Содержание сайта

19.07.2020

Никитин И. "Утро на берегу озера"

Жанр: стихотворение

Читайте анализ других стихотворений Ивана Никитина:
"Вечер ясен и тих"
"В синем небе плывут над полями"

Главные герои стихотворения "Утро на берегу озера" и их характеристика

  1. Мальчишки. Мишка и его друг. Веселые, озорные, иногда жестокие.
  2. Старик и его сват. Простые мужики. Работящие, усталые от жизни, отягощенные заботами.
  3. Девочка. Подкидыш. Больная, слабая, голубоглазая. Очень несчастная.

План пересказа стихотворения "Утро на берегу озера"

  1. Красивое озеро
  2. Лебеди
  3. Мужики и мальчишки
  4. Тайная зависть
  5. Сбор рыбы
  6. Жестокость Мишки
  7. Разговор стариков
  8. Слезы девочки

Главная мысль стихотворения "Утро на берегу озера"
Чужих детей не бывает.

Чему учит стихотворение "Утро на берегу озера"
Стихотворение учит жалости и человеколюбию. Учит не делить детей на чужих и своих. Учит состраданию, учит не быть равнодушными к чужой боли, к чужой беде.

Отзыв на стихотворение "Утро на берегу озера"
Меня очень тронула эта простая история из крестьянской жизни. И мне было очень жаль несчастную девочку, которая была ни в чем не виновата, но судьба которой оказалась столь тяжелой. Неприятно читать о равнодушии старика, хотя его мнение понятно, ему и самому пришлось в жизни туго. Но еще больше неприязни вызывает поведение его внука, Мишки, глупого и жестокого мальчика. Хочется верить, что девочка вырастет и найдет свое счастье, а Мишка еще пожалеет о своих словах и поступках.

Анализ стихотворения "Утро на берегу озера"
Стихотворение написано Иваном Никитиным в 1854 году.
Жанр: бытовая лирика
Тема: Равнодушие и жестокость.
Стихотворение начинается с описание чудесной природы - красивого озера, лебединой стаи, кажется, что вокруг царит полная идиллия. Ее не нарушают появившиеся рыбаки и дети, два мальчика, которые веселятся на берегу. Но вдруг резким диссонансом звучат жестокие слова одного мальчика и его резкий, враждебный к девочке жест.
Красота природы меркнет перед жестокостью и равнодушием человека.
Автор осуждает поведение мальчика, что выражается в словах старика и его свата. Но и сам дед-старик ведет себя по отношению к подкидышу не лучше. Он прямо говорит, что несчастная девочка ему надоела, что он ждет ее смерти, как избавления от ненужных забот. Старик столь же равнодушен к судьбе девочки, как и его внук. И читателю становится понятно, в кого уродился этот мальчик.
Стихотворение написано простым крестьянским языком, оно очень эмоционально и раскрывает неприглядные стороны жизни крестьянства позапрошлого века.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Утро на берегу озера"
Эпитеты: ясное утро, теплый ветерок, разноцветными огнями, ручное стадо, мальчишки загорелых, крупный пот, тайной завистью, старик высокий, длинной бородой, грустным взглядом, глазках голубых.
Метафоры: окаймленное кустами, огнями блестит, равнине вод, лебедей стадо, брызнула жемчугом, градом льется, лицо горит, голосок звенит, затрепетали окуни, берет досада, взглядом провожала, слеза дрожала.
Сравнения: луг как бархат, как лунь седой, сохнет как трава.
Олицетворения: озеро тишине радо, влага брызнула игриво.

Пословицы к стихотворению "Утро на берегу озера"
Чужой беды не бывает.
Жестокий нрав не будет прав.
На чужой беде своего счастья не построишь.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе сердце о чужой беде болит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Утро на берегу озера"
Ясным утром по блестящему озеру медленно проплывала стая лебедей.
Мужики привязали лодку к дереву и стали тянуть из воды сеть. Два мальчика скакали на прутьях наперегонки. Они весело смеялись
За ними с завистью наблюдала девочка.
Но вот показалась сеть. В ней было немало рыбы и дети принялись убирать ее в мешок. Один из мальчиков оттолкнул девочку, назвав ее подкидышем. Другой мальчик упрекнул товарища.
Седой старик тяжело вздохнул и сказал, что не знает в кого он уродился таким озорником. Сват предложил подрать Мишку за вихор, а старик сказал, что и ему надоела девочка-подкидыш. Ведь ее надо кормить, а он сам с трудом сводит концы с концами.
Сват сказал, что девочка вырастет и станет помогать, но старик ответил, что девочка чахнет и болеет.
Мужики направились в деревню, следом побежали мальчишки. На берегу осталась стоять девочка, и слезы катились из ее голубых глаз.


Читать стихотворение "Утро на берегу озера"

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет,
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет;
Вот один взмахнул лениво
Крыльями — и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг.
Привязав к ракитам лодку,
Мужички вдвоем,
Близ осоки, втихомолку,
Тянут сеть с трудом.
По траве, в рубашках белых,
Скачут босиком
Два мальчишки загорелых
На прутах верхом.
Крупный пот с них градом льется,
И лицо горит;
Звучно смех их раздается,
Голосок звенит.
«Ну, катай наперегонки!»
А на шалунов
С тайной завистью девчонка
Смотрит из кустов.
«Тянут, тянут! — закричали
Ребятишки вдруг. —
Вдоволь, чай, теперь поймали
И линей и щук».
Вот на береге отлогом
Показалась сеть.
«Ну, вытряхивай-ка, с богом —
Нечего глядеть!» —
Так сказал старик высокий,
Весь как лунь седой,
С грудью выпукло-широкой,
С длинной бородой.
Сеть намокшую подняли
Дружно рыбаки;
На песке затрепетали
Окуни, линьки.
Дети весело шумели:
«Будет на денек!»
И на корточки присели
Рыбу класть в мешок.
«Ты, подкидыш, к нам откуда?
Не зови — придет…
Убирайся-ка отсюда!
Не пойдешь — так вот!..»
И подкидыша мальчишка
Оттолкнул рукой.
«Ну, за что ее ты, Мишка?» —
Упрекнул другой.
«Экий малый уродился, —
Говорил старик, —
Всё б дрался он да бранился,
Экий озорник!» —
«Ты бы внука-то маленько
За вихор подрал:
Он взял волю-то раненько!» —
Свату сват сказал.
«Эх!., девчонка надоела…
Сам я, знаешь, голь,
Тут подкидыша, без дела,
Одевать изволь.
Хлеб, смотри, вот вздорожает, —
Ты чужих корми;
А ведь мать небось гуляет,
Прах ее возьми!» —
«Потерпи, — чай, не забудет
За добро господь!
Ведь она работать будет,
Бог даст, подрастет». —
«Так-то так… вестимо, надо
К делу приучить;
Да теперь берет досада
Без толку кормить.
И девчонка-то больная,
Сохнет, как трава,
Да всё плачет… дрянь такая!
А на грех жива!»
Мужички потолковали
И в село пошли;
Вслед мальчишки побежали,
Рыбу понесли;
А девчонка провожала
Грустным взглядом их,
И слеза у ней дрожала
В глазках голубых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий