Содержание сайта

30.09.2018

Горький М. "Воробьишко"

Горький М., рассказ "Воробьишко"

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа "Воробьишко" и их характеристика

  1. Пудик. Желторотый воробей, самоуверенный, непослушный, наивный.
  2. Воробьиха-мать. Любящая, самоотверженная, бесстрашная.
  3. Воробей-папа. Добытчик.
  4. Кошка. Просто кошка.

План пересказа рассказа "Воробьишко"

  1. Желторотый Пудик
  2. Чебурахнешься
  3. Ветер и деревья
  4. Мужик и песня
  5. Падение
  6. Бесстрашная мать
  7. Первый полет
  8. Потерянный хвост
  9. Сожаления кошки

Кратчайшее содержание рассказа "Воробьишко" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Желторотый Пудик очень интересовался, что происходит на земле.
  2. Родители предупреждали его, чтобы он не высовывался, но он их не слушал
  3. Когда Пудик пел песню про бескрылого мужика, он свалился из гнезда.
  4. Мать бросилась за ним и стала отгонять от птенца кошку
  5. Пудик взлетел на окно бани, а следом мать без хвоста.
  6. Кошка пожалела, что не поймала воробья, но все кончилось благополучно.

Главная мысль рассказа "Воробьишко"
Всегда слушай, что тебе старшие говорят, они плохого не посоветуют.

Чему учит рассказ "Воробьишко"
Рассказ учит быть послушным, слушаться родителей, не совершать опрометчивых поступков. Учит быть осторожным и предусмотрительным. Учит тому, что мать никогда не бросит в беде своего ребенка. Учит любить родителей.

Отзыв на рассказ "Воробьишко"
Мне очень понравился этот рассказ, особенно поведение мамы-воробьихи. Она, рискуя своей жизнью, бросилась на страшную кошку и сумела спасти своего непутевого сына. Именно так всегда поступают наши матери и потому мы должны их слушаться и очень любить.

Пословицы к рассказу "Воробьишко"
У кого детки, у того и заботы.
Материнская любовь со дна моря достает.
Больше слушай, меньше говори.
Всему сразу не научишься.
Страшнее кошки зверя нет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Воробьишко"
Жил-был в гнезде под крышей бани молоденький желторотый воробей по имени Пудик. Он еще не умел летать, но крыльями махал и на землю заглядывался. Очень ему было любопытно узнать, каков он, божий мир.
Про землю он говорил, что она чересчур черна. Про родителей говорил, что они чванятся, что червяка с ножками нашли.
А мать Пудика все время предупреждала, что он чебурахнется, да не чем, а на землю, и тогда его кошка слопает.
А потом подул ветер и мать говорила Пудику быть осторожней. Но Пудику не нравился ветер, и он хотел, чтобы деревья перестали ветками махать, тогда и ветра не будет. Он очень любил все объяснять по-своему.
Вот увидит как внизу мужик идет, руками машет, и скажет, что это кошка ему крылья оборвала. Мать пробовала объяснить Пудику, что людям крылья не полагаются, другой у них чин, но Пудик не слушал. Он считал, что все должны летать и даже сочинил про бескрылого мужика песенку:
Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

А пока Пудик пел свою песню он взял и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним. И кошка рыжая тут как тут. Испугался Пудик кошку, все кланяется и твердит что честь имеет. А мать бесстрашно на кошку наскакивает, кричит Пудику, чтобы тот улетал. Замахал Пудик крыльями и полетел. Сам не заметил как на окошко бани сел.
А рядом мать-воробьиха. Без хвоста, но живая и довольная, что Пудика отстояла. Клюнула его в затылок для воспитания, а Пудик извиняется, говорит, что всему сразу не научишься.
Кошка внизу смотрит на воробьев и облизывается. Жалеет, что улетел воробушек, мягонький, словно мышка.
И все кончилось благополучно, только воробьиха без хвоста осталась.

29.09.2018

Носов Н. "Карасик"

Носов Н., рассказ "Карасик"

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа "Карасик" и их характеристика

  1. Виталик, мальчик хороший, но слабохарактерный. Идет на поводу друзей, боится наказания, сваливает вину на других. Однако признается, когда понимает,что за его вину может пострадать Мурзик.
  2. Сережа. Друг Виталика. Напористый, решительный, убедительный.
  3. Мама. Добрая, ласковая, все понимающая.
  4. Мурзик. Просто кот, который ни в чем не был виноват.

План пересказа рассказа "Карасик"

  1. Серебристый карасик
  2. Мурзик
  3. Сережа уговаривает Виталика
  4. Обмен
  5. Ловля карасика
  6. Карасик на новом месте
  7. Обвинение Мурзика
  8. Мурзик в подвале
  9. Котлета для кота
  10. Мурзик на окне
  11. Ловля Мурзика
  12. Мурзик в аквариуме
  13. Признание Виталика
  14. Прощение.

Кратчайшее содержание рассказа "Карасик" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Виталику купили карасика, на которого любил смотреть Мурзик.
  2. Сережа уговорил Виталика поменять карасика на свисток.
  3. Мама решила, что карасика съел Мурзик и хочет наказать его.
  4. Виталик старается не дать маме наказать Мурзика.
  5. Виталик признается, что поменял карасика на свисток.
  6. Мама упрекает его, но прощает за то, что мальчик признался сам.

Главная мысль рассказа "Карасик"
Никогда нельзя сваливать свою вину на другого, лучше сразу признаться.

Чему учит рассказ "Карасик"
Рассказ учит быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Учит не сваливать вину на другого, учит слушаться маму. Учит любить животных и заботиться о домашних питомцах. Учит ответственности.

Отзыв на рассказ "Карасик"
Мне понравился этот рассказ и особенно его концовка. Виталик все-таки сам признался в проступке, он не смог равнодушно смотреть на то, как наказывают невиновного и потому он молодец. Мама совершенно правильно его простила, а я уверена, что больше никогда Виталик не станет ее обманывать.

Пословицы к рассказу "Карасик"
Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят.
Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
Били Фому за Еремину вину.
Без раскаяния нет прощения.
Повинную голову меч не сечет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Карасик"
Однажды мама подарила Виталику карасика и мальчик очень радовался рыбке. Она была очень красивая и серебристая. Она так и называлась - серебристый карасик и Виталик очень любил смотреть, как карасик плавает.
А еще у Виталика жил кот Мурзик, который тоже любил смотреть на карасика и мама постоянно предупреждала Виталика, чтобы тот лучше смотрел за рыбкой, а то Мурзик ее съест.
Однажды к Виталику пришел друг Сережа. Он увидел карасика и стал просить поменять рыбку на настоящий милицейский свисток. Виталик сперва не хотел меняться, ведь карасик был живой, да и мама ему запрещала меняться, но потом согласился.
Мальчики поймали карасика, посадили его в кружку и отнесли к Сереже. Там Сережа посадил карасика в банку. В банке карасику было тесно, и Виталик долго смотрел на него.
Потом он пошел домой, надеясь, что мама не заметит пропажи карасика. Но мама уже была дома и сразу спросила про рыбку. Она решила, что карасика съел Мурзик и велела Виталику найти кота.
Виталик вышел во двор и Мурзик сразу выскочил из подвальной отдушины. Мальчик не хотел, чтобы котику попало и запихнул его обратно в отдушину. Но Мурзик снова вылез и тогда Виталик закрыл отдушину кирпичом.
Дома он ужинал и переживал, что Мурзик сидит в подвале голодный. Он стащил котлету и понес ее в подвал. Но Мурзика там не было.
Когда Виталик вернулся домой, Мурзик уже сидел на окне и просился в комнату.
Мама сказала Виталику поймать кота и мальчик бегал за Мурзиком по всей квартире, стараясь больше шуметь, чтобы Мурзик успел убежать.
Но Мурзик случайно свалился в аквариум и был пойман мамой. Только тогда Виталик стал просить не наказывать Мурзика и признался, что это он отдал карасика Сереже. Мама похвалила мальчика, что тот сам признался, но сказала, что это надо было сделать раньше. Она простила Виталика.
А Мурзик сидел мокрый и жалкий. И Виталик дал ему котлету. Мурзик съел котлету, устроился на коленях и замурчал.

28.09.2018

Паустовский К. "Барсучий нос"

Паустовский К., рассказ "Барсучий нос"

Жанр: рассказы о животных

Читайте краткое содержание других рассказов Паустовского:
"Мещерская сторона"
"Вода из реки Лимпопо"

Главные герои рассказа "Барсучий нос" и их характеристика

  1. Рыбак-рассказчик. Знаток природы, наблюдатель.
  2. Мальчик. Выдумщик и фантазер, внимательный и наблюдательный.
  3. Барсук. Неосторожный, любопытный, надменный.

План пересказа рассказа "Барсучий нос"

  1. Рыбалка на озере
  2. Красивая осень
  3. Костер
  4. Фантазии мальчика
  5. Жареная картошка
  6. Любопытный барсук
  7. Обожженный нос
  8. Бегство
  9. Трухлявый пень
  10. Слезы боли
  11. Новая встреча с барсуком.

Кратчайшее содержание рассказа "Барсучий нос" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рыбаки ловили рыбу на озере и жгли костер, чтобы отпугнуть волков.
  2. С ними был мальчик, который любил рассказывать невероятные истории про зверей.
  3. Он первым заметил любопытного барсука, которому хотелось жареной картошки.
  4. Барсук сунул нос в сковороду и с визгом убежал.
  5. Мальчик показал, как барсук лечит нос в трухлявом пне, и плачет от боли.
  6. На следующее лето автор встретил барсука со шрамом на носу.

Главная мысль рассказа "Барсучий нос"
Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было.

Чему учит рассказ "Барсучий нос"
Рассказ учит не быть слишком любопытным, учит не совать свой нос куда не надо, учит быть внимательным и осторожным. Учит любить природу, любить животных, бережно к ним относиться. Учит сочувствовать всему живому.

Отзыв на рассказ "Барсучий нос"
Мне очень понравился этот рассказ, хотя мне до слез было жаль несчастного барсука. Он был таким милым, так очаровательно плевался и чихал, ругался на людей, которые пришли к нему домой и шумели. Но барсука подвело любопытство и торопливость. Поэтому он сильно обжегся. К счастью он скоро поправился.

Пословицы к рассказу "Барсучий нос"
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Поспешишь - людей насмешишь.
Где спех, там и смех.
Скорость нужна, а поспешность вредна.
Стреляного воробья на мякине не проведешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Барсучий нос":
Рыбаки ловили рыбу на лесном озере. Стояла осень и озеро покрывали опавшие листья. Приходилось плыть на середину озера на челне и там забрасывать удочки. Рыбаки ловили окуньков, плотву, щуку.
Целый день они жгли костер, чтобы отпугивать волков. Волки выли на другом берегу озера, но к костру не подходили.
Однажды в кустах вокруг костра послышались сопение и шелест. Там бродил какой-то зверь, видимо привлеченный запахом жарящейся картошки.
С рыбаками был мальчик девяти лет, который хорошо переносил ночевки и холод, но очень любил придумывать разные истории. Он рассказывал про переправу муравьев, про разговоры рыб, и взрослые рыбаки делали вид, что верят ему, потому что им нравились эти рассказы.
Мальчик первый услышал подозрительный шорох и рассказал остальным. Все притихли. Через полчаса из кустов показался черный блестящий нос, а потом на поляну вышел барсук. Он посмотрел на рыбаков и брезгливо сморщился. Потом потрусил прямо к сковородке. Один рыбак хотел предупредить барсука, но опоздал, и зверь уже сунул нос в сковородку.
Сразу запахло паленой шерстью, а барсук взвизгнул и бросился обратно. Он плевался и ругался от боли и негодования.
Утром мальчик рассказал рыбакам, что видел как барсук лечит свой нос, но рыбаки не поверили ему.
А потом мальчик повел рыбака в лес, чтобы показать барсука. Рыбак увидел гнилой сосновый пень у которого стоял барсук. Барсук расковырял пень и сунул обожженный нос в труху. Рядом с ним бегал маленький барсук и беспокойно толкал большого барсука носом в живот.
Потом барсук сел и заплакал. Он смотрел на рыбаков и облизывал свой несчастный нос. Он словно просил помощи, но рыбаки ничем не могли ему помочь.
Через год рыбак снова встретил барсука на берегу озера. У него был шрам на носу и он сердито чихнул в сторону рыбака, а потом спрятался.

Носов Н. "Огурцы"

Носов Н., рассказ "Огурцы"

Жанр: рассказы о детях

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:
"На горке"

Главные герои рассказа "Огурцы" и их характеристика

  1. Котька. Маленький мальчик. Добрый, честный, храбрый. Сильно боялся возвращаться, но все-таки шел.
  2. Павлик. Трусливый, вороватый, проказник.
  3. Мама. Добрая, понимающая, честная, принципиальная, любящая. Хотела, чтобы сын рос честным человеком.
  4. Сторож. Дедушка. Добрый, умеющий прощать.
Приснились огурцы и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

План пересказа рассказа "Огурцы"

  1. На речке
  2. Кража огурцов
  3. Сердитая мама
  4. Ночной путь
  5. Громкий плач
  6. Решение сторожа
  7. Подаренный огурец
  8. Большая радость.

Кратчайшее содержание рассказа "Огурцы" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики Котька и Павлик украли на колхозном поле огурцы, и в страхе бежали от сторожа с ружьем.
  2. Котька принес огурцы домой, но мама пристыдила его и отправила возвращать огурцы.
  3. Котька боялся идти и хотел выбросить огурцы, но подумал о стороже и пошел.
  4. Он отдал огурцы и признался, что съел один из них.
  5. Сторож сказал, что подарил этот огурец Котьке, и мальчик радостно побежал домой.

Главная мысль рассказа "Огурцы"
Свои ошибки нужно уметь признавать и исправлять.

Чему учит рассказ "Огурцы"
Рассказ учит никогда не брать чужого, не воровать. Учит быть честным и принципиальным. Учит ответственности за свои поступки. Учит доброте и умению прощать. Учит дарить людям радость и не причинять горя. Учит думать о других.

Отзыв на рассказ "Огурцы"
Мне очень понравился этот рассказ, в котором почти все герои очень добрые и хорошие. Хороший мальчик Котька нашел в себе силы признать свою ошибку и исправить ее. Хорошая мама научила сына, как правильно поступать. Хороший дедушка сторож простил Котьку и сделал его счастливым человеком. Все в этом рассказе закончилось замечательно.

Пословицы к рассказу "Огурцы"
Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
Заработанный ломоть, лучше краденого каравая.
Лучше быть честным бедняком, чем богатым подлецом.
Повинную голову меч не сечет.
Была вина, да прощена.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Огурцы"
Однажды Павлик и Котька отправились на рыбалку. Но в тот день рыба совсем не клевала и они пошли домой. Но по дороге залезли в колхозный огород и набрали огурцов. Их заметил сторож и засвистел. Мальчики испугались и убежали. А Павлик даже отдал все свои огурцы Котьке.
Радостный Котька пришел домой и похвастал огурцами перед мамой.
Мама увидела огурцы, и спросила где Котька их взял.
Мальчик признался, что на колхозном огороде, и стал вынимать огурцы из карманов. Но мама остановила его. Она потребовала, чтобы Котька отнес огурцы обратно. Мальчик пробовал возразить, что огурцы все равно сорваны, но мама была неумолима.
Котька заплакал и рассказал про дедушку с ружьем. Он боялся, что сторож может убить его. Но мама сказала, что если он не отнесет огурцы, то он ей вовсе не сын.
И Котька плача побрел обратно. Было совсем темно, мальчик подумал бросить огурцы в канаву, но вспомнил о дедушке, которому может попасть за украденные огурцы, и уныло побрел дальше.
Наконец он дошел до поля и остановился у шалаша сторожа. Котька плакал все громче и из шалаша вышел сторож. Узнав, что Котька принес огурцы, он пожурил его и сказал, чтобы Котька имел свою голову на плечах, а не брал пример с Павлика.
Котька признался, что одного огурца не хватает, потому что он его съел. Дедушка вздохнул и сказал, что это ничего. За один огурец ему ничего не будет, вот если бы Котька остальные не вернул, тогда было бы плохо.
Котька побежал было домой, но остановился и спросил, будет ли считаться съеденный огурец украденным. Но сторож еще раз вздохнул и сказал, что пусть считается, что он подарил Котьке этот огурец.
И мальчик весело побежал домой. На душе у него было радостно.

27.09.2018

Носов Н. "Федина задача" ("Трудная задача")

Носов Н., рассказ "Федина задача"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Федина задача" и их характеристика

  1. Федя Рыбкин. Мальчик веселый и безответственный. Во всем ищет приятное, любит развлекаться. Не может сосредоточится и заниматься одним делом. Невнимательный, ленивый, не усидчивый.

План пересказа рассказа "Федина задача"

  1. Федя дома один.
  2. Учебник и телевизор
  3. Концерт
  4. Задача о мешках муки
  5. Федя подпевает
  6. Федя читает другую задачу
  7. Федя плюет
  8. Федя идет к Юре.

Кратчайшее содержание рассказа "Федина задача" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Федя Рыбкин пришел домой и начал решать задачу из учебника.
  2. Он включил телевизор и слушал концерт.
  3. Песни его все время отвлекали и Федя не мог сосредоточится на задаче
  4. Он даже начал читать другую задачу
  5. Его замучили колокольчики и алмазы
  6. Федя собрался и пошел к другу, чтобы тот помог решить задачу.



Главная мысль рассказа "Федина задача"
Не надо заниматься двумя делами одновременно, сперва надо сделать одно, а потом другое.

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение 3 класс 2 часть" Климанова к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит рассказ "Федина задача"
Рассказ учит быть внимательным и собранным. Учит сперва делать важные дела, а потом думать о развлечениях. Учит, что невозможно сделать сразу два дела.

Отзыв на рассказ "Федина задача"
Мне очень понравился этот смешной рассказ. Я не могу сказать, что одобряю Федю, потому что тот совершенно не хотел делать уроки. Ему было интересней слушать концерт. А потому он никак не мог решить задачу. Его отвлекал телевизор. Я бы никогда не села делать уроки с включенным телевизором.

Пословицы к рассказу "Федина задача"
Сделал дело - гуляй смело.
За много дел не берись, а в одном отличись.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Дело мастера боится.
Дело делают не шумом, а умом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Федина задача"
Как-то зимой мальчик Федя Рыбкин пришел домой и обнаружил, что дома никого нет. Он обрадовался, что никто не будет ему мешать делать уроки, достал книжку, тетрадку и включил телевизор.
По телевизору шел концерт и Федя еще больше обрадовался, что уроки будет делать не скучно. Он стал читать условие задачи и услышал песню про блоху и короля. Федю возмутило, что блоха была королю милей родного брата.
Федя продолжил читать задачу, но его заинтересовало, как портной будет шить блохе кафтан. Но в песне про это ничего не говорилось, и Федя решил, что это плохая песня. Он прочитал про мешки и муку, и тут запели про титулярного советника. Федя поразмышлял о том, кто такой титулярный советник и снова стал решать задачу.
Следующей была веселая песня, от которой на сердце становилось легко, и Федя даже забыл про задачу, отстукивая карандашом в такт песне.
Только он собрался решать задачу, зазвенел колокольчик, но Федя старался на него не обращать внимания. Он читал про простыни и вдруг понял, что читает другую задачу. Федя сплюнул и стал читать нужную задачу.
Но тут раздалась песня про ямщика и звенящий колокольчик. Федя пришел в негодование, но все-таки пытался понять условие. Но тут раздалась новая песня и вновь в ней звучало слово "колокольчик".
Федя сплюнул снова и все старался разобраться в задаче. Но когда с экрана прозвучали слова о том, что не счесть алмазов, Федя сказал, что ему мешков не счесть, и собрал учебники. Он решил сбегать к своему другу Юре Сорокину, чтобы тот помог ему решить задачу.

Зощенко М. "Не надо врать"

Зощенко М., рассказ "Не надо врать"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Не надо врать" и их характеристика

  1. Минька. Мальчик 7 лет. Добрый и честный, которого сбила с толка старшая сестра.
  2. Леля. Девочка, 9 лет. Хитрая и находчивая. Не видит ничего страшного в том, чтобы иногда соврать.
  3. Папа. Умный и спокойный человек. Хорошо знает как воспитывать детей.
  4. Учитель. Строгий и дотошный.

План пересказа рассказа "Не надо врать"

  1. Минька идет в школу
  2. Невыученное стихотворение
  3. Первая единица
  4. Совет Лели
  5. Забытый дневник
  6. Дневник за шкафом
  7. Третий дневник
  8. Склеенные страницы
  9. Женщина с дневником
  10. Стыд
  11. Признание Миньки
  12. Признание Лели
  13. Приход учителя
  14. Клятва Миньки.

Кратчайшее содержание рассказа "Не надо врать" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Минька только недавно пошел в школу и не услышал учителя, а потому не выучил стихотворение.
  2. Учитель поставил ему единицу, а Леля посоветовала заклеить страницы.
  3. Минька забыл дневник в саду, а второй дневник закинул за шкаф
  4. Минька заклеил страницы третьего дневника, но женщина принесла найденный в саду дневник, и все раскрылось.
  5. Минька признался, что выкинул дневник за шкаф и получил фотоаппарат
  6. Пришел учитель, но папа уже все знал, а Минька поклялся никогда не врать.

Главная мысль рассказа "Не надо врать"
Любое вранье рано или поздно откроется и не сделает человека счастливым.

Чему учит рассказ "Не надо врать"
Рассказ учит прежде всего быть честным и уметь отвечать за свои поступки. Учит никогда не обманывать, потому что обман не выход из ситуации. И учит тому, что исправиться никогда не поздно.

Отзыв на рассказ "Не надо врать"
Мне очень понравился этот рассказ. Маленький Минька знал, что врать и обманывать не хорошо, но так сложилось, что он невольно стал обманщиком. И мальчик так сильно раскаивался в своей ошибке, что всю ночь прорыдал. Зато он понял, что врать нельзя ни в коем случае, и больше никогда никого не обманывал.

Пословицы к рассказу "Не надо врать"
Ложь человека не красит.
Вранье не введет в добро.
Кто не врет, тот спокойно живет.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
Как не хитри, а правды не перехитришь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Не надо врать"
Когда Минька был маленьким, он учился в гимназии, и тогда учителя ставили в дневник отметки за все уроки. И вот однажды Минька не выучил стихотворение, которое задал учитель. А не выучил он потому, что отвлекался на мальчишек, которые сидели позади него.
И учитель конечно вызвал Миньку. Минька даже не знал, что это стихотворение существует и стоял молча. Мальчишки стали ему подсказывать, но у Миньки был насморк и он плохо слышал, поэтому перепутал слова и получилось "Треск под сапогами как свеча болит".
Все засмеялись, а учитель поставил Миньке единицу.
Минька еще не знал, что это за отметка и дома показал дневник Леле. Леля сказала, что это очень плохо и теперь папа вряд ли подарит Миньке фотоаппарат.
Леля посоветовала Миньке заклеить страницы и тогда папа не увидит единицу. Но Минька не хотел обманывать родителей. Он пошел в сад и долго там сидел, размышляя как быть со злосчастной единицей. А потом пошел домой и только по дороге вспомнил, что забыл дневник на скамейке. Он вернулся, но дневника в саду уже не было.
Дома Минька сказал, что потерял дневник, и Леля засмеялась.
А на следующий день учитель выдал мальчику новый дневник с еще более жирной единицей. Минька рассердился и закинул дневник за шкаф.
Через два дня учитель дал Миньке еще один дневник. Теперь, кроме единицы там стояла еще и двойка по поведению, и учитель настойчиво потребовал, чтобы папа обязательно посмотрел этот дневник.
Вечером Минька и Леля заклеили уголки страницы и папа, рассматривая дневник, ничего не увидел.
Но тут в дверь позвонили, и какая-то женщина принесла дневник Миньки, который она нашла в саду. Папа увидел единицу и все понял, Он сделал строгий выговор Миньке и тому стало очень стыдно. Он признался, что еще один дневник выкинул за шкаф.
Тут папа обрадовался и сказал, что мальчик молодец, что сам сознался. А потому он подарит ему фотоаппарат.
Леля услышала про это и сразу призналась, что получила двойку по физике. Но на этот раз папа не обрадовался, а рассердился, и погнал Лелю делать уроки.
А вечером пришел учитель и принес найденный за шкафом дневник. Он назвал мальчику вруном и обманщиком. Но папа сказал, что уже знает про этот дневник, и потому его сына нельзя называть неисправимым вруном. Тогда учитель извинился и ушел.
А Минька долго рыдал в постели и поклялся больше никогда не врать.

25.09.2018

Бианки В. "Сова"

Бианки В.,  рассказ "Сова"

Жанр: рассказ о животных

Читайте краткое содержание других рассказов Виталия Бианки:
"Купание медвежат"

Главные герои рассказа "Сова" и их характеристика

  1. Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  2. Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

План пересказа рассказа "Сова"

  1. Чай с молоком
  2. Обида совы
  3. Сова в дупле
  4. Мыши вышли на охоту
  5. Шмели улетели
  6. Клевер не родится
  7. Корова тощает
  8. Старик без молока
  9. Поклон сове
  10. Сова летит на охоту
  11. Снова чай с молоком

Кратчайшее содержание рассказа "Сова" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старик пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не считает ее другом
  2. Сова в дупло забилась и на охоту летать перестала
  3. Мыши разорили все гнезда шмелей и клевер стал даром осыпаться
  4. Не стало клевера у старика, перестала корова давать молоко
  5. Пошел старик на поклон к сове, прощение попросил.
  6. Сова полетела охотиться, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился, пьет старик снова чай с молоком.

Главная мысль рассказа "Сова"
Все в природе взаимосвязано.

Чему учит рассказ "Сова"
Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Отзыв на рассказ "Сова"
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Пословицы к рассказу "Сова"
Сосед не захочет, так и миру не будет.
Худое дело обидеть соседа.
Одной веревочкой связаны.
Один за всех и все за одного.
Без беды друга не узнаешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Сова"
Сидел на веранде старик пил чай с молоком. Мимо сова летела и поздоровалась, назвала старика другом.
А старик ответил, что сова всех сторонится, нос у нее крючком и вообще она ему не друг.
Сова обиделась и предупредила, что не станет больше на луг летать и мышей ловить. А старик не испугался, гонит сову прочь.
Улетела сова, в дупло забилась, никуда не летит.
Мыши ночью обрадовались, перекликаются, совы не видят. И пошли на луг гулять.
А сова старика предупреждает, что мыши на охоту вышли. Но старик не слушает сову, говорит, что мыши не волки.
А мыши все шмелиные гнезда разорили, разлетелись шмели.
Опять сова старика предупреждает, говорит, что разлетелись шмели. А старик отвечает, что от шмелей все равно прока нет, меда нет.
А на лугу клевер стоит, цветет, но некому цветень с цветка на цветок переносить. Снова сова предупреждает, как бы не пришлось старику цвет самому с цветка на цветок переносить.
А старик отвечает, что и ветер цвет разнесет, а сам уже в голове чешет.
Но ветер цвет на землю сбросил, не родится клевер. Не родится клевер - нечего есть корове. Стала корова тощать, молоко стало жидким.
А сова посмеивается, кричит, что придется старику к ней на поклон идти.
Ругается старик, нет клевера - нет молока, нет молока - не с чем чай пить.
Пошел к сове на поклон, прощения просит, уговаривает помириться.
Вздохнула сова, отвечает, что и ей нелегко без мышей было. И на луг полетела. Стала мышей гонять, шмели вернулись. Шмели вернулись, клевер уродился. Корова молоко дала, стал старик с молоком чай пить, сову в гости звать.

Ответы на вопросы к рассказу "Сова":

  1. Считал ли старик сову своим другом? - Нет, сова ему не нравилась, и нос не тот, и характер.
  2. О чем сова предупреждала старика? Слушался ли он ее советов? - Сова предупреждала, что без нее размножатся мыши, исчезнут шмели, не уродится клевер. А старик только рукой махал.
  3. Высказывание на тему "Человек связан с природой и зависит от нее" - Если человек не будет беречь природу, то скоро останется без леса и без чистой воды и умрет с голода.
  4. Сказку или рассказ ты прочитал? - Это сказка, потому что сова в ней действует как человек, она разговаривает и предупреждает.
  5. Статья в стенгазету "Как помочь животным в зимнее время". - Зимой человек может помочь зверям и птицам, которым совсем не просто добывать себе корм под снегом. Для птиц можно устроить кормушки, в которые сыпать зерна и семечки. Лесным зверям можно оставлять еду на пеньках - морковку, хлеб, сало, соль. Все это поможет зверям пережить холодное время года.

24.09.2018

Пришвин М. "Ребята и утята"

Пришвин М.,  рассказ "Ребята и утята"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Ребята и утята" и их характеристика

  1. Мать-утка. Заботливая, нежная, любящая
  2. Утята. Маленькие, беззащитные, упорные.
  3. Мальчишки. Веселые, беззаботные, озорные
  4. Автор-рассказчик. Строгий, умный, наблюдательный.

План пересказа рассказа "Ребята и утята"

  1. Утка мама ведет утят к озеру
  2. Дорога возле кузни
  3. Ребята и их шапки
  4. Волнение матери
  5. Появляется автор
  6. Испуг ребят
  7. Ребята отпускают утят
  8. Автор машет утятам шапкой
  9. Ребята прощаются с утятами

Кратчайшее содержание рассказа "Ребята и утята" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мама-утка решила отвести своих утят к озеру.
  2. Ее путь шел через дорогу, в обход деревни.
  3. Здесь утят закидали шапками и поймали ребята
  4. Автор пристыдил ребят и спросил где утка-мама
  5. Ребята показали на поле и отпустили утят
  6. Автор, а за ним и ребята, помахали шапками утятам

Главная мысль рассказа "Ребята и утята"
Никогда нельзя обижать слабого и беззащитного.

Чему учит рассказ "Ребята и утята"
Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому живому существу. Учит не обижать слабых, не волновать своих родителей, помогать другим в трудную минуту.

Отзыв на рассказ "Ребята и утята"
Мне очень понравился этот рассказ и особенно поведение автора. Сразу заметно, что этот человек очень любит природу, очень любит всех животных и готов помогать им. И мне понравилось, что ребята не желали утятам зла, они просто не понимали, что поступают нехорошо.

Пословицы к рассказу "Ребята и утята"
У кого детки, у того и заботы.
Кто матери не послушает - в беду попадет.
Тише едешь - дальше будешь.
Над слабыми сильный царствует.
Жизнь дана на добрые дела.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Ребята и утята"
Дика утка чирок-свистунок решила перевести своих утят к озеру. Весной она соорудила свое гнездо за три версты от озера, потому что то разливалось и топило всю округу. А вот теперь, когда утята подросли, требовалось отвести их к воде.
В открытых местах утка-мама шла позади утят, чтобы не выпускать их из вида, и точно также она пропустила утят вперед, когда переходила через дорогу возле деревенской кузницы.
И тут утят закидали шапками ребята. Они поймали утят и только собирались поймать мать, которая бегала вокруг в великом волнении, как увидели автора.
Он строго спросил ребят, что те собираются делать с утятами.
Ребята струсили и ответили, что пустят утят.
А автор пристыдил их и спросил где утка-мама. Ребята показали на утку, которая сидела на кочке на паровом поле. Автор потребовал, чтобы ребята отпустили утят и ребята очень охотно побежали к полю.
Они выпустили утят, а утка-мама собрала своих деток, и степенно повела дальше к озеру, в обход деревни.
Автор снял шапку и помахав ее, пожелал утятам счастливого пути. Ребята было засмеялись, но он сказал, что утятам нелегко добраться до озера, таким крохам. И ребята тоже сняли шапки и стали желать утятам счастливого пути.

Ответы на вопросы к рассказу "Ребята и утята":

  1. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру. - Утка повела утят через лес, потом по полю, потом в обход деревни. Она переходила дорогу, когда утят поймали ребята. Дальше она снова вела утят по полю.
  2. Что ты можешь сказать о ребятах, которые ловили утят? - Они беззаботные, глупые, несмышленые.
  3. Как бы ты поступил на месте рассказчика? - Объяснил бы ребятам,что так поступать нехорошо, что утятам очень нелегко добраться до озера.
  4. Как называет писатель утят? - Сыновьями и дочерьми.
  5. Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ? - Он добрый, любит природу, заботливый.
  6. Смогли ли ребята понять свой поступок? - Ребята поняли, что поступали плохо. Они молодцы.
  7. Что пытался объяснить ребятам и читателям автор? - Что животных нельзя обижать, что их надо любить и о них заботиться.

23.09.2018

Толстой Л. "Котёнок"

Толстой Л., рассказ "Котенок"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Котенок" и их характеристика

    1. Вася. Мальчик храбрый и смелый. Ответственный
    2. Катя, маленькая трусливая девочка. Опасливая.

План пересказа рассказа "Котенок"

  1. Исчезновение кошки
  2. Мяуканье с крыши
  3. Пять котят
  4. Серый с белыми лапками
  5. Игра на дороге
  6. Охотник с собаками
  7. Побег Кати
  8. Геройство Васи

Кратчайшее содержание рассказа "Котенок" для читательского дневника в 6 предложений

  1. У Кати и Васи была кошка, которая вдруг пропала.
  2. Кошка нашлась на крыше и оказалось, что она родила пять котят.
  3. Дети забрали одного котенка и часто играли с ним.
  4. Однажды они взяли котенка с собой на дорогу.
  5. Две собаки хотели поймать и сожрать котенка, и Катя в страхе бежала.
  6. Вася накрыл собой котенка и спас его.

Главная мысль рассказа "Котенок"
Ради друга своего можно и жизнью рискнуть

Чему учит рассказ "Котенок"
Рассказ учит любить животных, заботиться о животных, защищать своих домашних животных. Учит быть ответственным. Учит быть мужественным и бесстрашным. Учит забывать о себе, ради помощи другу.

Отзыв на рассказ "Котенок"
Мне очень понравилось поведение Васи в этом рассказе. Он поступил как настоящий герой. Он боялся собак, но за котенка боялся сильнее. И он успел спасти котенка. Это настоящий подвиг.

Пословицы к рассказу "Котенок"
Не бросай друга в несчастье.
Друга любить - себя не щадить.
За друга в огонь и в воду.
Будь храбрым и будешь сильным.
Сам погибай, а товарища выручай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Котенок"
У детей Васи и Кати была кошка. Однажды она пропала и дети долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара.
Вася залез на крышу по лестнице и увидел, что у кошки появилось пять котят, все очень хорошенькие.
Катя сразу принесла котятам молока и дети стали с ними играть.
Когда котята немного подросли, дети выбрали себе одного из котят - серого с белыми лапками. А остальных котят мать детишек раздала по соседям.
Однажды дети пошли играть на дорогу. Котенок играл с соломой, которую гонял ветер, а дети стали собирать щавель.
И вдруг они услышали, как кто-то кричит: "Назад!".
Дети оглянулись и увидели охотника на лошади. Рядом с ним бежали две огромные собаки. которые заметили котенка и хотели его сожрать.
А глупый котенок не убегал, а стоял выгнув спину.
Катя испугалась собак и бросилась домой. Вася испугался за котенка и первым добежал к нему. Он упал на котенка и скрыл его от собак.
Когда охотник увел собак, Вася отнес котенка домой и больше никогда не брал его на дорогу.

Ответы на вопросы к рассказу "Котенок":

  1. Какой эпизод ты читал с особым волнением? - Эпизод спасения котенка от собак.
  2. Что ты можешь сказать о Васи? Опиши его. - Вася добрый, смелый, бесстрашный. Он герой.
  3. Какие черты характера проявились в поступке мальчика? - Решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.
  4. Возможна ли иная последовательность пересказа? - Нет. Если сперва рассказать о спасении котенка, а потом о появлении собак, то не понятно, от кого котенка спасали.
  5. Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? - Страх все равно будет. Если что-то громко хлопнет - человек вздрогнет. Но смельчак сразу возьмет себя в руки, а трус будет долго дрожать.
  6. Пересказ от лица Васи: Наша кошка Мурка родила пять котят и они были очень хорошенькими. Когда они подросли, мы взяли себе Малыша, серого котенка. Я очень его полюбил. Однажды в поле на котенка напали собаки и хотели растерзать его. Но я закрыл Малыша собой и спас его. А как же иначе? Ведь котенок был моим другом.

22.09.2018

Чарушин Е. "Страшный рассказ"

Чарушин Е., рассказ "Страшный рассказ"

Жанр: рассказы о детях
Читать другой вариант краткого содержания рассказа.

Главные герои рассказа "Страшный рассказ" и их характеристика

  1. Петя и Шура. Два маленьких мальчика, боязливые, но хвастливые
  2. Родители. Ничего не боятся.
  3. Ёжик. Сам не знал как напугал ребят.
Приснился ёжик и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

План пересказа рассказа "Страшный рассказ"

  1. Домик у леса
  2. Шура и Петя остаются одни
  3. Хвастовство мальчишек
  4. Топот в сенях
  5. Сильный страх
  6. Возвращение родителей
  7. Ёжик в сенях
  8. Страха больше нет.

Кратчайшее содержание рассказа "Страшный рассказ" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчики Петя и Шура остались вечером одни дома.
  2. Они легли в кроватки и стали хвастать, что ничего не боятся
  3. Вдруг они услышали топот и пыхтение в сенях
  4. Мальчики накрылись с головой и дрожали от страха
  5. Родители вернулись из гостей и нашли ёжика
  6. Ёжик жил в домике всё лето и его никто не боялся.

Главная мысль рассказа "Страшный рассказ"
Человек боится того, чего не видит и чего не понимает.

Чему учит рассказ "Страшный рассказ"
Рассказ учит не поддаваться пустым страхам. Учит быть храбрым и смело смотреть в лицо неведомой опасности. Учит не хвастать понапрасну. Учит любить животных.

Отзыв на рассказ "Страшный рассказ"
Мне очень понравился этот рассказ. Мальчики видимо боялись темноты и странных звуков, поэтому старались подбодрить себя, говоря, что ничего не боятся. Но когда они услышали, как кто-то ходит за стенкой, они сильно перепугались. И сколько смеха было, когда выяснилось, что боялись они безобидного ежика.

Пословицы к рассказу "Страшный рассказ"
У страха глаза велики.
Не говори Гоп, пока не перепрыгнешь.
На всякую беду страха не напасешься.
Не страшись, да и не хвались.
Трусливому зайцу и пенек - волк.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Страшный рассказ":
Два маленьких мальчика, Шура и Петя, остались вечером одни дома. Дом их стоял у самого лес, а родители ушли в гости.
Мальчики сами умылись, разделись и легли в кровать. В темноте было слышно, как что-то шуршало по стене, может таракан, может что еще.
Мальчики стали хвалиться друг перед другом, какие они храбрые. Они по очереди говорили, что не боятся воров, тигров, людоедов.
Шура хотел сказать, что и крокодилов он не боится, но вдруг в сенях раздался тихий топот. Кто-то шлепал ногами.
Мальчики бросились в кровать и укрылись одеялом с головой. Они уговаривали друг друга не дышать.
Но даже через одеяло было слышно, как кто-то ходит за дверью и пыхтит.
Хорошо, что тут пришли родители. Мама с папой сразу зажгли свет и осмотрели комнаты, но никого не нашли. Они вышли в сени и увидели, как кто-то пробежал вдоль стены и свернулся клубочком. Это был ежик.
Он видимо прибежал из леса. Его закатили в шапку и унесли в чулан. Потом дали молока и мяса, и ежик остался жить в доме на все лето. Он также пыхтел и топал ногами по ночам, но его уже никто не боялся.

Ответы на вопросы к рассказу "Страшный рассказ"

  1. Прочитанное произведение сказка или рассказ? - Это рассказ, потому что действие происходит в обычном доме и ничего волшебного в нем не происходит.
  2. Что напугало детей? - Детей напугали странные звуки: "вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ…."
  3. Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? - Они говорили друг другу, что не боятся страшных вещей - тигров, людоедов, воров.
  4. Как вел себя ежик? - Топал и пыхтел. Когда включили свет он пробежал в угол и свернулся шариком.
  5. Вспомните случаи, когда вы вели себя также как мальчишки. - Однажды ночью поднялся сильный ветер и что-то стало стучать в окно. Я сильно испугалась и позвала маму. А когда она пришла, оказалось, что это стучит ветка дерева.

21.09.2018

Толстой Л. "Лев и собачка"

Толстой Л., рассказ "Лев и собачка"

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа "Лев и собачка" и их характеристика

  1. Лев, огромный, страшный, верный и добрый.
  2. Собачка, маленькая, веселая, добрая.

План пересказа рассказа "Лев и собачка"

  1. Плата в зоопарк
  2. Маленькая собачка
  3. Знакомство собачки и льва
  4. Новый друг
  5. Старый хозяин
  6. Год вместе
  7. Смерть собачки
  8. Горе льва
  9. Смерть льва

Кратчайшее содержание рассказа "Лев и собачка" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Один человек принес в зоопарк собачку и ту бросили в клетку льва на съедение
  2. Лев не тронул собачку, а дал ей кусок мяса
  3. Лев и собачка подружились и часто вместе играли.
  4. Лев не позволил забрать собачку, которую узнал старый хозяин
  5. Собачка умерла, а лев в горе метался по камере и разорвал другую собаку
  6. Лев пять дней лежал возле тела собачки, а на шестой умер.

Главная мысль рассказа "Лев и собачка"
Нет на свете никого более дорогого, чем верный друг.

Чему учит рассказ "Лев и собачка"
Сказка учит верности и дружбе. Учит быть добрым и сострадательным. Учит любить животных и заботиться о них.

Отзыв на рассказ "Лев и собачка"
Это очень трогательный рассказ о дружбе, которая возникла между огромным львом и маленькой собачкой. Мне очень понравилось благородное поведение льва, который подружившись с собачкой никому не хотел ее отдавать. И мне очень жаль бедных животных, которые умерли вместе.

Пословицы к рассказу "Лев и собачка"
На вкус и на цвет товарищей нет.
Старый друг лучше новых двух.
Не годы сближают друзей, а минуты.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Верному другу цены нет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Лев и собачка":
Когда-то в Лондоне с людей, пришедших в зоопарк, плату брали собаками и кошками, которые шли на корм крупным хищникам.
Один англичанин поймал маленькую собаку и принес ее в зоопарк. Собачку бросили в клетку ко льву и она забилась в угол.
Лев подошел к собачке и понюхал ее. Собачка легла на спину и стала махать хвостом. Лев перевернул собаку лапой и та встала на задние лапы.
Лев не тронул собачку, а когда в клетку бросили кусок мяса, то оторвал от него кусок и отдал собачке.
Вечером собачка легла спать на огромную лапу льва.
Так и стали жить лев и собачка вместе и часто играли.
Однажды другой англичанин узнал собачку и стал требовать вернуть ее, но лев грозно зарычал и не позволил никому приблизиться к собачке.
Прошло несколько лет. Собачка заболела и умерла.
Когда лев понял, что собачка мертва, он вышел из себя, стал метаться по клетке, рычать, рвать засовы. Потом лег возле собачки и затих. Он никому не дал забрать тело своего друга.
Хозяин попытался бросить в клетку другую собаку, но лев тут же развал ее. Потом опять лег возле мертвой собачки и лежал неподвижно пять дней. А шестой день лев умер.

Ответы на вопросы к рассказу "Лев и собачка":

  1. Как ты думаешь, почему лев умер? - Лев так сильно полюбил собачку, что без нее жизнь для него потеряла всякий смысл. Он умер от горя.

20.09.2018

"Повесть о разорении Рязани Батыем"

"Повесть о разорении Рязани Батыем"

Жанр: военная повесть

Главные герои "Повести о разорении Рязани Батыем"  и их характеристика

  1. Хан Батый, татарский хан, жестокий, безжалостный и коварный.
  2. Князь Юрий Рязанский. Великий князь, справедливый и христолюбивый. Мужественный и бесстрашный.
  3. Братья князя Давыд, Олег. Такие же мужественные.
  4. Сын князя Федор. Мужественный и честный.
  5. Евпатий Коловрат, боярин. Смелый, решительный, могучий, бесстрашный, беспощадный.
  6. Евпраксия, жена Федора
  7. Агриппина, мать Юрия
  8. Ингвар, младший брат Юрия, новый рязанский князь.
  9. Хостоврул, мирза, шурин Батыя.

План пересказа "Повести о разорении Рязани Батыем"

  1. Батый на русской земле
  2. Просьбы Рязани о помощи
  3. Посольство к Батыю
  4. Убийство послов
  5. Смерть княгини Евпраксии.
  6. Сбор войска, призыв Юрия
  7. Битва великая
  8. Смерть князя Юрия
  9. Осада Рязани
  10. Разорение Рязани
  11. Месть Коловрата
  12. Подвиг Коловрата
  13. Разоренный город
  14. Похороны князей
  15. Новый рязанский князь

Кратчайшее содержание "Повести о разорении Рязани Батыем" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Хан Батый напал на Русь и первым делом решил захватить Рязань.
  2. Он убил посланных к нему послов и разбил войско князя Юрия, убив самого князя.
  3. После пятидневной осады Батый взял Рязань и полностью разорил ее.
  4. По следам Батыя отправился Евпатий Коловрат и устроил татарам побоище.
  5. Коловрат погиб, а в Рязань вернулся из Чернигова князь Ингвар.
  6. Князь похоронил павших и стал отстраивать город.

Главная мысль "Повести о разорении Рязани Батыем"
Сколько б не было нашествий, но стояла века и еще столько же стоять будет великая Русь.

Чему учит "Повесть о разорении Рязани Батыем"
Повесть учит мужеству и смелости, учит решительности. Учит стоять на смерть за свою землю. Учит патриотизму и любви к Родине. Учит ненависти и беспощадности к врагам.

Отзыв на "Повесть о разорении Рязани Батыем"
Эта повесть проникнута чувством горечи и сожаления. Она очень печальная, ведь несмотря на все великие подвиги, которые совершили русские воины, они все погибли, испили до дна смертную чашу. Мне очень нравился Евпатий Коловрат, но он был один и потому не смог справиться с татарами. Но если бы все русские князья объединились, они справились бы с любым врагом. Таков основной посыл повести.

Пословицы к "Повести о разорении Рязани Батыем"
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Бой святое дело, иди на врага смело.
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
Если погибать, так жизнь дороже отдать.
Любовь к Родине сильнее смерти.

Читать краткое содержание, краткий пересказ "Повести о разорении Рязани Батыем"
Было это в лето 1237 года.
Пришел на землю русскую безбожный хан Батый и стал требовать дани великой с города Рязань. А правил там в это время князь Юрий Рязанский. Как узнал князь про Батыя, обратился за помощью к князю Георгию Владимирскому, но не пришел тот на помощь и пришлось Юрию одному против Батыя биться.
Послал Юрий к Батыю посольство со своим сыном, князем Федором во главе. Обещал Батый им не трогать Рязань, но всю землю русскую разорить. Но был он лживым и похотливым. Стал требовать Батый от Федора жену его, красавицу. Отказал Федор, да грязными словами Батыя называл.
Обиделся Батый и убил Федора.
Один из пестунов Федора, по имени Апоница, сумел сбежать и принес в Рязань черную весть. И бросилась тогда с высокой башни вниз княгиня Евпраксия, жена Федора, да с младенцем на руках. И разбилась на смерть.
Воззвал тогда к братьям и товарищам князь Юрий Рязанский. призвал не потерпеть зло и лучше чашу смертную всем испить, чем во власти поганых татар быть.
И собралось все войско рязанское и двинулось навстречу Батыю. И случилась битва великая, в которой воины русские себя славой покрыли. Дрались они как львы, один против тысячи, двое против десяти тысяч. Через войско татарское по нескольку раз проезжали.
Но слишком много татар было и убили всех. И князя Юрия, и брата его Давыда и многих других славных воинов. Чуть живой князь Олег захвачен Батыем был, но отказался веру родную предать и был на куски разрублен, как святой мученик.
А Батый двинулся к Рязани и осадил город. Пять дней длилась осада и много воинов и жителей города пало на стенах его. А на шестой день ворвались татары в Рязань и стали жечь, грабить и убивать.
Убили жен, матерей, малых деток и княгиню Агриппину, мать князя Юрия. Пожгли храмы, забрали все ценное, и пошел Батый дальше в землю русскую, на Суздаль и Владимир.
А в Рязань разоренную вернулся боярин Коловрат Евпатий, с малым отрядом. Увидел учиненное татарами зло и взъярился. Собрал воинов уцелевших числом 1700 человек и в погоню за Батыем кинулся.
И напали на полки батыевы в земле Суздальской и рубили, и убивали татар без счету. Сам Евпатий несколько раз через все войско татарское проезжал, мечи менять не успевал, так быстро они тупились.
И послал тогда Батый на Коловрата татар множество под рукой шурина своего Хостоврула. И съехались в поле Коловрат и Хостоврул, и разрубил Евпатий татарского мирзу на две половины.
Но было татар так много, что закидали они Евпатия камнями и убили его.
И дивился Батый удали и силе Евпатия, глядя на его мертвое тело. И отдал его оставшимся в живых воинам Евпатия и велел отпустить их.
Вернулся в то время из Чернигова князь Ингвар, брат князя Юрия, и увидев разоренную Рязань вскричал жалобно, да оземь грохнулся. Еле откачали его да в сознание привели.
И разгреб Ингвра трупы и нашел мать свою, снох и деток. Похоронил всех и стоял тогда плач в Рязани великий.
А Ингвар поехал на поле брани и нашел тела князей, привез их в Рязань и похоронил с честью.
Праведные были то князья, по законам божьим и людским жили, о благополучии земли родной заботились.
А Ингвар принял имя Кузьма и стал рязанским князем. Новые церкви отстроил, людей собрал и пришельцев утешил.

19.09.2018

Толстой Л. "Прыжок"

Толстой Л., рассказ "Прыжок"

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа "Прыжок" и их характеристика

  1. Мальчик, сын капитана. 12 лет. Самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый, стеснительный.
  2. Капитан. Решительный, находчивый, смелый.
  3. Обезьяна. Дурная, бестолковая, злобная.

План пересказа рассказа "Прыжок"

  1. Забавная обезьяна
  2. Шляпа мальчика
  3. Обезьяна на перекладине
  4. Мальчик на мачте
  5. Обезьяна вешает шляпу
  6. Мальчик бросает мачту
  7. Капитан с ружьем
  8. Прыжок мальчика
  9. Спасение и слезы капитана.

Кратчайшее содержание рассказа "Прыжок" для читательского дневника в 6 предложений

  1. На палубе корабля большая обезьяна показывала забавные трюки.
  2. Она утащила шляпу мальчика и забралась на мачту
  3. Мальчик полез за обезьяной и на самом верху выпустил мачту
  4. Люди внизу перепугались и мальчик зашатался
  5. Капитан приказал ему прыгать в воду и мальчик прыгнул
  6. Мальчика подняли на борт и откачали, а капитан закричал.

Главная мысль рассказа "Прыжок"
Иногда, боясь показаться смешным, человек напрасно рискует своей жизнью.

Чему учит рассказ "Прыжок"
Рассказ учит не обращать внимание на глупые шутки и не обижаться на дураков и обезьян. Учит быть уверенным в себе, быть выше насмешек. Учит проявлять решительность и смелость, действовать быстро, по ситуации. Учит не потакать глупым шуткам.

Отзыв на рассказ "Прыжок"
Мне понравился этот рассказ, хотя поведение мальчика я не могу одобрить. Ему показалось стыдным, что обезьяна сорвала с него шляпу, и тем самым он словно уравнял себя и обезьяну, забыв, что человек всегда останется выше животного. А вот капитан поступил очень решительно и быстро. Только благодаря его действиям мальчик не разбился и все закончилось благополучно.

Пословицы к рассказу "Прыжок"
Что крестьяне, то и обезьяне.
Прощают обиду, но не позор.
На обиженных воду возят.
Не будь самоуверен, а будь в деле примерен.
Промедление смерти подобно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Прыжок"
Один корабль возвращался домой после кругосветного путешествия. Народ на палубе смеялся над проделками большой обезьяны, которой казалось нравилось такое внимание людей и она веселилась еще больше.
Обезьяна подскочила к сыну капитана, мальчику двенадцати лет, и сорвала у него с голову шляпу.
Потом она ловко забралась на первую перекладину мачты и стала оттуда корчить мальчику рожи.
Матросы засмеялись, а мальчик покраснел. Он не знал что ему делать и стал ругать обезьяну. Но обезьяна принялась рвать шляпу и еще пуще дразнила мальчика.
Тогда мальчик полез на мачту и в минуту оказался на первой перекладине. Но обезьяна в то же время поднялась еще выше. Мальчик полез за ней, и очень скоро они забрались на самую вершину мачты.
Там обезьяна вытянулась во весь рост, ухватилась за веревку и повесила шляпу мальчика на самый край последней перекладины. А сама забралась на макушку мачты и оттуда стала корчить рожи.
Шляпа висела в двух аршинах от мачты и достать ее можно было только отпустив мачту и веревку.
Мальчик в азарте выпустил мачту и ступил на перекладину. Внизу все затаили дыхание. Если бы мальчик оступился и упал, он бы разбился о палубу.
Вдруг кто-то охнул и этот звук услышал мальчик. Он взглянул вниз и впервые испугался. Он зашатался на перекладине.
В эту минуту из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидел мальчика и вскинул ружье.
"Прыгай сейчас же вниз!" - крикнул он и начал считать.
Мальчик ничего не понимал, но когда капитан крикнул: "Три", он прыгнул в воду.
Сразу несколько матросов бросилось за мальчиком и скоро втащили его на палубу. Мальчик закашлялся, у него изо рта хлынула вода и он начал дышать.
Капитан увидев это страшно закричал, словно его что-то душило, и убежал в каюту, чтобы никто не видел его слез.

Ответы на вопросы к рассказу "Прыжок"

  1. С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? - Мальчик полез на мачту потому, что хотел вернуть шляпу. Ему было стыдно, что какая-то обезьяна издевается над ним.
  2. Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? - Когда все поняли, что мальчик может погибнуть и развлечение кончилось, люди внизу перепугались за жизнь мальчика. Думаю, многим хотелось пристрелить наглую обезьяну.
  3. Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал? - Капитан понял, что мальчик должен прыгнуть в море, чтобы не упасть на палубу и пригрозил ему ружьем. А заплакал он потому, что испытал сильное нервное потрясение.
  4. Какие эпизоды говорят о смелости мальчика, а какие о его самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии? - О смелости мальчика говорит то, что он ступил на перекладину и потом прыгнул в море. Об обидчивости и самолюбии говорит то, что он полез за обезьяной на мачту.
  5. Сравни тексты рассказов "Акула" и "Прыжок", что в них общего? - Общего в них находчивость и решительность взрослых, которые спасли жизни детей. И пренебрежение детей правилами безопасности, их самоуверенность.

18.09.2018

Толстой Л. "Акула"

Толстой Л., рассказ "Акула"

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа "Акула" и их характеристика

  1. Мальчики. Два молодых и безрассудных пацаненка, которые забыли про осторожность. Азартные и легкомысленные.
  2. Старый артиллерист. Отец одного мальчика. Решительный, отважный, смелый.

План пересказа рассказа "Акула"

  1. Жара у берегов Африки
  2. Купание в парусе
  3. Соревнование мальчишек
  4. Поддержка отца
  5. Акула
  6. Паника на корабле
  7. Пронзительный визг
  8. Выстрел
  9. Спасение мальчиков

Кратчайшее содержание рассказа "Акула" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Корабль стоял на якоре у берегов Африки, когда капитан разрешил всем купаться
  2. Два мальчика не стали купаться в парусе, а устроили гонку вокруг корабля
  3. К ним приближалась акула и все на корабле перепугались
  4. Мальчики бросились врассыпную и завизжали от страха
  5. Старый артиллерист выстрелил по акуле и все застлал дым
  6. Акула была убита, а мальчики спасены.
Приснилась акула и вы хотите понять свой сон? Толкование сновидения по ссылке.

Главная мысль рассказа "Акула"
Никогда нельзя забывать об осторожности и осмотрительности.

Чему учит рассказ "Акула"
Рассказ учит быть осторожным, осмотрительным, внимательным и предусмотрительным. Учит тому, что опасность может подстерегать в самом спокойном месте. Учит проявлять решительность и твердость духа в опасную минуту. Учит не баловаться там, где это запрещено.

Отзыв на рассказ "Акула"
Мне понравился рассказ "Акула" потому что он очень поучительный. Мальчики в нем забыли про осторожность и тем самым подвергли свои жизни опасности. Если бы не решительность артиллериста, который выстрелил, они бы погибли. А для артиллериста, отца одного мальчика, этот выстрел стал страшным испытанием, ведь он мог попасть в своего сына.

Пословицы к рассказу "Акула"
Осторожность головной боли не причиняет.
Берегись козла спереди, коня сзади.
Баловство до добра не доводит.
Лучше выстрелить, чем остаться лежать.
Риск - благородное дело.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Акула":
Корабль стоял на якоре у берегов Африки. Погода была очень жаркой и капитан разрешил матросам купаться.
Матросы спустили в воду парус, натянули его и привязали к кораблю. В этом парусе они и купались.
На корабле плыли два мальчика. Они тоже полезли купаться, но в парусе им было тесно, и они поплыли в открытое море. Они устроили в воде гонку до бочонка, которым отмечалась веревка с якорем.
Один мальчик сперва плыл впереди, но потом стал отставать и его отец, старый артиллерист, крикнул ему, чтобы он поднажал.
В этой время, с другой стороны раздался испуганный крик: "Акула!" Мальчики не слышали его и продолжали весело плыть вперед. Старый артиллерист побледнел как полотно и не отрываясь смотрел на мальчиков.
Матросы спустили лодку и помчались на веслах на выручку, но лодка была далеко, а акула метрах в двадцати от мальчишек.
И тут один из них обернулся и увидел акулу. Мальчики поплыли в разные стороны, а над морем полетел пронзительный визг.
Этот визг словно разбудил артиллериста. Он бросился к пушке, стремительно развернул ее в море, прицелился в акулу и поднес фитиль. Раздался выстрел и артиллерист упал на палубу закрыв лицо руками. Сизый дым закрыл мальчиков и акулу, а когда он рассеялся, со всех сторон раздался восторженный крик.
На волнах покачивалась развороченное брюхо акулы.
А мальчиков скоро забрала лодка.

Ответы на вопросы к рассказу "Акула":

  1. Почему мальчики оказались в открытом море? - Им было тесно в купальне и хотелось посоревноваться.
  2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына? Когда его охватил страх? - Артиллерист одобрял забавы, пока не появилась акула. Тогда он испугался.
  3. Почему с мальчиками произошла беда, едва не закончившаяся трагедией? - Причина - их легкомыслие и неосторожность.
  4. Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что в нем тебе нравится? - Он решительный и смелый. Он рискнул выстрелить, зная, что может убить сына. Но он предпочел самому убить сына, чем дать его съесть акуле.
  5. Почему рассказ назван "Акула"? Можно ли дать другое название? - Акула - символ рока, судьбы, трагедии. Но можно было назвать рассказ и менее символично, например "Баловство в открытом море", или "Отец и сын".

17.09.2018

Крылов И. "Мартышка и очки"

Крылов И., басня "Мартышка и очки"

Жанр: басня

Главные герои басни "Мартышка и очки" и их характеристика

  1. Мартышка. Глупая, самоуверенная, непримиримая, невежда.
  2. Очки. Ни в чем не виноватые.

План пересказа басни "Мартышка и очки"

  1. Мартышка слабеет зрением
  2. Она слышит про очки.
  3. Покупка очков
  4. Мартышка не знает как носить очки
  5. Мартышка гневается.
  6. Мартышка разбивает очки
  7. Мораль

Мораль басни "Мартышка и очки"
Не зная цены вещи невежда ругает ее и хулит.

Отзыв на басню "Мартышка и очки"
Мне очень понравилась эта басня, потому что Мартышка в ней такая глупая и такая самоуверенная. Она услышала об очках, но поленилась узнать как ими пользоваться. В итоге Мартышка разочаровалась в очках и разбила их. а ведь если бы она надела очки как полагается. то стала бы видеть лучше.

Пословицы к басне "Мартышка и очки"
Дурака учить, что мертвого лечить.
Дело мастера боится.
Ученье без уменья - не польза, а беда.
Смотрит в книгу, видит фигу.
Нырять умеет, а выныривать не научился.

Читать краткое содержание, краткий пересказ басни "Мартышка и очки"
Одна Мартышка стала стареть и у нее ослабло зрение. Впрочем, добрые люди сказали Мартышке, что это еще не беда и ей просто нужно купить очки.
Мартышка купила полдюжины очков и стала их вертеть в руках. Она прижимала их ко лбу, надевала на хвост, лизала, нюхала, но зрение лучше не становилось.
Тогда Мартышка рассердилась и решила, что ей все наврали про очки. И хватила очки о камень так, что очки разбились.

Ответы на вопросы к басне "Мартышка и очки":

  1. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? - Это главные герои басни. По ним можно понять, что сама басня рассказывает о Мартышке и очках.
  2. Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? - Мартышка совсем не знала как пользоваться очками, она их вертела, крутила, даже нюхала. Но ей просто надо было надеть очки на глаза.
  3. Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку? - Мартышка смешная обезьяна, которая любит разные ужимки. Людям эти ужимки кажутся глупыми и смешными. А значит и сама Мартышка для них - символ глупости.
  4. В чем комичность ситуации? Что тебя забавляет, смешит? - Комичность в обращении Мартышки с очками. Это действительно было бы смешно наблюдать со стороны.
  5. Прочитай слова автора, мораль. Важен ли этот вывод для вас. Понял ли ты, кого называют невеждой? - Этот вывод важен и для меня. Прежде чем судить о чем-то следует узнать для чего это нужно и как это использовать. А невежда - это глупец, который ничего толком не знает.
  6. Если бы в басне не было морали, можно ли было бы догадаться, какие недостатки в ней высмеиваются? - Конечно, можно. Мораль этой басни можно было бы придумать самому.
  7. Похожи ли между собой слова Невежда и невежа? - Внешне слова похожи, но по смыслу они совсем разные. Невежа - грубиян, невежда - неуч.

16.09.2018

Толстой Л. "Старый дед и внучек"

Толстой Л., рассказ "Старый дед и внучек"

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа "Старый дед и внучек" и их характеристика

  1. Старый дед. Беззубый, глухой, слепой, несчастный.
  2. Сын и невестка. Эгоистичные, жестокие, равнодушные. Исправились.
  3. Внук. Умный, добрый, заботливый.

План пересказа рассказа "Старый дед и внучек"

  1. Старый дед
  2. Разбитая чашка
  3. За печкой
  4. Внук мастерит лоханку
  5. Раскаяние сына и невестки.

Кратчайшее содержание рассказа "Старый дед и внучек" для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дед стал совсем старым, ослеп, оглох, лишился зубов.
  2. Сын и невестка посадили его за печку.
  3. Однажды дед разбил чашку и его стали кормить с лоханки.
  4. Внук стал мастерить лоханку для своих родителей
  5. Родители заплакали и раскаялись
  6. Они посадили деда за стол.

Главная мысль рассказа "Старый дед и внучек"
Старость надо уважать, а родителей почитать.

Чему учит рассказ "Старый дед и внучек"
Рассказ учит уважать и почитать старших. Любить друг друга. Учит заботиться о старых, больных, немощных. Учит не быть равнодушным эгоистом. Учит отзывчивости и благодарности.

Отзыв на рассказ "Старый дед и внучек"
Это очень хороший и назидательный рассказ, мораль которого в том, что как ты относишься к своим родителям, так и твои дети станут относиться к  тебе. Мне очень понравилось как внук ловко пристыдил своих родителей.

Пословицы к рассказу "Старый дед и внучек"
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Старость не радость.
Как ты относишься к людям, так и они к тебе.
Как аукнется, так и откликнется.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Старый дед и внучек"
Совсем состарился старый дед. Зубы у него выпали, глаза видели плохо, руки тряслись. Все что ему давали, бежало обратно изо рта. И застыдились деда сын и его невестка. Посадили деда за печку и стали там его кормить.
Вот однажды дали они деду чашку с едой, а дед уронил чашку и разбилась она. Рассердилась невестка, долго ругала несчастного старика. С той поры стали ему давать еду в деревянной лоханке.
А потом смотрят родители, а их маленький сынок что-то на полу из деревяшек мастерит.
Спросили они, что мальчик делает. А сын им объяснил, что делает лоханку, из которой кормить их будет, когда они совсем старыми станут.
Переглянулись сын с невесткой и слезы потекли у них по щекам. Стыдно им стало, что так старика обижали. Взяли его под руки, отвели за стол, на самое почетное место посадили и самую лучшую еду дали.

Ответы на вопросы к рассказу "Старый дед и внучек":

  1. Соотнесите содержание рассказа с пословицей. В чем ее смысл? - Дети не почитали старика-отца и им в старости было уготовано то же самое. А в тех семьях, где старших почитают царит любовь и согласие.
  2. Что такое почитать старших? - Почитать, значит уважать, заботиться.
  3. Как бы ты вел себя в такой ситуации? - Я бы никогда не обделял стариков-родителей. Потому что они нас растят и любят. Их тоже надо любить и уважать.
  4. Могло ли подобное произойти в вашей семье? - В моей семье старших уважают, такое у нас точно не могло случиться.