Содержание сайта

21.08.2024

Б. Житков "Что я видел", краткое содержание

Как заполнить читательский дневник к повести "Что я видел"

Автор: Житков Борис Степанович.

Название: "Что я видел".

Жанр: повесть.

Число страниц: 412 (издательство "Образовательные проекты" 2017 год).

Год написания: 1939.

Главные герои произведения и их краткая характеристика:

  • Алёша. Прозвище Почемучка. Мальчик, 4 года. Любознательный, наблюдательный.

Второстепенные герои

  • Мама. Немного нервная, но любящая своего сына.
  • Папа. Весёлый, шумный, торопливый.
  • Бабушка. Любит кошек, активная, очень скучает по внуку.
  • Петя. Пионер. Любит животных.
  • Гриша. Матрос. Рассказал про спасательный круг и лодки.
  • Клавдя. Девочка. Соседка бабушки в Киеве. Егоза и хулиганка.
  • Матвей Иванович. Председатель колхоза. Весёлый, добрый.
  • Маруся. Девочка из колхоза. Любит природу и животных.

Краткое содержание в 6 предложений

  1. Алёша с мамой отправились в Москву, где посетили зоосад и Красную площадь.
  2. Мама отвезла Алёшу к бабушке на дачу, а оттуда он с бабушкой поплыл в Киев.
  3. В Киеве Алёша познакомился с Клавой и побывал во Дворце пионеров.
  4. Потом Алёша поехал в колхоз, где росли арбузы и яблоки.
  5. Он видел скотный двор и провёл день в детском саду, учась вести хозяйство.
  6. Папа на самолёте отвёз Алёшку в Харьков к маме, в их новый дом.
Б. Житков "Что я видел", иллюстрация

Главная мысль

Не бойтесь спрашивать, ведь только так можно узнать новое.

Чему учит

Любознательности, стремлению узнавать новое, учиться у опытных людей; быть добрым и слушаться родителей; не драться и не обижать маленьких.

Краткий отзыв

Эту повесть написал писатель Борис Житков.

Её раньше называли "энциклопедией для малышей", потому что в ней автор через своего героя Алёшу рассказывает самым маленьким о том, как устроен мир, для чего нужны различные вещи, как человек меняет природу.

Алёша ещё очень мал, поэтому многого не знает, но он старательно пытается понять всё. Поэтому он постоянно спрашивает, и это очень хорошо.

Ведь только спрашивая более опытных и знающих людей, мы можем и сами узнать что-то новое.

Конечно, многое из того, о чём писал Житков сейчас устарело, но большая часть занимательных фактов окажется интересна даже современным детям.

Ну а помимо знаний эта повесть посвящена нашим родителям, бабушкам и дедушкам, которые нас очень любят и скучают, когда мы куда-то уезжаем.

Писатель призывает не забывать родных и стремиться к знаниям.

Пословицы

Кто у других спрашивает, тот и разум имеет.
Язык до Киева доведёт.
За спрос денег не берут.
Спросить лучше, чем помолчать.
Спросишь - горы перейдёшь, не спросишь - на равнине заблудишься.

Краткое содержание, пересказ повести "Что я видел" по главам

Железная дорога

За то, что мальчик Алёша любил задавать вопросы, его прозвали Почемучка.

Алёша услышал, что им с мамой предстоит поехать на поезде в Москву. Папа купил билет для мамы, а маленькому Алёше билет был не нужен.

На вокзале Алёша побежал за собачкой и чуть не потерялся. Но потом они с мамой сели в вагон, паровоз дал свисток и состав тронулся.

В поезде дяденька объяснял Алёше, как устроен паровоз и для чего нужен стоп-кран. Мальчик наблюдал, как автомобиль пытался обогнать поезд, и узнал, зачем стрелочнику жёлтый флаг.

Мальчик видел, как заливают воду в тендер, как проходят встречные поезда, узнал, что вагоны бывают разными.

А потом он приехал в Москву.

Москва

В Москве мама взяли такси и они приехали в гостиницу. Там Алёша увидел лифт и кнопку вызова персонала.

Они сходили на Красную площадь, посмотрели на Кремль и Мавзолей.

Вернувшись в гостиницу они увидели пожар, как работали пожарные и скорая помощь. Потом пожар потушили.

Метро

Мама рассказала Алёше про трамвай и троллейбус, а потом они спустились на эскалаторе в метро. Там ходил по рельсам очень длинный трамвай с открывающимися дверями.

Мама с мальчик проехали на метро и вышли на улицу.

Зоосад

Мама с Алёшей отправились в зоосад.

Там мальчик увидел пеликана и орла. Потом дикобраза. Потом покатался на маленькой лошадке, которая оказалась осликом.

Потом Алёша любовался медвежатами и обезьянками, потом смотрел на зебру.

Мама с Алёшей устали, сели на трамвай и вернулись в гостиницу.

Отдохнув, они вернулись в зоосад и наконец увидели слона, который купался и пил воду. Слон обрызгал маму и она рассердилась.

А Алёша познакомился с мальчиком Петей, который много рассказывал о животных. Петя показал Алёше хищников: льва, тигра, медведя.

Потом они смотрели орангутанга и макак, любовались павлином.

На следующий день к маме пришла подруга с девочкой Любой, и они все вместе опять поехали в зоосад. Там они смотрели  кенгуру, страусов, белых медведей и крокодилов. А Петя подарил Алёше перо павлина.

Перо пришлось отдать Любе, когда они приехали к ним домой. Там Алёша увидел Любиного папу. У папы была картинка утконоса и коллекция жуков и бабочек.

Красная армия

Мама с Алёшей на автобусе поехали на дачу к бабушке. По дороге они увидели учения Красной армии. Они видели пехотинцев, кавалерию, пушки и даже самолёты. А ещё - собак-санитаров с сумками, на которых был нарисован красный крест.

Лес

Автобус должен был стоять до вечера и дядя повёл маму и Алёшу в лес за грибами. Сперва они нашли чернику и у всех губы стали чёрными. Потом пошли подберёзовики. А потом они зашли в болото.

Дядя предложил поспать, а когда проснулись, они увидели гадюку.

Потом они зашли в малинник и там заметили медведя, который лакомился ягодой.

Вечером они вернулись к автобусу и поехали дальше.

На даче у бабушки

Бабушка очень обрадовалась Алёше и дала вкусный пряник. А мальчик показал, какие грибы насобирал в лесу.

Потом бабушка подарила мячик и они вместе пошли на пристань - им завтра предстояло плыть в Киев на пароходе.

Алёша увидел, как к пристани подошёл пароход и его испугал громкий гудок.

Пароход

Бабушка с Алёшей сели на пароход, а мама их проводила.

Пароход был очень большой, с палубами и каютами, а правил им капитан в будочке.

Алёша познакомился с матросом Гришей, который показал мальчику спасательный круг и лодки. Алёша познакомился с мальчиком Витей, подрался, и Витя выбросил мячик в воду.

Мячик приняли за голову утопающего, пароход остановили и мячик спасли.

Потом бабушке с Алёшей пришлось выйти на берег, поехать по железной дороге и пересесть на другой пароход. Потом они плыли по Днепру до самого Киева.

Дом у бабушки

Дома у бабушки Алёша увидел много интересного: маленький лифт, электрическую и газовую плитки. А ещё он познакомился с девочкой Клавдей, которая всё время говорила "Ага!". Поэтому Алёша стал дразнить девочку Ага.

А Клавдя заставила Алёшу сунуть пальчик в розетку и его укусило электричество.

Потом пришёл Пётр Викторович и сказал, что бабушке нужно заниматься с детьми.

Дворец пионеров

Бабушка повела Алёшу во Дворец пионеров. Там было много мальчиков и девочек, которые занимались разными делами. Кто-то рисовал, кто-то играл на рояле, кто-то плёл коврики.

Алёша познакомился с пионеркой Тоней, которая покатала мальчика на настоящей лошади.

А потом он смотрел спектакль, в котором дети играли разных животных.

Когда Алёша вернулся к бабушке домой, они ещё успели взять на прокат велосипед и пострелять в игрушечном тире.

Невод

Бабушка повезла Алёшу смотреть, как ловят рыбу. Они плыли на маленьком пароходике, потом гуляли по берегу. Наконец они добрались до рыбаков.

Рыбаки забросили огромный невод в реку, а потом вытянули его. В невод поймалось много рыбы, даже зубастые щуки.

Алеша с бабушкой переночевали в рыбацкой деревне, а утром поехали домой. Алёша вёз банку с окуньком.

Колхоз

К бабушке приехал Матвей Иванович из колхоза. Он привёз много огромных крупных яблок апорт и одну крупную грушу дюшес. А ещё рассказывал про крохотные яблочки, которые выращивают на варенье, и про арбузы.

Алёше очень захотелось в колхоз, а Матвей Иванович обещал прислать за бабушкой лошадей.

Как мы ехали в колхоз

Матвей сдержал слово и за бабушкой приехала тележка. Правил ей Опанас.

Ехать было долго и по дороге Опанас остановился напоить лошадей. Сбежалось много мальчиков и девочек, которые разглядывали Алёшу и смеялись. Алёша испугался, но одна девочка подарила ему ягоды шелковицы.

Потом Опанас показал Алёше хлебное поле и научил есть зёрна из колоса.

А потом бабушке пришлось откачивать утонувшего в пруду мальчика Петю.

Поэтому в колхоз они приехали к обеду. Алёша очень хотел арбуз, но его сперва накормили борщом, и только потом принесли кавун. Это и был арбуз, очень сладкий.

Баштан

Опанас отвёл бабушку с Алёшей на баштан. Там росли арбузы, дыни и кабаки - тыквы. А ещё там были злые собаки, которые напугали Алёшу.

Потом Алёша сидел в шалаше и ел сладкую дыню. Старик-сторож рассказал, как делали этот баштан прямо на бывшем пустыре.

А на прощание подарил Алёше тыквенных семечек.

Сад

На следующее утро девочка Маруся повела Алёшу в сад. Она показала абрикосы и яблоки. Яблок было так много, что ветки деревьев подпирали палками, чтобы они не сломались.

Но срывать яблоки было нельзя. Маруся потрясла ветку и два яблока упали. Она дала одно Алёше.

Потом мальчик увидел жёлтые сливы и крохотные яблочки. Алёша специально потряс ветку сливы, хотя Маруся это запрещала. Сливы не упали, а Маруся обиделась и назвала мальчика брехуном.

На прощание Алёше дали целую шапку слив и он съел всё вместе с Марусей.

Представление

Вечером Алёша смотрел представление про партизан и генералов. А утром у него разболелся живот от съеденных слив и ему пришлось сидеть дома.

Маруся привела козочку, которая начала бегать по комнате и пугать детей рогами. Козочку выгнали, но Матвей Иванович всё равно ругался.

А потом было опять представление, но Алёша уже знал, чем всё закончится.

Скотный двор

Матвей Иванович отвёл Алёшу на скотный двор. Мальчик смотрел на больших свиней и маленьких поросят. Потом прокатился на огромном козле.

Он узнал, что у коз вычёсывают шерсть гребёнками.

А потом Маруся позвала Алёшу домой, обедать.

Детский сад

Бабушке надо было ехать к больной женщине и Алёшку отвели в детский сад. Он играл с мальчиками и девочками под присмотром нянечки Кати. Гриц обещал ему показать дзыгу, но наступило время сна.

Потом все пели песни и играли в прятки. Воспитательница рассказала детям про жучка кузьку, который вредит полям.

А вечером Гриц показал дзыгу. Это была самодельная деревянная юла.

Алёшу научили ловить кузнечиков и показали овец. А он рассказал, что видел в Москве.

Дети играли, учили буквы, поливали огород, им было весело. На прощание Гриц подарил Алёше дзыгу.

Стадо

Вечером Алёша испугался огромного колхозного стада. Но это были коровы, быки, которых охранял пастух и собаки.

А утром Алёша с бабушкой уехали в Киев.

Там их ждала телеграмма от отца мальчика. Он обещал утром приехать и забрать Алёшу в Харьков.

Алёша научил Клаву пускать дзыгу и попрощался с окуньком в банке. Бабушка не хотела, чтобы внук уезжал.

Аэропорт

Утром приехал папа и Алёша стал собираться. Он хотел бы остаться с бабушкой, но его очень ждала мама.

На прощание бабушка всех расцеловала и расплакалась.

На автобусе папа с Алёшей приехали в аэропорт и сели в самолёт. В самолёте мальчик уснул, а проснулся уже в Харькове.

Его встречала мама. Теперь Алёша и его родители будут жить в Харькове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий