Содержание сайта

30.04.2019

Скребицкий Г. "Чем дятел кормится"

Скребицкий Г., "Чем дятел кормится"

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа "Чем дятел кормится" и их характеристика

  1. Дятел. Птица маленькая, работящая, трудолюбивая, для леса полезная.
Приснился дятел и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

План пересказа рассказа "Чем дятел кормится"

  1. Красивая птица дятел
  2. Чем питается дятел летом
  3. Зима
  4. Шишки под дубом
  5. Дятел и шишки.

Кратчайшее содержание рассказа "Чем дятел кормится" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дятел птица небольшая, но красивая, с красным хохолком.
  2. Летом бегает по стволам деревьев и стучит.
  3. Находит личинок и жуков и съедает.
  4. Зимой насекомых нет, но дятел не унывает.
  5. Приносит шишки к дубу, в расщелину вставляет и долбит.
  6. Одну раздолбит, за следующей летит.

Главная мысль рассказа "Чем дятел кормится"
Дятел в лесу не пропадет, в любой сезон еду найдет.

Чему учит рассказ "Чем дятел кормится"
Рассказ учит любить природу и лесных обитателей. Наблюдать поведение различных птиц и животных и уметь сделать правильные выводы. Учит приспосабливаться к любым условиям жизни.

Отзыв на рассказ "Чем дятел кормится"
Мне понравилось описание дятла из этого рассказа. Он показан очень интересной, трудолюбивой птичкой, которая в любое время года умеет отыскать себе вкусную пищу. И можно сделать вывод, что дятел не только санитар леса, но и помогает расселяться соснам.

Пословицы к рассказу "Чем дятел кормится"
Всякая птица своим носом сыта.
Дятлу без носа, как волку без ног.
Дятел и дуб продалбливает.
Не поешь толком, будешь выть волком.
Дятла баснями не кормят.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Чем дятел кормится"
Живет в лесу птица, дятел называется. Сама черная, с белыми пестринками, а на затылке красные перышки.
Дятел птица трудолюбивая, все лето по лесу летает, себе еду добывает. Сядет на дерево, прямо на ствол, и бегает по нему как по лесенке. Бежит и клювом по коре постукивает. Найдет личинку, съест и дальше бежит.
А зимой холодно. Насекомые и личинки далеко попрятались, не достать их дятлу. Чем же питается дятел?
Если посмотреть внимательно, можно увидеть на снегу много сосновых шишек валяется. Вот только дерево над ними дуб, а не сосна. Откуда же шишки?
Это дятел старается. Прилетит к дубу с шишкой в клюве, вставит шишку в расщелину и начинает ее долбить. Раздолбит, семена съест, и за следующей летит. Принесет новую шишку, старую из расщелины вытолкнет и давай новую долбить, обрабатывать.
Так и питается зимой дятел, птица трудолюбивая.

29.04.2019

Катаев В. "Сын полка"

Катаев В., "Сын полка"

Жанр: повесть

Читайте краткое содержание других рассказов Валентина Катаева:
"Флаг"

Главные герои рассказа "Сын полка" и их характеристика

  1. Ваня Солнцев. Мальчик, сирота, 12 лет. Настойчивый, храбрый, сметливый.
  2. Сержант Егоров. 22 года Разведчик. Опытный разведчик.
  3. Капитан Енакиев. 32 года. Командир батареи. Точный, добросовестный, спокойный, храбрый.
  4. Капитан Ахунбаев. Командир батальона, друг Енакиева. Горячий, нетерпеливый, смелый.
  5. Ефрейтор Биденко. Веселый, огромный, опытный, уверенный в себе. 
  6. Ефрейтор Горбунов. Высокий, здоровый сибиряк. Смелый и верный друг.
  7. Ковалев, наводчик. Пожилой, высокий, очень храбрый, но добродушный человек.

Кратчайшее содержание рассказа "Сын полка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Возвращаясь с рейда, разведчики нашли в окопе мальчика, который оказался сиротой Ваней Солнцевым.
  2. Капитан Енакиев приказал отправить мальчика в тыл, но тот ловко обманул ефрейтора Биденко и убежал по дороге.
  3. Енакиев встретил мальчика и решил оставить его у разведчиков, которым Ваня очень понравился.
  4. Ваня отправился в разведку с разведчиками, и попал в плен к немцам, но во время наступления смог освободиться.
  5. Во время жестокого боя капитан Енакиев отправил Ваню с донесением в штаб, а сам вызвал огонь на себя.
  6. Биденко отвез Ваню в суворовское училище, а в мешке мальчика лежали погоны капитана Енакиева.

Главная мысль рассказа "Сын полка"
Каждый человек должен защищать свою Родину.

Чему учит рассказ "Сын полка"
Повесть учит быть настоящим патриотом, горячо любить свою Родину. Учит мужеству, смелости, отваге, учит настойчивости и смекалке. Учит тому, что даже маленький мальчик может помочь общему делу, ведь для войны нет молодых и старых.

Отзыв на рассказ "Сын полка"
Мне очень понравилась эта повесть и больше всего маленький мальчик Ваня Солнцев, который стал настоящим сыном полка. Это был очень храбрый мальчик, который горячо любил свою Родину, который пережил много горя, потерял родителей, потерял друзей, но у него впереди была долгая и счастливая жизнь.

Пословицы к рассказу "Сын полка"
Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
Хорошей войны не бывает.
Русский немцу задал перцу.
Сам маленький, а подвиг большой.
Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Сын полка" по главам:
Глава 1
Темной ночью трое разведчиков возвращались по лесу к своим. Повсюду были видны следы недавнего боя, казалось, что немцы покинули лес, но разведчики только удвоили осторожность.
Вдруг сержант Егоров уловил тихие, ни на что не похожие звуки. Он дал сигнал остановиться. Разведчики прислушались, но не разобравшись в характере звуков двинулись вперед.
Звуки раздавались из маленького окопчика и Егоров подполз ближе и посветил в окоп фонариком. Там спал мальчик. Он спал беспокойно, тревожно. Вдруг его что-то словно подкинуло и Егоров едва успел перехватить руку с заточенным гвоздем. Он успокоил ребенка, и тот прошептал "Наши" и потерял сознание.

Глава 2
На площадке, устроенной на верхушке сосны капитан Енакиев, командир батареи, и капитан Ахунбаев, командир батальона, наносили данные разведки на карты. Рядом были два телефониста, сержант Егоров и лейтенант Седых. Изредка Енакиев обращался к Егорову за подтверждениями данных.
Скоро ожидалось наступление и все спешили.

Глава 3
Наконец данные были занесены на карты, и Ахунбаев поспешил на позицию, сверив часы с Енакиевым. Енакиев еще долго рассматривал немецкие позиции, думая о таинственном овраге, который мог скрывать немецкие танки. Но тут пришел приказ о наступлении. Енакиев отдал необходимые распоряжения и поинтересовался доставленным накануне мальчиком.
Егоров рассказал, что отца мальчика убили немцы, потом мать, деревню сожгли. Мальчик шатался по лесам, переболел тифом, и обязательно хотел убить какого-нибудь немца. По словам мальчика ему было двенадцать лет.
Еникаев вспомнил своего сына и жену, погибших в начале воны и помрачнел. Он спросил имя мальчика и Егоров ответил, что того зовут Ваня Солнцев.
Енакиве приказал отправить мальчика в тыл, но Егоров предупредил, что тот обещал в этом случае обязательно убежать. Он хотел бы оставить мальчика в разведчиках.

Глава 4
Ваня жадно ел и быстро опустошил солдатский котелок. Ефрейтора Биденко и Горбунов с удовольствием смотрели на мальчика. Они говорили ему, что капитан обязательно зачислит его в часть и возьмет на довольствие. Они стали пить чай, прислушиваясь к звукам боя.
В это время пришел Егоров, отправил Горбунова в строй, на место убитого разведчика, а Биденко велел отвезти мальчика в тыл.
Разведчики  были огорчены, но приказ командира надо было выполнять. Ваня понимал, что эти люди любят его и не хотят отпускать, а потому обещал убежать. На это Биденко только усмехнулся.

Глава 5
На следующий день Биденко вернулся злой как черт и сразу лег, отвернувшись от всех. Солдаты весело обсуждали детали вчерашнего боя. А Биденко вдруг сказал, что прохлопал мальчика и не выполнил приказ командира. Но детали того, как маленький мальчик обвел вокруг пальца знаменитого разведчика рассказывать не стал. Они стали известны позже.

Глава 6
Едва машина проехала по лесу километров пять, как Ваня на ходу выпрыгнул из кузова и бросился в лес. Биденко остановил машину и уверенно направился следом, зная, что мальчик без компаса обязательно начнет забирать вправо, а там он его и поймает. Он даже улыбался, предвкушая, как вылезет перед Ваней из кустов. Но прошло два часа, а Вани не было.
Биденко вернулся к машине, но та уже уехала. Он понял, что надо возвращаться в часть и присел под деревом. Вдруг сверху на него упал букварь.
Биденко залез на дерево и нашел спящего Ваню, который так легко и просто перехитрил опытного разведчика.

Глава 7
Биденко повел Ваню в тыл, ожидая попутную машину. А Ваня подбивал ефрейтора проверить его способности, общая найти Биденко в лесу быстрее и проще, чем он искал его. И при этом Ваня все время обещал убежать.
Поэтому, когда они забрались в попутную машину, Биденко привязал Ваню к себе веревкой, на двойной морской узел. Ехать было долго, в машину набилось много народу, а когда стемнело люди стали засыпать.
Заснул и Ваня, а следом Биденко, не забывая время от времени дергать веревку. Однако вскоре на эти подергивания кто-то возмутился женским голосом и Биденко зажег фонарь и увидел, что Вани нет.
Он выпрыгнул из машину в темноту, плюнул на все и стал искать попутку, что вернуться в часть.

Глава 8
Двое суток разыскивал Ваня палатку разведчиков, но те ушли далеко вперед, а встречные военные отвечали односложно "Не знаю". Ваня даже подумывал действительно отправится в тыл, в детский дом. Но потом встретил мальчика чуть старше себя в кавалерийской форме. Мальчики разговорились, и Ваня узнал что незнакомец мало того, что ефрейтор, так еще и медаль имеет.
Мальчик рассказал, что его приняли в сыны полка, а когда Ваня с обидой сказал, что его не взяли, сухо заметил, что тот видимо не показался солдатам.
И Ваня решил во чтобы то ни стало найти капитана Енакиева. Он сидел возле избы, в которой подозревал штаб и ждал. И вот из избы вышел статный офицер.

Глава 9
Ваня увидел на погонах офицера четыре звезды и пушки, и решил, что тот достаточно главный, чтобы справится с Енакиевым. Он обратился к офицеру и стал спрашивать того, может ли он приказать капитану. Узнав от офицера, что нет, Ваня расстроился и упомянул фамилию Енакиева.
Офицер, а это и был Енакиев, сильно удивился и стал расспрашивать мальчика. Так он узнал, что Ваня убежал от Биденко и выспросил все подробности ночного побега. А потом велел ординарцу посадить Ваню на лошадь, направился прямиком к разведчикам.

Глава 10
Енакиев заявился к разведчикам и те сразу поняли, что надо ждать грозы. Биденко доложил о побеге мальчика и сказал, что Егоров дал ему четыре наряда. Енакиев добавил еще два и стал расспрашивать разведчиков о мальчике. Те признались, что мальчик им сильно понравился, что ему в армии самое место. Тогда Енкиев велел ординарцу завести Ваню и оставил его у разведчиков, сказав, что пусть пока живет у них, а там видно будет.

Глава 11
Только в блиндаже, окруженный радостными и удивленными разведчиками, Ваня узнал, что доставивший его офицер и был капитаном Енакиевым.

Глава 12
Уже три часа в холодном болоте Биденко и Горбунов ждали возвращение мальчика. Вот показалась лошадь, но она была одна. Ваня пропал.
Позавчера Биденко и Горбунов впервые взяли с собой Ваню в разведку, не доложив командиру. Они взяли мальчика как проводника, ведь тот отлично знал эти места. Ваня с лошадью пробирался впереди разведчиков. Неожиданно он наткнулся на немецкий пикет. Сперва Ваня испугался, когда немец стал допрашивать его, потом обозлился, потом стал притворно плакать, говоря, что искал лошадь. И немец отпустил мальчика. Разведчики двинулись дальше.

Глава 13
С утра дело пошло еще легче. Ваня уходил вперед, разведывал местность, возвращался и крякал, показывая, что путь свободен. Так прошел день и ночь. Перед рассветом Ваня снова пошел вперед, но не вернулся. А теперь вернулась его лошадь.
Разведчики стреножили коня и отправились на выручку. По болоту они видели следы Вани, но потом они пропали, а разведчики вышли на берег реки. Там они нашли карандаш мальчика и следы немецких сапог. По следам разведчики поняли, что немцы схватили Ваню и увели его через мост на другой берег реки.
Тогда Горбунов приказал Биденко возвращаться в часть, а сам стал думать как выручить мальчика.
Он не знал, что Ваня самовольно вел наблюдения и записывал результаты в букварь. За этим занятием его и застали немцы.

Глава 14
Ваню отвели в блиндаж, где сидел немецкий офицер и находилась женщина-переводчик, которую Ваня назвал учительницей. Перед немцем лежал Ванин букварь с картой. Немка стала допрашивать Ваню на хорошем русском языке. Она спрашивала откуда у мальчика компас и кто рисовал схему в букваре. По следам химического карандаша на языке мальчика она поняла, что он сам рисовал карту. Но Ваня упорно молчал и немка начала его бить.
Ваня больно ударился головой и потерял сознание.

Глава 15
Очнулся мальчик в другом блиндаже от близких взрывов. Последний взрыв раздался совсем рядом и дверь блиндажа сорвало. Мальчик выбрался наружу и увидел пустой, искореженный бомбежкой лес, откуда уже ушли немцы.
Вдруг перед ним появился русский солдат с автоматом. Это был Горбунов. Он обнял мальчика и прижал к груди.
А Ваня первым делом рассказал Горбунову о штабном блиндаже, очень теплом и уютном. Горбунов сразу повесил на блиндаж табличку о том, что он занят разведкой.

Глава 16
Ваня получил новое обмундирование и был на седьмом небе от счастья. А тут еще пришел парикмахер, и бойцы начали спорить как стричь Ваню. Ваня хотел с чубчиком, кто-то советовал под ноль, кто-то под бокс, кто-то под гребенку.
Парикмахер выслушал все советы и подстриг Ваню с челочкой.

Глава 17
После стрижки Горбунов и Биденко отвели Ваню в баню, и отскоблили всю многолетнюю грязь. Только потом Ваня смог надеть новое обмундирование.
Небольшая заминка вышла с портянками, ведь Ваня не знал, как их правильно наматывать, но Биденко два раза показал мальчику, и тот легко намотал портянку и надел сапоги.
Едва Биденко успел проколоть дополнительную дырку в ремне, как Ваню вызвали к командиру.

Глава 18
Ваня по привычке обратился к капитану Енакиеву как к дяденьке, а потом стал доказывать, что он солдат, потому что у него погоны и новая форма. Но Енакиев добился, чтобы мальчик начал отвечать по уставу и весело засмеялся. Он уже давно полюбил мальчика. Он достал коробку печенья и шоколад, и стал говорить с Ваней о жизни.
Ваня стал серьезным и заявил, что станет артиллеристом. Капитан Енакиев оставил его на батарее.

Глава 19
Ваня стал жить у Енакиева и учился выполнять обязанности артиллериста. Его уже знали на батарее и приняли очень радушно. Артиллеристы жили одной семьей. И хотя разведчики были элитой, у артиллеристов были свои козыри. У них был настоящий баян и лучший баянист части, и они очень хорошо пели.
Самым лучшим расчетом был расчет первого орудия, где служил Ковалев, герой и лучший наводчик страны, пожилой, дедушка, но очень храбрый.
Ваня очень быстро полюбил свое орудие, и много узнал о жизни артиллеристов. Особенно его тянуло к наводчику Ковалеву, человеку бывалому и много повидавшему.

Глава 20
Ковалев объяснил Ване, что они стоят уже возле границы Германии, и что разведчики уже ходили на ту сторону. Ваня немного пожалел, что ушел от разведчиков, но тут раздалась команда к бою.
Расчет начал вести огонь и Ваня сперва оглох, но потом кинулся подбирать упавшие гильзы.
Потом Ковалев дал посмотреть Ване в черную трубочку на одинокую сосну, по которой он наводил пушку. Но оказалось, что сосна находится позади, а снаряд полетел вперед Этого Ваня не мог понять.
Но Ковалев объяснил, что за разрывом следят наблюдатели и они же дают поправку. Он немного развернул ствол орудия и дал новый залп. Потом залпы пошли один за одним. Даже Ване дали разок пальнуть по Германии.

Глава 21
Осенью Ахунбаев и Енакиев разрабатывали план новой атаки. Для Ахунбаева все было ясно и просто, но Енакиев сомневался, он не знал какими резервами обладают немцы. А от его батареи во многом зависел успех задуманной атаки.
Енакиев обошел орудия, посмотрел на спящего Ваню, узнал, что мальчик отлично справляется с новыми обязанностями, и присел поговорить с Ковалевым.

Глава 22
Енакиев рассказал Ковалеву о своем желании усыновить Ваню, но в этот момент раздались минометные залпы. Немцы подтянули резервы и теперь громили две роты Ахунбаева.
Енакиев тут же дал команду орудиям к бою. Немцы разгадали план Ахунбаева и опередили его.

Глава 23
Енакиев прибыл на наблюдательный пункт и связался с Ахунбаевым. Тот сказал, что атакует немцев, и попросил огневой поддержки. Енакиев направил на новую позицию Ванин расчет.
Грузовик быстро подвез орудие в нужное место и тут Ваня встретил Биденко. Тот был рад встрече, хотя и смотрел на Ваню немного ревниво.
Раздалась команда "На колеса!"

Глава 24
Солдаты покатили орудие по направлению, которое указывал Биденко, следом тащили ящики со снарядами. Ваня подхватил один снаряд и тоже потащил его вперед.
Орудие установили в картофельной ботве, рядом стояло еще одно. Здесь же были Енакиев и Ахунбаев. Расчеты готовились к бою.
Но вот разгорелся бой. Немцы наступали, орудия стреляли так быстро, что никто уже не подбирал выпавшие гильзы, их просто отталкивали ногами.
Потом заговорили пулеметы Ахунбаева и немцы побежали.
Орудия снова покатили вперед.
Казалось победа близко и Ахунбаев ввел в бой последний резерв.
Но тут вдали показалось шесть танков и немецкая пехота.
Казалось только тут Енакиев заметил Ваню и тут же сказал ему уходить. Куда угодно, но подальше от орудия. Ваня просто отказался.
Тогда Енакиев дал ему пакет и приказал доставить в штаб дивизиона. Ваня отдал честь, взял пакет и побежал. За спиной он слышал новые залпы орудия.

Глава 25
Ваня отдал пакет командиру дивизиона, тот хмуро прочитал его и сказал, что уже знает. Ваня видел, что бой идет уже по всему фронту, медленно передвигаясь на запад. Вокруг двигались танки, пушки, солдаты. Ваня торопился обратно на высоту, где был капитан Енакиев, не зная, что бой там уже закончен.
Ваня не знал, что когда закончились снаряды, остатки роты Ахунбаева и артиллеристы Енакиева отбивались ручными гранатами и лопатами, а потом вызвали огонь на себя.
Ваня не узнавал местность. Повсюду были воронки, подбитые танки, раскуроченный грузовик, мимо прошли незнакомые артиллеристы.
И вот Ваня увидел свое орудие. Оно опиралась на пустые ящики, а на лафете сидел капитан Енакиев. Ване показалось, что тот спит, но на земле растекалась огромная лужа крови.
Ваня с ужасом смотрел на неподвижного капитана, когда ему на плечо опустилась чья-то рука. Это был Биденко. Ваня бросился к нему и зарыдал.

Глава 26
В кармане Енакиева нашли записку, написанную четким почерком, без малейшей помарки. В ней капитан прощался с батареей, и просил позаботиться о судьбе Вани Солнцева.
Вскоре после того, как Енакиева похоронили, Ваню вызвали к командиру полка, и тот объявил мальчику, что его направляют в суворовское училище.
Мальчика сопровождал сержант Биденко с подвязанной рукой. А Ваня нес большой мешок с вещами, которые ему насобирали разведчики и орудийцы. Были в этом мешке и погоны капитана Енакиева, которые Ване отдал командир полка. Он сказал мальчику, что тот является сыном полка, и потому не должен посрамить чести полка в училище.
Биденко сдал мальчика дежурному офицеру училища и простился с Ваней.

Глава 27
Вскоре Ваня уже спал. Под утро возле его кровати остановился седой генерал и с улыбкой посмотрел на мальчика, вспоминая свое детство. А когда запела труба, протянул Ване руку, помогая ему сделать первый шаг на новой дороге.

28.04.2019

Гайдар А. "Чук и Гек"

Гайдар А., "Чук и Гек"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Чук и Гек" и их характеристика

  1. Чук. Маленький мальчик. Веселый, озорной, проказливый. Упитанный.
  2. Гек. Его брат. Такой же озорник и проказник. Более худой. Хорошо поет.
  3. Мама. Добрая, любящая, решительная и смелая.
  4. Серегин. Отец. Работящий, геолог, начальник партии. Большой, бородатый, неуклюжий.
  5. Сторож. Добродушный, отзывчивый.
План пересказа рассказа "Чук и Гек"

  1. Телеграмма от отца
  2. Сборы в дорогу
  3. Вторая телеграмма
  4. Ссора и потеря телеграммы
  5. В поезде
  6. На маленькой станции
  7. В путь с ямщиком
  8. Пустая база
  9. Встреча со сторожем
  10. Одни в сторожке
  11. За водой
  12. Поиски Гека
  13. Возвращение сторожа
  14. Спящий в сундуке
  15. Письмо и ключ
  16. Подготовка к Новому году
  17. Возвращение геологов
  18. Московские куранты
Кратчайшее содержание рассказа "Чук и Гек" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Отце Серегиных пригласил жену и детей к себе в тайгу, но во второй телеграмме просил подождать с отъездом.
  2. Но Чук и Гек потеряли телеграмму и мать о ней не узнала.
  3. Они приехали на далекую станцию, а потом на пустую базу.
  4. Сторож дал им продуктов и пошел через тайгу к геологам.
  5. Гек спрятался в сундуке и всех напугал, а сторож привез ключ от комнаты Серегина.
  6. Мать и дети подготовили елку и игрушки, а когда отец вернулся, вместе встретили Новый год.

Главная мысль рассказа "Чук и Гек"
Даже маленькая ложь может стать причиной большой беды, но если держаться друг за друга, то можно выпутаться из любой неприятности.

Чему учит рассказ "Чук и Гек"
Рассказ учит не обманывать родителей даже в мелочах. Уметь отвечать за свои проступки. Учит быть дружными и поддерживать друг друга в любой ситуации. Учит трудиться и не лениться. учит тому, как жить счастливо.

Отзыв на рассказ "Чук и Гек"
Мне понравился этот рассказ, потому что его герои добрые и честные люди. Конечно проказливые мальчишки наделали делов, но не со зла, а просто потому что были такими бойкими и подвижными. Зато кончилось все очень хорошо и вся семья вместе встретила новый год.

Пословицы к рассказу "Чук и Гек"
Мир не без добрых людей.
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
Вместе жить - все делить.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Чук и Гек"
Возле Синих гор жил человек. Он много работал и у него не было времени съездить домой в отпуск. Поэтому он послал домой телеграмму, в которой попросил приехать к нему жену и двоих сыновей, Чука и Гека.
Когда почтальон принес телеграмму, Чук и Гек как раз дрались подушками. Но они очень обрадовались, увидев телеграмму, ведь они поняли, что это письмо от папы. Мама прочитала телеграмму и сказала, что отец не приедет, но что он зовет их в гости.
Целую неделю Чук и Гек собирались, а потом мама поехала на вокзал за билетами. В это время пришел почтальон и принес еще одну телеграмму. Но Чук и Гек как раз ссорились и телеграмму в запале выкинули в окно. Мальчики бросились во двор, но телеграмму не нашли. Грустные и печальные, они решили не говорить о телеграмме маме, хотя и знали, что врать нехорошо.
А потом мама с сыновьями села на поезд и поехала к отцу. Много интересного видели мальчики из окон поезда, но вот он наконец подкатил к маленькой заснеженной станции. Мама вывела сыновей на вокзал, и удивилась, что отец ее не встречает. Она решила, что телеграмма, в которой они сообщали о своем приезде не дошла до него.
Тогда мама наняла ямщика и тот повез семью в тайгу. Вокруг был снег и бегали зайцы. Ехать было долго и ямщик остановился переночевать в небольшой избушке. Ночью Гек любовался природой и слушал странные шаги, возможно вокруг избушки бродил медведь.
На следующий день они долго ехали по горам, и наконец подъехали к пустой базе экспедиции. Вокруг не было ни души. Мама решила, что это не та база, но ямщик ткнул пальцем в указатель. База была та самая.
Ямщик тоже был удивлен отсутствием людей. Он сказал, что на прошлой неделе все были в сборе. Потом он сходил в сторожку и, вернувшись, сказал, что печь в ней теплая, а значит сторож где-то рядом.
Мать с детьми вошли в сторожку, где в печи стояли еще теплые щи, дети легли спать, а ямщик уехал.
Ночью вернулся сторож. Он зашел с большой собакой и ружьем и спросил, что за гости приехали. Мать сказала, что она жена начальника геологической партии Серегина и хотела достать документы, но сторож махнул рукой - документы сидели на печке. Мальчики были копии отца.
Сторож сказал, что лично отвозил на станцию телеграмму, в которой Серегин просил жену задержаться в Москве, но мать не получала телеграмму. Она спросила о телеграмме у детей, а те завыли и признались во всем.
Сторож сказал, что они могут пожить у него, питанием он обеспечит, а на заре ушел в лес.
Мать с детьми вместе ходили за водой, носили дрова, топили печь, приготовили зайца. Потом пошли на прогулку. Тайга жила своей, незнакомой им жизнью, но была красива и величественна.
Прошло три дня, заяц был давно съеден, на обед варилась постная каша. Матери показалось, что у Гека жар и она оставила его дома, а за водой пошла с Чуком. Но Геку было скучно сидеть одному. А мать и Чук все не возвращались - они опрокинули ведра, потом забыли варежку и пришли домой только в сумерках. Гека не было. Мать и Чук искали его в доме, потом мать обошла избушку. Стало совсем темно.
Мать взяла ружье, выбежала во двор и выстрелила. Потом еще раз. Раздался ответный выстрел, кто-то спешил на помощь. Вскоре прибежал сторож. Узнав, что пропал мальчик, он велел собаке обнюхать калоши Гека и взять след. Собака обнюхала калоши, но из избы не пошла. Она подошла к сундуку в углу и три раза гавкнула.
Гек спокойно спал в сундуке. Как оказалось он решил подшутить и спрятаться, но сам не заметил как пригрелся и заснул.
А сторож достал голубой конверт, письмо от Серегина, и ключ от его комнаты и кладовой. Оказывается он успел сбегать в далекое ущелье к геологам.
Мать сразу стала наводить порядок в доме, а потом все вместе стали готовиться к Новому году. Ободрали цветные картинки из журналов, сшили из тряпок зверей и птиц, навертели цветов из папиросной бумаги. Сторож долго удивлялся переменам, а потом принес воска и фольги, и мать сделала свечи.
А сторож взял топор и принес из леса настоящую, очень красивую ель.
Четыре дня пролетели незаметно. В канун нового года Чук и Гек с утра пропадали на улице ожидая отца. Сторож показал направление, откуда появятся геологи, и действительно скоро показалась собачья упряжка.
Новый год отпраздновали весело. Играл баянист, мама танцевала, а Гек пел песни. А в полночь отец включил радиоприемник и все с волнением слушали бой далеких курантов.

27.04.2019

Скребицкий Г. "Как белочка зимует"

Скребицкий Г., "Как белочка зимует"

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа "Как белочка зимует" и их характеристика

  1. Белочка. Ловкая, пушистая, запасливая.

План пересказа рассказа "Как белочка зимует"

  1. Непогода в лесу
  2. Как устроено гнездо
  3. Тепло и уют
  4. По веткам за едой
  5. Главный запас.

Кратчайшее содержание рассказа "Как белочка зимует" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Зимой в лесу часто мороз и ветер.
  2. А гнездо белочки как шар на дереве.
  3. Спрячется белочка в гнездо, там тепло и уютно.
  4. А как непогода кончается, идет белочка за едой.
  5. Где шишку найдет, где гриб из своих запасов.
  6. Но главное сокровище в дупле спрятано - орехи и желуди.

Главная мысль рассказа "Как белочка зимует"
Чтоб зимой не голодать, надо летом все собрать.

Чему учит рассказ "Как белочка зимует"
Рассказ учит заранее готовиться к предстоящей зиме, учит запасать провизию и припасы, учит всегда иметь все необходимое на черный день. Учит правильно вести свое хозяйство. Учит любить животных и природу.

Отзыв на рассказ "Как белочка зимует"
Мне понравился этот рассказ и больше всего понравилась запасливая белочка. Такая рачительная хозяйка зимой точно не пропадет, потому что у нее везде есть запасы.

Пословицы к рассказу "Как белочка зимует"
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Запасливый нужды не знает.
Что запасешь, то и поешь.
Не все на сейчас, отложи и про запас.
И мышь в свою норку тащит корку.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Как белочка зимует"
Зимой белочке никакие морозы не страшны. Как начнется метель, белочка сразу к своему гнезду спешит. А гнездо у нее не простое, из веток и сучьев сделанное, как шар висит, а сбоку маленькая дырочка - вход.
А внутри гнездо мягкой подстилкой выстлано. Заберется в гнездо белочка, подстилкой лаз заделает и спит себе, хвостом укрывшись. И тепло белочке и уютно.
Снаружи ветер воет, снег колючий сыплется, а как кончится непогода, выберется белочка из гнезда и по веткам запрыгает, пищу себе добывать. Где еловую шишку промыслит, где сухой гриб с ветки снимет - сама же летом озаботилась, заготовила. Но главная еда у белки в дупле спрятана - орехи и желуди, на всю зиму запас.

26.04.2019

Драгунский В. "Заколдованная буква"

Драгунский В., "Заколдованная буква"

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа "Заколдованная буква" и их характеристика

  1. Дениска. Добрый и веселый мальчик, у которого выпали молочные зубы.
  2. Мишка. Его друг, у которого тоже выпало три зуба. Веселый и смешливый.
  3. Аленка. Девочка пяти лет. Также потеряла молочный зуб.

План пересказа рассказа "Заколдованная буква"

  1. Грузовик с елкой
  2. Еловая ветка с шишками.
  3. Аленка и ее сыски.
  4. Смех мальчишек.
  5. Оправдания девочки
  6. Мишкины хыхки
  7. Спор и рев.
  8. Денискины фыфки.

Кратчайшее содержание рассказа "Заколдованная буква" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Во двор привезли большую и красивую ель.
  2. Аленка взяла ее ветку и сказала, что на ней большие сыски.
  3. Мальчишки стали смеяться над девочкой.
  4. Аленка сказала, что у нее выпал зуб.
  5. Мишка сказал, что у него выпало три зуба, а он горит правильно - хыхки.
  6. Дениска пошел домой и произнес это слово как фыфки.

Главная мысль рассказа "Заколдованная буква"
Когда выпадают зубы, очень сложно правильно произносить некоторые буквы.

Чему учит рассказ "Заколдованная буква"
Рассказ учит не смеяться над чужими ошибками, учит замечать свои ошибки. Учит веселиться и никого не обижать. Учит дружить.

Отзыв на рассказ "Заколдованная буква"
Очень смешной рассказ, в котором все дети не могли правильно произнести букву Ш. Но смеяться над ними я не буду, ведь у них просто выпадали молочные зубы, а когда вырастут новые, то они все скажут правильно.

Пословицы к рассказу "Заколдованная буква"
Конь о четырех ногах, и тот спотыкается.
Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается.
Других не суди, на себя погляди.
Как судишь, так и судим будешь.
Над другими посмеешься, над собой поплачешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Заколдованная буква"
Однажды Дениска гулял во дворе с Аленкой и Мишкой, когда во двор въехал грузовик и рабочие сгрузили большую елку. Шофер побежал в домоуправление, а дети остались возле елки.
Аленка взялась за веточку и сказала, что на ней большие сыски.
Мальчишки стали громко смеяться, а Дениска сказал, что стыдно девочке в пять лет говорить сыски, ведь ее скоро замуж выдавать. Мальчики смеялись до икоты и терли себе лица снегом.
А Аленка смутилась и сказала, что у нее выпал зуб, поэтому она так и говорит.
Мишка сказал, что у него целых три зуба выпали, а еще два шатаются, но все равно говорит правильно - хыхки.
Тут уж и Аленка засмеялась и стала говорить, что неверно говорить хыхки, ведь правильно говорить сыски. Аленка и Мишка стали спорить и даже разревелись.
А Дениска пошел домой и всю дорогу смеялся. Ведь он точно знал, что правильно это слово говорить фыфки.

25.04.2019

Шим Э. "Не смей!"

Шим Э., "Не смей!"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Не смей!" и их характеристика

  1. Федор. Молчаливый крепыш, заводила и атаман.
  2. Татьяна. Робкая маленькая девочка в очках. Очень храбрая и любит животных.

План пересказа рассказа "Не смей!"

  1. Горка песка
  2. Атаман Федор
  3. Тихоня Татьяна
  4. Крепость Федора
  5. Сенокосец
  6. Черная пятка
  7. Крик Татьяны
  8. Спасенный паук

Кратчайшее содержание рассказа "Не смей!" для читательского дневника в 6 предложений

  1. На горке песка постоянно играли малыши.
  2. Атаманом у их был Федор, молчаливый крепыш.
  3. Тихоня Татьяна в очках всегда сидела с краю и ревела тихо.
  4. В тот день Федор строил крепость и вдруг увидел паука-сенокосца.
  5. Федор хотел раздавить паука, но Татьяна закричала "Не смей".
  6. И Федор не тронул ни паука, ни девочку.

Главная мысль рассказа "Не смей!"
Нельзя обижать слабых.

Чему учит рассказ "Не смей!"
Рассказ учит не обижать тех, кто меньше и слабее, а если кто-то другой обижает малышей, то обязательно за них заступаться. Учит доброте и справедливости. Учит любить животных. Учит не бояться отстаивать правду.

Отзыв на рассказ "Не смей!"
Мне понравился этот рассказ, и особенно девочка Таня, которая была слабее всех, но оказалась всех сильнее, когда заступилась за ни в чем не повинное живое существо. Страх за чужую жизнь сделал девочку храброй.

Пословицы к рассказу "Не смей!"
Кто кого обидит, того бог ненавидит.
У сильного всегда бессильный виноват.
Кто за правое дело дерется, у того сила двойная берется.
Когда нужно, можно и за волка заступиться.
Будешь храбрым, будешь и сильным.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Не смей!"
В нашем дворе есть большая песочная горка, где всегда малыши копаются. Лепят куличики, что-то строят из шишек.
И конечно, у малышей есть свои заводилы и атаманы, а есть свои тихони.
В нашем дворе таким атаманом среди малышей был мальчик Федор. Вечно лохматый, непричесанный. Казалось, что Федор сам запрещает себя причесывать, чтобы страшнее казаться.
Молчаливым был Федор, насупленным, а уж если что строит на песочной кучке, то лучше к нему совсем не приближаться.
Ну а самой тихой в песочнице была девочка Татьяна. И ростком меньше всех, и слабее всех, да еще очки носит, что в таком возрасте совестно. Сидит Татьяна всегда с краю, старается никому не мешать. И когда Татьяну другие дети обижали, реветь она тоже старалась тихо и незаметно.
Но в тот день Татьяна победила Федора.
И было это так.
Строил Федор крепость из песка. И вдруг увидел, как по его крепости бежит паук-сенокосец. Мелочь безобидная. Поднял Федор ногу с черной пяткой, хотел паучка прихлопнуть, а Татьяна вдруг как закричит ему: "Не смей!".
И остановился Федор. Не убил паучка. И Татьяну не тронул. Будто и впрямь задумался, а что ему собственно сделали те, кто меньше и слабее?

24.04.2019

Сухомлинский В. "Почему плачет синичка?"

Сухомлинский В., "Почему плачет синичка?"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Почему плачет синичка?" и их характеристика

  1. Миша. Мальчик 10 лет. Веселый, активный, бойкий, деловой.
  2. Оля. Девочка 9 лет. Вдумчивая, разумная, спокойная.
  3. Синичка. Обеспокоенная, волнующаяся, мать.

План пересказа рассказа "Почему плачет синичка?"

  1. Тополь у дома
  2. Веревочные качели
  3. Веселые дети
  4. Пение синички
  5. Дупло с птенчиками
  6. Слезы синички

Кратчайшее содержание рассказа "Почему плачет синичка?" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рос возле дома ветвистый тополь, а в доме жили Миша и Оля.
  2. Сделали дети веревочные качели на тополе, и стали качаться.
  3. А рядом летала синичка и пела.
  4. Миша думал, что птичка радуется вместе с ними.
  5. Но Оля сказала, что птичка плачет, потому что в дупле у нее птенцы.
  6. Дети слезли с качелей и Миша задумался, о чем плачет синичка.


Главная мысль рассказа "Почему плачет синичка?"
Тополь для синички родной дом, а никому не хочется, чтобы его дом сломался.

Чему учит рассказ "Почему плачет синичка?"
Рассказ учит бережному отношению к природе, ко всем живым существам, что нас окружают. Учит доброте, внимательности, заботливости.

Отзыв на рассказ "Почему плачет синичка?"
Этот рассказ говорит о том, что играя дети могли сломать тополь и разрушить гнездо птички. Поэтому синичка так плакала, она волновалась за своих деток. Но дети осознали это, и перестали качаться на дереве.

Пословицы к рассказу "Почему плачет синичка?"
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Синичке гнездо - родная хата.
Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.
Кукушка кукует по дому горюет.
Мала птица, а и то свое гнездо бережет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Почему плачет синичка?"
Жили в селе муж с женой, и были у них сын Миша и дочь Оля. А около дома рос ветвистый тополь.
Однажды Миша предложил Оле сделать на тополе качели и девочка с радостью согласилась. Привязал Миша к веткам веревку, встали на веревку дети и давай качаться.
А вокруг синичка летала и пела.
И Миша говорил, что синичке тоже радостно оттого, что они качаются.
А Оля посмотрела на ствол дерева и увидела дупло. А в дупле гнездо синички и маленькие птенчики.
И тогда Оля сказала, что синичка не поет, а плачет. И спрыгнула с качелей.
Миша тоже слез с качелей и задумался, почему же плакала синичка?

23.04.2019

Пивоварова И. "Сочинение"

Пивоварова И.,"Сочинение"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Сочинение" и их характеристика

  1. Люся Синицына. Добрая и находчивая девочка, которая любит помогать маме.
  2. Мама. Была приятно удивлена способностями дочери.
  3. Вера Евстигнеевна, учительница. 

План пересказа рассказа "Сочинение"

  1. Сочинение
  2. Что любит стирать Люся
  3. Долгожданный звонок
  4. Триумф Люси Синицыной
  5. Радостная мама
  6. Стирка занавесок
  7. Талантливая Люся.

Кратчайшее содержание рассказа "Сочинение" для читательского дневника в 6 предложений

  1. В школе задали написать сочинение "Как я помогаю маме".
  2. Люся не знала что писать, и потому стала писать про то, как любит стирать.
  3. Учительница поставила девочке пять и обещала прочитать сочинение на родительском собрании.
  4. Мама Люси пришла в восторг и решила дать Люсе постирать занавески.
  5. Занавески были очень большими и Люся сильно намучилась с ними.
  6. Но мама была довольна и сказала, что завтра Люся будет стирать скатерть.

Главная мысль рассказа "Сочинение"
Не надо хвастать тем, что не умеешь делать.

Чему учит рассказ "Сочинение"
Рассказ учит действительно помогать своим родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова. Учит говорить правду. Учит не боятся трудностей и делать дело.

Отзыв на рассказ "Сочинение"
Меня сильно насмешил этот рассказ, но и заставил задуматься. Теперь я точно знаю, что не стану выдумывать в сочинениях, чтобы не получилось, как в рассказе. Лучше написать меньше, но чистую правду. А еще лучше не лениться и всегда помогать маме.

Пословицы к рассказу "Сочинение"
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Легко хвалиться, легко и свалиться.
Назвался груздем - полезай в кузовок.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Глаза боятся, а руки делают.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Сочинение"
Однажды в школе задали написать сочинение на тему "Как я помогаю маме".
Люся Синицына взяла ручку и написала, что она часто помогает маме. Она подметает пол и моет посуду. А еще стирает носовые платки.
Сочинение получилось очень коротким, и Люся посмотрела по сторонам. Ее подруга Люська Косицына так и строчила в тетрадке, и Люся вспомнила, что один раз постирала чулки. Тогда она дописала, что стирает носки и чулки.
А все в классе склонились над тетрадками и писали, писали, писали.
Люсе было стыдно сдавать такое маленькое сочинение и она дописала, что стирает майки, рубашки и трусы.
Урок не кончался, и Люся добавила, что стирает платья, салфетки и покрывала.
Звонка все не было, и Люся написала, что любит стирать занавески и скатерти.
Наконец прозвенел звонок.
Люсе поставили за сочинение пять, и ее сочинение учительница даже прочитала вслух перед всем классом. А еще учительница пообещала прочитать его на родительском собрании.
Люся пыталась уговорить маму не ходить на родительское собрание. Но мама все равно сходила. А на утро похвастала перед папой, что их дочь очень любит стирать занавески. И тут же предложила Люсе постирать занавески, чтобы не нести их в прачечную.
Занавески были огромные и Люся стирала их по кусочкам. Это было очень трудно, но еще труднее оказалось развешивать мокрые занавески. Они даже упали на пол и их пришлось снова тащить в ванную. Зато пол в комнате заблестел как новый.
В конце концов занавески были повешены, но весь день с них текла вода, и Люся поставила под занавески всю посуду, которую нашла в доме.
Но мама все равно осталась довольна и сказала, что девочка отлично выстирала занавески, и завтра будет стирать скатерть.

22.04.2019

Пермяк Е. "Как Миша хотел маму перехитрить"

Пермяк Е., "Как Миша хотел маму перехитрить"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Как Миша хотел маму перехитрить" и их характеристика

  1. Миша. Безответственный мальчик, обманщик, хитрец, баловник и лодырь.
  2. Мама. Не менее хитрая и умная. Нашла оригинальный выход из ситуации.

План пересказа рассказа "Как Миша хотел маму перехитрить"

  1. Возвращение мамы
  2. Сломанный велосипед
  3. Порванная рубашка
  4. Один башмак
  5. Предложение мамы
  6. Миша задумался.

Кратчайшее содержание рассказа "Как Миша хотел маму перехитрить" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Пришла мама с работы.
  2. Видит у велосипеда колесо отвалилось.
  3. Рубашка порвалась, а ботинок только один остался.
  4. А Миша говорит, что вещи сами сломались, порвались и потерялись.
  5. Мама решила наказать вещи и села ждать, пока те сами починятся.
  6. И Миша сел, да крепко задумался.

Главная мысль рассказа "Как Миша хотел маму перехитрить"
Хитри - не хитри, а все исправлять самому придется.

Чему учит рассказ "Как Миша хотел маму перехитрить"
Рассказ учит не искать оправданий своим ошибкам, а исправлять их самостоятельно. Не бояться отвечать за ошибки, ведь любая ошибка - бесценный опыт. Их не совершает только тот, кто ничего не делает.

Отзыв на рассказ "Как Миша хотел маму перехитрить"
Очень правильный и полезный рассказ. Мальчик Миша должен понять, что если он сделал что-то плохо, то сам должен это исправить. И никто за него не будет это делать. А хитрить и изворачиваться, спихивая вину на другого, плохо и неправильно.

Пословицы к рассказу "Как Миша хотел маму перехитрить"
Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
Как не хитри, а правды не перехитришь.
Сам смекай, где омут, где край.
Ничего само собой не делается.
Умный и ошибется, и поправится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Как Миша хотел маму перехитрить"
Как-то приходит мама домой после работы и удивляется - у велосипеда колесо открутилось, рубашка сама разорвалась, второй башкам сам куда-то потерялся.
Так отвечает ей Миша, когда мама спрашивает сына о беспорядке.
Но мама поняла, что Миша просто хочет схитрить и снять с себя ответственность. И тогда она предлагает наказать негодные вещи, заставить их самих починиться, зашиться,  и находиться.
А самим пока сесть и посмотреть, как вещи будут это делать.
Сели мама с Мишей возле сломанного велосипеда, разорванной рубашки, и одного башмака, и сидят. Крепко задумался Миша, и видимо было о чем.

21.04.2019

Снегирёв Г. "Про пингвинов"

Снегирев Г., "Про пингвинов"

Жанр: рассказы о животных

Читайте краткое содержание других рассказов Геннадия Снегирева:
"Чудесная лодка"
"Слон"

Главные герои рассказа "Про пингвинов" и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Любитель природы, человек наблюдательный и добрый.
  2. Пингвины. Очень веселые, общительные, разные.

План пересказа рассказа "Про пингвинов"

  1. На пингвиньем пляже
  2. Катание на фанере
  3. Пингвины и музыка
  4. Забияки
  5. Коварный поморник
  6. Долгий путь к морю
  7. Антарктический леопард
  8. Храбрый пингвиненок
  9. Камушки для гнезда
  10. Прощание с пингвинами

Кратчайшее содержание рассказа "Про пингвинов" для читательского дневника в 6 предложений

  1. На небольшом антарктическом острове, где жили пингвины, высадились люди.
  2. Пингвины интересовались людьми, слушали музыку, кусали их за сапоги.
  3. А сами ходили к морю, катались на животах и весело купались.
  4. Врагами пингвинов были поморники и морские леопарды.
  5. Гнезда пингвины строили из камушков, за которые часто дрались.
  6. Пурга заметала пингвинов и они сидели под снегом, делая дырочки клювом.

Главная мысль рассказа "Про пингвинов"
Все в природе устроено очень гармонично, а дом пингвинов - Антарктида.

Чему учит рассказ "Про пингвинов"
Рассказ учит любить природу, быть внимательным и наблюдательным, никогда не обижать наших меньших собратьев.

Отзыв на рассказ "Про пингвинов"
Мне понравился этот рассказ, потому что из него я узнала много интересного о пингвинах. Я никогда не думала, что такие замечательные и интересные птицы, за которыми так занимательно наблюдать.

Пословицы к рассказу "Про пингвинов"
Каждая птица хозяйка своего гнезда.
Всякая птица своим носом сыта.
Всякая птица свою песню поет.
К недоброму человеку и пингвин не подойдет.
Всяк пингвин хвалит свою Антарктиду.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Про пингвинов"
Пингвиний пляж.
Около Антарктиды есть маленький скалистый островок, только в одном месте имеющий низкий берег. Это пингвиний пляж.
Сюда высадились люди. Выгрузили свои вещи, а вокруг собрались пингвины, смотрят, кричат, обсуждают. Никогда таких вещей не видели.
Нашли лист фанеры, стали по нему бегать, танцы устраивать, потом кататься на нем начали.
А вечером собрались строем и ушли, только последний пингвин все на людей оглядывался.

Любопытные.
Очень любили пингвины смотреть как люди хлеб едят, все понять не могли, что это они делают. А как люди стали умывальник вешать, столпились рядом и смотрят. А из умывальника вода начала капать. Так пингвины застыли, головы набок склонили, как музыку слушают.
И еще любили слушать, как примус в палатке шумел. Тоже музыка.

Забияки.
Были среди пингвинов и драчуны. Один пингвин бидон опрокинул и все на него набрасывался, клевал, крыльями бил. А начнешь оттаскивать пингвина, клюется, злится.
А другой забияка все караулил, когда люди за водой пойдут. Подскакивал и в сапог цеплялся. Только половника и боялся.

Хитрый поморник.
Поморники главные враги пингвинов на суше. Стоит пингвинам зазеваться, как поморник тут же пингвиненка утаскивает.
А пингвины увидят поморника, станут стеной, пингвинят закроют.
Так хитрый поморник на землю сел, и к пингвинам подошел. Встал и стоит. Долго стоял. Пингвины про него забыли, разошлись, а поморник пингвиненка утащил.

К морю.
С утра пингвины ходили к морю. Строем, гуськом, один за другим. С гор на брюхе скатывались. Скатятся, снова строем встанут и идут. На крутой берег выйдут, загалдят, и в море по очереди прыгают. Играют в море, кувыркаются.

Морской леопард.
Вдруг все пингвины стали на берег выскакивать. А кто далеко в море был, так просто на льдины. Иногда прямо на головы друг другу. Все льдины в пингвинах, весь берег в пингвинах.
А из моря вдруг зверь страшный вынырнул, фыркнул и уплыл.
А пингвины еще долго в страхе стояли.
Это был морской леопард, огромный тюлень, который пингвинов в воде ловит, в воздух подбрасывает и зубами разрывает.

Отважный пингвиненок.
Однажды люди увидели на берегу маленького пингвиненка. Он стоял на высоте трехэтажного дома, еще совсем голый, а остальные пингвинята грелись на камнях. Долго стоял пингвиненок, потом прыгнул в море, вынырнул и на камни забрался. Удивленно на море посмотрел. Он первым в море искупался.

Камушки.
Однажды пингвины шли с пляжа молча, камушки в клювах несли. Каждый свой. Если упадет камушек, пингвин его обязательно подбирал. А иногда из-за чужого камушка драки начинались. Видимо сильно тот камушек пингвинам нравился.
Камешки пингвинам для гнезда нужны. Пингвиниха сядет на гнездо, камушки под себя подгребет. А пингвин рядом стоит, караулит. Если зазевается, сосед обязательно камешек утащит, и тогда драки не миновать.

До свидания!
Началась пурга, пошли люди с пингвинами прощаться, а пингвинов нет. Одни снежные бугорки торчат. Копнули один бугорок - клюв торчит. Копнули второй, а оттуда пингвин выскочил, заругался.
Пингвины всегда так от пурги прячутся. Только пингвинята на камнях стоят и их снегом заносит. Помахали люди пингвинам, но те лежали, занесенные снегом. Только пингвин забияка бежал за людьми до берега, ведь половник уже был в сумке спрятан.

20.04.2019

Яхнин Л. "Пятое время года"

Яхнин Л., "Пятое время года"

Жанр: рассказ

Читайте краткое содержание других рассказов Леонида Яхнина:
"Силачи"
"Метро"

Главные герои рассказа "Пятое время года" и их характеристика

  1. Человек, который хотел сделать что-то замечательное. Мечтатель и лодырь.

План пересказа рассказа "Пятое время года"

  1. Чем плохи времена года
  2. Коньки
  3. Черешневый сад
  4. В лодке по реке
  5. Нет нужного времени года

Кратчайшее содержание рассказа "Пятое время года" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил человек, который хотел совершить что-то хорошее.
  2. Но каждое время года ему не нравилось.
  3. Хотел на коньках кататься, лето пришло.
  4. Хотел сад посадить, осень наступила.
  5. Хотел по реке поплыть, зима началась.
  6. Вот придет пятое время года и он развернется.

Главная мысль рассказа "Пятое время года"
Не надо долго собираться что-то делать, нужно просто встать и сделать.

Чему учит рассказ "Пятое время года"
Рассказ учит не предаваться пустым мечтаниям, учит заниматься делом не ища оправданий, не выбирая время года. Учит не лениться.

Отзыв на рассказ "Пятое время года"
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем говорится о вредности простых мечтаний, не подкрепленных деятельностью. Если уж у тебя есть мечта, приложи какие-нибудь усилия для ее исполнения.

Пословицы к рассказу "Пятое время года"
Под лежачий камень вода не течет.
У лодыря что ни день, то лень.
Не спеши языком, спеши делом.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Дела словами не заменишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Пятое время года"
Один человек все время хотел сделать что-нибудь замечательное. Но никак не мог выбрать для этого времени года. Зимой ему было холодно, весной сыро, летом жарко, а осенью туманно.
Вот подумал человек о том, чтобы встать на коньки и стать чемпионом, но тут лето наступило.
Захотел посадить вишневый или яблоневый сад, да везде клетки на деревьях повесить, с певчими птичками.
Но тут осень пришла. Пора не сад сажать, а урожай убирать.
Размечтался человек сесть в лодку и по реке широкой поплыть, чтобы ни берегов, ни краев не видеть. Но зима наступила, льдом реки покрылись.
Много хорошего мог сделать этот человек, только времени года выбрать не мог. Вот когда настанет пятое время года, тогда он точно развернется, уж будьте уверены!

19.04.2019

Пришвин М. "Ёж"

Пришвин М., "Еж"

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа "Еж" и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Натуралист, любитель животных и знаток природы.
  2. Еж. Лесной зверь. Хозяйственный, заботливый, трудолюбивый.

План пересказа рассказа "Еж"

  1. Встреча в лесу
  2. Еж в ручье
  3. Еж в шляпе
  4. Еж дома
  5. Под кроватью
  6. Включенный свет
  7. Еж и газета
  8. Еж и вода
  9. Еж и яблоки

Кратчайшее содержание рассказа "Еж" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор встретил в лесу ежа и забрал его домой.
  2. Еж спрятался под кроватью, а когда стемнело стал бегать по комнате.
  3. На свечу еж смотрел как на луну.
  4. Он утащил газету и сделал себе гнездо
  5. Автор дал ежу воды в блюдце.
  6. Еж стал жить в доме и кушать булочки, запивая молоком.

Главная мысль рассказа "Еж"
Еж - животное занятное, спокойное, и идеально подходящее для содержания дома.

Чему учит рассказ "Еж"
Рассказ учит любить природу, любить животных и никогда их не обижать. Учит наблюдательности и внимательности. Учит понимать заботы простых животных.

Отзыв на рассказ "Еж"
Мне понравился еж, главный герой этого рассказа. Он мне показался очень рассудительным, спокойным, он легко приспосабливался к новым условиям и ничего не боялся. Но автор зря взял ежа домой, ведь в лесу у ежа могли оставаться дети.

Пословицы к рассказу "Еж"
Голыми руками ежа не ухватишь.
Еж иголки спрятать не может.
Диковина еж, а и его много.
Всякий дом хозяином держится.
Своя ноша не тянет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Еж"
Однажды автор шел по лесу и увидел ежа. Он ткнул ежа кончиком сапога, а еж фыркнул и кольнул сапог иголками. Автор сбросил ежа в ручей, тот сразу развернулся и поплыл. Тогда автор палкой скатил ежа в шляпу и понес домой. Дома у него было много мышей и автор хотел, чтобы еж их ловил.
Дома автор положил ежа на пол и стал писать. Еж некоторое время лежал свернувшись, потом убежал под кровать и там затих.
Вечером автор включил свет, а еж решил, что взошла луна, выбежал из-под кровати и стал бегать по комнате.
Автор пустил дыму из трубки, а еж совсем освоился и стал бегать вокруг его ног.
Потом автор уронил газету на пол и лег спать.
Проснулся автор от шороха. Он зажег свечу и увидел, что газета лежит уже посередине комнаты. Автор решил посмотреть, зачем ежу газета и затих.
Еж скоро снова подбежал к газете и потащил ее в угол. Автор догадался, что еж хочет сделать из газеты гнездо, словно из сухих листьев. Еж утащил газету и скоро устроил себе настоящее гнездо. Потом подошел к автору и стал смотреть на свечу.
Автор решил, что еж хочет пить, и налил ему воды в блюдце, стараясь шуметь словно лесной ручеек. Потом подвинул блюдце к ежу и тот стал лакать. Автор осторожно погладил ежа по колючкам.
Потом автор сказал ежу, что пора спать и лег. Но скоро снова раздался шорох. Автор вновь зажег свечу и увидел, что еж таскает яблоки из мешка, который стоял в углу.
Еж прижился в доме, и в обед автор стал брать его на стол, давать молока или булочку, а еж с удовольствием ел.

18.04.2019

Чехов А. "Крыжовник"

Чехов А., "Крыжовник"

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа "Крыжовник" и их характеристика

  1. Иван Иваныч. Ветеринарный врач. Думает о смысле жизни.
  2. Буркин. Учитель гимназии.
  3. Алехин, молодой помещик, барин, деловой, хозяйственный.
  4. Николай Иванович, брат Ивана Иваныча. Бывший чиновник, а ныне счастливый помещик, исполнивший свою мечту.

План пересказа рассказа "Крыжовник"

  1. Неожиданный дождь
  2. В гостях у Алехина
  3. Рассказ Ивана Иваныча
  4. Обычный чиновник.
  5. Мечта о крыжовнике
  6. Экономия
  7. Смерть жены
  8. Покупка имения
  9. Совершенно счастливый человек
  10. Зачем ждать свободы

Кратчайшее содержание рассказа "Крыжовник" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Иван Иваныч и Буркин, спасаясь от дождя зашли к Алехину, и тот радушно принял гостей.
  2. Иван Иваныч стал рассказывать про своего брата Николая.
  3. Николая служил в казенной палате и мечтал о своем имении и крыжовнике
  4. Он экономил и уморил голодом жену, на которой женился ради ее денег.
  5. Николай купил имение, стал помещиком и развел крыжовник.
  6. Он был счастлив своей жизнью, забыв о ближних и о своем одиночестве.

Главная мысль рассказа "Крыжовник"
Жизнь человека оказывается пустой, если он думает лишь о себе, даже если при этом он счастлив.

Чему учит рассказ "Крыжовник"
Рассказ учит не быть эгоистом, задумываться о других людях, делать людям добро. Не ждать свободы, а стараться ее достичь прямо сейчас. Учит думать не о мелочах быта, а о самой жизни, о том, сколько вокруг несчастных людей, которые нуждаются в нашей помощи.

Отзыв на рассказ "Крыжовник"
Мне очень понравился этот рассказ за то, что в нем вскрывается проблема личного счастья, эгоистичного и мелочного, в противовес счастью общественному. Человек живущий лишь для себя, пропадает для общества, он никому не приносит пользы, он живет пустой, никчемной жизнью.

Пословицы к рассказу "Крыжовник"
Зачем тем хвалиться, что людям не годится.
Людей много, а человека нет.
Везде хорошо, где есть добрые люди.
Поживи для людей, поживут и люди для тебя.
Живут один раз, не потом, а сейчас.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Крыжовник"
Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин шли по полю, когда начался сильный дождь. Они решили добраться до Алехина и скоро подходили к мельнице, где возле амбара стоял и сам Алехин. Хозяин радушно приветствовал гостей, пригласил их в дом, где все с удовольствием искупались, потом сели в халатах в гостиной, и Иван Иваныч начал свой рассказ.
Он рассказывал про своего брата, Николая Ивановича, который с девятнадцати лет сидел в казенной палате и очень тяготился этой работой. Николай скучал по деревенской вольной жизни, к которой привык с детства, а потому стал мечтать купить усадьбу на берегу реки. Николай мечтал, что станет есть собственные щи, спать на солнышке и особенно его привлекал крыжовник.
Николай много раз чертил план своей будущей усадьбы и всегда у него выходило одно и тоже - барский дом, людская, огород и крыжовник. Николай стал жаден, во всем себе отказывал, женился, когда ему минуло сорок лет, на богатой вдове, но и ее держал в черном теле. Поэтому бедная женщина через три года умерла, но Николай и не думал винить себя в ее смерти.
После смерти жены Николай пять лет присматривал имение и наконец купил сто двенадцать десятин земли с барским домом и людской, но без фруктового сада. Рядом была речка с черной водой, потому с одной стороны усадьбы стоял кирпичный завод, а с другой костопальный.
Но Николай не огорчался, зажил помещиком и выписал двадцать кустов крыжовника.
В прошлом году Иван Иванович навестил своего брата. Тот постарел, располнел, но брату обрадовался и повел показывать имение.
Теперь это уже не был чиновник, а был настоящий помещик, барин. Завел в имении свои порядки, стал смело рассуждать о том, что нужно народу, уверял, что знает мужика.
Вечером к чаю подали полную тарелку крыжовника. Николай ел ягоду за ягодой, смеялся и уверял Ивана Ивановича, что это очень вкусно. Иван Иваныч с трудом поел кислых и жестких ягод, но понял, что перед ним сидит совершенно счастливый человек, который добился от жизни того, чего хотел. Даже ночью Николай вставал и подходил к тарелке за ягодами крыжовника.
В ту ночь Иван Иваныч понял, что тоже был счастлив, что тоже поучал и рассуждал о свободе, говоря, что ее надо подождать. Но в тот миг он задумался, а зачем ее ждать? Для чего? И он горько пожалел, что уже не молод.
Иван Иваныч стал уговаривать Алехина не тратить свою молодость, не уставать делать добро. Алехин не вникал, что ему говорит Иван Иваныч, ведь эти слова не имели отношения к его жизни, но ему было приятно.
Разошлись все поздно.

17.04.2019

Драгунский В. "Кот в сапогах"

Драгунский В., "Кот в сапогах"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Кот в сапогах" и их характеристика

  1. Дениска Кораблев. Мальчик добрый, веселый, находчивый.
  2. Мишка Слонов. Его друг. Добрый, но очень практичный, даже жадный.
  3. Вера Сергеевна. Соседка. Веселая и оригинальная.

План пересказа рассказа "Кот в сапогах"

  1. Объявление о карнавале
  2. Дениска забыл про костюм
  3. Отцовские сапоги
  4. Мамина шляпка
  5. Хвост соседки
  6. Мишка портной
  7. Нарисованные усы
  8. На карнавале
  9. Первая премия
  10. "Дядя Степа" для Мишки

Кратчайшее содержание рассказа "Кот в сапогах" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Перед каникулами учительница объявила о карнавале.
  2. Дениска забыл подготовить костюм, ведь мама уехала, и ему приходилось следить за папой.
  3. Мишка пришел в костюме гнома, и друзья стали искать костюм для Дениски.
  4. Дениска надел папины сапоги и мамину шляпку.
  5. Соседка сравнила его с котом в сапогах, и дала хвост.
  6. Дениска получил первую премию за оригинальный костюм, и поделил ее с Мишкой.

Главная мысль рассказа "Кот в сапогах"
Чем вещь оригинальней и уникальней, тем она интересней.

Чему учит рассказ "Кот в сапогах"
Рассказ учит не откладывать дела в долгий ящик, планировать свои дела. Учит находить неожиданные решения, учит искать выход из любых ситуаций. Учит помогать друзьям. Учит ценить чужую помощь и не приписывать все заслуги себе.

Отзыв на рассказ "Кот в сапогах"
Мне понравился этот рассказ и особенно его неожиданный финал. Не удивительно, что костюм Дениски победил в конкурсе, ведь он был таким уникальным. Но Дениска очень хорошо поступил, что не стал зазнаваться и поделился премией с Мишкой, который ему помог и поддержал в трудную минуту.

Пословицы к рассказу "Кот в сапогах"
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Голь на выдумку хитра.
Дорога помощь вовремя.
Дружба заботой, да подмогой крепка.
Одна голова хорошо, а две лучше.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Кот в сапогах"
Наступили каникулы, и учительница Раиса Ивановна предупредила ребят, что на каникулах будет устроен праздничный маскарад, и обладатель лучшего костюма получит премию.
Мишка обрадовался и сказал, что станет гномом, ведь у него уже есть накидка от дождя. А Дениска, сказал, что подумает.
Его мама уехала, оставив Дениску с отцом, и мальчик намучился, следя за папашей. Он совсем забыл про карнавал, когда вдруг прибежал Мишка и закричал, что карнавал сегодня. Он был уже в костюме гнома.
Дениска растерялся и сказал, что у него нет костюма. Но бойкий Мишка предложил поискать что-нибудь чудное у Дениски дома. Мальчик нашел старые отцовский бахилы, рыбачьи сапоги, и надел их.
Сапоги были огромными, но зато красиво блестели. Тогда мальчики стали искать шляпу, и Дениска достал мамину соломенную шляпу. Костюм получился прекрасным, но мальчики не знали как его назвать. Дениска предлагал "Мухомор", а Мишка "Старый рыбак".
Дениска вышел в коридор и там его увидела соседка Вера Сергеевна. Она назвала мальчика котом в сапогах, и Дениску осенило. Он спросил, нет ли у соседки хвоста.
Вера Сергеевна сперва обиделась и ответила, что она не черт, но потом вошла в положение и вынесла мальчику потрепанный рыжий хвостик.
Мишка оценил хвост и быстро его пришил, три разу больно уколов Дениску. Потом Дениска нарисовал себе тушью усы, и мальчики пошли в школу.
В школе было много нарядных мальчиков и девочек. Одних гномов было штук пятьдесят. Много было и Снежинок. А вот кот в сапогах был только один. И пускай Дениска часто запинался в огромных сапогах, но все равно, в конце карнавала вожатая Люся пригласила его на сцену и вручила первую премию - книжки "Дядя Степа" и "Сказки-загадки".
Борис Сергеевич сыграл туш, и Дениска снова чуть не упал.
Когда мальчики шли домой, Мишка посетовал на то, что гномов было много, а кот в сапогах оказался один. А Дениска предложил Мишке книжку в подарок, ведь тот помог ему победить. Мишка отказался от книжки, но все равно взял "Дядю Степу".

16.04.2019

Яхнин Л. "Силачи"

Яхнин Л., "Силачи"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Силачи" и их характеристика

  1. Первый мальчик. Хвастун и задавака.
  2. Второй мальчик. Хвастун и задавака.

План пересказа рассказа "Силачи"

  1. Встреча двух хвастунов
  2. Дом и грузовик
  3. Электровоз и состав
  4. Гора и слон
  5. Обычная старушка

Кратчайшее содержание рассказа "Силачи" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретились два мальчика и давай хвастать.
  2. Один грузовик обещает поднять, второй дом.
  3. Один электровоз обещает поднять, второй целый состав.
  4. Один слона подкинуть обещает, второй гору поднять.
  5. Мимо старушка шла с тяжелой сумкой.
  6. Но ни один мальчик не помог старушке.

Главная мысль рассказа "Силачи"
Не тот силач, кто много хвастает, а тот кто другим помогает.

Чему учит рассказ "Силачи"
Рассказ учит не быть хвастуном, учит не хвастать, а делать. Учит меньше болтать, а больше действовать. Учит помогать пожилым и слабым.

Отзыв на рассказ "Силачи"
Мне понравился этот рассказ о хвастунах, которые на самом деле ничего не могли. Им было важно произвести впечатление, но вот сделать что-то полезное им было слабо.

Пословицы к рассказу "Силачи"
Хвастать не косить, спина не заболит.
Хвастать - не колеса мазать.
Полно мотать, пора узел вязать.
Хвастовства полный мешок, а в мешке пусто.
Не великое дело - великая помощь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Силачи"
Встретились как-то два мальчика и давай друг перед другом хвастать своей силой.
Первый мальчик говорит, что одной рукой может грузовик поднять.
Второй смеется и отвечает, что одной рукой целый дом поднимет.
Первый задумывается и говорит, что поднимет целый электровоз, но правда двумя руками.
А второй снова смеется и отвечает, что двумя руками он весь состав поднять сможет, все сто вагонов.
Первый тут же находится и говорит, что не только поднимет слона, но еще и десять раз подкинет его до облаков.
Второй опять не отстает и заявляет, что одной левой любую гору поднимет.
Тут мимо мальчиков старушка прошла с тяжелой сумкой. Ножки подгибаются, дышит тяжело. Да только что это за тяжесть для двух силачей - простая сумка. Они даже смотреть на старушку не стали.

15.04.2019

Шиллер Ф. "Перчатка"

Шиллер Ф., "Перчатка"
Перевод В. Жуковского.

Жанр: баллада

Главные герои баллады "Перчатка" и их характеристика

  1. Красавица. Ветреная, легкомысленная, жеманная, жестокая.
  2. Делорж, рыцарь. Смелый, мужественный, благородный.
  3. Король Франциск. Ленивый, апатичный.

План пересказа баллады "Перчатка"

  1. Король Франциск
  2. Лев
  3. Тигр
  4. Два барса
  5. Упавшая перчатка
  6. Просьба красавицы
  7. Мужество Делоржа
  8. Возвращение перчатки.

Кратчайшее содержание баллады "Перчатка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Король Франциск лениво сидел возле арены, куда выводили зверей.
  2. Сперва вышел лев, следом тигр, легший рядом со львом.
  3. Потом вышли два барса и легли рядом.
  4. На арену упала перчатка и красавица попросила вернуть ее.
  5. Рыцарь Делорж спустился на арену, и взяв перчатку, вернулся на балкон.
  6. Он отдал перчатку и сказал, что не ждет награды.

Главная мысль баллады "Перчатка"
Нельзя издеваться над людьми, которые вас любят.

Чему учит баллада "Перчатка"
Баллада учит благородству, мужеству, смелости, честности. Учит не использовать людей в корыстных целях. Учит понимать, кто достоин любви, а кто нет.

Отзыв на балладу "Перчатка"
Мне понравилась эта баллада и понравился поступок Делоржа. Рыцарь доказал свою смелость и отвагу, но бросил перчатку в лицо той, которую прежде любил. Потому что красавица показала свое бездушие и эгоизм, а любить такого человека нельзя.

Анализ баллады "Перчатка"
В основе лирической баллады "Перчатка" лежит реальный исторический случай, произошедший при дворе французского короля Франциска 1.
Баллада написана разностопным ямбом, насыщена драматизмом и динамизмом.

Средства художественной выразительности в балладе "Перчатка"
В балладе использованы красочные эпитеты: цветущей прелестью, пышный ряд, грозный зверь, горделивой осанкой, смелый тигр, улыбка колкая
Метафоры: угрюмо водит, пышный ряд, затвор грянул, дружною четой, улыбка колкая, сердце помутилось, привет ее очей.

Пословицы к балладе "Перчатка"
Мужество смерти не боится.
Свое мило, хоть и гнило.
Кто живет для себя, для других умирает.
Не ищи красоты, а ищи доброты.
Снаружи красота, а внутри пустота.

Читать краткое содержание, краткий пересказ баллады "Перчатка"
Король Франциск сидит вместе с наследным принцем перед ареной со зверинцем. По знаку его руки открывают клетку, и на арену выходит и ложится лев. По второму знаку открывают клетку с тигром, и тигр ложится рядом со львов. По третьему знаку на арену выпускают двух барсов, которых тигр усмиряет могучим ударом, и барсы ложатся рядом.
Вдруг с балкона на арену падает женская перчатка и ложится промеж зверей. Красавица жеманно смотрит на рыцаря Делоржа и говорит, что если он ее любит, то вернет перчатку.
Делорж молча выходит на арену, поднимает перчатку и так же молча возвращается. Испуганные люди встречают рыцаря рукоплесканьем, а он бросает перчатку в лицо красавице и говорит, что не требует за нее награды.