

  • Мама Петьки. Заботливая. Считает Петьку маленьким и беззащитным.
  • Папа Петьки. Хочет, чтобы сын стал мужчиной.
  • Ксения. Тётка. Добрая, но не балует детей.
  • Василий. Хромает, ранен на войне. Спокойный, невозмутимый.
  • Мишка. Деревенский мужик.
  • Витька. Деревенский хулиган и задира. Любит обижать маленьких.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Петька рос изнеженным и слабым мальчиком с лишним весом.
  2. Оказавшись в деревне Петьке пришлось быстро перестраиваться.
  3. Он подружился с Борькой и Нинкой, ходил в лес и на озеро.
  4. Витька хотел побить Борьку, но Петька заступился за друга и покусал хулигана.
  5. Витька затаил злобу, но Петьку выручал его пёс Серый.
  6. Когда мама хотела забрать Петьку домой, мальчик сбежал, решив остаться с друзьями.
Г. Книжник «Петька», иллюстрация, рисунок

Главная мысль

Детей нужно не опекать, а подсказывать и направлять.

Чему учит

Правильно воспитывать детей; быть смелыми и самостоятельными; помогать друзьям; не бояться хулиганов; доводить дело до конца.

Краткий отзыв на повесть «Петька»

Герой этой повести Генриха Книжника Петька рос маменькиным сынком, имел лишний вес и боялся ребят во дворе. Но всё изменилось, когда он отправился на лето к тётке в глухую деревню.

Там Петька быстро научился самостоятельности и избавился от многих заблуждений. Он пил сырую воду, ел немытые ягоды, научился ловить рыбу и плавать. Петька обрёл настоящих друзей и впервые влюбился.

А ещё Петька стал неожиданно храбрым. Он боялся хулигана Витьку, но преодолел свой страх, заступился за Борьку, и даже стал местным героем.

А всё потому, что мальчик наконец-то избавился от опеки мамы и сам стал руководить своей жизнью. Самостоятельность быстро приучает человека быть смелым и умелым.

Интересная повесть читается на одном дыхании, подходит для младшего и среднего школьного возраста, но может оказаться интересной и взрослым, которые задумываются о правильном воспитании своих возлюбленных чад.

Пословицы про воспитание

Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
Сын хорошим не родится, а воспитывается.
Верная указка, не кулак, а ласка.
Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Краткое содержание, пересказ повести «Петька»

Петька рос толстым и избалованным мальчиком. Его дразнили в школе и во дворе, в магазин он шёл только с попутчиками из соседей, чтобы ребята не обидели. Это устраивало маму, но раздражало папу мальчика. Из-за него родители иногда ссорились.

Ситуацию спасло появление тёти Ксении. Она предложила взять Петька на лето к себе в деревню. Петька обрадовался и набрал целый чемодан вкусных и полезных вещей.

Сперва Петька с тётей ехали в поезде, потом их встретил дядя Вася на телеге. Петька поехал через лес, его донимали комары, а пить воду пришлось прямо из речки. Но, неожиданно, это понравилось Петьке.

В деревне Петька первым делом полез исследовать подпол, а дядя случайно закрыл крышку. Петька с натугой откинул крышку, а вместе с ней вёдра с водой. Вода залила картошку.

Родственники стали доставать картошку на просушку, но Петька отказался им помогать — он приехал отдыхать и набираться сил после школы. Однако, вскоре мальчику стало скучно, он тоже стал доставать картошку и даже устроил соревнование.

На следующий день Петька познакомился с соседским Борькой и его сестрой Нюськой. Вместе ребята отправились на рыбалку. Идти было далеко, мальчики вспотели, ведь им приходилось нести удочки и маленькую Нюську.

Потом сели рыбачить. Сперва у Петьки ничего не получалось, но под конец он приловчился и поймал большую рыбу. К обеду ребята собрались домой, спрятав удочки на берегу. Нюська описалась и Петьке пришлось стирать её трусы.

Назад добрались быстрее, хотя всё равно вспотели. Петька по дороге даже вытирался Нюськиными трусами.

Помывшись, Петька быстро поел, снова взглянул в зеркало и обомлел, лицо было синее. Он испугался, что заболел, но потом понял, что это трусики, которыми он вытирался, разукрасили его лицо.

После обеда Петька вымыл посуду с песком, а потом с Борькой пошёл в магазин за хлебом. По дороге Борька рассказал, что учится в интернате. Каждую неделю его и трёх других ребят из деревни забирает вездеход и увозит в школу, а на выходные везут обратно.

У передвижного магазина толпился народ. Кто-то смеялся над Петькой, кто-то, как Мишка, заступался за мальца. Потом стали продавать товары. Борька набрал целую сумку, а продавец Толик посоветовал Петьке в следующий раз купить гантели. Петька обещал попросить у тётки 4 рубля.

На обратной дороге ребята встретили Витьку, местного хулигана. Витька хотел побить Борьку и сказал Петьке уходить. Но Петька , хоть и страшно трусил, остался. Когда Витька ударил Борьку и тот упал, Петька схватил Витьку за ноги и повалил на землю. А потом укусил.

Витька рассвирепел, но тут появился Мишка и прогнал хулигана.

Дома ребята решали, как быть с Витькой. Жаловаться взрослым бесполезно, это они понимали. И Петька предложил дрессировать Серого, собаку тёти. Но дядя Вася предупредил Петьку, что Серого нельзя дрессировать на людей, иначе он перестанет охотиться. И запретил подкармливать пса.

Однако Петька не собирался подкармливать, он хотел награждать колбасой за тренировку. Поэтому утром стащил кусок колбасы. Но Серый не хотел дрессироваться, он коварно стащил колбасу вместе с трусами и Петьке пришлось бежать переодеваться.

А у Борьки была новая беда — приезжала бабка. Бабка была строгая, вечно поучала и никуда не пускала мальчика со двора. Пока бабка не заметила, Борька с Петькой убежали в лес за черникой.

В лесу было много черники. Борька собирал ягоду в корзинку, а Петька — в рот. Неожиданно пришла Нинка, местная второклассница, тоже за черникой. Мальчишки напугали девочку и Нинка разревелась. Петьке стало стыдно и он пристыдил Борьку. А потом долго собирал чернику в свою панамку.

Петька отнёс чернику в панамке Нинке и девочка его простила. Они вместе ели чернику, а потом Нинка стала смеяться над испачканной панамкой. Это обидело Петьку и он сказал, что зря хотел на Нинке жениться. Девочка притихла и помогла постирать панамку.

Вечером Петька впервые побывал в деревенской бане. Дядя хлестал себя веником и поддавал пару, говоря, что баня вес сгоняет. Из-за этого Петька сидел в бане до изнеможения. После бани они пили квас, а дядя рассказывал про войну.

На следующий день Борьку не выпустили гулять. Петька заскучал и сел писать письмо родителям: о Борьке, о Сером, о чернике и о бане. Большое письмо получилось. Потом Петька помогал дяде крыть крышу сарая, а после обеда — поливать огород.

На следующий день Борька снова не вышел. Зато пришла Нюська и сказала, что бабка заперла Борьку чулане. Петька заволновался — надо выручать друга! Но Борька уже сам стучал и кричал, просясь в туалет. Бабка увидела Петьку и прогнала москвича.

А на улице Петька встретил Витьку. Витька сжал мальчику шею и пригнул к своей ноге — целуй, куда укусил! Петька вывернулся и побежал. Витька поймал его, но тут прибежал Серый. Порвал Витьке штаны и загнал на забор. А следов выскочила Борькина бабка с палкой и стала тыкать ею в Витьку. Тот в панике убежал.

Дома Петька достал из чемодана московской колбасы и дал Серому — заслужил. В это время прибежал Борька и сказал, что пропала Нюська. Во дворе нашлась кукла девочки и Петька дал её понюхать Серому. Пёс нехотя пошёл к будке и гавкнул. В будке спала Нюська.

На следующее утро Борька, Петька и Нинка отправились купаться на бобровую заводь. Петька не умел плавать, но почему-то спокойно в этом признался. Ему было легко с новыми друзьями. И Борька научил Петьку плавать. Дети купались до вечера. Страшно голодный Петька вернулся домой, поел хлеба и тут же уснул.

На следующий день Борька сказал, что надо сходить на озеро за удочками, но его не отпускали со двора. И Петька решил идти один, с Серым.

На углу улицы Петька увидел Витьку. Но Витьку увидел и Серый, и вдруг бросился на мальчика, таща за собой на поводке Петьку. Петька кричал на собаку, но Серый не слушал. Витька бросился наутёк, а Петька упал и кувыркнулся. 

Борька считал, что Петька сам бросился на Витьку, так же думала и Нинка, смотря на Петьку с восхищением. Но Петька не смог обманывать девочку и рассказал, как всё было на самом деле.

На следующий день Петька едва разогнулся, всё тело болело. А тут ещё прибежала Нинка и сказала, что Витька грозит всех убить. Ребята забрались на чердак, но и там их нашёл Витька. Он хотел забраться по лестнице, но ребята оттолкнули лестницу жердью.

Витька ушёл, а ребята решили спускаться по жерди. Сперва съехал Борька, а потом появилась Петькина мама. Петька сам не заметил, как скатился по жерди.

Мама приехала, потому что получила письмо. Она пришла в ужас, что её сын один ходит в лес и на озеро, и ест немытую чернику. Она хотела забрать Петьку домой. Тётка с дядей пытались отговорить маму, но она стояла на своём. И вскоре Петька вновь ехал на телеге на станцию.

Но посередине дороги Петька решился. Он спрыгнул с телеги и побежал в лес. Он кричал, что остаётся, что не может бросить друзей в трудную минуту, что у него много незаконченных дел.

02.04.2025

В. Ледерман «Уроков не будет!», краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к книге «Уроков не будет!»

Автор: Ледерман Виктория Валерьевна.

Название: «Уроков не будет!».

Жанр: сборник рассказов.

Число страниц: 98 (издательство «КомпасГид», 2017 год).

Год написания: 2017.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Маргарита Дубровина. 7 лет. Капризная, балованная девочка, не хотела учиться.
  • Дядя Марат, Пират, сосед снизу. Хитрый, добрый, умный.
  • Ваня Царёв. 8 лет. Живёт с мамой, но в очень дружной семье.
  • Ромка Орешкин и Даша Коткова. 9 лет. Хотели получить знания, а не пятёрки.
  • Света Головастикова. 10 лет. Полная девочка в очках.
  • Мирон Соломатин. 10 лет. Хулиган и двоечник.

Второстепенные герои

  • Катя Дубровина. Мама Маргариты. Вконец избаловала дочь.
  • Голубев. Мальчик, которого подвели родители.
  • Владислава Константиновна. Требовательная и строгая учительница французского.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Маргарита не хотела учиться, ведь у неё была мама, которая всё купит.
  2. Но воспитанием девочки взялся Марат и превратил её в примерную ученицу.
  3. Чтобы поддержать Ваню, его родственники отменили все дела и пришли на викторину.
  4. Рома и Даша полюбили французский и не захотели получать липовые пятёрки.
  5. Мирон всячески издевался над полной Светой и девочка возненавидела его.
  6. Но когда Мирон провалился в яму, Света спасла его из ледяной воды.
В. Ледерман «Уроков не будет!», рисунок, иллюстрация

Главная мысль

Учиться надо не за страх, а за совесть.

Чему учит

Учиться для себя, а не для мамы, и не за оценки, а ради настоящих знаний; быть дружными и помогать друг другу; всегда оставаться человеком.

Краткий отзыв на книгу «Уроков не будет!»

Замечательные рассказы Виктории Ледерман переносят нас в мир начальный школы, который многие почти забыли, но в атмосферу которого с удовольствием окунулись бы ещё разок.

Герои этих рассказов очень разные. Избалованная девочка Маргарита, застенчивый Вовка, честный Ромка, старательная Даша, отчаявшаяся найти справедливость Света. Но все они проходят первые в своей жизни испытания и на отлично сдают первый экзамен на человечность.

Маргарита вдруг понимает, что хорошая жизнь не берётся из ниоткуда, её надо заслужить отличной учёбой, а не капризами.

Вовка осознаёт, что его семья очень дружная, хотя мама и папа давно не живут вместе.

Рома и Даша приходят к выводу, что настоящие знания важнее хороших, но не заслуженных отметок.

Света узнаёт, что даже самый противный мальчик может вызывать сострадание.

Рассказы писательницы читаются на одном дыхании. Местами они весёлые, почти озорные, иногда — печальные и спокойные, а последний так и вовсе рассказывает о буллинге, с которым сталкивались многие.

В героях этих рассказов многие узнают самих себя, и это одна из причин, почему произведения писательницы пользуются таким грандиозным успехом.

Пословицы про учение

Тяжело в учении, легко в бою.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
Без страдания не получишь знания.

Краткое содержание, пересказ книги «Уроков не будет!»

Первый класс. Маргарита и дядька Пират

В семь лет мама обманом привела Маргариту в школу. Но девочка послушала о правилах и решила, что школа ей не нравится и учиться она не будет. На перемене Маргарита сложила рюкзак и ушла к маме на работу.

За первую неделю Маргарита уходила из школы три раза. Учительница называла её нарушительницей дисциплины и при всех ругала. А потом посадила за соседнюю парту маму Маргариты.

Так прошло две недели. А потом маму из дома увезла скорая. Воющую Маргариту взял на руки сосед снизу — Марат, которого девочка тайно называла Пиратом. Девочка не хотела оставаться у малознакомого дядьки, но Марат оставил её одну в квартире, и Маргарита не выдержала. Она побежала к нему.

Утром Маргарита отказалась есть кашу и пить чай без сладкого. Марат спокойно отвёл голодную девочку в школу.

Поев в школьной столовой, Маргарита опять сбежала. Она поехала к маме в больницу. Но больница была не та и Маргарита поняла, что заблудилась. Она заревела. Хорошо в дневнике был адрес и добрые люди отвели девочку домой.

На следующий день Маргарита вновь отказалась от завтрака, поела в школьной столовой и сбежала после второго урока. Марат выслушал девочку, которая не хотела учиться, а хотела только развлекаться, и просиял. Он объявил, что тоже не будет ходить на работу.

Вместо этого Марат с Маргаритой ходили по городу, потом пошли в кино. Правда Марат плохо учился, не смог прочитать название, а потому фильм оказался не интересным. Потом Марат повёл девочку в супермаркет и набрал кучу игрушек. Вот только денег расплатиться у него не было. Марат не умел считать.

Дома денег тоже не было, как и продуктов. Марат с девочкой поели макарон и легли спать. На следующий день они опять гуляли, а вокруг дети катались на каруселях, ели сахарную вату и ездили на велосипедах.

Дома у Марата была только гречка и макароны. Телевизор перестал работать за неуплату. Зато Марат рассказывал, какое у него было счастливое детство, ведь он не учился. А вот мама Маргариты всё детство промучилась за партой.

Маргарита в ужасе смотрела на Марата. Она не хотела вырасти и стать, такой как он. А потому стала ходить в школу и старательно учиться, зарабатывая звёздочки.

Когда маму выписали, Маргарита хвасталась перед ней своими звёздочками, умением читать, а мама улыбалась и называла Марата волшебником. Только Маргарита не поняла, почему.

Второй класс. Второй «Б» не играет

Учительница Надежда Митрофановна набирала желающих поучаствовать в конкурсе дружных семей. Царёв настойчиво тянул руку, но учительница его словно не замечала. Ведь у Царёва была только мама, а нужно было пять родственников.

Мальчик задумался. Он действительно жил с мамой, которая много работала и уставала. Они дружили с папой, но он с ними не жил. У него были бабушка и дедушка, была сестра по отцу, но учительница ничего этого не знала.

А учительница сказала, что если завтра не найдётся пятая семья от 2 «Б» класса, то класс будет исключён из викторины.

Дома Ваня рассказал маме про викторину, но она сказала, что в воскресенье работает и не сможет пойти. Папа тоже сказал, что улетает в командировку. Дедушка с бабушкой собрались в кукольный театр. Ваня совсем пал духом.

А между тем пятая семья от 2 «Б» нашлась. Ими оказались Голубевы.

В воскресенье Ваня уныло потащился в школу. А там... Все шумели и ругались. Семья Голубева не пришла, они поехали на шашлыки. Сам Голубев несчастный сидел в сторонке. Он даже не пытался оправдываться.

И вдруг... В дверях появилась мама Вани. Она подменилась на работе. А потом пришли папа, бабушка и дедушка, и дядя Сева, и сестра Настя и все-все-все.

Надежда Митрофановна удивлённо и облегчённо смотрела на семью Царёвых. Она и подумать не могла, что у мальчика столько родственников.

А потом была викторина. Царёвы не выиграли первый приз, и даже второй, но их объявили самой дружной семьёй, ведь только в этой команде было сразу семь игроков.

Третий класс. «Пардон», «Мерси» и «О-ля-ля!»

Ромка вбежал в класс с криком, что французского не будет. Все девять французов обрадовались, а семнадцать англичан огорчились.

Но потом оказалось, что учительница французского сломала руку, и радость ребят стихла. Они растерянно переглядывались, вспоминая, у кого кто что ломал. Но постепенно радость вернулась.

Две недели французов отпускали домой раньше, а потом вдруг им объявили, что урок состоится. Появилась учительница, молоденькая студентка Владислава Константиновна.

Начался урок и учительница вдруг обнаружила, что дети не понимают самые простые фразы, которые должны были знать ещё во втором классе. Она проверила, как группа читает, понимает и переводит и пришла в ужас. Это был кошмар. Все знали язык на двойки, даже круглая отличница Даша Коткова.

Только тут ребята поняли, как хорошо им было с доброй старушкой Лидией Сергеевной. Новая учительница много задавала и заставляла на уроках говорить только по-французски.

Наконец ребят прорвало и они стали жаловаться на новую учительницу классной. Но Даша неожиданно заступилась за Владиславу Константиновну и сказала, что теперь понимает многие слова в песнях.

Через месяц вернулась старая учительница и всё пошло по-прежнему. Но ненастоящие пятёрки уже не радовали. Однажды Орешкин выучил сложное стихотворение, но в школе другие ребята стали от него требовать, чтобы он сказал, что им ничего не задавали. Чтобы старая Лилия Сергеевна решила, что забыла дать домашнее задание.

На проверочном тесте только Даша и Орешкин получили тройки, потому что не списывали. А остальные списали и получили липовые пятёрки.

На каникулах папа взял Ромку на футбол. После матча Ромка смог по-французски поговорить с легионером и даже получил у него автограф.

Когда начались занятия Ромка и Даша попросили Владиславу Константиновну взять их к себе. Учительница сказала, что взять в класс не может, ей не разрешат, но она будет вести занятия для отстающих и ребята могут приходить.

Четвёртый класс. Ненавижу Мирона Соломатина!

По состоянию здоровья Свету не брали в спортивные секции, а она очень хотела научиться драться, что самой защищаться от таких отвратительных гадов, как Мирон.

Мирона подсадили к Свете в сентябре. Он сразу же сказал, чтобы она завтра дала ему списать. Света промучилась весь вечер и не стала делать домашку. Мирон получил две двойки и страшно рассердился.

Он стал обзывать Свету дурой, толстой коровой и бочкой с салом. Потом толкнул в столовой и обозвал Плюшкой. Прозвище прилипло.

Раньше Света не понимала, что значит ненавидеть человека. Теперь поняла. Это когда хочешь, чтобы того не было, совсем. Когда представляешь, что его сбивает машина и радуешься.

Мирон изощрялся каждый день, обзывал, запирал в туалете, присылал обидные обзывалки на телефон. А потом бросил петарду в карман пальто.

Чаша терпения переполнилась и Света попыталась записаться на курсы самообороны. Но её не взяли.

Однажды зимой Света поздно возвращалась домой. Она заметила Мирона и притаилась за забором. Когда мальчик отбежал, Света торопливо бросилась к дому и вдруг услышала крик. Девочка оглянулась и увидела верхнюю половину Мирона. Нижняя его половина скрылась в яме, которая тут была всегда, но оказалась присыпана снегом.

Света подбежала к яме и увидела Мирона, стоявшего по грудь в ледяной воде. Безумными глазами мальчик смотрел на неё и не замечал. Света протянула ему руку, ухватила и стала тянуть. Но не могла вытащить мальчика.

Тогда Света закричала. Прибежали двое мужчин. Они вытащили Мирона и велели ему бежать домой, отогреваться.

Света тоже пошла домой. А поздно вечером ей пришла эсэмэска с того же номера, с которого приходили оскорбления. Всего два слова: «Спасибо, Света».

Света смотрела на эти слова и плакала.

01.04.2025

Н. Лесков "Тупейный художник", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к рассказу "Тупейный художник"

Автор: Лесков Николай Семёнович.

Название: "Тупейный художник" (подзаголовок "Рассказ на могиле").

Жанр: рассказ.

Число страниц: 22 (сборник "Леди Макбет Мценского уезда", издательство "Эксмо", 2021 год).

Год написания: 1883.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Аркадий. Тупейный художник, гримёр, 25 лет.
  • Любовь Онисимовна. Актриса, 19 лет.
  • Граф. Некрасивый и жестокий самодур.

Второстепенные герои

  • Графский брат. Такой же самодур, но из деревни.
  • Священник. Обманщик и жадина.
  • Дросида. Телятница, пьяница.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Уродливый граф положил глаз на молодую актрису, которую любил Аркадий.
  2. Аркадий наперекор воли графа постриг его брата и попытался сбежать с любимой.
  3. Они хотели обвенчаться в церкви, но священник обманул их и выдал графу.
  4. Аркадия истязали, а потом отправили на войну солдатом.
  5. Но он вернулся офицером и хотел выкупить Любашу.
  6. Но Аркадия убил дворник из-за денег, а Любаша с той поры пьёт водку.
Н. Лесков "Тупейный художник", рисунок, иллюстрация

Главная мысль

Не от горя пьёт человек, а ради забвения.

Чему учит

Ценить свободу больше жизни; быть верным в любви; бороться до конца; презирать власть над людьми.

Краткий отзыв на рассказ "Тупейный художник"

Очень красивый, но страшный рассказ Николая Лескова переносит нас в мир крепостного права, когда помещики могли поступать с крепостными как угодно жестоко, не боясь никакого наказания.

Герои рассказа Аркадий и Любушка были молоды и влюблены, но у них не было будущего. Волей графа Любаше предстояло стать его бесправной любовницей, а Аркаше была уготована участь солдата.

Молодые люди пытались бежать, но корыстный священнослужитель предал их доверие, забрал деньги и дорогие серьги, а несчастных влюблённых выдал графу.

Аркадий ушёл в солдаты, а Любаша, не выдержав вида пыток, которым подвергали возлюбленного, попыталась покончить с собой.

Но чаша её горя ещё не переполнилась. Любаша жила надеждой. И вроде бы всё наладилось - Аркаша вернулся живым, офицером и при деньгах, хотел её выкупить, но тут новый удар. Аркадия зарезали из-за денег.

И тогда Любаша познала настоящее горе, словно уголь сжёг её сердце. И жар этот можно было загасить только водкой, дарившей временное забытье, забвение.

Любое горе может вынести человек, пока жива надежда. Но когда надежда умирает, только забвение способно приглушить сердечную боль.

Пословицы про горе

Горе, что море, и берегов не видно.
Не годы старят, а горе.
Горе и крушит, и сушит.
Горе да море - не выпьешь до дна.
Ты от горя, а горе за тобой.

Краткое содержание, пересказ рассказа "Тупейный художник"

Художники - это не только живописцы и скульпторы. Это могут быть портные и модельеры. В Америке был такой художник, который работал с мёртвыми. Его растерзала толпа, когда он придал лицу обманувшего всех банкира выражение блаженства.

Когда автору было 9 лет у него была няня Любовь Онисимовна. Она и рассказала ему про тупейного художника, сидя на могиле и попивая водку из плакончика.

В молодости Любовь Онисимовна танцевала в театре, а Аркадий был тупейным художником, то есть парикмахером и гримером в театре графов Каменских.

Аркадий рисовал только актрис. Граф его любил и ценил, а потому никуда не отпускал, даже в церковь. И случилось так, что Аркадий и Любовь Онисимовна полюбили друг друга. Вот только свидания для них были совсем невозможны.

Однажды, перед приездом императора, вышла из строя ведущая актриса. Любовь Онисимовна вызвалась сыграть её роль. Граф был очень доволен и послал юной актрисе в подарок камариновые серьги. Люба расплакалась, ведь серьги были знаком одалиски владыки, и после спектакля ей должно было отправиться на половину графа.

В это же время к графу приехал брат из деревни. Ещё более страшный и заросший. Никто из орловских цирюльников не брался его стричь.

Стал графский брат просить графа, чтобы постриг его Аркадий. Но граф упёрся и ни в какую - мол, Аркадий только меня стричь будет и никого боле. А если сам Аркадий кого без его ведома пострижёт, то запорет он его до полусмерти и в солдаты отправит.

Тогда графский брат попросил графа выделить ему Аркадия, чтобы пуделя остричь. В этом граф не стал отказывать и послал Аркадия к брату, сказав на дорогу, что вечером ждёт Любовь Онисимовну у себя в спальне.

Пришёл Аркадий к графскому брату, а тот ему показывает пистолеты и десять золотых на выбор: смерть или стрижка. Аркадий взял золото и быстро остриг графского брата.

Потом Аркадий вернулся в театр и стал гримировать Любашу. Руки его тряслись и он всё твердил, что увезёт любимую.

Спектакль прошёл хорошо, но все актёры дрожали от страха, видя в ложе графа и его брата - таких похожих, что жуть брала.

После спектакля Аркадий должен был сделать из Любы святую Цецилию, как того требовал граф. Но Аркадий знал, что его готовы схватить и подвергнуть истязаниям, потому забежал в гримёрку и выбил окно. Любаша потеряла сознание.

Очнулась Любушка на тройке, которая куда-то мчалась. Рядом сидел Аркадий. Они добрались до села, где жил священник. Аркадий отдал священнику пять золотых, Любушка - камариновые серьги. Священник выпросил ещё один золотой и спрятал беглецов в церкви.

Приехала погоня. Стал священник плакаться и показывать тайком на футляр, где Любаша пряталась. Вытащили Любу, а Аркадий и сам выскочил. Плюнул священнику в рожу и поехал на терзание.

Граф запер Любашу в каморку, а Аркадия приказал терзать. Терзали Аркашу как раз под каморкой Любови Онисимовны, она всё видела через щель и хотела своими же волосами удушиться. Но очнулась в телятнике живой, только волосы совсем белыми стали.

Старуха Дросида, которая за скотиной ходила, сказала Любаше беречься яда забвения, коим она водку называла. Сама старуха стала пить и вскоре забылась.

Ночью Дросида рассказала Любе, что граф отправил Аркадия в солдаты с наказом сразу его на войну отправить. Так что оказался Аркадий в воле божьей, а не царской.

Осталась Люба при телятах. Не вернулась больше в театр.

Прошло время. Однажды получила Любаша письмо от Аркадия. Вернулся он с войны в офицерском чине с деньгами. Обещал выкупить любимую у графа. Да только утром прошёл слух, что на постоялом дворе дворник офицера зарезал и пятьсот рублей украл. То был Аркадий.

Похоронили Аркадия, а Любаша с той поры к водке пристрастилась. Всё плакончики брала и сосала, сосала...