Содержание сайта

01.03.2019

Искандер Ф. "Дедушка"

Искандер Ф., "Дедушка"

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа "Дедушка" и их характеристика

  1. Мальчик, автор, рассказчик. Озорной, веселый, романтичный, фантазер. Упрямый и трудолюбивый.
  2. Дедушка. Работящий, трудолюбивый, спокойный, безмятежный.

План пересказа рассказа "Дедушка"

  1. На холме
  2. Комары
  3. История Аслана
  4. Плохие абреки
  5. Дедушка в Турции
  6. Большие вязанки
  7. Черника в лесу
  8. Тяжелая дорога
  9. Брат-лоботряс
  10. Кукурузное поле
  11. Деревня лодырей
  12. Угнанная корова
  13. Самый смелый поступок
  14. Возвращение
  15. Радость детей
  16. Дедушка делает мотыгу
  17. Три дня молодости
  18. Обед
  19. Высокий каштан
  20. Жалость к дедушке

Кратчайшее содержание рассказа "Дедушка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик смотрит, как дедушка рубит на склоне холма ореховые ветки, и гоняет комаров.
  2. Дедушка рассказывает про абреков и про то, как абхазцев увозили в Турцию
  3. Дедушка и мальчик едят чернику, и набирают ее для родных.
  4. Мальчику тяжело нести вязанку, но он упрямо идет вслед за дедушкой.
  5. Дома дедушка продолжает что-то делать, а мальчик ждет обеда
  6. Мальчику становится жаль дедушку за то, что его все ругают, пусть и не со зла.

Главная мысль рассказа "Дедушка"
Человек должен трудится.

Чему учит рассказ "Дедушка"
Рассказ учит трудолюбию, учит не лениться. Учит работать качественно, ответственно. Учит не тратить время зря. Учит преодолевать трудности. Учит ценить чужой труд. Учит гордится трудовыми успехами. Учит быть справедливым. Учит уважать старших.

Отзыв на рассказ "Дедушка"
Мне понравился этот спокойный и размеренный рассказ, и особенно понравился дедушка, такой же спокойный и уверенный в своей правоте. Дедушка не представляет, как можно жить и не трудиться. Он делает то, что считает нужным, заботиться не только о себе, но и чтобы всем вокруг было хорошо. Дедушка мальчика настоящий герой и именно с него мальчику надо брать пример.

Пословицы к рассказу "Дедушка"
Землю красит солнце, а человека труд
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Воля и труд дивные всходы дают.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Дедушка"
Мальчик стоял на высоком обрыве и смотрел, как дедушка рубит маленьким топориком, цангой, ореховые ветви для плетня или корзины.
Рубить дедушке неудобно, потому что орешник растет вниз по склону, оплетен ежевичными стеблями и чтобы отрубить ветку, дедушке приходится нагибаться, и сперва срубать ежевику.
Мальчику скучно и он даже мечтает о том, чтобы дедушка не смог дотянуться и перерубить ежевичный стебель. Но дедушка ловко дотягивается до куста и рубит, рубит.
Мальчика кусают комары и он ожесточенно хлещет по голым ногам ореховой веткой, ловит одиночных комаров. Дедушка видит страдания мальчика и усмехается. Он рассказывает как одному человеку прострелили ногу и он лежал в кровати. А Аслан сказал, что это позор, лежать из-за простой пули.
Мальчик удивляется, но оказывается что Аслан не знаменитый абрек, а просто хороший хозяин. А дедушка говорит, что не любит абреков, потому что они сожгли у него сарай, в котором сами же прятались. Потом рассказывает про сходку, на которой староста сказал, что они укрывают абреков, а дедушкина мать давила старосту лошадью и ругала. И после этого староста стал уважать всю их семью.
Мальчик видит, как по морю плывут несколько военных кораблей. Но дедушка говорит, что корабль, на котором абхазцев увозили в Турцию был много больше. Потом говорит, как абхазцы приехали в Турцию и удивились, что там не копают сахар из земли и нигде не растут инжирные деревья. Абхазцы обиделись на турок, а те сказали, что если бы сахар копали из земли, земля бы стала дырявой и над султаном все бы смеялись, что он управляет дырявой страной.
Потом дедушка вспомнил, как писали русскому царю, чтобы он устроил Сибирь для абхазцев в Абхазии. Потому что по обычаю надо навещать арестованных родственников, а пока до Сибири доедешь, все подарки сам съешь.
Потом дедушка говорит, что в Турции ему не понравилось и он вернулся в Батум.
Наконец дедушка заканчивает рубить орешник и делит ветки на две кучки. Мальчик смотрит, положив посох на шею и обхватив его руками. Дедушка говорит, что так стоят лентяи, а потом ведет мальчика дальше в кусты и показывает чернику. Мальчик и дедушка наедаются черники, а дедушка решает набрать ягод, чтобы угостить семью. Мальчику немного стыдно, что он первым не вспомнил о родных и он тоже ломает веток с черникой.
Потом дедушка и мальчик забрасывают вязанки прутьев на плечи и идут домой. Мальчик быстро устает, а каменистая почва больно ранит ему ноги. Но когда дедушка оборачивается и спрашивает, не устал ли он, мальчик со злостью отвечает, что нет. Он думает о том, что таким свирепым лицо дедушки становится, когда он преодолевает трудности.
Мальчик с дедушкой проходят мимо дома двоюродного брата и тот жалеет мальчика. А дедушка обзывает его лодырем и бездельником.
Мальчик весь в поту, но дедушка наконец останавливается около кукурузного поля. Они отдыхают, а дедушка рассказывает, что раньше брал с этого поля много больше кукурузы, потому что мотыжил три раза. А сейчас лодыри и бездельники мотыжат только два раза. И мальчик представляет себе всю деревню полную лодырей, с посохами на шее и свешанными с них руками.
А дедушка рассказывает как садил в лесу грецкие орехи и виноград. Что когда он пришел в эти места, здесь ничего не было и никто не жил. Мальчик просит дедушку рассказать свой самый смелый поступок и дедушка рассказывает, как однажды его послали передать весть одному пастуху. До того нужно было идти три дня, а дедушка шел не останавливаясь и дошел на второй день к обеду.
Потом дедушка и мальчик снова поднимают вязанки и наконец приходят домой. Их встречает тетушка, двоюродный брат мальчика Ремзик и сестра Зина. Дети радостно едят чернику, а тетушка несет свой букет черники в дом. Потом дедушка начинает менять ручку у мотыги, а бабушка моет мальчику окровавленные ноги и ругает дедушку.
Возвращается теткин муж, бригадир в колхозе, и семья садится обедать. Тетушка старается наложить своим побольше мяса и мальчик это замечает. Он вспоминает, как однажды дедушка залез на высокий каштан и отрубил ветки, которые давали тень. Никто не хотел этого делать, потому что каштан был очень высоким, а дедушка сделал.
И после обеда, дедушка пошел доделывать мотыгу и запел. Дядя усмехнулся, а мальчик почувствовал обиду за дедушку. Он любил дядю, считая его самым умным человеком в мире, но ему было непонятно, за что все ругают дедушку.
А дедушка все работал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий