Содержание сайта

02.07.2020

Чарская Л. "Предательница"

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов о правде и лжи:
Драгунский В. "Тайное становится явным"
Пермяк Е. "Как Миша хотел маму перехитрить"

Главные герои рассказа "Предательница" и их характеристика

  1. Зоя. Честная и добрая девочка.
  2. Володя. Озорник, безобразник. Хотел обмануть учителя.
  3. Учитель. Строгий, справедливый.

План пересказа рассказа "Предательница"

  1. Пролитые чернила
  2. Отказ Володи
  3. Опрос класса
  4. Молчание Зои
  5. Наказание Володи
  6. Упреки детей
  7. Правда и ложь

Краткое содержание рассказа "Предательница" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Учитель обвинил Володю, что тот пролил чернила на стол.
  2. Володя отказывался, его страшило наказание.
  3. Дети в классе говорили, что это не Володя пролил чернила.
  4. Зоя промолчала и учитель понял, что виноват Володя.
  5. Дети стали упрекать Зою, а она не могла сделать лжецом учителя.
  6. Володя понял, что Зоя права, и извинился.

Главная мысль рассказа "Предательница"
Всегда надо говорить правду.

Чему учит рассказ "Предательница"
Рассказ учит отвечать за свои поступки, не лгать и не обманывать. Учит не сваливать свою вину на другого. Учит честности и справедливости.

Отзыв на рассказ "Предательница"
Мне понравился этот рассказ и понравилось поведение Зои. Девочка разрывалась между желанием спасти друга, и невозможностью обвинить другого во лжи. Она не сказала правды, она промолчала, но ее молчание было красноречивей слов. И другие дети поняли, что иначе поступить было нельзя. Нельзя того, кто говорит правду, выставлять лжецом.

Пословицы к рассказу "Предательница"
Говорить правду легко и приятно.
Кто правдой живет, тот добро наживет.
Всяк правду хвалит, да не всяк ее хранит.
Дружба - дружбой, а правда - правдой.
Ложь - болезнь, правда - лечение.

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Предательница"
Учитель строго спросил класс, кто пролил чернила на его стол. Класс испуганно притих. Дети молчали. А учитель напряженно ждал ответа. Не дождавшись, он рассердился и объявил, что чернила пролил Володя.
Володя встал и заикаясь сказал, что не проливал чернила. На самом деле чернила пролил он, но мальчик боялся, что его накажут и не отпустят из пансиона домой, а там его ждали вкусные булочки. Володя знал, что другие дети не выдадут его.
А учитель стал по очереди спрашивать детей, правда ли, что Володя пролил чернила. И все дети, мальчики и девочки отвечали, что чернила пролил не Володя.
Учитель сердился все сильнее и наконец спросил Зою, лжет ли он утверждая, что чернила пролил Володя.
Зоя молчала, и только все сильнее краснела, умоляюще смотря на учителя. Учитель сказал, что ему все ясно и Володя будет наказан.
После звонка дети окружили Зою и называли ее предательницей, ведь из-за нее Володя был наказан. А сам Володя стал стыдить девочку, говоря, что она поступила не по-товарищески.
Но Зоя сказала, что учитель спрашивал не лжет ли он, и она не могла сказать, что он лжет, когда он говорил правду. Она не могла выставить лгуном того, кто говорил правду.
И дети притихли. Они поняли, что Зоя была права. А Володя попросил у нее прощения.

2 комментария:

  1. Анонимный18.11.2023, 14:44

    Целая галерея образов прекрасных педагогов, мудрых и самоотверженных учителей выведена в русской литературе.
    В рассказе Лидии Алексеевны Чарской «Предательница» описана ситуация, которая, наверное, встречается в жизни каждого педагога. Речь идет о круговой поруке учеников и вследствие этого о противостоянии учителя и класса.
    «Володя пролил чернила. Стал приготовлять классный журнал и пролил. Задел локтем за чернильницу и уронил ее. Но сознаться в этом он не хочет потому, что боится, что его накажут, не пустят домой к обеду. Оставят в пансионе на весь вечер. А к обеду сегодня, как нарочно, заказаны пирожки с капустой…»
    Учитель догадывается, кто виновник. Но Володя упорно не сознается, а весь класс покрывает его. Как же поступить учителю в этом случае?
    И он выбирает следующий путь: каждому из ребят он дает право выбора. Проявить сомнительную солидарность или отстаивать справедливость. Для ребят это не простой выбор: ведь предать товарища не годится! А с другой стороны, защищая проступок товарища, ребята должны пойти на ложь и оклеветать учителя, который задает вопрос: «Пусть мне скажут, лгу я или нет. Пролил Володя чернила, или я клевещу на него?»
    Связанные круговой порукой, школьники уверяют учителя в том, что их товарищ не виноват. Учитель спрашивает их по одному, действительно ли Володя не проливал чернил. Первые говорят с запинкой:
    «Рая Сокольская встала со своего места и отвечает, заикаясь:
    — Господин учитель… Володя не проливал чернил».
    Следующие ученики лгут всё с бОльшей уверенностью. Ложь растёт, крепнет… В самом конце учитель спрашивает Зою, видимо, самую совестливую девочку в классе. И она, ничего не ответив, сильно краснеет и этим выдает секрет.
    Когда учитель выходит из класса, пообещав наказать Володю, ребята бросаются к Зое, они называют ее предательницей, гадкой и бессовестной.
    И снова все оказываются перед выбором: осудить Зою или оправдать…
    Опытный учитель, понимая, что потрясённые ребята должны сейчас сделать важные для себя выводы, оставляет их одних и выходит из класса. Он своим внутренним чутьём знает, что правда сильнее, что его ученики способны эту правду воспринять.
    «Зоя подняла свои большие, честные глаза на Володю и, глядя на него прямо и открыто, проговорила:
    — Прости, Володя, я не могла поступить иначе… Ты слышал, что сказал учитель? — «Пусть мне скажут лгу я или нет…» Значит, надо было доказать ему, что он лжет, когда он сказал правду… Нет, этого я не могла сделать и промолчала… Разве я виновата в этом? Разве я могла человека, говорящего правду, выставить лгуном? Скажи мне, Володя?
    Володя не знал, что ответить, и молчал теперь в свою очередь.
    Молчали и остальные дети».
    Мудрость учителя проявляется в том, что он не стал давить на учеников, ругать их. Он позволил им окунуться в мерзкое состояние лжи, чтобы ее, эту ложь, возненавидеть. А потом дать детям возможность очиститься и принять истину, что никакие пирожки с капустой не сравнятся с чистой совестью.
    «Они поняли, что Зоя права… Им было неловко. И Володе стало неловко… О пирожках он уже не хотел думать… думал о том, что совсем незаслуженно обидел Зою…»

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный31.07.2024, 09:26

    Кукурузу

    ОтветитьУдалить